КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отрасли педагогической науки
Структура педагогической науки. Педагогика — эта наука, развивающаяся под воздействием потребностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и методологию (уровни методологии) и применяющая свои собственные методы. Педагогическая практика — непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, гак и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и)рмы развития педагогики. Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки. Методы педагогики — это способы и приемы изучения педагогических явлений и процессов. Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне и точно исследовать педагогические явления и процессы и на этой основе делать правильные выводы об их содержании и специфике функционирования. I уровень — гносеологический, дает возможность правильно формулировать наиболее общие научные подходы к анализу педагогических явлений и процессов. II уровень — мировоззренческий, включает положения о факторах формирования и развития личности ребенка, об образовании, обучении, воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях. III уровень — научно-содержательны! позволяет правильно формулировать и обосновывать законы и закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения и воспитания людей (см. подробнее главы двенадцатую и тринадцатую). IV уровень — логико-гносеологический, обеспечивает возможность правильно осмысливать предмет и объект педагогики (см. подробнее главу девятую), определение и развитие категорий науки, осуществлять определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотношение педагогической теории и практики, связей педагогики с другими науками, формулировать положения о соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разработок, делать прогнозы в развитии самой педагогики (см. подробнее главу одиннадцатую).
Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, логикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально эффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части и отрасли. Отрасли педагогики: — история педагогики - исследует исторические этапы развития педагогических идей и взглядов; — народная педагогика — изучает традиционные народные методы и приемы обучения и воспитания людей; — педагогика высшей школы — изучает особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения высшего образования; — школьная педагогика — изучает особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования в средней школе; коррекционная педагогика — занимается обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности; профессиональные педагогики — ориентированы на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки представителей различных профессий; педагогика неформального образования — изучает неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания; педагогика образования взрослых — специально исследует формы и способы образования взрослых людей. Методология и теория педагогики — специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем. Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественными феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в системе отраслей общественных знаний.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |