Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современной украинской литературы




Для новой украиноязычной литературы характерно снижение пафоса, типичного для соцреализма. Многие произведения отмечены иронией, переоценкой ценностей и обращением к темам, которые были запрещены в советское время. Также благодаря доступу к произведениям зарубежных авторов и к украинским произведениям 1920-1930-х годов и к диаспорной литературе в украинской литературе значительно расширилось стилевое и тематическое многообразие. В результате того, что независимое от государства книгоиздание на украинском языке в 1990-е годы было ещё мало развито, литературное сообщество часто общалось и обменивалось новыми произведениями в рамках различных встреч с читателями, слэмов и фестивалей, таких как Молодое вино, Киевские лавры, Просто на Покрову и др. Важнейшим литературным фестивалем современной Украины стал ежегодный Форум издателей во Львове. Одной из особенностей творчества украинских поэтов 1990-х и 2000-х является применение мультимедиа и перформансов. Так Юрий Андрухович исполнял свои стихи вместе с группой Карбидо, а Сергей Жадан — вместе с группой Собаки в Космосе.

Популярная литература

Популярными массовыми авторами на Украине являются Мария Матиос, Люко Дашвар, Андрей Курков и другие. Многочисленными премиями отмечены произведения супругов писателей-фантастов Марины и Сергея Дяченко. На поприще исторических и детективных романов многими премиями отмечались произведения Василия Шкляра. Его мистически-детективный роман 1999 года «Ключ» выдержал более 12-ти изданий (по состоянию на 2009 год) и переведен на несколько языков. Также приобрел известность его исторический роман 2009 года «Залишенець. Черный ворон», который поднимает запрещенную и замалчиваемую в советское время тему борьбы украинских повстанцев против большевиков в 1920-х годах.

 

1.Лада Лузина (119 тыс. 98 проданных экземпляров)
2. Васыль Шкляр (103 тыс. 688 проданных экземпляров)
3. Люко Дашвар (100 тыс. 797 проданных экземпляров)
4. Андрей Кокотюха (25 тыс. 897 проданных экземпляров)
5. Сергей Жадан (24 тыс. 434 проданных экземпляров)
6. Ирэна Карпа (20 тыс. 276 проданных экземпляров)
7. Ирен Витальевна Роздобудько (15 тыс. 19 проданных экземпляров)
8. Наталия Сняданко (10 тыс. 796 проданных экземпляров)
9. Андрей Курков (9 тыс. 358 проданных экземпляров)
10. Юрко Издрык (7 тыс. 656 проданных экземпляров)
11. Любко Дереш (6 тыс. 506 проданных экземпляров)
12. Лина Васильевна Костенко (5 тыс. 553 проданных экземпляров)
13. Марина и Сергей Дяченко (4 тыс. 787 проданных экземпляров)
14. Александр Ирванец (2 тыс. 984 проданных экземпляров)
15. Юрий Андрухович (1 тыс. 927 проданных экземпляров)
16. Артем Чех (1 тис.111 проданных экземпляров)
17. Таня Малярчук (1 тыс. 55 проданных экземпляров)
18. Светлана Поваляева (976 проданных экземпляров)
19. Оксана Забужко (722 проданных экземпляров)
20. Тарас Прохаско (592 проданных экземпляров)
21. Генри Лайон Олди (513 проданных экземпляров)
22. Олесь Ильченко (282 проданных экземпляров)
23. Юрий Покальчук (256 проданных экземпляров)
24. Лариса Денисенко (255 проданных экземпляров)
25. Лесь Подервянский (244 проданных экземпляров)

 

92. Модернизм в театральном искусстве. Лесь Курбас.

 

 

Лесь Курбас (настоящее имя Александр-Зенон Степанович Курбас, 25 февраля 1887, Самбор — 3 ноября 1937, Сандармох, Карелия) — украинский и советский актёр и театральный режиссёр.

Лесь Курбас был основателем сначала политического (1922-1926 гг.), а затем и философского (1926-1933 гг.) театра в Украине. В спектаклях своего философского театра «Березиль» (Харьков) Курбас рисует вселенную, где главным становится особенное доверие к жизни человека во всех его противоречиях.

Лесь Курбас и «березильцы» нашли своего драматурга, пьесы которого были созвучны их эстетическим принципам. Таким драматургом стал Николай Гурович Кулиш. Первой его пьесой, которая увидела свет рампы на сцене театра «Березиль», стала «Коммуна в степях» (Киев). Творческое сотрудничество продолжалась и в Харькове.

