КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс и характеристика самовоспитания
Самовоспитание — целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание — непременное условие совершенствования человека. Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить глубок о осознанные цели и задачи;выра6отанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессиональною развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях и экстремальных условиях. Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы — сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический,и др. Каждый из них требует специальной практической работы но самовоспитании) специфических качеств и связан сост а влением программы по самовоспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения. В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их самовоспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им. Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.
Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание п редполагает определенный уровень развития личности, се готовность и способность к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, готовность к самокритичному отношению к своей деятельности, а также выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в его сознании, отношениях, поведении и действиях. В этом случае самовоспитание выступает в качестве внутренней основы процесса самостоятельного перевоспитания личности. Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения человека как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образования и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию. Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим из них относятся самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др. Самообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств. В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни. учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека. Известны многие факты разработки и эффективного использования таких правил, например: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше»; или: «Для того чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да качеством повыше» и др. Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стремится придерживаться в целях самосовершенствования-, самоорганизации. Это могут быть правила, вытекающие из основ христианской морали и нравственности или заимствованные у великих людей прошлого и современности. В практической деятельности по самовоспитанию можно руководствоваться следующими правилами — всегда и во всем: — умей сосредоточить свое внимание на начатом деле; — не отвлекайся во время работы: — подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом: — не закончив начатого дела, не переходи к другому; — старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно; — встретишь на пути трудности - не прекращай работу; — умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»; — проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях; — думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в сложных обстоятельствах; — со всеми проявляй вежливость и тактичность; — избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит; — веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение; — сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной; — учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку; — внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок; — подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания. Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |