КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческое мышление руководителя учебного заведения 1 страница
§6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И МЕТОДЫ ЕГО СПЛОЧЕНИЯ
Педагогический коллектив — важнейший фактор успешности учебно-воспитательного процесса. В конечном счете, результативность его определяется профессиональной культурой и талантом педагога, его стремлением добиться высоких результатов в работе. Эти качества в полной мере раскрываются в дружном сплоченном творческом коллективе. Педагогический коллектив выполняет две главные функции: учебно-воспитательную и социально-гуманитарную. Первая выражает потребности общества, вторая — личные интересы самих работников. Осуществляя социально-гуманитарную функцию, коллектив удовлетворяет различные потребности педагога — в труде, в определенном материальном вознаграждении, в общест-венном признании, в общении и дружбе, в социальной защите и др. Эти две функции не противопоставлены друг другу, они сочетаются. Для их успешной реализации необходимы организованность и сплоченность. Следовательно, педагогический коллектив — это группа, организованная и сплоченная, на основе образовательной деятельности, гармонизующей интересы общества и личности. Социально-психологическая структура коллектива складывается, прежде всего, из невидимых психологических «нитей», связывающих его членов, из симпатий и антипатий, взаимного уважения и пренебрежения, доверия — недоверия, а также других эмоционально-оценочных отношений. Организованность характеризует деловую структуру коллектива с точки зрения того, насколько она способствует четкому взаимодействию людей в процессе совместной деятельно- 6.1. Понятие о коллективе сти. А сплоченность — это свойство социально-психологической структуры. Она характеризует степень психологического единства членов коллектива. Организованность складывается из внешнего поведения работников, их действий и поступков, тогда как сплоченность — из внутренних отношений. 6.2. Функции межличностных Межличностные отношения сящие эмоционально-оценочный характер. Они «переживаются» личностью в той или иной мере. Отсутствие отношений (в психологическом смысле) проявляется в равнодушии. В самом общем виде отношения выражаются в симпатии и антипатии. Межличностные отношения выполняют различные функции. Главная из них ценностная. С ней связаны все другие функции. Известно, что самая большая ценность на земле это человек. Для нас нет более дорогого существа, чем любимый человек. Именно любовь, глубокая привязанность, нежность, обожание, восхищение и другие чувства делают близкого человека высочайшей ценностью. Его утрата — самая большая трагедия в жизни, порой вообще лишающая ее смысла. Второй аспект этой функции состоит в том, что эмоциональный тонус личности, ее самочувствие, т.е. то, что мы называем счастьем, зависят в первую очередь от состояния межличностных отношений. Трудовая деятельность, повседневное поведение людей, особенно в малых социальных группах (например, в семье) мотивируется, в первую очередь, межличностными отношениями. Это отчетливо проявляется и в профессиональной школе. Как показали исследования, среди внешних мотивов, влияющих на качество педагогической деятельности, на первые два места поставлены желание сохранить престиж среди учащихся и привлечь доброжелательное внимание коллег к своим успехам, а среди негативных стимулов самое неприятное — осуждение коллектива. Во многих исследованиях последнего времени установлено, что неблагоприятные отношения с людьми вызывают серьезные дисфункции в организме на всех уровнях — и на соматическом, и на нервно-физиологическом, и на психическом. С ними тесно связаны многие заболевания: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, нервно-психические, нарушения в опорно-двигательной сфере и др. Человеческие отношения выступают как «катализаторы» взаимодействия людей. Типы взаимодействия (доминирование, соперничество и сотрудничество) основаны на определенном типе межличностных отношений, которые создают у участников специфическую мотивацию общения. Известно, что во многих видах деятельности, связанных с воздействием на людей (в управлении, рекламе, пропаганде, медицине и Ш др.) большое значение имеет психологический контакт между участниками. Психологический контакт — это такая духовная связь между людьми, которая определяет возможность передачи от человека к человеку психологической информации — мыслей, чувств, убеждений, воли и др. Это — проводник, по которому передается энергия психологического воздействия на другую личность. В основе контакта лежат межличностные отношения, где особая роль принадлежит доверию. Доверие — это такое эмоционально-оценочное отношение, благодаря которому слова, оценки и действия другого лица воспринимаются как правильные без всякого объективного подтверждения. Ошибки и недостатки лица, облеченного доверием, обычно не замечаются или кажутся незначительными. И, напротив, при отсутствии доверия все слова и действия человека берутся под сомнение. Его мысли кажутся неглубокими, доброта — неискренней, имеющей скрытый смысл; советы выглядят легковесными и некомпетентными. Используется любая зацепка, чтобы истолковать его действия в негативном свете, обесценить их. Это часто ведет к конфликтам, к невозможности заниматься общим делом. Поэтому не вызывающие доверия руководители неспособны эффективно влиять на учителей и сотрудничать с ними. Эмоционально-оценочные отношения в коллективе — важнейший фактор морального становления личности. Одобрение и осуждение, похвала и порицание, восхищение и пренебрежение, ирония и насмешка, любовь и ненависть, требования — все эти состояния влияют на действия и поступки членов коллектива, их чувства, самооценку. Чем гордится человек, что он считает для себя делом чести, чего он стыдится — все это в конечном счете определяется тем, какие действия и поступки, какие качества одобряются или осуждаются другими людьми, общественным мнением коллектива. 6.3. Сплочение педагогического Сплоченность педагогического условий продуктивности учебно-воспитательного процесса. Это предмет постоянной заботы руководителя учебного заведения. «Единство педагогического коллектива, — отмечал А. С. Макаренко, — совершенно определенная вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой-угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». В широком значении под сплоченностью следует понимать внутреннее психологическое единство группы, ее привлекательность для всех членов. Объединяет людей тот коллектив, который помогает им удовлетворить разнообразные потребности, интересы и влечения, * Макаренко А.С. Соч. В 7 т. Т. 2. М., 1957. С. 392. представляет для них определенную ценность. Именно поэтому коллектив привлекает своих членов, привязывает их к себе. На основе такой привязанности со временем формируется устойчивая установка трудиться и жить. Сплоченность имеет довольно сложную структуру. В зависимости от того, где локализованы привлекательные, объединяющие ценности, можно выделить два ее главных компонента — функциональную и межличностную (социальную) сплоченность. Стремление педагога работать в данном учебном заведении или уйти из него существенно зависят от функциональных факторов. Если преподавателю нравится работа, если он разделяет цели и задачи общей деятельности, находит радость в общении с педагогами, учащимися, то это вызывает положительное отношение его к учебному заведению. Существенно влияют и условия труда: заработная плата, учебно-материальная база, санитарно-гигиенические условия, разумная организация труда, отсутствие формализма и показухи и другие факторы (режим работы, отпуск, перспективы профессионального и должностного роста и т.д.). Межличностная сплоченность базируется на коммуникативных ценностях, заключенных в окружающих людях, в их взаимодействии и общении. В социальной психологии обычно выделяют социальную сплоченность, основанную на человеческих отношениях. Межличностный характер отношений ярко выражен и в психологической ткани функциональной сплоченности. Дело в том, что сердцевину педагогической деятельности составляет общение с учащимися. Во всех типах средних учебных заведений (общеобразовательных, ПУ и ССУЗ) для педагогов наиболее важны две ценности — любовь и уважение учащихся и добрые взаимоотношения с коллегами. Далее со значительным отрывом идут хорошие отношения с администрацией, возможность реализовать себя в педагогической деятельности, большой отпуск и др. Чтобы сплотить коллектив, необходимо, прежде всего, знать те внутренние механизмы, которые обеспечивают единение людей, их взаимное тяготение. Общая деятельность объединяет людей при условии, если между ними есть психологическая совместимость, т.е. они способны удовлетворить различные потребности, интересы и ожидания партнеров, проявляющиеся в совместной деятельности. Эти потребности могут быть обращены к самым различным проявлениям взаимодействующих субъектов: к их целям и ценностям, профессиональным умениям, распределению функций и различных благ, доброжелательности и тактичности, честности и порядочности и др. В зависимости от того, какие потребности педагога и как удовлетворяются партнерами (другими работниками и учащимися) в процессе взаимодействия, можно выделить ряд психологических механизмов формирования межличностных отношений, сплачивающих или разобщающих коллектив. Своими истоками межличностные отношения уходят во многие потребности, выражающиеся в стремлении сохранить духовно-эмоциональное единство с окружающими («потребность в любви»). На основе этой потребности происходит формирование отношений, которые условно можно назвать так: «бумеранг», «созвучие», «сопереживание», и «эталон». «Бумеранг». Человек привязывается, в первую очередь, к тем, кто относится к нему с симпатией и уважением, любит его, т.е. отвечает другим той же эмоциональной взаимностью. И добрые, и недобрые чувства возвращаются, словно бумеранг, к тому, кто им владеет. Вот как характеризуют старшие подростки любимых педагогов: «Мне больше всех нравится преподаватель истории. Светлая, голубоглазая, она доброй улыбкой создает вокруг себя радостное настроение. С ней я могу поделиться самыми сокровенными мыслями. Когда у меня неприятности, я с нетерпением жду урока истории, встречи с милой учительницей. Ее спокойный, сердечный голос, умение с первого взгляда понять твое состояние, разделить и горе твое, и радость, дать мудрый совет, если нужно помочь, — вот за что я ее люблю и уважаю». А вот мнение о другом преподавателе: «Мне не нравится Д.Р. Формально к ней не придерешься: она знает свой предмет, образованна. Но в ее душе есть что-то неуловимо холодное. Она не хочет видеть у учеников способностей. Придирчива до глупости. Это ужасный человек. В начале учебного года была вообще ко всем равнодушна, но потом капельку оттаяла». По своей значимости в формировании отношений преподавателей к директору, педагога к своим коллегам, учеников к учителю «бумеранг» находится на первом месте. «Созвучие» можно считать своеобразной формой проявления той же самой потребности. Когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы людей созвучны, сходны, тождественны, это эмоционально сближает их, вызывает тяготение друг к другу. На этом основано чувство родства, близости, укрепляющее взаимное доверие и симпатию. Как справедливо заметил писатель И.А. Бунин, «потребность разделить душевные волнения, мысли и чувства с другими, сделать их «нашими общими» — эта потребность человеческого сердца неискоренима», что без этого нет жизни и что «в этом какая-то великая тайна».* Преподавателю важно не только знать, но и жить интересами и заботами ребят. К сожалению, слишком часто взрослые не понимают и не разделяют их «страстей»: порой то, что для них важно, педагогу неинтересно; что им близко и дорого — безразлично, чуждо; что вызывает у них восторг, у преподавателей — кислую гримасу. Такие психологические диссонансы опасны, ибо ведут к нарушениям межличностных отношений. А ведь многие увлечения, суждения молодежи, с которыми мы воюем, безобидны и со временем получают обще- * Бунин И.А. Соч. Т. 2. М., 1982. С. 227. ственное признание (музыка, танцы, модели одежды, прически и др.). Надо ли ломать копья? Даже социальный «нигилизм» и «критиканство» подростков и юношей оказываются часто обоснованными. Возникшая из-за разногласий взаимная неприязнь служит причиной еще больших расхождений. Не хочется соглашаться с неприятным человеком. Даже напротив: хочется возражать с удовольствием, выискивая в его суждениях изъяны. В таких случаях кажутся вполне приемлемыми и искусственные придирки. В некоторых педагогических коллективах споры чаще всего вырастают из вражды и взаимного неприятия. А если же преподаватели привязаны друг к другу, они ищут возможности сближения своих позиций. Их умы чувствительны к аргументам коллег. Словом, любовь и уважение ведут к согласию, а эмоциональный разлад — к разногласиям. Это можно считать закономерностью. «Дефицит». В основе этого образного понятия лежит закономерность, проливающая свет на одно из самых социально значимых и загадочных явлений в сфере человеческих отношений — на природу авторитета. Это такое эмоционально-оценочное отношение к человеку, которое определяет его возможности оказывать психологическое воздействие на других. Авторитет придает человеку привлекательность, поэтому вокруг него сплачивается симпатизирующая ему группа лиц, он становится ее лидером. При отсутствии авторитетных членов социальная группа становится рыхлой, возникают мелкие группировки, а дееспособность группы снижается в результате обостряющихся противоречий. Вот почему так важна роль авторитетного руководителя. Его требования выполняются с радостью, ибо ему доверяют, его уважают. Как показали исследования, отношение к человеку как к авторитету напоминает психологический механизм «дефицита». Мы высоко ценим только дефицитные в обществе качества, которые выражены у данной личности ярче, чем у других людей, особенно у представителей конкретной социальной общности. Достоинства, которые есть у всех, воспринимаются как должное. Почтение, преклонение и восхищение вызывают проявление только таких качеств, которых не хватает многим или подавляющему большинству. А если какое-то ценное качество есть у всех, мы обращаем внимание на тех редких людей, которые его лишены: это вызывает неприятное удивление, а то и презрение. Механизм «дефицита» оказывает решающее влияние на авторитет и преподавателя, и руководителя педагогического коллектива. В свое время учитель был ярким носителем «дефицита» — знаний, культуры. И это резко выделяло его среди общей массы, особенно на селе. Сегодня на фоне всеобщей грамотности педагог выглядит чуть ли не «как все» — ему трудно чем-то выделиться. Но как сильно возрастает его авторитет, если он наделен каким-то талантом — художественным, спортивным, владеет каким-либо ремеслом и т.д., имеет высокую общую культуру, возвышающую его среди коллег или населения. «Эмоциональное эхо». Каждый хорошо знает о том, как настроение человека влияет на восприятие окружающего мира. Когда оно бодрое, радостное, все вокруг кажется прекрасным: и люди, и вещи, и природа. А при плохом настроении все меркнет, окрашивается в мрачные тона, раздражают даже пустяки. Поэтому нет ничего проще поссориться с людьми. Если у педагогического коллектива низкий эмоциональный тонус, если в нем царит атмосфера уныния, нервозности, то от этого сильно пострадают и межличностные отношения. Есть такие учебные заведения, в которых настроение коллектива постоянно отравляется грубостью администрации, плохой организацией работы, перегрузкой ненужными делами, отсутствием возможности нормально отдохнуть, критиканством, нервирующими проверками и отчетами. На таком эмоциональном фоне легко вспыхивают ссоры и конфликты. А там, где бодрая, жизнерадостная атмосфера, меняются к лучшему и человеческие отношения. Поэтому забота о настроении педагогического коллектива — это одновременно и забота о его сплочении, о создании в нем благоприятного климата для сотрудничества. «Содействие». Педагог находит общий язык с ребятами, если содействует достижению их целей, помогает им двигаться вперед. Совершенно очевидно влияние этого механизма и на отношения в педагогическом коллективе. Руководителю нравятся, прежде всего, такие преподаватели, которые добросовестны, исполнительны, дисциплинированны, поддерживают его цели и устремления. Его радует все то, что облегчает его ношу, снимает барьеры на пути к цели. Конечно, взаимопомощь и содействие, согласованность усилий всегда сближают людей. А противодействие разобщает, вызывает раздражение и неприязнь. Не может быть приятным для педагога учащийся, срывающий занятия или не желающий учиться. Не может директор симпатизировать педагогу, дезорганизующему работу и подрывающему престиж учебного заведения. Нетрудно видеть, что здесь речь идет об отношениях, прямо опосредованных деятельностью. Этот механизм выходит на первый план там, где люди заняты общей деятельностью, требующей сотрудничества, сотворчества. «Упорядочение». В любой социальной общности взаимопонимание и контакт достигаются лишь при условии упорядочения взаимодействия людей на нормативной основе. Если нет единых требований, четких правил, то каждый действует по личному усмотрению и постоянно «натыкается» на интересы других, не содействует, а мешает продвижению к цели. Вот почему там, где нет ясных и четких правил поведения или они не соблюдаются, педагогов обычно одолевают противоречия и конфликты. Только стабильный порядок, соблюдение норм взаимодействия и общения могут обеспечить хорошие межличностные отношения, ибо порядок — это ясность взаимных ожиданий, когда ученик и учитель, руководитель и руководимый не преподносят друг другу неприятных сюрпризов, а действуют так, как положено в ситуациях сотрудничества и сотворчества. Здесь охарактеризованы наиболее значимые механизмы, влияющие на сплочение педагогического коллектива. Их знание важно для определения методов и приемов формирования межличностных отношений, объединяющих людей и способствующих предупреждению конфликтов. 6.4. Управление Чтобы создать оптимальный кли- психологическим климатом мат в педагогическом коллективе, директору необходимо знать, при каких объективных и субъективных условиях педагог чувствует удовлетворенность жизнью и работой профессионального лицея или училища и стремиться к их созданию. К таким условиям относятся: — Материальные условия (своевременная выплата зарплаты; со — Сплоченность коллектива, согласованность общей работы; — Личная защищенность каждого педагога (уверенность в том, что его поддержат в трудную минуту; чувство локтя, уверенность в справедливости руководства). — Доброжелательное отношение директора к каждому работнику лицея (училища) (постоянное внимание руководителя к подчиненным и поощрение их инициативы; неизменный такт в отношениях с подчиненными; опора на положительные качества сотрудников, но, вместе с тем, способность видеть их промахи и ошибки). — Систематическое совершенствование квалификации и педагогического мастерства сотрудников УНПО (постоянная коллективная и индивидуальная работа по повышению квалификации всех категорий работников; создание такой обстановки, когда каждый чувствует свой рост и видит его перспективу; организованные занятия, стажировка, индивидуальная самостоятельная работа). — Коллективная методическая творческая работа (разработка общей темы, которая может быть решена в процессе деятельности, объединяющей усилия многих членов педагогического коллектива). — Демократический стиль руководства (постоянные советы; систематическая гласность принимаемых решений; информация членов коллектива о всех важнейших проблемах руководства; чуткое реагирование на настроение и мнение сотрудников образовательного учреждения, постоянная забота о них; правильное реагирование на критику). — Коллегиальность в принятии педагогических решений (опора директора на мнение своих заместителей и членов совета руководства; вынесение наиболее важных вопросов на педагогический совет; обращение к коллективному мнению и его учет). — Взаимное доверие и уважение (доброжелательность и уважение между всеми работниками образовательного учреждения; постоянная поддержка хороших отношений между сотрудниками со стороны руководства учебного заведения). —Своевременное предупреждение конфликтов (применение системы мер, которая исключала бы их возникновение, формирование общественного мнения, обсуждение общих вопросов с привлечением к участию в них каждого из членов коллектива; взаимная информация о делах; рациональная организация совместной деятельности). —Успехи в педагогической деятельности. Они являются следствием здорового психологического климата в коллективе и одновременно важным условием его формирования, так как оказывают стимулирующее воздействие, вдохновляют и мобилизуют сотрудников. Поэтому необходимо всемерно пропагандировать успехи отдельных сотрудников и целого коллектива. —Хорошие отношения с учащимися. Они неизбежно накладывают отпечаток на психологический климат. Исследования показывают, что реализация этих условий, установление в коллективе духа творчества и хорошего настроения способствует достижению высоких результатов в учебной работе. Выработка современного управленческого мышления связана с переосмыслением сложившихся теоретических концепций и практического опыта в управлении профтехобразованием, с овладением идеями и подходами демократического воздействия на объекты управления. Управленческое мышление руководителей УНПО предполагает осмысление объективных закономерностей развития профессионального образования, особенностей и способов управленческого труда в сложившихся в настоящее время условиях. Принципы и методы демократического управления определяют логику современного управленческого мышления руководителей, имеющего непосредственную направленность на реализацию целей учреждения начального профессионального образования, а также интересов и потребностей учащихся и сотрудников. Современное управленческое мышление не может игнорировать мировой опыт, использование достижений западного менеджмента, составляющих его многочисленных школ и доктрин. Обогащение эрудиции руководителей лицеев и училищ может быть осуществлено благодаря идеям школы индустриального управления, завоевавшим популярность в теории и практике менеджмента, развитие которого шло под влиянием взглядов и идей этой школы. Управленческое мышление руководителей УНПО может быть узким или широким. Широта его означает способность руководителя держать в поле зрения все многообразие условий, обстоятельств и фактов, связанных с решением задач образовательного учреждения. На развитие управленческого мышления руководящих работников существенно влияет обстановка, сложившаяся в системе управления. В условиях бюрократического управления обычно устанавливается жесткая регламентация поведения каждого, вводятся многочисленные нормативы и формализованные процедуры, обязательная иерархия и субординация. Такие условия сковывают инициативу и предприимчивость. По результатам исследований, анализа и обобщения передового опыта можно выделить качества руководителя УНПО, характеризующие его управленческое мышление: —сочетание педагогической и экономической направленности в управленческой деятельности; —владение способами эффективного влияния на сотрудников и обучающихся, способами работы с подчиненными; —положительное отношение к новшествам, преобразованиям и обновлениям, диктуемым социально-экономическими условиями; —забота о том, чтобы образовательное учреждение успешно решало педагогические цели и задачи, используя новейшие достижения педагогики, психологии и техники; —умение давать четкие и мотивированные задания; —поощрение сотрудников и обучающихся, мотивированная критика; —следование единой линии поведения в кризисных ситуациях; —соблюдение правил и традиций, принятых в коллективе; —готовность пойти на риск ради образовательного учреждения, отдельных его сотрудников и учащихся; —своевременное решение вопросов; —личная дисциплинированность; —гуманное отношение к обучающимся, сотрудникам, а также ко всем окружающим, стремление оказать помощь и поддержку всем, кто в ней нуждается. Важным фактором эффективности управленческой деятельности является внутренняя и внешняя информация. Основными критериями качества внутриучилищной информации могут служить оперативность и своевременность сообщений, их полнота и объективность, систематичность и охват всех сторон деятельности училища (лицея). Внешняя информация с позиций управления может быть оценена в зависимости от актуальности, возможности использования руководством училища (лицея), доступности, ясности, регулярности поступления и рациональности объема. Совершенствование организации информационного обслуживания управления училищем (лицеем) возможно при осуществлении целого ряда конкретных мер, главными из которых являются: — организация системы оперативного информирования, при кото информацию о состоянии работы коллектива по важнейшим вопросам; систематическое информирование сотрудников и учащихся о состоянии дел в УНПО и возникающих проблемах и новых задачах; —упорядочение и координирование работы центров приема и передачи информации (канцелярии, библиотеки, бюро НТИ, педагогического кабинета, дежурного по учебному заведению, диспетчерского пункта); —осуществление первичного анализа входящих сообщений, их фильтрация; —применение передовой техники и технологии, прежде всего с использованием ЭВМ, при приеме, регистрации, контроле, хранении и передаче информационных материалов; —рациональная организация работы директора с управленческой информацией; —централизация процессов и каналов подготовки и отправления исходящей документации в адрес училища (лицея) в органах образования с целью сокращения количества документов, циркулирующих между учебными заведениями и органами управления. Управление УНПО может рассматриваться как операционный процесс, разделенный на части, соответствующие функциям управления: планированию, организации, координированию, регулированию, учету, контролю и анализу работы. На этой основе можно произвести моделирование управления. Алгоритм моделирования цикла управления УНПО включает: 1. Анализ условий и задач деятельности УНПО, структуры управления им. 2. Анализ функциональных обязанностей и содержания деятельности руководящих работников УНПО. 3. Отбор видов управленческого труда, типичных для цикла управления, составление перечня работ. 4. Установление рациональной последовательности и взаимосвязи выполнения видов работ. 5. Кодирование каждого события, означающего результат выполнения работы, номерами натурального ряда чисел. 6. Экспертная оценка времени выполнения каждого вида работ. 7. Обобщение данных, полученных при экспертных оценках. 8. Построение сетевой модели управления УНПО. 9. Выявление основных работ, влияющих на конечные результаты и требующих повышенного внимания и контроля руководителей.
10. Подготовка входных данных для ЭВМ. 11. Обработка данных на ЭВМ, получение машинограммы с выходными данными. 12. Нахождение критического пути в рамках времени, отведенного на управленческий цикл на основе машинограммы, полученной с ЭВМ. Прогнозирование хода выполнения работ на критическом пути.
_ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ, X ОБОБЩЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА Целью изучения передового опыта является оптимизация учебного процесса на основе совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения с использованием наиболее рациональных его способов. В педагогической практике различают: — обычный опыт, под которым понимается правильное применение известных методических рекомендаций, творчески переработанных педагогом; — передовой опыт, под которым понимается творческая разработка новой идеи, выдвинутой педагогической наукой, ее практическое воплощение в различных вариантах;
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |