Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика педагогической деятельности. Успешность педагогической деятельности, прежде всего, определяется тем, насколько готов учитель школы к осуществлению основных педагогических функций в новом




Успешность педагогической деятельности, прежде всего, определяется тем, насколько готов учитель школы к осуществлению основных педагогических функций в новом социально-педагогическом пространстве, ориентирующемся на личность ребенка. Именно учитель в силу своей профессиональной подготовки может обогатить социальный опыт ребенка, скорректировать его при необходимости и помочь в решении возникающих жизненных трудностей. Олицетворяя представителя образовательного сообщества, учитель, несомненно, должен обладать особыми профессиональными компетенциями и готовностью к осуществлению своей образовательной миссии.

Одним из главных условий выживания школы, является ее адаптация к современным моделям развития, которые общество предлагает школе. Безусловно, в таких условиях важнейшим элементом адаптации выступает организация образовательного процесса в школе, определяющая успешность ее работы. От качества подобной организации зависит насколько образованным выйдет школьник за пределы своей школы – в социум. Естественно, что цели образования связаны с целями конкретного общества. Следовательно, выпускник образовательного учреждения, уже исходя из этой важной идеи, несет в себе выполнение всех надежд данного общества. Так ли это? Попробуем разобраться. Образование – это категория педагогики как науки. Наличие образования определяет наличие образованных людей. Критерием образованности выступает системность знаний и мышления человека. Итак, на одном полюсе образование как целостный целенаправленный процесс, на другом образованность конкретного человека. А что между? А между этими полюсами организация образовательного процесса педагогами, профессионалами, реализующими высокие цели образования.

В современных психолого-педагогических источниках понятие «образование» трактуется очень широко. Обобщая определения образования разными авторами, мы хотели бы представить три, наиболее часто встречающихся взгляда:

1. Образование – это процесс активной социализации человека, выбора им своего индивидуального жизненного пути посредством саморазвития (А.Г.Асмолов, Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский).

2. Образование - процесс планомерного и активного освоения социальной и культурной сред. (П.Г.Щедровицкий, А.А.Вербицкий, Н.В.Бордовская.)

3. Образование - система знаний умений и навыков, способствующая формированию мировоззрения и развития качеств личности. (Педагогика под ред. Ю.К.Бабанского. – М.,1988).

Таким образом, в обобщенном виде образование – это освоение необходимых знаний, способствующих становлению человека как личности и гражданина своей страны. Образованный человек в получении знаний использует культурное наследие и, преобразовывая его, «возвращает» уже расширенную систему знаний обществу, но уже в другом качестве – индивидуально переработанного продукта. Образование – это система. С одной стороны – система образовательных учреждений в стенах, которых люди и получают образование. С другой стороны – это система, в которой происходит целенаправленное развитие, обучение и воспитание личности. И в том и в другом случае – образование, это, прежде всего деятельность. Поскольку если понимать это понятие буквально – то это создание образов, по В.И.Далю – «выращивать, давать образ». Ясно одно, образование – это системное понятие, имеющее свои характеристики к которым можно отнести следующие: количество и объем получаемых знаний; характер и направленность образования; содержание образования; модели образовательных систем (развивающие; традиционные; рационалистические; модели оптимизации; инновационные; гуманистические и пр.).

Люди, призванные «выращивать и давать образ», это педагоги, от которых требуется высокое мастерство выполнять эту деятельность, соединяя педагогическую науку с педагогической практикой. Педагогике как науке не столь уж много лет. Это не умаляет исканий древних известных философов в области познания человека. Демокрит, Сократ, Платон уделяли большое внимание постижению истины и человека. Но именно Яну Амосу Коменскому мы обязаны появлением педагогики как науки, идеи которой он изложил в своем известном труде «Великая дидактика». Любая наука имеет теоретическое и практическое наполнение. Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека. Воспитание в переводе с греческого означает «детовождение». Сама этимология этого слова несет в себе главное зерно – педагогика, наука, прежде всего о воспитании (детовождении) ребенка. Она призвана ответить на главный вопрос КАК вводить ребенка в жизнь конкретного общества, с конкретно выраженной культурой, используя при этом, особенности развития каждого индивидуума.

Как теоретическая наука педагогика призвана постигать сущность явлений, выявлять их причинно-следственные связи. «Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни», - так образно описывает теоретический аспект науки С.И.Гессен (4, С.22). В основе теории лежит получение новых знаний. Это в любой науке. Педагогика не исключение. Полученные знания выражаются в новых концепциях, понятиях, теориях. А те, в свою очередь нуждаются в подтверждении или в опровержении, поскольку именно повторяемость процесса и его результатов подтверждает новизну вводимых концепций. Одних умозаключений мало, необходимо неоднократное их повторение. Это возможно с помощью практической деятельности. Любая теоретическая наука нуждается в практическом применении. «Суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет!».

Педагогика относится к гуманитарным наукам. То есть к наукам, изучающим человека, условия его бытия и взаимодействия с социумом. Кроме гуманитарных наук, есть еще и естественные науки, изучающие природу и законы ее функционирования. Коль педагогика – это наука о человеке и социуме, то в ее основе лежат механизмы передачи накопленного опыта старшим поколением подрастающему поколению. Культурологический аспект педагогики предполагает нахождение места человеку в глобальном культурном пространстве, называемом цивилизацией. Занимаясь такими знаковыми вопросами как человек и социум, педагогика взаимодействует с обширным списком различных наук. С начала зарождения ее как науки очевидна связь педагогики с философией, историей, физиологией. В ходе развития педагогики появившаяся необходимость объяснения выявленных закономерностей развития ребенка и общества привела ее в «объятья» психологии, социологии, экономики, политологии. Взаимосвязь педагогики с различными науками выражается, прежде всего, в использовании основных идей и положений этих наук, обусловливающих те или иные находки в педагогике. Поясним нашу идею на примере наиболее тесной связи, которая существует между педагогикой и психологией.

Для работы с человеком, а педагогика именно этим занимается, педагогу необходимо знать законы психической деятельности и развития индивидуума. К примеру, для того чтобы реализовать принципы воспитания, необходимы знания о развитии ребенка, о его месте в системе разнообразных социальных связей. Эти вопросы рассматриваются в закономерностях воспитательного процесса. Совокупность закономерностей дает представление о том, какой должна быть организация воспитания ребенка и обусловливает способ действий педагога, что находит свое отражение в принципах воспитания, если их рассматривать как основополагающие направления, обеспечивающие эффективность воспитания.

Конечно, в современном мире, где с одной стороны расширяется духовный мир человека, происходят поиска «бога в душе», а с другой, властвуют совершенные технологии, все большее значение приобретает связь педагогики и с техническими науками, и с богословскими науками. Используя открытия разных наук, педагогика стремится максимально их переработать таким образом, чтобы она, как наука была более мобильна и приближена к человеку.

Кроме связи с другими науками, педагогика сама включает в себя ряд научных отраслей. К ним можно отнести такие науки, как: историю педагогики; этнопедагогику; сравнительную педагогику; педагогику высшей школы; военную педагогику; коррекционную педагогику; дошкольную педагогику. Кроме уже достаточно хорошо известных наук, появляются отрасли, вызванные преобразованием общества. Такие, к примеру, как педагогическая психология; педагогика взрослых; педагогика профессионально-технического образования и профессионального образования и др.

Включенность педагогики в другие науки и интеграция отраслей, входящих в саму педагогику создает многообразие связей и «полей», дающих жизнь различным междисциплинарным предметам. Сама же педагогика обладает мощнейшим развивающимся потенциалом, использование которого дает возможность строить новые педагогические парадигмы с учетом изменяющегося мира, технологически «обустраивать» все отрасли научного знания, независимо от того, входят они в педагогику или взаимодействуют с ней.

Это «обустройство» идет по линии практической деятельности, которая в педагогике имеет свою специфику, отражающую особенности, как человека, так и социального общества. Итак, педагогическая деятельность, особый вид деятельности. Она имеет свою специфику. Можно сказать, что любая деятельность специфична. Сталевар варит сталь и его деятельность, безусловно, отличается от деятельности космонавта или моряка. Но в педагогической деятельности аккумулируются несколько мощных творческих направлений - она сродни деятельности писателя, актера, ученого и архитектора.

Если ученый открывает истину – педагог с помощью средств педагогического воздействия доносит ее людям. Педагог – это своеобразный транслятор истины. Без него она мертва. И самый великий ученый, открыв новые законы мироздания, вынужден предъявлять их свету в надежде на то, что найдется учитель, который донесет эти искры до учеников. Польза великих открытий не только в том, что они «толкают» прогресс, но и в том, что они «толкают» мысль учеников в сторону прогресса. И, соответственно педагог помогает этому процессу.

Учитель, как и писатель, воздействует на людей с помощью Слова. Но писатель только создает свое произведение, а педагог включает детей в разнообразные виды деятельности. Он организует содержание информации, свое поведение, участие детей в усвоении истин. Писатель, живописуя характеры созданных или реальных персонажей, по сути своей, не несет прямой ответственности за полученные портреты, учитель же ответственен везде и всегда. Фактически – перед всеми. Перед детьми, перед их родителями, перед администрацией школы, в которой он работает, перед обществом, так как он поставлен им и выполняет его социальный заказ. Эта мера ответственности отличает педагогическую деятельность от литераторской.

Как архитектор, учитель проектирует личность ученика и педагогические обстоятельства, способствующие его становлению. Хороший архитектор, готовя проект дома, все просчитает и соотнесет этот проект с возможностями его реализации в данной местности, учтет все материалы, предназначенные для строительства проектируемого здания. Так и хороший учитель в «построении» личности ребенка все должен учитывать: и психические свойства ребенка и познавательные процессы личности, и ее интересы и склонности. Ему необходимо внести в своей проект и условия жизнедеятельности проектируемого школьника, иначе «дом» поставленный не в нужном месте, может рухнуть от подвижки почвы, к примеру. А ребенок может «рухнуть», если учитель не учтет в своей деятельности условия семейного воспитания, к примеру.

Как артист, он должен владеть хорошей дикцией, выразительностью голоса, эмоциональностью речи и поведения, мимикой и пантомимикой. Каждый урок талантливого учителя – это театр одного актера. Возникающие быстроменяющиеся педагогические ситуации часто требуют от учителя истинно артистических способностей.

К примеру, есть в педагогике такой частный прием как создание воспитывающей ситуации. Подобная педагогическая ситуация, как правило, создается с побуждающим значением. То есть предложенные учителем условия «вынуждают» ученика действовать. Способ его действий может быть разным. Это как раз то, что нужно увидеть учителю. Но педагог никак не может показать ребенку, что эта ситуация создана специально для него. От наличия артистических данных и педагогического мастерства во многом зависит педагогическая интерпретация степени выраженности поведения ребенка в специально созданных условиях.

Большое внимание педагогическому артистизму уделял А.С.Макаренко «Для меня в моей практике такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть …Здесь мы сталкиваемся с той областью, которая всем известна в драматическом и даже в балетном искусстве: это искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота»(9, Том 4. С.236).

Артистизм в педагогической деятельности соотносится с ее творческим потенциалом. Если под творчеством понимать создание новых продуктов и ценностей, то, безусловно, педагогическая деятельность – творческая деятельность. Современная практика, уповая на творчество в работе учителя, в благостном порыве иногда отрекалась от репродуктивной деятельности, наивно полагая, что только инновации спасут педагогический процесс в эпоху кризисов и перемен. Нет сомнений, творческая деятельность, обладая многослойной структурой, делает сам процесс во многом более успешным, нежели добротные, где-то незыблемые педагогические методики, служившие практикам многие годы, но не учитывающие происходящих изменений, как в самом человеке, так и в социальном обществе. Но само по себе творчество без специальных педагогических знаний может оказаться сродни фейверку – горит красиво, но быстро угасает. В основе педагогического творчества лежат глубокие знания предмета, яркая индивидуальность учителя, его воображение, педагогическая интуиция, стремление изменить себя и мир. Естественно кроме знаний, учитель должен виртуозно владеть и педагогической техникой. Вот такая совокупность параметров и определяет творческую личность. Но темой наших рассуждений скорее является соотношение творчества и мастерства. Гений и Мастеровой! Что предпочесть? Это, скорее риторический вопрос. Поскольку в любом педагогическом мастерстве есть доля творчества. Исходя из специфики педагогической деятельности, отдаленности результатов педагогического труда, мало кому из практикующих учителей удается по-настоящему что-то открыть в педагогике. Но, открытием является каждый отвоеванный у «улицы» ребенок, каждый урок в русле инклюзивного образования, дающий шанс детям с трудностями, с проблемами получить свою долю в образовании наравне с остальными детьми.

В современной педагогической теории и практике много внимания уделяется инновационным процессам в школе. Слово новация (novus) переводится с латинского языка как новый. В педагогике новации – это то новое, что можно применять для успешности педагогической деятельности. В современной педагогической литературе чаще используется термины «инновации», «инновационные процессы», «новшества». Естественно, что внедрение нового, это в некотором роде обновление уже существующего. Будь то, процесс или явление, или система действий. То есть инновационный процесс – это деятельность по освоению и использованию какого-либо новшества. Совсем необязательно, чтобы новация отражала абсолютно новые тенденции образования. Вполне вероятен и другой подход, использовать уже показавшую себя систему, но применительно к новым условиям.

В основе педагогической деятельности лежит педагогическое взаимодействие ее субъектов – учителя и ученика. Ее успешность во многом определяется качеством этого взаимодействия. Основным же критерием успешности выступает система сложившихся в ходе взаимодействия субъектно-субъектных отношений разного уровня: от позитивных, гуманистических отношений до негативных и безразличных. В современной педагогике значительно возрастает роль субъекта во взаимоотношениях. Еще недавно, в советской педагогике были приняты иные ценности в отношении ученика. Ему в основе своей уготавливалась роль объекта, и приоритеты были отданы воздействию учителя на ученика. Демократические процессы, способствующие созданию гуманистической образовательной среды, обусловливают становление ребенка как субъекта взаимодействия. Социальный заказ школе побуждает на каждом конкретном этапе рассматривать субъектность ребенка в новом контексте. Расширение его прав, обусловленных «Конвенцией о правах ребенка», внедрение информационных технологий в педагогическое пространство, динамичность развития социальной среды – все это требует от педагогов создания таких условий, которые бы готовили ребенка к самостоятельной и творческой жизни, формировали у него необходимость и умение контролировать свою деятельность, меняя ее в зависимости от социальной и личностной необходимости. Но вопрос о взаимодействии субъектов педагогического процесса имеет и оборотную сторону. В ходе взаимодействия осуществляется двустороннее воздействие его участников друг на друга. Не только ученик получает мощный обучающий и воспитывающий заряд, но и учитель впитывает энергетику детского воздействия.

По содержанию взаимодействие бывает прямое и косвенное.

Прямое взаимодействие предполагает непосредственное общение учителя и ученика в учебном и внеучебном процессах. Это и обучение школьника, и индивидуальные творческие контакты с ним, это доверительные отношения, совместная деятельность по овладению учениками знаниями или нравственными категориями. Прямое взаимодействие предполагает непосредственное обращение учителя к ученику, выдвижение прямых требований и предложений в области организации обучения и воспитания. Косвенное взаимодействие реализуется, прежде всего, через каких-либо носителей педагогических ценностей. В подобном качестве могут выступать как отдельные ученики, референтные для субъекта взаимодействия, так и группы детей, коллективы класса, родители и приоритетные для ребенка родственники. Учитель, используя в косвенном взаимодействии значимых для ребенка субъектов, пытается влиять на него именно с помощью этой значимости в глазах ребенка.

Виды субъектно-субъектного педагогического взаимодействия разнообразны и зависят от его цели и прогнозируемого результата. Их полезно рассматривать на разных уровнях. Если мы говорим о взаимодействии школьников между собой, то это может быть межличностное, групповое, коллективное взаимодействие детей разного или одного возраста. Но есть еще взаимодействие ученика и учителя, учителя и родителей, учителей разных звеньев школы между собой. Далее, широкая сеть взаимодействия с родителями, родственниками ребенка, родителями разных детей между собой. Взаимодействие на уровне педагогического менеджмента: руководителей образовательных учреждений с руководителями школ, с педагогическим коллективом, с родителями и общественными организациями.

Педагогическая деятельность бывает профессиональной, то есть ею занимается человек, профессионально подготовленный к обучению и воспитанию детей. Но в практике педагогики встречается и непрофессиональная педагогическая деятельность. Ее можно назвать интуитивной педагогикой, бытовой педагогикой. Подобная деятельность реализуется также людьми, которые воспитывают и обучают. Но делают они это непрофессионально, «на ощупь». К ним можно отнести родителей, родственников, вообще всех взрослых, которые в той или иной степени взаимодействуют с детьми.

Педагогическая деятельность представляет систему, которая имеет свою структуру и функциональные компоненты. К структурным компонентам можно отнести: педагогические цели; субъект и объект педагогического взаимодействия; предмет совместной деятельности учителя и ученика и средства педагогической коммуникации. (Н.В.Кузьмина).

 

субъект объект педагогические цели предмет средства педагогической коммуникации.
Педагогическое взаимодействие

 

В структуре педагогической деятельности Н.В.Кузьмина (10) выделила следующие функциональные компоненты: гностический компонент; проектировочный компонент; конструктивный компонент; организаторский компонент и коммуникативный. Разберем их с точки зрения содержания и назначения, обусловливающих системность педагогической деятельности.

Гностический компонент. Обусловливает наличие профессиональных знаний у педагога. Его способность к постоянному их накоплению, углублению и творческому осмыслению.

Проектировочный компонент реализуется в умении педагога проектировать сам педагогический процесс и личность ребенка в нем.

Конструктивный компонент. Наличие у педагогов умений конструировать собственную профессиональную деятельность с учетом поставленных целей образования.

Организаторский компонент. Деятельность, по сути, является управленческой и предполагает действия учителя по включению детей в различные виду деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативныйкомпонент. Деятельность учителя направлена на установление адекватных взаимоотношений с детьми, другими учителями, родителями и остальными участниками педагогического процесса. Чрезвычайно важно для результатов педагогической деятельности наличие умений у учителя устанавливать эмоциональные разноуровневые связи.

Все описываемые нами компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Возможность замены и дополнения каждого компонента другим компонентом представленной структуры, создает крепкие связи, способствующие построению системной модели педагогической деятельности.

Особое место в педагогической деятельности занимает ее непосредственный представитель – учитель и его позиция, выраженная в системе его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Учитель обучает и воспитывает ребенка. Попытки некоторых авторов от педагогики или разделить эти части образовательного процесса, или вытеснить какую-то их часть и заменить другой кажутся нам безосновательными. Неразрывно связанные между собой, обучение и воспитание, призваны решить одну важнейшую задачу современного образования – подготовить ребенка к жизни в обществе. И решая с детьми арифметические задачи, и знакомя их с различными правилами русского языка, с окружающим миром, учитель, постоянно взаимодействуя с детьми, все время их воспитывает. «Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем,… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом», - писал В.А.Сухомлинский, подчеркивая повышенный воспитательный статус учителя. (17, С.75).

Можно выделить социальную и профессиональную позиции учителя. Социальная позиция учителя детерминирована социально-экономической политикой общества. Это выражение его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.В основе социальной позиции лежат общечеловеческие ценности. Профессия учителя априори предполагает наличие личностных качеств, укладывающихся в структуру мировых ценностей. Учитель для ребенка являет собой некую ценностную модель современного человека. Его педагогические функции предполагают наличие такой системы качеств, которая могла бы определять нужные направления в воспитании ребенка. Специфика педагогической деятельности, безусловно, ставит эту позицию во главу педагогической парадигмы. Она сложна и уязвима, поскольку учитель аккумулирует, в основе своей все общечеловеческие ценности, предъявляя их ученикам.

Профессиональная позиция – это отношение учителя к своей профессии. Это видение себя в работе с детьми. Кто он? Диктатор или друг. Проситель или вдохновитель. Профессиональные ценности включают разные характеристики учителя как профессионала. Это и профессиональная компетентность и коммуникабельность и педагогическая парадигма, выбранная учителем в качестве предпочтения. Современное воспитание предлагает в виде профессиональной ценности – ориентацию на личность ребенка, признание его индивидуальности, «самости».

Чрезвычайна, важна в профессии учителя направленность его личности. Она является интегральной линией, на основе которой формируется основные профессионально-значимые ее качества. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя. Это выражается в положительном отношении к ребенку, родителям, в постоянном стремлении к овладению новыми методиками обучения и воспитания, новыми психолого-педагогическими знаниями.

Огромное значение для педагогической деятельности приобретает готовность к профессиональной педагогической деятельности. Учитель должен хотеть осуществлять вышеназванные функции. Именно от его желания зависит успешность педагогической деятельности. В чем же, прежде всего, выражается готовность учителя к профессиональной педагогической деятельности? Это - владение современными теориями обучения и воспитания (соответствие технологий целям и содержанию, возможностям обучаемого и обучающего); владение содержанием учебных дисциплин (использование современных данных науки, привлечение различных источников информации и т.д.); знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности (возрастные и индивидуальные особенности детей, система взаимоотношений, особенности конкретной педагогической ситуации).

Кроме профессионального наполнения готовности к педагогической деятельности, учителю важно быть готовым к осуществлению педагогического общения. Особенности педагогического общения могут быть выражены в следующих направлениях:

- В соответствии содержания и формы изложения возможностям и интересам детей, личностным особенностям учителя;

- В педагогической наблюдательности, дающей возможность учителю адекватно действовать в постоянно меняющей педагогической ситуации;

- В степени соответствия используемых выразительных средств особенностям педагогической ситуации (выразительность речи, темп речи, интонация, мимика, пантомимика)

Попробуем теперь охарактеризовать учителя готового к профессиональной педагогической деятельности в современных условиях: Учитель владеет материалом; содержание его уроков или внеклассных мероприятий соответствуют поставленным целям и выбранным формам проведения. Содержание и форма изложения материала соответствует интересам и возможностям как класса в целом и отдельных учеников, так и своим личным возможностям. Современный учитель широко использует данные современной науки и практики в своей деятельности. Он достаточно полно учитывает все факторы, влияющие на учебно-воспитательный процесс. На протяжении всего контакта с детьми, родителями, учителями сохраняет позитивный уровень общения. Он постоянно учитывает изменяющуюся педагогическую ситуацию, правильно используя при этом выразительные средства общения. Учитель рефлексивен, постоянно готов к профессиональному совершенствованию.

Таким образом, педагогическая деятельность в практической ее части реализуется конкретным профессиональным исполнителем – учителем, воспитателем. Он в процессе своей деятельности вводит ребенка в многосторонние социальные связи, требующие его приспособления к конкретным требованиям социума, к разным условиям организации жизнедеятельности, к разным возникающим нравственным коллизиям. Учителю дана большая сила и власть в области подготовки ребенка к социальной адаптации. Личностная ориентированность педагогической деятельности учителя связана с развитием индивидуальных особенностей, потребностей, интересов и склонностей каждого ребенка. Именно это и является основной целью педагогической деятельности - создание оптимальных условий для развития каждого ребенка. Несомненно, это требует от учителя особых образовательных «полномочий». К таковым можно отнести педагогическую компетентность учителя, его умение организовывать воспитательный процесс сообразуясь с индивидуальными особенностями, интересами и склонностями каждого ребенка, владение исследовательскими методами, позволяющими профессионалу провести педагогический мониторинг и уже на его результатах строить соответствующее взаимодействие со школьниками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.