КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегия развития учебного заведения в условиях рыночной экономики
В условиях рыночной экономики учреждения начального профессионального образования должны считаться с объективными законами рынка, обеспечивать подготовку, распределение, высвобождение и трудоустройство. Чтобы выжить в рыночных условиях, каждое образовательное учреждение должно: —проводить набор абитуриентов в соответствии с проектной мощностью и количеством мест; —готовить учащихся на уровне федерального или международного стандарта по профессиям, имеющим спрос на рынке труда; —экономно использовать все ресурсы в рамках бюджетного финансирования и дополнительных внебюджетных доходов; —обеспечивать социальную защиту обучающихся и инженерно-педагогического персонала. Выбор приоритетных направлений деятельности должен осуществляться образовательным учреждением. Возможны следующие ориентации: — на потребность рынка и профессиональных намерений молодежи; — на потребность предприятий в переподготовке и повышении квалификации рабочих; — на коммерческую деятельность, направленную на возрождение и развитие традиций, художественных промыслов и ремесел; — только на коммерческую деятельность. При этом речь может идти о четырех возможных вариантах разработки стратегического плана: а) Стратегия проникновения на рынок эффективна, когда рынок б) Стратегия развития рынка эффективна, если образовательное в) Стратегия эффективна, если образовательное учреждение на г) Стратегия диверсификации — используется для выпуска новых товаров, ориентированных на новые рычаги. Выбрав тот или иной вариант, нужно подумать о его осуществлении. Нужна своевременная корректировка стратегии. При этом необходимо решить следующие вопросы: — кого, по каким профессиям и как должно готовить училище; — какой хозяйственной деятельностью (без ущерба для основной — учебной) оно может заниматься; — какова внешняя среда училища, определяющая принципы его деятельности (демографическая ситуация в регионе, потребность в подготовке кадров, потребность в производстве товаров потребления и услуг населению), каковы взаимоотношения с базовым предприятием и спонсорами; — соответствуют ли потенциальные возможности училища поставленным целям и задачам (каковы его площади, оборудование, кадры, финансовые средства); — соответствует ли существующая структура и схема управления училищем целям и задачам его деятельности; — отвечает ли организационно-правовая форма образовательного учреждения современным требованиям и задачам; — какие товары и услуги населению образовательное учреждение хочет и может оказывать, каково соотношение между основной (учебной) и дополнительной (коммерческой) деятельностью; — как образовательное учреждение будет конкурировать с партнерами на рынке труда (за счет качества подготовки кадров, товара или за счет снижения издержек); — какова стратегия образовательного учреждения — на дифференциацию услуг или на их концентрацию; — каковы связи с предприятиями-заказчиками, целесообразна ли в той или иной форме интеграция с ними; — каковы каналы продвижения товаров и др. Таким образом, перепрофилирование образовательных учреждений и стратегию их развития можно определить только после тщательного изучения наличия и состояния учебно-материальной базы, состава педагогов, демографической ситуации, а также баланса распределения молодежи и трудовых ресурсов на учебу и работу, интересов, мотивов и склонностей учащихся. Разработка стратегии развития образовательного учреждения зависит, прежде всего, от внешней среды и потенциала самого образовательного учреждения. Под внешней средой имеется в виду рынок труда, формирующийся в зависимости от потребностей производства, социально-демографической ситуации в регионе, а также от наличия образовательных учреждений-конкурентов. Рыночные возможности образовательного учреждения ограничены его потенциалом, в том числе учебно-материальной базы, педагогическим коллективом, учебно-методическим и финансовым обеспечением. Потенциал образовательного учреждения может быть скор- ректирован (увеличен или уменьшен) в зависимости от потребности рынка. Стратегический план развития образовательного учреждения позволяет: — уточнять направление его деятельности; — успешно планировать подготовку и переподготовку рабочих, производство и сбыт товаров и услуг; — рационально распределять имеющиеся ресурсы; — проводить рациональную политику ценообразования; — координировать усилия всех подразделений образовательного учреждения, оценивая реальный вклад каждого работника и проводя справедливую политику стимулирования труда; Процесс стратегического планирования состоит из ряда взаимосвязанных этапов. На первом этапе определяются основные цели и задачи организации образовательного учреждения и его коммерческой деятельности; на втором — происходит оценка и выбор соответствующего сегмента рынка (потенциальных покупателей); на третьем — разработка технических характеристик и отличительных качеств товаров и услуг. На четвертом этапе определяются ожидаемые объемы продаж; на пятом — разрабатывается политика ценообразования. На шестом определяются ответственные исполнители по каждой задаче и сроки выполнения работ. На седьмом этапе намечается порядок контроля за ходом выполнения стратегического плана, сравнение планируемых показателей с реальными достижениями за определенный период, а также анализ бюджета, данных сбыта и издержек. Для разработки, реализации и пересмотра стратегии образовательного учреждения необходимо получать адекватную информацию о положении на рынке товаров и услуг. Этому способствуют маркетинговые исследования. Чтобы быть эффективными, эти исследования должны носить систематический характер и выполняться независимыми консультативными организациями или специалистами. Данные могут поступать из различных источников: самого образовательного учреждения, статистических отчетов предприятий и организаций, материалов анкетирования, интервью и из экспертных опросов. Маркетинговые исследования включают в себя довольно широкий круг вопросов: — краткосрочное прогнозирование (до 1 года); — долгосрочное прогнозирование (более 1 года); — измерение рыночного потенциала; — анализ сбыта; — исследование потенциала новой продукции; — изучение каналов сбыта; — анализ ценообразования; — анализ эффективности деятельности образовательного учреждения (обратная связь). С помощью аналитических материалов, полученных при маркетинговом исследовании, разрабатывается стратегия развития образовательного учреждения, представляющая собой детальный комплексный план, нацеленный на достижение поставленных задач в течение длительного периода. Важнейшей составной частью разработки стратегии развития образовательного учреждения в условиях рыночной экономики является обоснование и выбор организационно-правовой формы его деятельности. Для выбора оптимального варианта организационно-правовой формы и типа образовательного учреждения рекомендуется следующий алгоритм действий: 1. Изучить диагноз и прогноз конкретной ситуации на рынке труда. 2. Изучить соответствующие технико-экономические показатели деятельности образовательного учреждения и его потенциальные возможности (учебно-материальную базу, кадровый потенциал, учебно-программную документацию, финансовые возможности). 3. Изучить альтернативные варианты образовательных учреждений. 4. Выбрать оптимальный вариант. 5. Согласовать с заказчиками и заинтересованными организациями. 6. Разработать проекты учредительных документов (Положение, Устав, Учредительный договор и др., указать в пояснительной записке мотивы выбора организационно-правовой формы образовательного учреждения, отметив ее преимущества и недостатки). 7. Наметить план мероприятий по реализации выбранного варианта. В современных условиях можно построить образовательные учреждения, основанные на различных формах собственности: государственной, муниципальной, арендной, акционерной, частной. С учетом перечисленных факторов можно определить оптимальный вариант организационно-правовой формы для реализации целей образовательного учреждения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |