КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительное обучение 2 страница
Средний уровень воспитанности трудового коллектива характеризуется вполне удовлетворительными показателями трудовой деятельности, работа выполняется, как правило, без брака, все рабочие выполняют планы по производительности труда. В такой бригаде существуют единые требования, за соблюдением которых следят бригадир и актив (совет) бригады. Здесь личные мотивы деятельности совпадают с общественными и каждый член бригады понимает цели и задачи коллектива. Для каждого члена характерна положительная активность, умелое управление своим поведением. В то же время в такой бригаде есть случаи неритмичной работы, происходят отклонения от установленных технологических процессов, иногда бывают нарушения трудовой дисциплины, в связи с чем возникают конфликтные ситуации. И все же ответственное отношение всего трудового коллектива к выполнению производственных и общественных заданий свидетельствует о его сплоченности, и коллектив может выступать в роли воспитателя. Высокий уровень воспитанности трудового коллектива характеризуется целостностью, высокими показателями трудовой деятельности каждого члена бригады, перевыполнением установленных производственных планов, работой без брака и сдачей продукции с первого предъявления. В бригаде развито рационализаторство и изобретательство, творческое отношение к труду, овладение несколькими профессиями, характерными для данной бригады, достигнута полная взаимозаменяемость в работе. Такой коллектив характеризуется единством требований, высоконравственными взаимоотношениями, сложившимся здоровым психологическим климатом и положительными традициями, личной ответственностью и самодисциплиной, активностью. Изучение деятельности бригады высокого уровня воспитанности позволило подтвердить установившееся содержание работы бригадира как учителя профессии. Он знакомит молодого рабочего с характерными особенностями рабочих мест бригады, их границами; с номенклатурой выполняемых изделий; с содержанием и объемом работы, выполняемой бригадой в течение дня, суток, месяца, за один год; с формами взаимосвязи бригады с другими бригадами и службами цеха; с системой стимулирования труда в бригаде; с порядком повышения квалификации по рабочей профессии и приобретением второй (смежной) и совмещенных профессий; с порядком чередования выполнения отдельных видов работ членами бригады; с системой работы совета бригады. Бригадир рассказывает новому члену бригады о подборе и проектировании коллективной и индивидуальной оснастки и средств малой механизации; знакомит с установленными и проектируемыми нормами времени и нормами выработки; системой планирования труда в бригаде; системой разработки и утверждением производственных бригадных планов; системой учета труда и заработной платы; системой определения расчетной трудоемкости комплекса работ, производимых рабочими бригадами; порядком установления надбавок за профессиональное мастерство; порядком установления коэффициента трудового участия (КТУ), доплат и надбавок к тарифным ставкам за совмещение профессий и расширение зон обслуживания; с системой материального стимулирования работников за снижение трудоемкости, в том числе с выплатой вознаграждений за инициативу по внедрению и пересмотру технически обоснованных норм. 4.3. Периоды наставничества Установлены три периода наставничества: вводный, стабилизации и заключительный. При этом в каждом периоде наставничества выделено два аспекта: 1) профессиональный, связанный с овладением профессией и совершенствованием в ней; приспособлением к физическим и санитарно-гигиеническим условиям труда, ритму, сменности, напряженности, системе нормирования и стимулирования труда, овладением навыками и умениями производительного труда; 2) социальный, связанный с адаптацией к людям, товарищам по работе, включением в систему межличностного общения; принятием норм, ценностей, стандартов поведения, существующих на данном предприятии в сфере труда в целом; воспитанием гражданина, формированием качеств личности, способствующих производительному труду в крупном машинном производстве. Начиная от вводного периода до заключительного периода наставничества наставник должен иметь целостную программу воспитания молодого рабочего, в которой воедино были бы связаны все текущие, оперативные и перспективные планы, отражающие в совокупности систему педагогических замыслов наставника. Вводный период наставничества. В этот период происходит вхождение молодого рабочего в трудовой коллектив. Наставник в первый же день должен встретиться с молодым рабочим, установить с ним контакт и начать воспитательную работу. Входя в новую для него среду, не зная, что такое общение в трудовом коллективе, и не имея достаточного профессионального мастерства, молодой рабочий особенно нуждается в товарищеской помощи, поддержке трудового коллектива. Находясь в состоянии первоначальной адаптации, молодой рабочий пока не располагает информацией о нормах и требованиях коллектива, о его членах, направленности коллектива, о возможном своем положении в нем. Поэтому необходимо познакомить его с членами трудового коллектива, где он будет работать, с предприятием, правилами внутреннего распорядка, традициями. В этот период наставник особенно внимательно следит за взаимоотношениями подшефного с другими членами бригады, оперативно вскрывает причины конфликтов и вовремя их устраняет, уделяет большое внимание организации общения молодого рабочего с членами бригады до и после работы, во внеурочное время; учит умению считаться с мнением коллектива, дорожить его доверием. Во вводный период устанавливается психологическая совместимость наставника и молодого рабочего. Период стабилизации молодого рабочего в трудовом коллективе. В этот период, как и во вводный, молодым рабочим создают благоприятные условия для постепенного профессионального роста; устанавливают пониженные нормы выработки, удобную сменность работы, освобождение от сверхурочной работы. В период стабилизации организуется дифференцированная работа с разными производственными заданиями. Для решения этих задач необходимы соответствующие установки. К ним относятся: мотивация труда, ориентированная на конечный результат, а не на процесс деятельности; самостоятельность в выполнении заданий, ответственность перед коллективом и самим собой; оценка трудовой деятельности по ее результату; серийность и широкая номенклатура вырабатываемых изделий. Эти же условия нужны и для формирования индивидуального стиля деятельности, в наибольшей степени отвечающего личностным особенностям рабочего. Воспитательное воздействие трудового коллектива усиливается, если содержание работы, условия труда, уровень механизации и перспективы роста на данном предприятии будут для них привлекательны. Заключительный период наставничества. В заключительный период наставничества происходит расширение производственного профиля молодых рабочих, они успешно овладели комплексом one раций, необходимых для выполнения заданий, выполняют нормы квалифицированных рабочих, принимают участие в общественной жизни коллектива, участвуют в управлении бригадой, приобретают организационные навыки и умения в такой степени, что в случае необходимости могут заменить любого члена бригады. Молодой рабочий выработал свои, присущие ему методы трудовой деятельности, индивидуальный стиль работы. Он хорошо владеет приемами и методами труда передовых рабочих, у него больше сноровки, хорошо развита система практического мышления, позволяющая ему быстро оценивать постоянно изменяющуюся трудовую ситуацию. Он уже твердо решил связать свою судьбу с предприятием. Если во вводный период молодой рабочий приспосабливается к условиям работы на определенном рабочем месте и у него появляется интерес к избранной профессии, а в период стабилизации достигается оптимальная совместимость с членами группового коллектива, то в заключительный период не только становится прочным интерес к избранной профессии, но уже можно овладеть второй профессией. 4.4. Личность наставника Большое воспитательное значение для молодого рабочего имеет личность наставника, его духовные и профессиональные качества, его личный пример. К.Д. Ушинский, говоря о личности воспитателя и его значение в этом деле, подчеркивал: «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». И далее: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, щ моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Очень хорошо сказал об этом и Л.Н. Толстой: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия». Наставник — это не должность, а работа, проявляющаяся как внутренняя потребность рабочего, свидетельствующая о высокой его сознательности,зрелости. Наставник по отношению к молодому рабочему выступает как представитель трудового коллектива, олицетворяющий его лучшие черты. Деятельность его потому и эффективна, что она поддерживается всем коллективом. * Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 293. ** Там же С 28—29 *** Толстой Л.Н. Собр. соч. 1936. Т. 8, С. 245. В учебно-воспитательной работе наставника важное значение имеют педагогический такт и педагогическая требовательность. Педагогический такт — это умение наставника поддерживать правильные отношения с молодыми рабочими, проявлять чуткость, внимательность, вежливость, находить необходимый, верный тон в обращении с ними, уважать в них человеческое достоинство. Для повышения эффективности требований наставник должен уметь правильно выбрать их форму. В одних случаях большую пользу приносит прямое требование (по принципу: делай так, а не иначе), но в большинстве случаев — косвенные требования. Различают следующие формы косвенных требований: требование-просьба («сделай, пожалуйста, так, как я тебя прошу»), требование-совет («я думаю, что эту операцию тебе следует выполнить так», «мой тебе совет — веди себя сдержаннее»), требование-намек («хорошо бы навестить больного товарища»), требование-доверие («я думаю, что ты справишься с этой работой»), требование-недоверие («я думаю, что ты не справишься с этим заданием»), требование-осуждение («нельзя так поступать»), условное требование («если ты добьешься успешного выполнения установленной нормы, то можно будет ходатайствовать о повышении производственного разряда») и др. В заключение отметим, что для успешного выполнения воспитательных функций от наставника требуются: высокие моральные качества, целеустремленность, умение воспитывать молодежь на революционных, боевых и трудовых традициях рабочего класса; высокое профессиональное мастерство, любовь к своей профессии, знание последних достижений техники, технологии и передовых методов труда по своей профессии, постоянное совершенствование своей квалификации, владение смежными профессиями, творческое отношение к труду; педагогическое мастерство, позволяющее передавать свои знания, жизненный и производственный опыт, владеть формами и методами обучения и воспитания, знать начала методики производственного обучения и методики воспитательной работы, уметь планировать свою деятельность и организовать труд молодого рабочего, его самостоятельную работу, осуществлять индивидуальный подход, знать его психологические особенности, обладать способностью объективной оценки поведения молодого рабочего, ответственное отношение к порученному делу и чуткое отношение к людям, любовь к молодежи и др.; коммуникативные качества, умение налаживать контакты, поддерживать деловые и дружеские отношения с людьми и общественными организациями, находить общий язык с собеседниками, слушать и понимать человека, умение разобраться в людях, принимать нужды и запросы молодых рабочих, быть образцом в труде, семье и общественной жизни, уметь воспитывать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки, укреплять дисциплину, развивать обще- ственную активность, обладать способностью своим интеллектом и другими свойствами личности вызвать симпатию молодого рабочего; организаторские качества, умение планировать свою работу и выполнять намеченный план, умение организовать работу, выдвигать определенные задачи, предложения, энергично действовать при решении поставленных перед ними задач. достаточный уровень общей культуры (иметь более высокое образование, чем молодой рабочий), стремление систематически повышать знания, иметь разнообразные интересы, увлечения, обладать педагогическим тактом, хорошими манерами, быть выдержанным и не раздражаться по пустякам; нравственно-этические качества: честность, скромность, доброта, общительный характер, внимательность, ответственное отношение к порученному делу, отзывчивость, справедливость, доброжелательность, чуткое отношение к людям, готовность всегда прийти на помощь, любовь к молодежи; общественно-политическая активность, выражающаяся, наряду с участием в общественной работе, в участии в соревновании, в готовности поддержать полезные почины; в стремлении к расширению кругозора, повышению образования; авторитет. Основой авторитета наставника является его общественное лицо, его политическая и трудовая активность, высокое профессиональное мастерство, моральная чистота, хорошие организаторские навыки, позволяющие ему организовать коллективный труд молодых рабочих на благо общества. Такому наставнику чужд ложный авторитет. Неподтверждение авторитета наставника в оценке молодым рабочим приводит к игнорированию последним его усилий. 4.5. Критерии и условия Критериями эффективности обу- наставничества чения и воспитания являются: для вводной ступени адаптации — готовность молодого рабочего к воздействию бригадира, но и готовность его к активному взаимодействию с бригадиром — психологическая близость молодого рабочего с членами трудового коллектива; второй критерий — молодой рабочий не готов к педагогическому воздействию бригадира; третий критерий — когда молодой рабочий откровенно отрицательно относится к педагогическому воздействию. На ступени стабилизации основные критерии эффективности педагогического воздействия бригадира те, которые обусловливают значительные сдвиги в профессиональной подготовленности и воспитанности личности, т.