КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы педагогики. Методологические и теоретические основы педагогической науки
Методологические и теоретические основы педагогической науки. Методологические основы педагогики. Занятие № 21 План:
10.1. Методологические и теоретические основы педагогической науки. 10.2. Методы педагогики. 10.3. Сущность образования. 10.4. Обучение как общественное явление. 10.5. Педагогическая деятельность как общественное явление. 10.6. Факторы социализации личности. 10.7. Механизмы и средства социализации. 10.8. Теория поэтапного формирования умственных действий.
1. Общая методология педагогики предполагает учет: — основных положений и принципов материалистической диалектики; — закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся; — закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества; — закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку; — основных категорий материалистической диалектики; — представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей наций; — представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях. 2. Специальная методология педагогики ориентирует на учет: — устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия па него; — особенностей формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно полезной деятельности; — единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе); — представлений о целостном формировании личности в группе (коллективе). 3. Частная методология педагогики предполагает учет: — закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания; — неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса, — соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.
Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании: — изучение литературных источников, документов - исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах; — наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение; — эксперимент — предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания; — анализ результатов деятельности — опосредованное изучение педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей; — анкетирование — изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы; — тесты — выполнение испытуемыми определенных действий по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания (обычно оно включает использование конститутивных, интерпрстативиых, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и коррекционное (предполагает применение методик поведенческой и когпитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода); — биографический метод — изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках; — беседа — непосредственное общение с учеником (воспитанником); — фотографии, кино-, теле- и звукозаписи - изучение хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото-, кино-, теле- и звукоматериалов; — обобщение независимых характеристик — выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей. Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных: "теоретический анализ -- осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой; математические и статистические методы — методы математической и статистической обработки результатов педагогических исследований: (контент-анализ, факторный анализ, методы ранжирования, графопостроения и др.)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |