Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная беседа




Педагогическая цен­ность беседы в том, что учитель имеет возможность изучить мотивы деятельности, оценки и ценностные ориентации школьников. Под влиянием беседы про­исходит переоценка ценностей учеником, появляется возмож­ность перестраивать его поведение. Беседа – это диалог, и крайне неэффективно превращать ее в монолог учителя. Успешность проведения индивидуальной беседы зависит от многих условий. В их числе следующие: создание доверительной, «мягкой» атмосферы; опора на жизненный опыт воспитанника в обсуждении темы беседы; использование индивидуальных особенностей школьников; уважительное отношение к высказанному мнению; создание условий для усиления самостоятельности в поиске ответа на интересующие воспитанника вопросы.

Беседа может быть подготовлена заранее, а может быть проведена спонтанно, если педагогические обстоятельства этого требуют. Беседа-экспромт требует от учителя особенного педагогического мастерства, эрудиции, владения умениями педагогического общения. А главное, ее проведение должно быть логичным, ненавязчивым, своевременным. Она не должна быть затянутой, иначе школьники теряют к ней интерес. Независимо от того, подготовлена ли беседа заранее или она возникла в результате педагогических обстоятельств, целесообразно строить ее по следующему плану:

§ Тема индивидуальной беседы должна быть актуальна для школьника. Естественно, она выбирается учителем, но максимально приближается к потребностям ученика. Они могут быть изучены заранее с помощью диагностических методов и на момент беседы, учитель уже знает о чем и как беседовать с учеником.

§ Строя диалог, учителю необходимо опираться на жизненный опыт школьника, приближая к нему тему беседы. Это можно осуществить с помощью правильно поставленных вопросов. В этом случае, школьники, отвечая на вопросы воспитателя, будут «вынуждены» обратиться к своему жизненному опыту и в обсуждении опираться на уже имеющиеся знания по предложенной теме.

§ Создание положительного эмоционального фона. Это доверие взрослого, так ценимого школьниками. Зная индивидуальные особенности детей, учитель подбирает наиболее целесообразные условия проведения беседы. Беседа может проводиться не только в классе, школе. Можно погулять с ребенком в школьном дворе, или побеседовать с ним дома, если обстоятельства к этому располагают.

 

Индивидуальные поручения. Это выполнение ребенком социальной роли в формальной структуре коллектива. Поручения очень важны для школьника. Выполняя любое дело, порученное учителем или активом класса, ученик получает возможность показать свою индивидуальность в выполнении общественной деятельности. Важно, чтобы школьник понимал, что результаты поручения важны не только для него, в части удовлетворения определенных потребностей или личных амбиций, а и для других детей класса, школы, района, города. Выполнение поручений помогает школьнику расширить его индивидуальные рамки понимания элементов общественной жизни. В конечном счете, стрежневой задачей в реализации поручений выступает формирование мотивов полезной общественной деятельности. По мере усложнения поручений, ребенок получает дополнительные возможности проявления своих индивидуальных особенностей, поскольку, воспитатель, предлагая ребенку то или иное поручение, основывает свои предложения на изучении его личности, прежде всего, и на посильности самого поручения в том числе. Ребенок «самое социальное существо (Гегель), и следовательно, он уже априори готов к общественной деятельности. Почему же, на практике ими так неохотно выполняются эти поручения? Ответ прост. Поручения как индивидуальная технология воспитания требуют определенной логики их организации, которая может быть выражена следующим образом. Поручения должны:

§ содержательно и организационно отражать общественные интересы детей;

§ быть посильными в выполнении;

§ соответствовать индивидуальным особенностям ребенка;

§ приносить радостное чувство удовлетворения;

§ быть творческими;

§ регулярно меняться (чередоваться).

Роли, реализуемые школьниками в ходе выполнения поручений, могут разнообразными: организатор (классный менеджер, заводила), классный корреспондент - для старшеклассников; цветовод (эколог, лесной профессор), библиотекарь (книжный доктор, знайка), санитар (чистюлька), хозяйственник (помогайчик) – для младших школьников. Очень важна для участников и внешняя атрибутика этих ролей. Ведь выполнение поручений – это игра. Педагогическая, но все-таки игра и ценность игровых элементов в организации поручений не следует упускать.

Индивидуальная консультация. В основе данной технологии лежит умение учителя решать индивидуальные проблемы каждого ученика. Осознание важности индивидуального общения с воспитанником во многом обусловливает повторное желание ученика консультироваться с учителем в решении важных жизненных практических задач. Специфика взаимодействия учителя и школьника придает индивидуальной консультации особую значимость, так как строится на взаимном доверии. Инициатором индивидуальной консультации может быть как учитель, так и ученик. Это зависит, прежде всего, от его потребности в получении знаний о предмете или явлении от учителя. Если ребенок одинок, не находит понимание в семье или среди сверстников, он потенциальный «клиент» учителя, классного руководителя. Особенно, в силу возрастных особенностей постоянно нуждается в поддержке своего учителя младший школьник. С помощью индивидуальной консультации учитель может и диагностировать личность школьника для дальнейшей коррекции общения. Результаты диагностики позволят ему должным образом обустроить среду обитания школьника, помогая тем самым нахождению своего места в системе внутриколлективного общения в классе, в школе. Если инициатором является учитель, то предложение индивидуального общения должно быть высказано ненавязчиво. Школьник не должен подозревать, что это специально организованная педагогическая форма. Если он испытывает трудности в учебной деятельности, целесообразно проконсультировать ученика, не акцентируя внимания на его недостатках или промахах. Успешность этой формы во многом определяется наличием терпения у учителя, умением проникать в проблемы школьников, заинтересованностью в продвижении школьника по индивидуальному маршруту его личного успеха.

Индивидуальная тайна. Эта форма имеет мощный воспитательный потенциал, поскольку в ее основе лежит атмосфера доверия. Известный педагог-гуманист Ш.А.Амонашвили использовал прием, основанный на совместной тайне на своих уроках. Он на ухо ребенку говорил слова, предназначенные только для него. Это поднимало ребенка в своих глазах, содействовало формированию образа собственного «Я». Особенно в этой технологии нуждаются самокритичные, не уверенные в себе, с заниженной самооценкой дети. Для них очень важно, чтобы их неуспехи не были «обнародованы». Тайна, соединяющая такого ребенка и учителя, предоставляет ему возможность почувствовать себя увереннее, дает ощущение признанности своей личности, неким образом гарантирует ему будущий успех в его деятельности, поскольку САМ УЧИТЕЛЬ ЕМУ ДОВЕРЯЕТ ТАЙНУ! Эту форму можно использовать при подготовке воспитательных дел, коллективных творческих дел, при выполнении ребенком поручения. То есть она входит в другие индивидуальные формы, делая их более успешными. Причем, значимость этой индивидуальной формы заключается в том, что ее можно использовать и с младшим школьников и со старшеклассником. Просто с учеником старшего возраста – это становится «сговором» взрослых людей, а с младшим школьником – это игра в тайну.

Таким образом, коллективные и индивидуальные технологии тесно связаны, представляя собой систему воспитательных взаимовлияний. И, соответственно успешность деятельности учителя во многом определяется его умением составлять воспитательные программы, включающие такие технологические элементы (коллективные или индивидуальные), дающие возможность каждому школьнику занять соответствующее место в социальной нише, повышающие комфортность условий, в которых происходит его становление как хозяина соей судьбы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.