КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы формирования личности человека
Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями (см. подробнее главу шестую). От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности, зависит эффективность педагогического воздействия. Особенности физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга (см. главу восьмую), проявлении темперамента, эмоций и чувств, в поведении и поступках (см. подробнее главу одиннадцатую) и т. д. Лнатомо-физиологические особенности личности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структур тела человека (см. подробнее 8.4, 8.5), оказывающих серьезное влияние как на его психику и поведение, так и подверженность последних воспитательным и другим воздействиям педагога. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе обучения и воспитания. Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др. А следовательно, это может специфически проявляться и в ходе обучения и воспитания и, безусловно, должно учитываться педагогами. Важнейшими факторами формирования личности выступает окружающая среда и общество. Обычно прежде всего выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны. умеют ценить время и внимательно относятся к тому, чему их обучают. Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является важным определителем формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо, с одной стороны, принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. Общественно полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |