Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компьютерные технологии




Рассмотрение компьютерных технологий вне описанной выше классификации педагогических технологий объясняется тем фактором, что компьютерное обеспечение используемых технологий может быть как в поле обучения, так и в поле воспитания. Поэтому мы посчитали целесообразным вынести обсуждение характеристик компьютерных технологий в отдельный параграф. В основе компьютерных технологий лежит уже хорошо знакомые педагогам, технологии программированного обучения.

Думаем, что как любая новая, массированно поставляемая обществу система обеспечения, компьютеризация имеет как положительные, так и отрицательные характеристики. Позитивным в овладении компьютером является расширение общей культуры человека, поскольку информационная культура является частью общей культуры человека. С этим трудно спорить, ибо наука не стоит на месте, и развитие общества есть неотъемлемая часть его движения вперед. Формирование целостной картины мира предполагает овладение ребенком всех ее компонентов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Следовательно, компьютер выступает в виде связующего звена между личностью и развивающимся информационным обществом а значит «работает» на идею личностного совершенствования современного школьника. Информационная среда призвана хранить, структурировать и передавать информацию. Компьютер освобождает человека от рутинной интеллектуальной работы, предоставляя ему возможность использовать информационные модели в расширении своего личностного потенциала.

Компьютер – это своеобразный аккумулятор гигантского объема знаний. Основная задача воспитателя умело воспользоваться ими в работе с воспитанником. Кроме того, компьютер, по сути, еще великолепный организатор. Не надо тратить время на поиски книг, ходить в библиотеку – нажми на кнопку и все получишь, сидя в кресле. Хорошо это или плохо? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Очевидно, и не хорошо, и не плохо! Компьютер – это реалии, с которыми уже нельзя не считаться. Так почему же не использовать его положительный дидактический потенциал в своих, педагогических целях? Если мы соглашаемся с тем, что компьютер как часть воспитательного пространства, влияет на становление ребенка, то нам остается только максимально использовать его возможности в реализации целей воспитания. Возможности компьютера достаточно велики. С их помощью воспитатель может приучать школьника к современным методам получения информации и тем самым способствовать его культурному и гуманитарному развитию.

Используя компьютер как «инструмент прикосновения к личности», «инструмент воспитания» (А.С.Макаренко), и реализуя цели воспитания, воспитатель создает систему целенаправленных действий, влияющую на становление личности младшего школьника как субъекта. Правильно подобранные способы и приемы работы с компьютером, во многом обеспечат наиболее адекватные условия этого становления. Отвечая на вопрос: «Как с помощью компьютера совершенствовать личность?», воспитатель обращается к компьютерным технологиям.

Компьютерные технологии по своим возможностям являются весьма перспективными для их использования в образовательной сфере. Для пользователя – учителя - воспитателя важно знать назначение компьютерных технологий, их роль и место в процессе обучения и воспитания. Они способствуют:

§ Расширению и углублению знаний у воспитанника;

§ Стимулированию развитию речи;

§ Приобретению новых навыков;

§ Предоставляют возможность овладения новыми исследовательскими методами;

§ Сближают людей всего мира (через сеть Интернет).

Кроме того, в большой мере результат зависит и от личности учителя, от его таланта и мастерства. Только в этом случае применение компьютерных технологий будет полезным для становления личности школьника. Нельзя сказать, что в литературе широко освещены компьютерные технологии. В обучении можно выделить некоторые варианты применения компьютерных технологий (Г.К.Селевко):

¨ «проникающая» технология, предназначенная для компьютерного обучения школьников по отдельным темам, разделам или для отдельных дидактических задач;

¨ монотехнология – все обучение опирается на применение компьютера.

Воспитательный аспект компьютеризации меньше фигурирует в представлении различных педагогических технологий, но нам удалось выделить несколько, способных в своем воздействии на ребенка, содействовать его становлению как субъекта воспитания. К ним можно отнести: подготовка презентаций на различные темы; составление проектов; компьютерные игры и использование системы Интернет.

Компьютерные презентации. Эта технология позволяет школьнику со значительной долей самостоятельности использовать свои знания в составлении различных программ, как в учебной деятельности, так и в подготовке внеклассных мероприятий. Технологизм этих действий повышает уровень самооценки школьника, поскольку владение компьютером на уровне подготовки и проведения презентации, делает его технически грамотным, похожим на людей, к которым он относится с уважением. Красочность презентаций, использование в их представлении большого экрана – все это довольно привлекательно для школьника. Полезно в подготовке презентации задействовать не одного ученика, а нескольких, дифференцировав задания таким образом, чтобы они максимально позволяли выявить у каждого их положительные, наиболее выразительные качества. В этом воспитательный потенциал данной технологии. Безусловно, подготовка и проведение компьютерной презентации может и должна проходить с помощью взрослого. Это может быть родитель, учитель, воспитатель.

Достаточно востребованной методикой является методика проектной деятельности школьников в сетях. Метод проектов известен педагогике с 1920 года. Его связывают с именем американского педагога и философа Дж.Дьюи. В основе метода проектов лежит идея построения обучения на активной основе, используя целесообразную деятельность школьника и сообразуясь с личным интересом ребенка именно в том или ином конкретном знании. Суть метода – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам. Для воспитания это очевидный позитив. С помощью данного метода можно строить проекты нравственного содержания, используя активность школьников в выборе темы проекта и путей ее реализации. Этот метод описан нами детально в параграфе 5.3. Мы поддерживаем авторов, предлагающих использовать метод проектов в информационном поле (Е.СПолат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров), поскольку использование педагогом компьютера во многом определит успешность применения метода проектов, сделает его более привлекательным для усвоения.

Технология использования метода проекта может быть следующей: После определения темы и постановки цели и задач, создаются на специальном сайте странички воспитателя и воспитанников. Разделы страничек могут быть разные. К примеру, отдельные книги, материалы конференций, электронные адреса друзей из других городов, статьи из журналов или газет, видеоклипы и др. Можно заранее подготовить презентацию темы со ссылками на материалы страничек.

Знание воспитателем характеристик методов проекта поможет в осуществлении целей обучения и воспитания с использованием компьютерных технологий. Причем, начинать можно уже в начальной школе. Не секрет, что дети довольно быстро овладевают компьютером и система, предложенная выше, предназначена для организации взаимодействия учителя и учеников в условиях использования компьютерных технологий. К тому же использование методов проекта на начальном этапе обучения подготовит младших школьников к более успешной эксплуатации компьютера и в старших классах.

Таким образом, компьютерные технологии, используемые учителем, могут влиять на эффективность образовательного процесса. Это – факт. Но, с другой стороны, школьник, как участник процесса, приобретает умения работы с компьютером или расширяет уже имеющиеся. И это тоже – факт. А значит, использование компьютерных технологий, в конечном счете, укрепляет у учащихся уверенность в правильности своей позиции в отношении компьютера. И встает вопрос о полезности взаимодействия школьника и компьютера, вне, так сказать, педагогической инструментовки этого процесса. Но давайте разберемся, так сказать в качестве компьютерных услуг.

Школьник видит в компьютере нового друга, который дает ему возможность проявить себя. Этому служат обозначенные нами такие компьютерные технологии, как компьютерные игры и использование глобальной всемирной компьютерной сети - Интернета.

Если говорить о дошкольном и младшем школьном возрасте, а привыкание начинается именно в этих возрастах, то следует помнить, что им свойственна одна особенность – играя, ребенок создает свой собственный мир, в котором действуют придуманные им правила и законы. Компьютерные игры усиливают краски этого мира, делая его более привлекательным для ребенка. И, следовательно, воспитатель, реализуя воспитательные цели, должен в полной мере владеть технологией организации компьютерных игр. Игры, несущие нравственную нагрузку, отражающие возрастные особенности детей и отвечающие действующим нормам здорового образа жизни, кроме пользы ничего не несут. В использовании подобных игр важно выполнять одно правило – время сидения ребенка перед компьютером должно соответствовать требованиям здорового образа жизни. Это 15 минут с перерывами, и не более 30 минут в день для дошкольника и младшего школьника. Старший школьник может удлинить время пребывания за компьютером, но, разумеется, не до бесконечности.

Поговорим об играх другого толка, предлагаемых нашим детям на рынке компьютерных услуг. Это жестокие игры. В их основе лежат жестокие действия играющих в них детей. Нужно или убить кого-то. Или избежать убийства. Причем, воевать, как правило, надо с ужасными монстрами, или накачанными злодеями. Ребенку втолковывается, что только с помощью убийства ты можешь спасти мир и себя. С помощью подобных игр ребенку извне навязываются агрессивные модели поведения. Со временем, эти внешние модели становятся основой внутреннего мира ребенка. Ребенок идентифицирует себя с главным героем, а он, как правило, в подобных играх, малопривлекателен с общечеловеческой точки зрения. Компьютерная виртуальная реальность, в которую погружается во время игры ребенок, формирует стимулы в его сенсорном поле. Он вступает в контакты не с живыми людьми, как во время обычной игры, а с искусственными персонажами. Такие игры приучают ребенка к тому, что любые конфликтные ситуации могут разрешаться с помощью силы. К подростковому возрасту эти знания превращаются в убеждения и старшеклассники, проводя своей время за компьютерными играми, реализуют себя в киберпространстве, а не в реальном социальном поле.

Нельзя сказать, что вирус насилия исключительно связан лишь с компьютерными играми. В современном мире много насилия. И средства массовой информации из всех сил стараются довести количество и качество этого насилия до зрителя. Ребенок в какой-то мере подготовлен к восприятию насилия, как некоей реальности и даже панацеи в защите своих интересов и интересов хороших людей. Так что «игровое насилие» ложится на благодатную почву. Отсюда вывод – хватит насилия в повседневной жизни, кибернасилие уж точно лишнее в жизни ребенка. Его нельзя оградить от внешних воздействий. Социум активно внедряется в школьные и родительские воспитательные программы. Можно уменьшить дозы вируса насилия. А вот это уже зависит от умело построенной системы педагогического руководства. Прежде всего, ответим на вопрос – Почему ребенок сидит как привязанный перед компьютером, неистово играя и играя? Может ему не хватает тепла родительского очага? Может современные, слишком занятые родители пытаются подобными действиями «откупиться» от ребенка, заменив компьютером свое внимание к нему? Ведь ребенку, выросшему в атмосфере понимания, любви, уважения нет нужды реализовывать себя в подобных играх. Вот для ребенка, лишенного родительского тепла, киберпространство становится родным домом, заменяя ему так недостающие ласки родителей, понимания учителя. Парадокс заключается в том, что тяга к «боевикам», где героем может стать сам ребенок, не характеризует его как озлобившееся существо. Скорее наоборот, это свидетельствует о его одиночестве, ненужности по его убеждению никому. Вот в игре, я – герой! Меня любит прекрасная принцесса за то, что я УБИЛ ее врага. И ребенок делает вывод – убийство приносит позитивные плоды. Кроме одиночества, к агрессивным играм толкает ребенка неумение общаться со сверстниками. Компьютер заменяет ему друзей. Ведь он не дразнится и не обзывает, всегда радостно светится экран, приглашая в чудесный для ребенка мир призрачных побед. Зависимость от Интернета многомерное понятие. Виртуальная реальность манит одиноких людей, которые ищут пути бегства от реальности. Попытка найти собеседника, понимающего проблемы личности удается в Интернете гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь ни вы не видите собеседника, ни он вас. У вас есть возможность нарисовать свой новый портрет, не опасаясь за реальные последствия подмены. Реализация самых фантастических возможностей становится навязчивой идеей, и работа в Интернетпространстве превращается в зависимость от него. Конечно, маленькому ребенку это не грозит. Но ребенок очень быстро растет, и если вовремя не увидеть его тягу к Интернету и не ввести ее в адекватное русло, можно просто опоздать и получить компьютерного наркомана. Некоторые продумают, ну и сравнили! И напрасно. Врачи отмечают в Интернетзависимых людях физиологические и психические изменения. Такие люди часто пренебрегают своим здоровьем, чаще бывают раздражительными, нежелательно принимают критику, избегают физических нагрузок, нерегулярно питаются и др. Список может быть очень длинным. Поэтому необходимо очень внимательно отнестись к тому, сколько времени ребенок проводит в киберпространстве, проявляется ли у него зависимость от компьютерных игр (эскапизм). И если родители или воспитатели заметили симптомы зависимости, то действовать необходимо незамедлительно.

Обобщая вышесказанное, мы должны согласиться с тем, что не в наших силах остановить прогресс и освободить от влияния компьютера ум и эмоции младшего школьника. Но в наших силах упорядочить это влияние. Диагностируя причины такого «погружения» в виртуальный мир, учитель, опираясь на свой профессионализм, должен предложить родителям разработанную совместную программу действий по ослаблению тяги к компьютеру. Такая программа может быть только индивидуальной и включать индивидуальные же условия коррекции «компьютерного поведения» ребенка. В качестве примеры приводим элементы педагогической программы, предназначенной для родителей младших школьников, озабоченных взаимодействием ребенка и компьютера:

Можно предложить родителям некоторые советы по правильной организации работы ребенка с компьютером, состоящей из двух частей: в первой части рекомендации по выбору программы, а во второй педагогические советы по организации взаимодействия ребенка и компьютера:*

  1. Советы по выбору компьютерной программы.

(Покупая компьютерную обучающую программу для своего ребёнка, задайте себе следующие вопросы):

§ Направлена ли выбранная программа на освоение содержания предмета или развития навыков, необходимых именно моему сыну или дочери?

§ Какие ещё умения и навыки может приобрести мой ребёнок?

§ Будут ли графика, звук, игровые элементы и другие особенности программы привлекательны для моего ребенка? Насколько привлекательны?

§ Насколько программа богата наглядным материалом и нет ли опасности подмены содержания формой (если есть возможность просмотреть перед покупкой)?

§ Могут ли одновременно заниматься по данной программе несколько человек?

§ Предусмотрены ли программой различные уровни сложности подачи и проверки усвоенного материала?

§ Обладает ли программа такими возможностями управления, которые позволили бы приспособить ее к потребностям и интересам моего ребенка?

§ Является ли программа достаточно простой для освоения или для этого понадобятся специальные пособия?

 

*Использованы материалы, разработанные студентками магистратуры Института Детства РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербурга, Милосердовой Анной и Автух Верой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.