Многое из творческих поисков Курбаса не воспринималось широкими массами зрителей. Это касается и его представления «Маклена Граса», которая достигает настоящей философской глубины. Но несмотря на неблагоприятную для творчества атмосферу непонимания, недоброжелательности, Лесь Курбас не упал духом, он до последней возможности вел борьбу с распространенными в то время тенденциями упрощенчества, вульгаризации искусства. Оппоненты же малейшую неудачу Леся Курбаса всегда расценивали как полный провал театра.

Возможно, именно потому, что режиссер не отступил, не уступил своим убеждениям, он был оклевещен, уволен с должности руководителя «Березоля» и арестован в Москве, где он несколько месяцев работал в еврейском театре на Малой Бронной. Он был выслан на строительство Беломорско-Балтийского канала на Медвежье Гору, потом его отправили на Соловки. В 1937 г. после повторного суда он был расстрелян в урочище Сандармох, а в 1957 г. году посмертно реабилитирован.

 

 

“Березиль” был создан замечательным режиссером-новатором Лесем Курбасом в 1922 году, а в 1926 году театр был переведен из Киева в Харьков, то есть приобрёл статус столичного, и занял здание бывшего театра Синельникова, которое отремонтировали и модернизировали, усовершенствовав сцену и надстроив над зрительным залом зал декораций. В труппу театра входили тогда великолепные актеры А.М. Бучма, М.М. Крушельницкий, В.Н. Чистякова, Л.М. Гаккебуш, Н.М.Ужвий, Д.И.Антонович, Л.Ф.Дубовик, И.И.Гирняк и другие. В Харькове вокруг театра сразу стал собираться цвет украинской культуры — П.Г.Тычина, М. Семенко,Остап Вишня, М.Г.Кулиш, Ю.И.Яновский, Ю.К.Смолич, М.П.Бажан, В.Г.Меллер и другие.

Сформировавшаяся театральная эстетика Л.Курбаса отрицала приёмы украинского бытового театра, противопоставляла им метафоричность, остроту и философскую направленность постановок. Это была особая, карнавальная условность, сочетавшая элементы балагана, лубка, гротеска с высокой психологической достоверностью актёрского исполнения. Спектакли Курбаса отличались яркостью, красочностью, изобретательностью художественного оформления, над которым трудились такие выдающиеся художники, как А.Г.Петрицкий и В.Г.Меллер. На сцене шли пьесы украинских и зарубежных авторов. Но подлинный расцвет театра связан с поставленными Курбасом произведениями М.Кулиша. Театр нашёл в его лице “своего” автора. Спектакли “Мина Мазайло”, “Маклена Граса”, “Народный Малахий” навсегда вошли в сокровищницу украинского театрального искусства. Однако острые, спорные постановки Л. Курбаса вызывали резкое неприятие со стороны ортодоксально настроенных критиков, и, поскольку любые дискуссии по вопросам искусства сразу переводились в идеологическую плоскость, Курбаса обвинили в насаждении враждебных взглядов, в политических ошибках, отстранили в 1933 году от руководства театром и репрессировали. Он погиб в лагере, а “Березиль” фактически распался. Уцелевшая часть коллектива труппы во главе с М.М.Крушельницким и И.А.Марьяненко старалась всеми силами сохранить творческое наследие Курбаса, продолжить его традиции. В 1935 году театр стал называться “Харьковским украинским драматическим театром имени Т.Г. Шевченко”; а в 1989 году на фасаде здания установили мемориальную доску в память о Лесе Курбасе работы скульптора С.А.Якубовича.

 

Лесь Курбас - фундатор модерного вітчизняного театру, творчість якого було витіснено за межі радянської культури.Його внесок у створення модерного театру зіставний із роллю корифеїв світової сцени ХХ століття. Однак у радянських умовах він не зміг повноцінно реалізувати свій творчий потенціал і став жертвою сталінізму.

Не інакше, як авантюрою, видавалося його наступне починання – створення в Києві 1916 року студії, а трохи більше ніж через рік – відкриття Молодого театру з новітнім, незвичним репертуаром. Цей творчий колектив, що ввійшов до історії як перший модерний в Україні, на початку шляху не мав жодної фінансової підтримки, крім великодушного дозволу антрепренерів інколи безкоштовно грати у приміщенні Театру «Бергоньє» на Фундуклеївській. Щось принесене із домашніх запасів, щось назбиране по сусідах, позичене, все разом замішане на ентузіазмі й добровільній участі тих, хто жив надіями та сподіваннями, – врешті-решт утворювало сценічну оправу, цементувалося виконавцями в естетичне ціле. Мистецтво образної якості формувалося на підвалинах, що характерні для більшості новітніх драматургічних починань: молодіжна акторська студія, «освіження» репертуару, принципова некомерційність. Однак для Леся Курбаса це не був театр, де люди розігрували випадкові ролі, говорили чужі слова. Лаштунки ставали місцем важливого особистого вираження, бо йшлося про мистецтво, мовою якого постановник умів найпереконливіше говорити зі світом. Ці молодотеатрівські роки, що їх нині вважають естетичним екстернатом національної сцени й визнають за найплідніший період спільного мистецького учнівства Леся Курбаса, Гната Юри, Павла Тичини, Михайля Семенка, Анатоля Петрицького і ще багатьох інших, завершились 1920-го виставою «Гайдамаки». Спектакль-алегорія був створений об’єднаною трупою київських артистів у нововідкритому театрі імені Тараса Шевченка, де актуалізований військовою експансією «білополяків» текст Кобзаря набув новітніх філософсько-образних узагальнень і виокремив Леся Курбаса серед його колег та однодумців. Відтак стало зрозуміло, що ця людина не просто володіє ремісничим умінням уподібнювати життя на сцені реаліям, а здатна саме на кону продукувати щось істинно мистецьке.

Період, що розпочався восени 1926 року, після примусового переїзду театру як взірцевого колективу до Харкова – тогочасної столиці України, став новим етапом у Курбасовій творчості. Спершу харків’яни, мов кислицю, проковтнули «Золоте черево» Фернана Кромелінка – про жадібних телепнів-бюргерів. Глядачі не сприйняли іронії та шаржування химерної людської вдачі, які захопили рецензента вистави – Миколу Хвильового. І публіка, і критика вичікували, що буде з театром Курбаса далі, бо ж той явно вже переріс свою початкову стадію і прямував до образно-притчевого та критично-інтелектуального дійства.

Курбасова «Диктатура» 1930 року, де тексти не проговорювали, а розспівували речитативами й виголошували рубані слова п’єси Івана Микитенка, де йшлося мало не про апостольський рух 25-тисячників, нищення куркулів, примусову колективізацію, була містерією і за формою (маленькі будиночки-шпаківні для кожного персонажа), і за суттю. Можливо, якби Лесь Курбас мав справу з богами (в античні часи театр був своєрідною формою запобігання перед ними), вони його почули б... Але небожителями на радянському просторі від початку 1930-х вважали не надто освічених семінаристів, відчайдухів-командирів та досвідчених політичних інтриганів. Останньою Курбасовою роботою на харківській сцені стала політична агітка «Загибель ескадри» Олександра Корнійчука, якої режисер так і не показав (пізніше її доведе до прем’єрного показу вихованець «Березоля» Борис Тягно). Після Кулішевої «Маклени Ґраси» (про дівчину-бідачку з буржуазної Польщі), зіграної 1933 року як вселенський плач, влада більше не ризикувала довіряти театр ненадійному утопісту-мрійникові. У пресі розгорнулася викривальна кампанія проти Леся Курбаса. Його революційний новаторський театр затаврували як «шкідницьку організацію». Засідання театральної колегії з приводу вистави «Маклена Ґраса» стало справжнім апофеозом цькування митця. Його звинуватили в «буржуазному націоналізмі» й резюмували, що «Березіль» не зміг посісти гідного місця в розбудові українського радянського мистецтва. Далі був арешт, робота на будівництві Біломор-Балтійського каналу, згодом Соловецький табір, де Лесь Курбас не втрачав творчого запалу. Життєвий шлях митця обірвав розстріл у карельському урочищі Сандармох на початку листопада 1937 року у 20-й ювілей Жовтневої революції.

 

93. Театр «Березіль» в Харькове.

«Березиль» (укр. Березіль) — украинский театр-студия, основанный в 1922 году в Киеве, с 1926 в Харькове (ныне Харьковский Украинский академический Драматический Театр имени Т. Г. Шевченко). Сейчас название «Березиль» носит малая сцена этого театра.

«Березиль» - один из первых украинских советских театров. Название театра происходит от украинского названия первого весеннего месяца — березень (март). Творческое объединение «Березиль» основано в Киеве 31 марта 1922 года на базе одной из групп коллектива «Молодого театра». Первое представление «Октябрь» (текст творческого постановочного коллектива) состоялось 7 ноября 1922 года. Работал как государственный театр с 1922 до 1926 в Киеве, а с 1926 — в Харькове (тогдашней столице советской Украины). Период жизни и становления театра в Киеве считают его «политическим» периодом, а харьковский период — философским.

В состав труппы вошли: художественный руководитель и главный режиссёр - А.С.Курбас, режиссёры Б.Ф.Тягно, Я.Д.Бортник, Ф.Л.Лопатинский, В.М.Скляренко, Б.А.Балабан, Л.Ф.Дубовик, П.М.Кудрицкий, главный художник В.Г.Меллер, актёры А.М.Бучма, Н.М.Ужвий, А.И.Сердюк, М.М.Крушельницкий, Д.И.Антонович, И.А.Марьяненко, Л.М.Гаккебуш, Х.П.Нещадименко, В.Н.Чистякова, Ф.И.Радчук, В.С.Василько, М.Ф.Кононенко, А.И.Бабиивна, И.И.Гирняк, О.О.Добровольская, Н.К.Титаренко, О.А.Даценко, А.М.Смерека, И.И.Стешенко, С.В.Шагайда, Д.Е.Милютенко, Е.В.Бондаренко, Р.Г.Ивицкий, С. Г. Карпенко, С.В.Коваль, П.Н.Самийленко, В.Е.Бжеская, Е.А.Петрова, П.Е.Масоха и другие.

Во время своего расцвета театр «Березиль» насчитывал 6 актёрских студий (три в Киеве и по одной в Белой Церкви, Умани и Одессе), около 400 актёров и сотрудников, режиссёрскую лабораторию (режлаб), музей театра (ныне Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины в Киеве) и десять комитетов, в том числе и так называемый «психологически-технический» комитет, который применял методы прикладной психологии для разработки новых методов обучения актёров и режиссёров.

Театр также издавал журнал «Баррикады театра». «Березиль» был смелым и крепким экспериментальным коллективом, в котором зажигались молодые таланты.

В своей декларации молодой коллектив объявил борьбу против рутины, штампа, косности. Он стремился преодолеть этнографизм натуралистически-бытового театра, создать театральное искусство, созвучное новой революционной эпохе, театр политической агитации, современной, яркой сценической формы. «Березиль» сосредоточил творческие усилия на поиске новых сценических средств. В отличие от «реалистичного» театра (идеи которого исповедовал Гнат Юра), Курбас эволюционирует в сторону авангардизма, экспрессионистичности, конструктивизма и необарочного символизма. Он делает упор на использовании простых декораций, на экономности в средствах, эрудиции актёров и целомудренности прозрачной мизансцены, к которым приобщают фотографию, кино и музыку. Режиссёр избегает копирования и не желает обращаться к российским перепевам западной культуры.

В апреле-мае 1926 г. Всеукраинское театральное совещание приняло решение о переименовании киевского театра «Березиль» в Центральный украинский театр Республики и переводу его в Харьков. «… Я связываю с переходом в Харьков перспективы возрождения «Березиля» как такового, как того коллектива, который не плетется от постановки к постановке, который не допускает элементы разложенческих настроений, но наоборот - весь сконцентрирован на одной цели – безусловном завоевании ведущей позиции», — говорил Курбас.

4 мая 1926 г. в Киевском театре им. В. И. Ленина состоялись торжественные проводы «березильцев». Коллектив «Березиля» объединил лучшие силы всех мастерских. 16 октября 1926 г. начался первый харьковский сезон. Премьерный спектакль по пьесе Ф. Кроммелинка «Золотое чрево» был представлена в помещении городского театра на улице Карла Либкнехта (ныне Сумская), где раньше работал театр имени И. Франко под руководством Г. Юры.

В харьковском «Березиле» засияла яркая триада художников — режиссёр и руководитель Лесь Курбас, художник Вадим Меллер, драматург Мыкола Кулиш. В Харькове, после знакомства с М.Кулишом, Курбас окончательно подвергает сомнению свои эстетические концепции и переориентируется. С 1926 по 1936 годы «Березиль» переживает новый период так называемого национального синтеза с необарочной доминантой. Яркими примерами такого нового направления были два спектакля по произведениям Кулиша — «Народный Малахий» (1928) и «Мина Мазайло» (1929), которые стали поводом для всеукраинской литературной дискуссии.

28-29 марта 1927 г., а затем с продолжением 15-16 апреля прошёл 1-й Всеукраинский театральный диспут, заседания которого начинались в 8 утра, а заканчивались в 2 ночи. Главными оппонентами были Гнат Юра из театра им. И.Франко и Лесь Курбас из «Березиля», которые отстаивали соответственно первый — курс на реалистическую психологическую драму, а второй — авангардистское понимания театра.

Принятый Курбасом курс на «немедленную реформу человека», то есть фактически переход от гимна массам, коллективизма к восхвалению индивидуализма, стал причиной начала нападок со стороны властей на Курбаса лично и театр в целом. Курбасовский театр был обвинен в недоступности массам, а сам режиссёр в антидемократической позиции, буржуазном национализме и контрреволюционности. «Патетическую сонату» Кулиша запретили ставить. Премьера ещё одного спектакля Кулиша «Маклена Граса» состоялась в сентябре 1933 года под наблюдением чекистов, а впоследствии была запрещена. 5 октября 1933 года коллегия Наркомата просвещения УССР своим постановлением назвала театр «вредительской организацией», а Курбаса «националистом, скатившимся до фашизма». Курбас был снят с поста руководителя театра, 25 декабря 1933 арестован, 9 апреля 1934 осужден и 3 ноября 1937 расстрелян.

После ареста Курбаса театр возглавил Марьян Крушельницкий, которому пришлось спасать коллектив от полного разгрома. Репертуар и идейная позиция театра были полностью пересмотрены в духе официального реализма. В 1935 году театр был переименован в Украинский драматический театр имени Шевченко.

 

94. Развитие украинского кинематографа. А. Довженко.

 

Пионеры украинского кинематографа начала XX века предпочитали экранизации популярных украинских спектаклей «Наталка Полтавка» (с участием известной актрисы Марии Заньковецкой), «Солдат-чародей», «Наймичка». С дореволюционным кино в Украине связано творчество многих популярных актеров. Королевой экрана тех времен была Вера Холодная, которая родилась в Полтаве, и снималась преимущественно в Одессе.

С 1919 года в Советской Украине начинается тотальное огосударствление кино. Через три года было основано Всеукраинское фотокиноуправление, которому удалось реконструировать одесское и ялтинское предприятия, ввести в действие одну из крупнейших и самых современных на то время в мире Киевскую кинофабрику (будущую Киевскую киностудию имени А. Довженко).

В конце 20-х годов в украинском кинематографе все громче начала заявлять о себе новая модернистское течение, сформировавшаяся в сотрудничестве режиссера Леся Курбаса с писателями [x и Ю. Яновским. Особую роль в становлении украинского киноискусства сыграли фильмы Александра Довженко «Звенигора», «Арсенал» «Земля». А его фильм «Земля» был назван в числе 12 лучших картин всех времен и народов.

Первым звуковым фильмом была документальная лента Д. Вертова «Симфония Донбасса». А в следующем году зрители услышали голоса актеров в художественном фильме А. Соловьева «Фронт».
Киноленты всех времен и народов

Украинское кино времен Второй мировой войны была подчинена идеологическим задачам военной эпохи. Вместе с тем, в это время были сняты и настоящие киношедевры. К ним можно отнести фильм «Радуга» М. Донского, который с необыкновенной художественной силой передает трагедию оккупированного фашистами украинского села. Фильм получил ряд международных наград, среди них - премия «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».

Украинский кинематограф 60-х годов представлен именами мировой веса: режиссеры Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Леонид Осыка, Николай Мащенко, актеры Иван Миколайчук, Юрий Шумский, Гнат Юра, Константин Степанков, Николай Гринько, Богдан Ступка. В это время появляются ленты, которые положили начало уникальному феномену «украинского поэтического кино»: «Тени забытых предков» С. Параджанова, «Колодец для жаждущих» Ю. Ильенко, «Каменный крест» Л. Осыки. Однако реакционная политика так называемого «застоя» фактически уничтожила украинское поэтическое кино. Только впоследствии оно начало возрождаться, в частности его эстетика стимулировала режиссерский дебют актера Ивана Миколайчука, который в 1979 году снял свой знаменитый фильм «Вавилон-ХХ».

 

95. Тенденции развития современной украинской живописи.

 

В современной украинской живописи присутствует огромное количество направлений. Так же сейчас появляется много талантливіх художников. Одни из представителей это:

 

Оксана Титенко

«В динамичных экспрессивных работах художницы заметно обращение к образности постимпрессионизма и особое внимание к цветовой эмоциональности».

Родилась 6 февраля 1985 года в Киевской области.В 2003 году окончила Государственную художественную среднюю школу им. Т.Г. Шевченко.В 2009 году получила диплом магистра Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Мастерская станковой живописи профессора М. Е. Гуйди.С 2001 года принимает активное участие в выставках и конкурсах.Лауреат премии имени Виктора Шаталина, НАОМА, Киев.Дипломат «Наилучший художник МАРТС 2011», Киев.С 2001 года сотрудничает с «Danusha Fine Art».Член Национального союза художников Украины.

 

Ясько Виталий Васильевич

Родился 6 декабря 1948 года в с. Белый Камень Винницкой области.В 1968 году окончил Одесское театрально-художественное училище. С 1968 года - художник-постановщик киностудии "Укртелефильм", затем Киевской киностудии им. А.П.Довженко. Член Союза кинематографистов. Член Союза художников. Участник многих художественных выставок. Работает в разных жанрах и техниках.

Андрея Куцаченко

Член молодежного объединения Национального Союза художников Украины, руководителя Школы рисунка и живописи при Европейской Школе Дизайна. Андрей работает во многих направлениях, это и пейзаж, и натюрморт, и портретная живопись. Он является носителем лучших традиций и техники в изобразительном искусстве, но при этом у него есть своя самобытная манера живописи, которую запомнишь надолго. Но главным достоянием Андрея является умелая передача сообщения "мимолетность бытия и вечность истин", которая проявляется в его подходах к истории, трансформированной в мифы.

 

 

96. Художественные стили в украинской архитектуре ХХ в.

 

В начале XX века на базе идей модерна появляются идеи принципиального разрыва с историческим опытом, стремление утвердить новые начала искусства, его всеобщее обновление. Авангардные тенденции в искусстве, обращение к "чистой", максимально геометризованной форме оказывают влияние на новые напрвления в архитектуре. Появляется целый ряд художественных течений, позже получивший обобщенное название "модернизм" (от фр. "modernisme" - "новейший", "современный"). Модернизм провозгласил в архитектуре приоритет функции и конструкции. В русле этого общемирового течения в советской архитектуре 1920-х - 1930-х гг. появилось стилистическое направление, получившее название "конструктивизм". Главной задачей его представители считали осмысление формообразующих возможностей новой техники, "конструирование" формы и окружающей среды. В основе конструктивизма лежат целесообразность, логичность, минимализм, художественная выразительность "чистых форм" и материалов (железобетона, стекла, дерева). Эстетика утилитарной простоты противопоставляется "пошлой роскоши" буржуазной культуры. В композиции преобладает асимметрия, динамика, чёткость и контраст простых геометрических объёмов, глухих и остеклённых поверхностей. Появляются новые типы зданий: дома-коммуны, клубы, театры с многофункциональным и трансформирующимся пространством, "Дворцы Советов", "Дворцы Труда" и др. Активные поиски новых приёмов ведутся также в сфере градостроительства: разрабатываются новые планировочные решения городов и рабочих посёлков, появляется принцип "линейного города".
В начале 1930-х гг. конструктивизм подвергся критике со стороны сталинских властей, творческие организации конструктивистов были ликвидированы под предлогом создания единого творческого Союза архитекторов СССР. В архитектуре был осуществлен переход к помпезным формам "сталинского неоренессанса", призванного величием своих эклектичных форм прославлять силу и могущество великого социалистического государства. Многие здания, построенные в формах конструктивизма, были реконструированы и "переодеты" в новые формы.
В это же время в Европе и США появилось стилистическое направление, получившее название "Ар деко". Для него характерно сочетание чёткой конструктивной основы и декоративных приёмов оформления фасада, опирающихся на исторические прототипы, монументальность, симметрия. Античные и египетские мотивы сочетаются с принципами конструктивизма. Его также называли "нео-классика", "классицистическая дорика", "промежуточный стиль". Архитектура СССР сталинского периода развивалась, в основном, в рамках этого стилистического направления, популярного также в Германии, Италии, США.
Параллельно с "Ар деко" развивается модернизм, общая картина художественного развития усложняется, появляются самые разнообразные формы и конструкции. Повсеместное распространение модернизма постепенно привело к глобальному нивелированию архитектурной формы, утрате национального своеобразия и авторского почерка архитектора. С середины XX в. появляются как реакция на модернизм неоклассические и неопластические тенденции, получившие название "Постмодернизм". Это направление обращается к эмоциональному началу в архитектуре, используя классицистические формы, создаёт театрализованную архитектурную среду с элементами иронии и гротеска.
В последней четверти XX в. стилистические направления сменяются очень быстро, т.к. стало возможным очень быстрое строительство и реконструкция сооружений. Одновременно сосуществуют функционализм, постмодернизм, "хай-тек", деконструктивизм, традиционализм, ортодоксальный неоклассицизм. В архитектуре широко применяются нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки, активные открытые цвета.

 

В начале ХХ века в Европе возникает новое направление в искусстве, и, в частности, в архитектуре - модерн. Архитектура модерна в каждой стране приобретала национальные черты, и таким образом появляется архитектура украинской модерна. Как известно, в начале ХХ века часть территории Украины находились под влиянием Российской и Австро-Венгерской империй, поэтому на этих территориях модерн, и в том числе украинский модерн имел характерные особенности. Архитектура Западной Украине в начале ХХ ст. находится под влиянием Венского сецессиона и приобретает название "сецессия". Сочетание народного искусства и сецессии стало следствием возникновения украинской сецессии, имеющий черты гуцульского и закопанскому народного искусства. На территории Центральной, Южной и Восточной Украины, которая находилась в составе Российской империи, существует национальный вид модерна: "Украинский модерн", который возник в Полтаве. Самые сооружения этого стиля были построены в Харькове, Полтаве, Киеве, но руководство империи противодействовало развитию украинской культуры и, в частности, национальной архитектуры. Это было одной из причин, которые не способствовали украинского модерна. Таким образом наиболее широко в русской части Украины было представлено русский вариант модерна, также в Украине существуют образцы северной разновидности модерна (скандинавской). Другие народы, конечно, привнесли в архитектуру Украины свои национальные особенности, например модернизированные неоготический (Народы Европы) или неомавританском стиле (Восточные народы). На территории Украины со времен модерна творили такие фигуры как академик Алексей Бекетов, Викентий Прохаска, Григорий Артынов, Адам Генрих, Василий Кричевский, Тадеуш Обминський, Иван Левинский. Выделяется фигура Владислава Городецкого. Особенно благодаря Городецкому Киев, украшенный неповторимыми зданиями в стиле модерн (дом с химерами), неоклассицизма (музей древностей и искусства, ныне Национальный художественный музей), неоготики (Николаевский костел, ныне Национальный дом органной музыки), мавританской архитектуры (караимская кенаса, ныне Дом актера). В 1910-1920 гг получил распространение стиль необарокко - попытка соединить традиции высокого "мазепинского барокко" с достижениями европейского модерна. После социалистической революции в степени на смену эпохи модерна приходит эпоха модернизма, которая в Советской Украине представлена ​​стиле конструктивизма. Наиболее поражая сооружения этой эпохи были построены в первой столице Украинской республики - Харькове (дом Госпрома), Киеве (Жилые дома партаппарата в районе "Липки", Первый дом Доктора).

В 1932 г., с организацией единого Союза архитекторов, был провозглашен единственный творческий метод - метод социалистического реализма и тотальной ориентации на классику. Конструктивизм подвергли жестокой критике, многие архитекторов-конструктивистов был репрессирован или казнен. Начинается активная политизация архитектурной деятельности и формирование архитектуры режима с его стремлением к гигантомании и бутафорской помпезности форм, но архитектура сталинского историзма приобрела национальные украинские черты. В 1936-1939 гг были построены: здание ЦК КП (б), ныне Министерство иностранных дел Украины (проект П. Лангбарда) дом НКВД, ныне Кабинет министров Украины (проект И. Фомина) дом Верховной Рады УССР (проект В. Заболотного) штаб Киевского особого военного округа, ныне Администрация Президента Украины (проект С. Григорьева). Коммунистический режим разрушил немало выдающихся зданий, которые позже были внесены в официальные списки памятников архитектуры (Михайловский Златоверхий и Никольский военный соборы в Киеве, Троицкий собор в Глухове т.д.). Сегодня некоторые из них, например, Михайловский Златоверхий или Успенский собор Киеве, восстановлены. После Второй мировой войны национально-самобытные ретроспекции отразились в архитектурной деятельности периода послевоенного восстановления городов и сел Украины. Особенно это имело значительное влияние на грандиозное восстановление Крещатик (архитекторы А. Власов, А. Добровольский и др.).. Богатые традиции украинского барокко, которые использовали авторы в застройке столичной улицы, гармонично сочетаются с городским рельефом. В архитектуре домов была активно использована украинская орнаментальная пластика и колорит. В 1960-70-е годы появляются первые проявления новой образности архитектуры, использование современных индустриальных конструкций и прогрессивных строительных материалов - Дворец спорта в Киеве (архитекторы Михаил Гречина, А. Заваров) наземные станции Киевского метрополитена?Крещатик? (архитекторы А. Добровольский, В. Елизаров и др..) "Университет" (архитекторы Г. Головко, М. Сыркин и др..) отель "Тарасова гора" в г. Каневе (архитекторы Н. Чмутина, Е. Гусева, В. Штолько и др.)., Дворец детей и юношества в Киеве (архитекторы Авраам Милецкий, Эдуард Бельский) киноконцертный дворец?Украина? (архитекторы Е. Маринченко и др.).. Оригинальностью и новизной форм обозначенная архитектура комплекса Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко (архитекторы В. Ладный, А. Будиловский, Л. Коломиец и др.)..

 

97. Музыкальная жизнь в современной Украине.

Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

Значительное число современных композиторов входят в Союз композиторов Украины, среди них — 17 народных артистов Украины, 54 заслуженных деятеля искусств Украины, 16 лауреатов Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, 6 академиков и 3 члена-корреспондента Академии искусств Украины, 35 докторов наук, 59 профессоров. За особые достижения 10 из них награждены Орденом «За заслуги» ІІІ степени, 1 — орденом Ярослава Мудрого, 1 — орденом Княгини Ольги.Произведения современных украинских композиторов исполняются главным образом на фестивалях «КиевМузикФест», «Премьеры сезона», «Форум музыки молодых» (Киев), «Два дня и две ночи новой музыки» (Одесса), «Контрасты» (Львов) и «Дніпровские зори» (Днепропетровск), а также концертов серии Новая музыка на Украине. В театральном репертуаре — оперы «Моисей» М.Скорика, «Лесная песня» В.Кирейко и «Палата № 6» В.Зубицкого, балет «Рождественская ночь» Е.Станковича, ряд балетов А.Костина. Репертуар хоровых коллективов пополняется также произведениями Л. Дичко и А. Гаврилец, инструменталистов — также произведениями Ж.и Л. Колобудов, В.Рунчака и т. д. Экспериментальная электронная музыка представлена в творчестве Аллы Загайкевич, Ивана Небесного и других.Исторические традиции продолжают современные оперные певцы Украины — Виктория Лукьянец, Владимир Гришко, Валентин Пивоваров, Роман Майборода, Тарас Штонда, Михаил Дидык, Мария Стефюк.На Украине также проводятся многочисленные международные конкурсы исполнителей-инструменталистов(фортепианные — памяти В.Горовица и на Родине Прокофьева), дирижёров — им. С.Турчака, хоровых коллективов — им. Н.Леонтовича, вокалистов — им. Соломии Крушельницкой, бандуристов — им. Игната Хоткевича, многопрофильный конкурс имени Н.Лысенко и другие.

На современной украинской сцене представлены почти все музыкальные направления: от фолка до acid джаза. Активно развивается клубная культура. Многие украинские поп-исполнители — София Ротару, Ирина Билык, Александр Пономарёв, ВИА Гра, Руслана, Ани Лорак, Алёна Винницкая, Анна Седокова, Светлана Лобода, Вера Брежнева-Галушка, — давно обрели популярность за пределами Украины, особенно в СНГ. Популярная музыка представлена на фестивалях «Червона рута (фестиваль)», «Таврийские игры», «Чайка» и других.Исполнители из Украины достойно представляли Украину на конкурсах Евровидения. Так Руслана, синтезировав в своей музыке фольклорные мотивы Карпат, стала победительницей конкурса Евровидение-2004, и выиграла для Украины право на проведение следующего конкурса — Евровидение-2005. На Евровидении-2007 Верка Сердючка, а затем на Евровидении-2008 Ани Лорак заняли вторые места.Также развивается украинская рок-музыка. Среди самых известных групп — «Океан Эльзы», "Грин Грей", «Вопли Видоплясова», «Танок на майдані Конго», «Крихітка Цахес», «Скрябин», «Тартак», «Плач Иеремии», «Кому Вниз», MARVEL, БадлоВ, «Lama». Регулярно проводятся украинские рок-фестивали «Рок-экзистенция», «Тарас Бульба» и другие.Становятся популярными и чисто вокальные ансамбли, такие, как «Пиккардийская терция» и «Менсаунд». Представлено на Украине и искусство джаза — международные фестивали джазовой музыки проходят в разных городах страны, среди них наиболее известны — ДоДж, Jazz Bez и Jazz Koktebel.Старейшим из регулярно проводимых джазовых фестивалей является «Международные дни джазовой музыки в Виннице», который в 2011 году проводится в 16 раз, проводился ежегодно без перерывов с 1996 года, и охватывает географию участников с четырех континентов. Это единственный фестиваль, внесенный в Книгу Рекордов Украины, полностью выходящий в прямой телевизионный эфир регионального телевидения за «Самую продолжительную телевизионную трансляцию музыкального события». Значительный вклад в популяризацию джазового движения на Украине внесли Владимир Симоненко и Алексей Коган.В 2010 году известный джазовый гитарист Роман Мирошниченко стал первым украинским лауреатом престижной американской премии The Independent Music Awards в двух номинациях, что послужило своего рода прорывом мирового уровня для современной отечественной музыкальной сцены в сфере инструментальной музыки.Тенденция использования фольклора современными украинскими исполнителями становится всё выразительнее. Одной из первых народные мотивы в рок-музыке начала использовать во второй половине 1980-х годов группа «Вопли Видоплясова». Опираясь на фольклорную основу, новую самобытную музыку создают группы «Скрябин», «Мандры», «Гайдамаки», исполнители Тарас Чубай, Мария Бурмака и многие другие. Свидетельством роста интереса к фольклору стало основание на Украине двух фестивалей этнической музыки — «Країна Мрій (Страна Мечт)» в Киеве и «Шэшоры» в Ивано-Франковской области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.