е. когда педагогическая деятельность бригадира обеспечивает: в мыслительных действиях обучаемых: возросшую наблюдательность, умение анализировать и синтезировать; умение обобщать; в практических действиях обучаемых: проведение детального анализа объекта исследования; выделение необходимых рабочих опера- ций; определение последовательности рабочих операций; самоконтроль в процессе работы; внесение необходимых корректив в свои действия. На этой ступени учащийся должен: уметь планировать трудовую деятельность адекватно заданной цели; освоить технологические процессы участка; овладеть умениями самоконтроля; соблюдать режим работы, требования безопасности труда и санитарно-гигиенические нормы и правила; выполнять производственные задания; освоить технологический процесс (уметь работать с производственной документацией, настраивать оборудование, применять высокопроизводительные приемы труда, приспособления). На заключительной ступени адаптации молодого рабочего на производстве основными критериями эффективности являются: — трудовая активность и полная самостоятельность в работе; — овладение профессиональным мастерством; — качество выполнения работы — выполнение технических требований к работе; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов; — производительность труда — выполнение установленных норм времени и выработки; способность ценить фактор времени; стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов организации труда; — профессиональная самостоятельность — умение выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение; осуществление самоконтроля в работе; — культура труда — способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением наиболее рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии, высокая технологическая дисциплина, умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация и содержание рабочего места, соблюдение правил безопасности труда; — творческое отношение к труду — способность вносить в процесс труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда, стремление и способности к рационализации и изобретательству. Основными условиями, при которых процесс коллективного воздействия на личность протекает более успешно, является, во-первых, возможность проявления инициативы, определенной самостоятельности, четкой организации трудового процесса, увлекающего молодых людей своей сложностью, ритмом, технической оснащенностью труда; решение технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки. Другими важными условиями являются: место коллектива в выполнении производственного плана; отношения с другими трудовыми коллективами данного предприятия; отношения кадровых рабочих между собой; отношения бригадира с молодым рабочим; отношения администрации к трудовому коллективу и отдельным ее членам; возможности проявления в трудовом коллективе творчества, индивидуальных способностей и своих возможностей; развитость коллективного самоконтроля в трудовом процессе; отношениям к целям и задачам коллектива; интересы трудового коллектива к воспитательной работе бригадира; специфические условия работы предприятия; уровень воспитательной деятельности трудового коллектива, в котором работают молодые рабочие; уровень воспитательной деятельности производственного коллектива предприятия в целом; структура личности как объекта педагогического воздействия, ее направленности, образа мыслей и привычек; структура личности бригадира, его профессиональной и педагогической подготовленности, стратегии и тактики его воспитательных воздействий. Третьим условием является всесторонний характер планирования, предполагающий согласование всех планов на различных уровнях (предприятия, цеха, бригады, бригадира) по времени, датам, месту, исполнителям — членам бригады; подбор компонентов педагогической системы, их интеграция со всем многообразием ее характеристик; организация контроля — в какой мере он подчинен общей цели работы. Важными условиями эффективности воспитательной деятельности являются также высокий профессиональный авторитет бригадира; понимание членами бригады высокой значимости выполняемой работы и ее значения в производственной деятельности коллекти-ва;соответствие выполняемой работы квалификации членов бригады; участие членов бригады в организации и управлении производственным процессом бригады; самостоятельность выполнения трудовых заданий; возможность проявления инициативы; научная организация труда и производства. Соответствующим службам предприятий совместно с профессиональными учебными заведениями необходимо изучать педагогику наставничества, организовывать целенаправленную работу по повышению квалификации бригадиров и мастеров производственного обучения.
словник
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |