КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность управления
§1 Управление учебно-воспитательным процессом осуществляется путем организации деятельности педагогического коллектива. Поэтому основным объектом управления в учебном заведении является педагогический коллектив. Основная суть социального управления сводится к решению двух задач: ориентации и активизации деятельности педагогов. Для решения первой задачи субъект управления обеспечивает разработку определенной программы, рассчитанной на направление деятельности работников в нужное русло. Вторая задача решается путем создания стимулирующих условий, апеллирующих к эмоци-онально-потребностной сфере личности (материальное и моральное вознаграждение, стимулирующий социально-психологический климат в педагогическом коллективе, хорошая организация труда и др.). В активизации педагогической деятельности существенную роль играет и качество управленческой программы: ее четкость, реалистичность, нацеленность на высокий конечный результат, степень детализации и т.д. Каждой сфере деятельности соответствуют программы определенного типа. В целом здесь проявляется следующая закономерность: чем больше творчества требует выполняемая работа, чем гуманнее и демократичнее общество, тем меньше детализации в управленческих программах и больше свободы выбора для работника. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности, требующей от преподавателей и мастеров инициативы, самостоятельности, творческого подхода к делу. Поэтому в данной сфере мало используются обязательные для выполнения жесткие директивные программы. Разновидностями таких программ являются лишь требования к режиму труда, ведению документации, конечному результату деятельности. Требования к конечному результату ужесточаются и оформляются в виде государственных образовательных стандартов. Качество педагогической деятельности измеряется соответствием уровня подготовленности выпускников учебных заведений этим стандартам. Следовательно, отказ от директивных управленческих программ не означает предоставления неограниченной свободы педагогам. Здесь речь идет о том, чтобы перенести акцент в регламентации с процесса обучения егоспособов и содержания на его конечные продукты. С точки зрения степени обязательности, управленческие программы можно разделить на информационные и директивные. Так, публикуемые в печати различные научно-методические рекомендации представляют собой информационные программы, необязательные для выполнения. Педагог имеет право почерпнуть из них только то, что он считает нужным для себя. Их реализация целиком зависит от желания педагога, от наличия у него соответствующей внутренней мотивации. Директивные же программы обязательны. В ходе демократизации общества непрерывно возрастает роль информационно-рекомендательных программ, что ведет к актуализации стимулирующей функции управления. Доминирование директивных программ в деятельнвсти учебных заведений — это характерная черта авторитарной системы. В прошлом жестоко программировались не только содержание обучения и воспитания, но и формы и методы работы, а также педагогические средства. Деятельность педагогов ограничивалась. Это, несомненно, подавляло мотивацию труда и творчества. Концепция управления учебным заведением может быть представлена в форме организационной модели, содержащей множество руководящих идей, определяющих основные черты системы этого управления, основные факторы, обеспечивающие ее построение и функционирование. С позиций деятельного подхода в модели управленческой деятельности могут быть выделены следующие структурные компоненты: мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий. Данная общепсихологическая структура управленческой деятельности ориентирована на индивидуальную деятельность субъектов управления, в то время как процесс управления, управленческая деятельность всегда совместимы и стоятся по законам общения. На концептуальном уровне модель управленческой деятельности представлена в виде многоуровневой, многофакторной модели (рис. 12). Функциональные характеристики этой модели и ее эффективность обеспечиваются диалектикой взаимодействия факторов: внешних (ситуация в обществе, отрасли, в профессиональном училище) и внутренних (профессиональная готовность субъектов управления к деятельности; организационная структура управления; профиль подготовки; содержание и организация образовательного процесса) с программно-целевыми, процессуально-содержательными и результативно-оценочными параметрами модели.
Политические Внешние условия Социокультурные Демографические
Рынка рабочей силы и образовательных услуг Потребности Общества | Семьи Личности
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |