Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория поэтапного формирования умственных действий. Механизмы и средства социализации




Механизмы и средства социализации.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвое­ние человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессиональ­ного). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помо­щью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в про­цессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными орга­низациями, как специально созданными для социализации, так и реализую­щими социализирующие функции параллельно со своими основными функ­циями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках суб­культуры. Под субкультурой в широком смысле понимается комплекс ценно­стей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, ти­пичных для людей определенного возраста или конкретного профессиональ­но-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни п или иной возрастной, профессиональной или социальной группы,

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса бла­годаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родич любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает] те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, сем сверстникам, значимым лицам и т. д.

Теория поэтапного формирования умственных действий, сформулирован­ная и исследованная П.Я. Гальпериным, основана на идеях о том, что организа­ция внешней деятельности, способствующая переходу внешних предметных действий в умственные, является основой рационального управления процес­сом усвоения знаний, навыков, умений, развитием качеств личности специали­ста.

Этот процесс включает следующие шесть этапов.

1. Формирование мотивационной основы действия — отношений обу­чаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения.

2. Предварительное ознакомление с действием, т. е. построение ориенти­ровочной основы действия, выделение систем ориентиров и указаний, учет которых необходим для их выполнения.

Ориентировочная основа действий — система пред­ставлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Содержание ориентировочной основы действий во мно­гом предопределяет качество действия. Так, полная ориентировочная основа обеспечивает сис­тематически безошибочное выполнение действия в за­данном диапазоне ситуаций.

3. Выполнение материализоваиного действия, в ходе которого обучае­мый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образ­цы действия, в частности на схему ориентировочной основы действий.

4. Внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость ис­пользования ориентировочной основы действий.

5. Выполнение действия в форме проговаривания его последовательно­сти про себя.

6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.

Теория поэтапного развития умственных действий результативна, глав­ным образом, при формировании практических навыков и умений специали­стов по обучению и воспитанию. Она позволяет в общем и специальном обуче­нии ставить задачу повышения качества формируемых действий и понятий обучаемых при сокращении сроков их подготовки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.