КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическое обследование ребенка в ПМПК
Аутизм Аутизм (от греч. аигов — сам) — утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутренний мир. Термин был введен в 1912 году швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения особого состо- яния аффективной сферы и мышления, характеризующихся погруженностью индивида в мир собственных переживаний, находящегося практически в полной эмоциональной самоизоляции от окружающего мира. Чаше встречается у мальчиков, чем у девочек (примерно 4 к 1). Формируется к двум с половиной — трем годам. По различным данным около 2/з или з/4 людей, страдающих аутизмом, имеют сниженные интеллектуальные возможности в диапазоне от умеренных до глубоких степеней У О. Кроме того, аутизм, являясь патологическим состоянием, встречается в смптомокоплексе многих психических расстройств, например, шизофрении. Причины возникновения недостаточно ясны, но большинство исследователей признают значительное влияние генетических факторов в этиологии аутизма. Кроме того, «...у детей с аутизмом не выявлен первичный дефект. В.В. Лебединскому и С С. Никольской принадлежит гипотеза о том, что первичным дефектом при раннем детском аутизме является сочетание низкого психического тонуса и повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительности. Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает так быстро, что аутист выхватывает из окружающего отдельные, не связанные между собой фрагменты. Формирование целостной картины мира становится затрудненным или невозможным. Такой мир непонятен и трудно объясним, он легко становится источником страхов. В сенсорной сфере многие обычные воздействия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта. Труднопереносимы эмоционально насыщенные явления и объекты — человек, его лицо, взгляд. В такой ситуации аутистическли барьер защищает ребенка от испытываемых им трудностей. Таким образом, аутизм — вторичное образование и поддается коррекционным воздействиям. Но даже при самой успешной компенсации легкие аутистические черты сохраняются»1. 1 Цит. по Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006. Ранний детский аутизм (РДА) в соответствии с международными стандартами характеризуется как «общее расстройство развития» или как «обширное нарушение развития человека». РДА характеризуется неравномерным развитием некоторых психических функций. Например, иногда развитие гнозиса опережает развитие праксиса (в норме — наоборот), что приводит к богатому не по возрасту словарному запасу в сочетании с неразвитой коммуникативной функцией речи. «По мнению П. Каннера (1943 г.), описавшего ранний детский аутизм как самостоятельное расстройство, для него характерно сочетание следующих основных симптомов: а) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни; б) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока в) недостаточность коммуникативного использования г) отсутствие или недостаточность зрительного контакта; д) страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества»); е) непосредственные и отставленные эхолалии («попугайная речь»); ж) задержка развития «Я»; з) стереотипные игры с неигровыми предметами; и) клиническое проявление симптоматики не позднее 2—3 лет, нарушение способности к установлению эмоционального контакта; к) стереотипность в поведении; л) особые нарушения речевого развития... ...В.В. Лебединский и О.С. Никольская определяют основной дефект при РДА как сочетание низкого психологического тонуса' и особой сенсорной и эмоциональной гиперестии (повышенной чувствительности). Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено быстро наступающим пресыщением, следствием которого является фрагментар-
ность отражения. Повышенная чувствительность препятствует эмоционально насыщенному внешнему воздействию, выступая в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. Как отмечает Л.И. Аксенова, своевременная и компетентная коррекция проявлений РДА является условием прогресса интеллектуального развития и социализации аутичных детей»1. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты следующие критерии при определении аутизма: и ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности; ■ качественные нарушения способности к общению; ■ качественные нарушения в сфере социального взаимодействия. Характеристика детей с аутизмом: 1. Своеобразие развития. Уже в первый год жизни жизненно важные функции нарушены при отсутствии явных соматических и неврологических расстройств, например, в первые месяцы могут возникать проблемы с кормлением в связи с недостаточной координации сосательных и глотательных движений, взгляд блуждает по предметам, не концентрируясь на чем-либо конкретно. В последующие месяцы развития проявляется избирательность в еде, отказ от новых видов пищи. Нарушения сна имеют выраженный характер. Навыки опрятности формируются с трудом, потребность в общении не формируется. Поведенческие характеристики нарушены: бурные негативные реакции при малейшем изменении окружающей их обстановки, не ищут общения с матерью, их привязанность к ней носит симбиотический характер, активность стереотипна, настроение отличается дисфорично-стью с периодическими вспышками агрессии, могут появляться стойкие фиксированные и труднопреодолимые страхи. Имеют склонность к фантазированию, которое оторвано от реальности и заменяет ее. 1 Цит. по Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006. 2. Развитие интеллекта протекает неравномерно. 3. Речь аутичных детей обращена к самим себе и, 4. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) не сформирована. В игре нет замысла, сюжета. В процессе игры действенная связь устанавливается «По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе ■ 60% аутичных детей могут учиться по программе ■ 30% — по программе специальной школы; ■ 75% — не адаптируются социально;
■ 22—33% — адаптируются относительно (нуждаются ■ 2—3% — достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации1». Вопросы 1. Дайте определения понятиям «шизофрения», «эпилепсия», «аутизм». 1 Цит. по Титов В.А. Специальная педагогика. — М., 2006. 150 2. Выделите сиптомокомплекс, общий для всех приведенных видов нарушений. 3. Перечислите симптомы, характерные только для шизофрении 4. Составьте сводную таблицу выделенных различий. У Литература 1. Справочник по психологии и психиатрии детского и под 2. Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006. 3. Титов В.А. Специальная педагогика. — М., 2006. 4. Титов В.А. Педагогика и психология: Конспект лекций. — М.:
Глава 4 ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ИМЕЮЩИМ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ 4.1. Основы психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (Психолого-медико-педагогической консультации) Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) являются учреждениями, работающим на междисциплинарной основе. Их цель — совершенствование сдстемы комплектования специальных учреждений для аномальных детей. Основные задачи ПМПК: ü выявление и комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска; ü разработка индивидуальных реабилитационных программ; ü разработка и реализация комплекса мер психолого- ü сотрудничество с другими заинтересованными органами и учреждениями. В постоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие специалисты — сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед, отоларинголог, офтальмолог — привлекаются в качестве кон- сультантов по мере необходимости....Обследование детей проводится в присутствии родителей или лиц, их заменяющих... В тех случаях, когда дети направляются на ПМПК по инициативе учреждений народного образования, обязательно предоставляются такие документы, как свидетельство о рождении, подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, педагогическая характеристика, письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки. Весь ход обследования ребенка в ПМПК фиксируется в протоколе, передаваемом в учреждение, в которое направляется консультируемый. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в детском саду или школе. На основании данных индивидуального обследования ребенка в консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения, даются рекомендации. Помимо задач, связанных с комплектованием специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии, ПМПК проводят также консультирование родителей и педагогов, оказывают детям коррекционную помощь, ведут пропаганду дефектологических знаний»1. Обследование ребенка у любого специалиста ПМПК должно проводиться по следующему алгоритму: 1) ознакомление с сопроводительными документами; 2) профильное обследование; 3) заключение. Педагогическая характеристика ребенка, направляемого на ПМПК, должна содержать в себе: 1. Формальные данные о ребенке: дата рождения, сколько лет обучается в школе, сведения о семье, включающие: 1 Цит. по Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.
социальное и материальное положение семьи, количество человек и характер их родственных связей. 2. Уровень развития познавательной деятельности, 3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы 4. Основные трудности, их причины и возможные способы нивелирования или преодоления. Задачами педагогического обследования являются: 1. Выявление готовности к обучению в школе, 2. Определение уровня сформированности школьных 3. Определение причин, вызывающих трудности в Ход педагогического обследования 1. Установление контакта с ребенком. Процесс установления контакта включает в себя снятие психологического напряжения у ребенка и создание психологически 2. Устный опрос. В процессе опроса выявляется уровень сформированности навыков, мотивов, особенностей 3. Проверка школьных навыков должна начинаться с Если в ПМПК есть логопед, то целесообразна проверка навыков письма именно им. 4. Выявление общего кругозора ребенка происходит в 5. Способность принимать помощь, переносить навыки на аналогичные виды деятельности, «зона ближайшего Педагогическое заключение должно строиться по определенным разделам, включающим в себя: 1. Общее впечатление о ребенке: внешний вид, контактность, манера держаться, реакции на замечания, от 2. Сформированностъ учебных навыков по каждой 3. Резюме: соответствие — частичное соответствие — 4. Рекомендации по организации дальнейшего обучения: форма и вид обучения, направления внеурочной и
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |