Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс и характеристика самовоспитания




Самовоспитание целенаправленная активная деятельность чело­века по формированию и развитию у себя положительных и устранению отри­цательных качеств.

Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание — непременное усло­вие совершенствования человека.

Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить глубок о осознанные цели и задачи;выра6отанные и при­нятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы само­совершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические, профессио­нальные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведе­ния и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессиональною развития; определенную степень совершенствования во­левых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, осо­бенно в трудных и сложных ситуациях и экстремальных условиях. Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида дея­тельности, являются потребности и мотивы — сложные и глубоко осознан­ные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя раз­личные аспекты развития личности: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический,и др. Каждый из них требует специальной практической работы но самовос­питании) специфических качеств и связан сост а влением программы по самовоспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.

В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их само­воспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ челове­ком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, воз­можностям, духовным и физическим силам.

Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и соци­альных группах.

 

Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание п редполагает определенный уровень развития личности, се готовность и спо­собность к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих по­ступков с поступками других людей, готовность к самокритичному отношению к своей деятельности, а также выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.

Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность че­ловека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, нега­тивного в его сознании, отношениях, поведении и действиях. В этом случае самовоспитание выступает в качестве внутренней основы процесса самостоя­тельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения чело­века как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образо­вания и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию.

Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помо­щью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наибо­лее общим из них относятся самообязательства, самоорганизация личной жиз­ни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.

Самообязательства включают осознание целей и задач самосовершен­ствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по фор­мированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.

В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни. учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.

Известны многие факты разработки и эффективного использования та­ких правил, например: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше»; или: «Для того чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за пра­вило: лучше числом поменьше, да качеством повыше» и др.

Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стре­мится придерживаться в целях самосовершенствования-, самоорганизации. Это могут быть правила, вытекающие из основ христианской морали и нравствен­ности или заимствованные у великих людей прошлого и современности.

В практической деятельности по самовоспитанию можно руководство­ваться следующими правилами всегда и во всем:

— умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;

— не отвлекайся во время работы:

— подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом:

— не закончив начатого дела, не переходи к другому;

— старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;

— встретишь на пути трудности - не прекращай работу;

— умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не слу­чится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;

— проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;

— думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в слож­ных обстоятельствах;

— со всеми проявляй вежливость и тактичность;

— избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит;

— веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслу­женная, попроси слова и выскажи свое мнение;

— сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;

— учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприят­ную обстановку;

— внимательно слушай указания и советы старших, высказывания то­варищей, это поможет избежать многих ошибок;

— подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сдела­ны замечания.

Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.