Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие школьника со сверстниками




 

Успешное и комфортное пребывание ребенка в стенах школы во многом определяется уровнем его взаимоотношений со сверстниками. В процессе взаимодействия у людей возникают разнообразные взаимоотношения, которые можно определить как общественные отношения. Они могут быть официальными и неофициальными. Официальные отношения – это те, которые в некотором смысле контролируются обществом, официально и документально оформляются. Неофициальные же – возникают в неформальных структурах, могут поощряться и обществом, но они не закреплены документально. Различают еще деловые и личные (межличностные) отношения. Ребенок входит как субъект и в деловое поле общения и в межличностное.

Пора разобраться, как соотносятся между собой два понятия: взаимодействие и общение. В учебнике «Педагогика» (16, С.63) читаем «Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся» Мы должны понимать, что общение – не просто вид деятельности, не просто ряд последовательно выстроенных действий, а воздействие одного человека на другого – то есть их взаимодействие. В другом учебнике «Новая педагогика массовой школы» (5, С.105), автором, которого является В.Б.Ежеленко, под общением понимается «…особый вид деятельности, но не потому, что может выступать то компонентом другой деятельности, то самостоятельной деятельностью, а потому, что это единственный вид, отличный от всех других видов взаимодействия». Автор считает общением единственным видом взаимодействия, предметом которого является один человек для другого. Н.В.Бордовская продолжает и развивает идею субъектности в педагогическом взаимодействии. «…в любом случае каждый из субъектов такого взаимодействия проявляет ту или иную форму активности и способ отношения как к предмету их взаимодействия, так и в отношении его участников» (3, С. 112).

Таким образом, все возможные формы и стили общения реализуются в различных видах деятельности школьников «…составляя фон и образуя соответствующую эмоционально-нравственную среду педагогического взаимодействия» (Н.В.Бордовская. С.113). Деятельность выступает условием развития и обогащения взаимоотношений ребенка со сверстниками. Школьник является субъектом деятельности и общения.

Но вернемся к описанию взаимоотношений школьника со сверстниками. Где именно деловые взаимоотношения могут быть у ребенка? Это садик, школа, клубы и кружки, спортивные секции. Там, где его и сверстников связывает учебная или трудовая совместная деятельность. Личные отношения связаны с потребностью ребенка в общении с близкими ему людьми. Это не формальное общение, которое «навязывают» ему взрослый. Ходи в садик, в школу, посещай музыкальную школу, спортивную секцию. Личные на то и личные, что они близки лично ребенку. В психолого-педагогических источниках они получили название межличностные. Их характеризует уровень понимания между людьми, межличностная привлекательность партнеров по общению и взаимодействие в поведении. Межличностные отношения - это отношения добровольного выбора. Они выполняют определенные функции по отношению к ребенку:

Формируют мотивацию деятельности ребенка. Поскольку ребенок стремится к принятию его сверстниками, к изменению его статусного положения в группе, он ради положительного отношения готов на многое. Это желание становится мощным мотивом его деятельности. И эта деятельность может быть как положительной, так и отрицательной. Это зависит, в частности от того, на каком нравственном уровне развития находится группа, притягательная для ребенка.

Межличностные отношения очень устойчивы. Дети пытаются охранять свои личные отношения от посягательств взрослых. Они борются за свою дружбу и за право общаться с теми, с кем им хочется общаться. А не с теми, кого им рекомендуют взрослые. Для этого есть деловое общение, то есть общение формальное и может быть в какой-то степени неприятное ребенку, но необходимое для данного времени. Правда, учитывая, что поведение ребенка в основе свей ситуативное, деловые вначале отношения со сверстником, могут быстро перерасти в личные, если дети найдут общие точки соприкосновения. Если у них возникнет симпатия друг к другу. Симпатия как положительная установка на партнера по общению чрезвычайно важна, так как она определяет потребность человека быть с другим человеком.

Межличностные отношения выполняют защитную функцию. Они защищают ребенка от непонимания взрослыми его проблем, от одиночества, причем как в переносном, так и в прямом смысле этого слова. Можно жить в семье и быть одиноким и непонятым. Это очень страшный и опасный для становления личности ребенка вид одиночества. И ему ничего не остается делать в таком случае, как искать понимание «на стороне».

Эмоционально-нравственные начала, на которых строятся межличностные отношения, формируют личность ребенка. Важен выбор субъектов общения. У дошкольника этот выбор очень велик. Ребенок положительно настроен на построение большого количества взаимосвязей. Можно наблюдать, как легко дети этого возраста сходятся и также легко расходятся. У них еще не выработаны привязанности и эмоциональная привлекательность собеседников не так велика. Но уже с поступлением в школу, ребенок учится управлять своими чувствами, поведением. Его симпатии или антипатии к другим детям могут выражаться более рельефно. В это период особенно важно, какой круг общения формируется вокруг ребенка. Можно понять тревогу некоторых родителей по поводу выбора друзей их детьми. С точки зрения эти друзья не походят их ребенку для общения. Может быть это и так, а может это очередное проявление взрослой агрессии по отношению к собственному ребенку. Нужно разобраться, настолько ли плох этот друг. А уж потом принимать адекватные ситуации реальной, а не надуманной, меры. Безусловно, если поле общения ребенка нравственно, значит и его ценностные ориентации будут иметь нравственную окраску.

Поэтому практически незаменимое по силе своего воздействия в период адаптации ребенка к окружающей действительности является его общение с людьми, входящими в его близкий круг. Это сверстники, с которыми общается ребенок, соседи по квартире, или двору, ученики класса, школы. Все они входят в близкий круг взаимодействия ребенка. О роли общения в жизни человека написано довольно много. Для нас важно, что потребность в общении создает основные условия адаптации ребенка. Ребенок строит свои отношения по-разному в дошкольном и в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте основной деятельностью выступает игра, а значит, во взаимоотношениях со сверстниками преобладает ролевая, а не личностная характеристика. С поступлением в школу, с изменением основного вида деятельности с игровой на учебную, у ребенка постепенно на первый план выходят уже личностные характеристики сверстников. Но они еще пока связаны с успехами или неудачами в учебной деятельности. Есть прямая зависимость взаимооценок детей с оцениванием их деятельности взрослыми. Особенно это касается учителя начальных классов, как наиболее значимого для этого возраста взрослого. Интересно, что детей пока еще привлекает не сама учебная деятельность, а оценка их учебных достижений учителем.

В структуре общения можно выделить три составляющих (Я.Л.Коломенский): аффектную, поведенческую и когнитивную.Аффектный компонент проявляется в различных эмоциональных состояниях человека. Он связан с развитием эмоциональной сферы личности и поэтому уровень общения зависит от выраженности этой сферы. Это наличие положительных или отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться. В общении детей одного возраста, имеющих схожие особенности, эмоциональное «понимание» другу друга гораздо ярче, в некоторых случаях, чем взаимопонимание с взрослыми, которые входят в иную «весовую категорию» по выражению своих эмоций.

Поведенческий компонент в общении выражен результатами деятельности, поступками детей. Каждый по-своему, индивидуально использует свою мимику и пантомимику во время общения, по-своему передвигается в пространстве общения, не нарушает «личного пространства» каждого участника общения, или, наоборот, нарушает. От этого зависит отношение детей друг к другу во время общения.

Когнитивный компонент включает психологические процессы, связанные с познанием мира и самого себя. К ним можно отнести ощущения, представления, память, воображение, мышление, внимание. От того, как идет развитие этих процессов у ребенка, зависит уровень его общения.

У каждого ребенка есть своя, индивидуальная «история» удовлетворения потребности в общении. Одни растут, окруженные вниманием и любовью близких. Их потребность в общении удовлетворяется на всех уровнях. Другие дети лишены подобных условий, они растут в атмосфере холодности и слабо выраженной эмоциональности. Но и в том, и в другом случае они могут испытывать трудности в адаптации к условиям жизнедеятельности. Общительные дети могут попасть в коллектив класса или группы со слабыми установками к общению, с ярко выраженной индивидуалистической направленностью взаимодействия. И, наоборот, малообщительные дети могут попасть в коллектив широко и красиво общающийся. Индивидуальные характеристики потребности в общения приобретают для воспитателя первостепенное значение. Организация общения может помочь индивидуальной адаптации, а может и выбросить ребенка за рамки коллективных интересов и деятельности. Каждый ребенок в любой детской группе, будь она коллективом или просто объединением детей, занимает свою социальную нишу. Это место в системе внутриколлективных отношений определяет ценность каждого для окружающих. От чего же зависит, какое именно место займет индивид? От многих причин. Особенности его характера, умение себя вести, темперамент, принятие или непринятие его учителем, его учебные успехи. Вот далеко неполный перечень формулы социального статуса ребенка в группе. В каждом классе, группе детей есть «вожаки», лидеры, способные увлечь за собой остальных членов группы. Это ребенок с хорошо развитой речью, обладающий коммуникативными умениями и высоким уровнем общительности. Он, как правило, хорошо учится и у него, что самое главное, все получается! Есть одиночки, которых не интересует жизнь класса. В каждом классе есть ребенок, который не приемлет установки жизни класса и покушения на свое личное пространство. К, сожалению, практически в каждой группе детей есть дети отверженные, выпадающие из коллектива.

В психолого-педагогических работах каждая из этих групп получила определенное название. В педагогической практике они представлены как: «звезды», «предпочитаемые», «принимаемые», «пренебрегамые» и «отвергаемые». В свете наших рассуждений о взаимоотношениях ребенка со сверстниками, все эти группы важны. Но тревогу вызывают именно «пренебрегаемые» и «отвергаемые». Это дети, которые остро нуждаются в помощи взрослого. Это, как правило, ребята слабо успевающие, не имеющие каких-либо ярко выраженных и приятных для всех способностей. Они тихие, незаметные, или наоборот громкие и развязные. Их объединяет одно – они не приняты остальными членами сообщества в свой круг. Такие дети, как правило, хотят принимать участие в школьной жизни, но, зачастую робеют и не знают, как это сделать. Есть среди этих категорий и те, которые переоценивают себя и свою роль в окружающем мире. Они претендуют на высокое место в коллективе или, не делая ничего для того, чтобы их приняли, или, делая все не так, назло и «в пику». Некоторые дети обращают на себя внимание сверстников шутовством и бравадой. В определенной степени – это призыв о помощи. Дети семафорят – «Помогите нам!» «Мы не такие плохие!» Вся беда в том, что подобные ребята не умеют приспособиться, не знают, как сделать так, чтобы их приняли. Ведь, как правило, их жизненный опыт в сфере общения довольно печальный. Педагогический опыт показывает, что для них важным фактором, оказывающим влияние на социальный статус ребенка и умение его приспособиться к требованиям класса, является общественное мнение коллектива. Общественное мнение может быть помощником учителю, а может и вредить его педагогическим действиям по адаптации конкретного ребенка. Общественное мнение выражает определенные ценности коллектива. Если эти ценности положительные, то они помогают учителю в нахождении определенной социальной ниши для школьника или переводу его из одного социальной группы в другую. Если же общественное мнение имеет отрицательный заряд, то оно может стать мощным противоборствующим фактором, мешающим реализовывать гуманистические задачи взаимодействия учителя и «отвергаемого» или «пренебрегаемого ребенка. Соответственно, взаимоотношения этих категорий детей со своими сверстниками будут строиться не всегда гармонично. Главное для учителя, не пропустить таких детей, не оставлять их наедине со своими «фобиями» и проблемами.

Обобщая вышесказанное, хочется еще раз отметить важность взаимодействия ребенка со сверстниками. В общении каждый субъект удовлетворяет свои актуальные потребности. Значительный скачок в подобном удовлетворении происходит с приходом ребенка в школу. Поле общения расширяется. Успешность в учебной и воспитательной деятельности в значительной мере опосредована общением. Для каждого ребенка важна его позиция в группе сверстников, стремление к лидерству, или наоборот, «отход» от активной позиции, признание его личности, его ценностей. А где еще индивид может укрепиться в знании о своем месте в мире, как не в общении и в совместной деятельности?!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.