Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целей ное пространство




Школьное образование Начальное(1-3/4кл.) – основное(9кл) – среднее (11кл.)

 

 

Среднее специальное Профессионально-технические училища-средние специальные учебные заведения (лицеи, колледжи)    

 

 

Высшее образование Институты, университеты, академии    

 

 

Дополнительное образование Институты повышения квалификации-музыкальные школы - дома детского и юношеского творчества - художественные школы – станции юных техников – станции юннатов – спортивные школы    

 

Схема 2. Система образования РФ

Субъекты, входящие в систему образования взаимосвязаны и с организационной точки зрения находятся в строгой иерархии. Но взаимосвязь структурных компонентов системы образования кроме логично выстроенной иерархии должны обладать мобильностью, склонностью к вариативности и управленческой смелостью, позволяющей оперативно реагировать на изменяющиеся потребности общества в области образования.

Вхождение России в Болонский процесс делает более рентабельным образование в глазах мировой общественности, предоставляя возможность выпускникам российских вузов находить применение на европейском рынке труда. И естественно, что уровень их адаптации зависит от сформированной гражданской позиции, позволяющей им реализовывать профессиональные задачи в условиях поликультурного общества. Мы уже можем рассуждать не о единой школе, как лет 10 назад, а о едином педагогическом пространстве. Соответственно связи между компонентами, входящими в это пространство должны быть результативнее и крепче. Так ли это? Скорее всего, мы тащим за собой рудимент советской управленческой пирамиды со средними, неоправданно существующими звеньями контрольного педагогического аппарата.

Система образования в России имеет свою историю. Она связана с меняющимися потребностями общества. Развитие общества, научно-технический прогресс обусловливал возникновение новых образовательных структур, способных «насытить» рынок рабочих рук и умных голов. Следует отметить, что вплоть до Х1Х века основной и самой распространенной была начальная школа. Потом появились средние и старшие классы общеобразовательной школы. Так же в Х1Х веке стали развиваться дошкольные учреждения. В 40-50 годы ХХ века получили широкое распространение специальные и профессиональные учреждения. Это приводит к созданию системы образования. Т.е совокупности образовательно-воспитательных учреждений выстроенных в соответствующей логике:

На развитие системы образования оказывает влияние определенные факторы. Рассмотрим некоторые из них:

1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Развитие уровня производства обусловливает выдвижение требований к системе образования по общеобразовательной и технической подготовке будущих участников технического прогресса. Так в развитых странах создается более высокий уровень для развития системы образования. Объясним влияние научно-технического прогресса на развитие образования на примере:

В начале ХХ века в российском обществе была нужда в специалистах высшего звена. Особенно бум в овладении высшим образованием отмечается в послевоенное время. Это понятно и обусловлено большими человеческими потерями в ходе войны. Далее на рынке труда произошел переизбыток людей с высшим образованием, и появилась нужда в высококвалифицированных рабочих и высоко профессиональных специалистах среднего звена. Это вызвало к жизни бурное развитие профессионально-технического образования.

2. Политика общества и интересы различных его сословий. Образование выполняет социальный заказ. Это означает, что цели образования диктует образовательным институтам общество. Эти цели воплощаются в стандартах и учебных программа и «на выходе» предполагается получить заказ. Но в стране, где существуют различные классы, образование хочешь, не хочешь, становится дифференцированным. Появляются школы для более зажиточных слоев населения, где, безусловно, условия учебно-воспитательного процесса гораздо выше, чем в общих массовых школах. Таким образом, создаются неравные условия образования для разных слоев населения.

3. Исторический опыт и национальные особенности в системе народного образования. В построении системы образования играет роль историческое наследие и культура каждой страны в целом. Это может быть выражено в раздельном обучении мальчиков и девочек; в количестве классов начального образования; в возрастном цензе первоклассников.

4. Педагогические факторы. Эта группа факторов обеспечивает условия для воспитания и обучения детей. Так создание детских садов было вызвано обеспечение более раннего воспитания и необходимостью формирования готовности детей к школе. Хотя в начале создание дошкольных учреждений было обусловлено социальным фактором, т. е занятостью женщин на производстве. Если говорить о подготовке профессионально-технической, то с педагогической точки зрения ее целесообразно осуществлять в специальных учреждения на базе общеобразовательной подготовке.

Школа занимает в системе образования центральное место, так как именно она является «кузницей» заказанных обществом, кадров. Это социально-педагогическая система, имеющая свою структуру, иерархию, открытая для социального воздействия, находящаяся в постоянном развитии. В соответствии со статьей 14 Закона об образовании школа является фактором экономического и социального прогресса общества. Содержание образования обеспечивается государственным образовательным стандартом. Стандарт образования включает три компонента: федеральный, региональный и школьный. Им соответствуют учебные планы. Основу составляют типовые планы, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Эти планы рекомендованы для использования в школах. Почему же так много разночтений в программах и планах современных школ России. Это объясняется существованием базисного плана, на основе которого школы могут разрабатывать свои собственные планы. Безусловно, многие школы оправданно вводят в свое образовательное пространство инновации. Но во многих царит вакханалия вариативности, не приносящая, к сожалению, позитивных плодов, поскольку нарушается одно из главных условий успешности внедрения инвариантных программ – преемственность в учебных планах разных звеньев школы.

Школа, как элемент системы образования находится в системе определенных связей с органами управления. Ведущей идеей, определяющей эту взаимосвязь, является идея создания территориальной (региональной, муниципальной, местной) образовательной системы. Территориальная образовательная система представляет собой совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как в образовательных учреждениях, так и вне их) и деятельности по управлению этими процессами, осуществляемой образовательными учреждениями, органами образования и другими институтами. (В.С.Лазарев)

Структура может выглядеть следующим образом. Школа непосредственно связано с органами управления образования, в которые входит:

В ерхний уровень управления - это заведующий отделом образования. Экспертный совет и Совет руководителей учреждений образования.

Средний уровень включает заместителей заведующего и такие отделы, как: бухгалтерия, юридический.

И нижний этаж этой управленческой пирамиды включает в себя:

¨ специалиста по реабилитации и социальной защите детей;

¨ специалиста по дошкольному и начальному обучению и воспитанию;

¨ специалиста по внешкольному дополнительному образованию

¨ специалиста по стабилизации образования

¨ специалиста по развитию образования

¨ специалиста по программно-методическому обеспечению, связанного с методическим кабинетом

В современных структурах народного образования могут быть такие службы, как диагностическая и служба информации о нововведениях.

Образовательная система в рамках района или города может характеризоваться следующими параметрами:

А) составом образовательных услуг;

Б) качеством реализации этих услуг

В) доступностью образовательных услуг (оплата, подвоз детей, удобное время и др.)

Взаимодействие школ с органами образования имеет определенный механизм управления, состоящий из следующих управленческих действий: планирования, организации, руководства и контроля.

Планирование. Это управленческое действиепозволяет выявить потребность в тех или иных образовательных услугах. Планирование включает решение перспективных и текущих задач в сфере образования. В свете взаимодействия органов управления образованием и самими образовательными учреждениями, планирование включает задачи, связанные с кадровым, научно-методическим, нормативно-правовым, материальным обеспечением процесса обучения и воспитания.

Организация. Это управленческое действие направлено на координацию работы директора школы и ОУО по организации процесса образования в школах. Это и развитие сети необходимых образовательных услуг, и отслеживание инновационного процесса и создание, и анализ результатов диагностики детей. Эти задачи могут решать созданные при отделе органов народного образования Советы руководителей образовательных учреждений. Основная задача Совета помогать руководителям школ и заведующим ОУО оптимально разрешать спорные вопросы. На реализацию этих задач направлен и создающийся во многих территориальных образованиях Экспертный совет. Он предназначен для рецензирования исследовательских проектов, программ, экспериментов и программ развития школ. В него могут входить как опытные творческие учителя, так и представители науки. В некоторых субъектах образовательного процесса создают службу информации. В содержание работы этого органа входит подготовка справочников, буклетов, проспектов, включающих сведения об образовательных услугах тех или иных школ, организация пропаганды отдельных школ.

Руководство. С помощью этой функции управления заведующий ОУО и других органов и групп должен мотивировать директоров школ на обновление, на поддержание интереса к инновациям, к работе по совершенствованию профессионального и личностного потенциала. Следует отметить, что особого внимания требуют директора развивающихся школ, так как, безусловно, они работают в ином, повышенном режиме, нежели директора обычных школ.

Контроль. Контроль работы школ необходим, так как управленческие действия представляют собой замкнутый цикл, взаимосвязанную целостную систему и удаление любой части из этой системы разрушают ее. Но контроль должен быть интеллигентным и компетентным. Основные принципы контроля – это гласность, демократичность, индивидуальность.

Таким образом, взаимодействие школ и ОУО предполагает:

¨ обсуждения и решения вопросов финансирования исследовательских проектов, программ развития и экспериментов;

¨ своевременного проведения экспертиз всех документов, необходимых для лицензирования, аттестации, аккредитации школы как инновационного образовательного учреждения;

¨ дополнительного финансирования федеральных, региональных, местных программ развития образования, если эта необходимость выявляется в ходе экспериментальной работы школы;

¨ разрешения конфликтов с другими образовательными учреждениями, возникающими при столкновении интересов различных школ;

¨ помощи в кадровом, финансовом, материальном обеспечении;

¨ своевременной информации о требованиях к школе всех социальных заказчиков;

¨ защиты имущественных и земельных интересов школы.

В качестве выводов о взаимоотношениях органов управления и школ следует сказать, что их должно характеризовать сотрудничество и партнерство в области развития народного образования, а не диктат сверху. Только система разумных, логичных и выверенных управленческих действий может способствовать верной организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, начиная с верхушки пирамиды и заканчивая каждым отдельным школьником. Здоровые и грамотно построенные связи способствуют формированию у выпускников школ гражданской зрелости и готовности жить в современном обществе, принося реальную пользу в различных областях производства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.