Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность управления




§1



Управление учебно-воспитательным процессом осуще­ствляется путем организации деятельности педагогического коллек­тива. Поэтому основным объектом управления в учебном заведении является педагогический коллектив.

Основная суть социального управления сводится к решению двух задач: ориентации и активизации деятельности педагогов. Для решения первой задачи субъект управления обеспечивает раз­работку определенной программы, рассчитанной на направление деятельности работников в нужное русло. Вторая задача решается путем создания стимулирующих условий, апеллирующих к эмоци-онально-потребностной сфере личности (материальное и мораль­ное вознаграждение, стимулирующий социально-психологиче­ский климат в педагогическом коллективе, хорошая организация труда и др.).

В активизации педагогической деятельности существенную роль играет и качество управленческой программы: ее четкость, реали­стичность, нацеленность на высокий конечный результат, степень детализации и т.д. Каждой сфере деятельности соответствуют про­граммы определенного типа. В целом здесь проявляется следующая закономерность: чем больше творчества требует выполняемая рабо­та, чем гуманнее и демократичнее общество, тем меньше детализа­ции в управленческих программах и больше свободы выбора для ра­ботника.

Это в полной мере относится и к педагогической деятельности, требующей от преподавателей и мастеров инициативы, самостоя­тельности, творческого подхода к делу. Поэтому в данной сфере мало используются обязательные для выполнения жесткие директивные программы. Разновидностями таких программ являются лишь требо­вания к режиму труда, ведению документации, конечному результа­ту деятельности. Требования к конечному результату ужесточаются и оформляются в виде государственных образовательных стандартов. Качество педагогической деятельности измеряется соответствием


уровня подготовленности выпускников учебных заведений этим стандартам. Следовательно, отказ от директивных управленческих программ не означает предоставления неограниченной свободы педа­гогам. Здесь речь идет о том, чтобы перенести акцент в регламента­ции с процесса обучения егоспособов и содержания на его конечные продукты.

С точки зрения степени обязательности, управленческие про­граммы можно разделить на информационные и директивные. Так, публикуемые в печати различные научно-методические рекомен­дации представляют собой информационные программы, необяза­тельные для выполнения. Педагог имеет право почерпнуть из них только то, что он считает нужным для себя. Их реализация цели­ком зависит от желания педагога, от наличия у него соответствую­щей внутренней мотивации. Директивные же программы обяза­тельны. В ходе демократизации общества непрерывно возрастает роль информационно-рекомендательных программ, что ведет к ак­туализации стимулирующей функции управления. Доминирова­ние директивных программ в деятельнвсти учебных заведений — это характерная черта авторитарной системы. В прошлом жестоко программировались не только содержание обучения и воспитания, но и формы и методы работы, а также педагогические средства. Деятельность педагогов ограничивалась. Это, несомненно, подав­ляло мотивацию труда и творчества.

Концепция управления учебным заведением может быть пред­ставлена в форме организационной модели, содержащей множество руководящих идей, определяющих основные черты системы этого управления, основные факторы, обеспечивающие ее построение и функционирование.

С позиций деятельного подхода в модели управленческой деятель­ности могут быть выделены следующие структурные компоненты: мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, опе­ративный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий. Данная общепсихологическая структура уп­равленческой деятельности ориентирована на индивидуальную дея­тельность субъектов управления, в то время как процесс управления, управленческая деятельность всегда совместимы и стоятся по зако­нам общения.

На концептуальном уровне модель управленческой деятельности представлена в виде многоуровневой, многофакторной модели (рис. 12). Функциональные характеристики этой модели и ее эффек­тивность обеспечиваются диалектикой взаимодействия факторов: внешних (ситуация в обществе, отрасли, в профессиональном учили­ще) и внутренних (профессиональная готовность субъектов управле­ния к деятельности; организационная структура управления; проф­иль подготовки; содержание и организация образовательного процес­са) с программно-целевыми, процессуально-содержательными и результативно-оценочными параметрами модели.


       
   

I

Экономические

Политические


Внешние условия

Социокультурные


Демографические


 


Рынка рабочей силы и образовательных услуг


Потребности

Общества


| Семьи


Личности


 


 

Методы



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.