КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПЕДАГОГИКА 3 страница. 2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как выдумаете
2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как выдумаете. 3. Мягко стелет, да жестко спать. 4. Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу). 5. Ум хорошо, а два лучше. 6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит. 7. Кто сильнее, тот и прав. 8. Не подмажешь — не поедешь. 9. С паршивой овцы — хоть шерсти клок. 10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают. 11. Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день. 12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов. 13. Убивай врагов своей добротой. 14. Честная сделка не вызывает ссоры. 15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить. 16. Держись подальше от людей, которые не согласные тобой 17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу. 18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого 19. Ты — мне, я — тебе. 20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие. 21. Кто спорит — ни гроша не стоит. 22. Кто не отступает, тот обращает в бегство. 23. Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной. 24. Кто дарит — друзей наживает. 25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет. 26. Лучший способ решать конфликты — избегать их. 27. Семь раз отмерь — один рал отрежь. 28. Кротость торжествует над гневом. 29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках. 30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы. 31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора. 32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные. 33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты. 34. Взаимные уступки прекрасно решают дела. 35. Копай и копай без устали — и докопаешься до истины. Оценки результатов: У каждого человека есть две жизненные заботы — достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) — сохранение хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий. ТИП I. «Черепаха» — стратегия ухода под панцирь, т. е. отказа, как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими. ТИП II, «Акула» — силовая стратегия цели очень важны, взаимоотношения — нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. ТИП III. «Медвежонок» — стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями. ТИП IV. «Лиса» — стратегия компромисса. Умеренно — и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения. ТИП V. «Сова» — стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллон, то используются две стратегии. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г М. Социальная психология. — М., 1994. — С. 36—93. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Л., 1980, — С. 37—42,111—119. 3. Бородкин Ф М Коряк Н. М. Внимание, конфликт! — Новосибирск, 1983. — С.10—31. 4. Кричанская Ю.С., Третьяков Г. П. Грамматика общения. — Л., 1987. — С. 50—55. 5. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979. — С. 37. 4. Общение как восприятие людьми друг друга Понятие перцепции Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком-партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтениям другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения. Идентификация Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление; проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление Эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставлена пониманию в строгом смысле этого слова: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «почувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному. И в том, и в другом случаях на лицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, другое дело — принять в расчет его точку зрения, но действовать по-своему. Рефлексия С точки зрения характеристики общения оба рассмотренных варианта требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т. е. партнер по общению, понимать мена. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей, Основные из них таковы: 1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как: а) цели и задачи общения людей в данной ситуации; б) их намерения и мотивы; в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей; г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними. 2. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...». 3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все девчонки неискренни». 4. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его. 5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. 6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем. Каузальная атрибуция Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга: 1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины. 2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка. 3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть многоразличных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант. На первых порах исследований каузальной атрибуции речь шла лишь об истолковании (приписываний) причин поведения другого человека. Позже стали изучаться способы объяснения более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда человек оказывается в условиях дефицита информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания. Этот процесс зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной «желательности" или "нежелательности". В первом случае имеется е виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами и поэтому оно легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно также и во втором случае под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснении расширяется. ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ 1. Что такое перцепция? 2. Как можно объяснить идентификацию, т.е. механизм взаимопонимания? З. Что определяет эмпатия? 4. Объясни явление каузальной атрибуции, заполни пробелы: каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им... либо..., в которых эти люди оказались (поведение, склонности, ситуация)». 5, Заполни пробелы: «из-за стереотипов мы часто имеем о других людях …, сравнительно... представление (расхожее, упрощенное)». 6. Установи свой ТИП ОБЩЕНИЯ по тесту. Этот тест поможет взглянуть на себя «со стороны», узнать достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотрудниками, коллегами, членами семьи. Для сравнения «портрета», который мы получили, попросите тога, чье мнение для ваг значимо, ответить вместо вас. 1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта? а. всегда б. иногда в. никогда 2. Как вы ведете себя в критической ситуации? а. внутренне киплю б. сохраняю полное спокойствие в. теряю самообладание 3. Каким считают вас коллеги? а. самоуверенным и завистливым б. дружелюбным в. спокойным и завистливым 4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность? а. приму ее с некоторыми опасениями б. соглашусь без колебаний в. откажусь от нее ради собственного спокойствия 5. Как вы прореагируете, если кто-либо из коллег без разрешения возьмет с вашего стола какой-то документ? а. выдам ему по первое число б. заставлю вернуть в. спрошу, нужно ли ему что-нибудь 6. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он) вернулась (вернулся) с работы позже обычного? а. что тебя так задержало? б. где ты торчишь допоздна? в. я уже начал (а) волноваться! 7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля? а. стараюсь обогнать машину, которая показала мне хвост б. мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня в. увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня 8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь? а. сбалансированными б. легкомысленными в. крайне жесткими 9. Что вы предпринимаете, если не все удается? а. пытаюсь свалить вину на другого б. смиряюсь в. становлюсь осторожнее 10. Как вы отреагируете на мнения, суждения о современной молодежи? а. «пора бы уже запретить молодежи такие развлечения» б. «надо дать им возможность организованно и культурно отдыхать» в. «не следует с ней возиться» 11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому? а. «и зачем я только на это нервы тратил (а)?» б. «видно этот человек начальнику приятнее» в. «может все это удастся в другой раз» 12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм? а. страх б. скуку в. искреннее удовольствие 13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной пробки вы опоздали ну важные деловые переговоры? а. буду нервничать во время переговоров б. попытаюсь вызвать снисходительность партнеров в. просто огорчусь 14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам? а. победа — моя цель б. чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю в. если проигрываю, очень сержусь 15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане? а. терплю, избегаю скандала б. вызываю метрдотеля я делаю ему замечание в. отправлюсь с жалобой к директору ресторана 16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе? а. поговорю с учителем 6. устрою скандал родителям обидчика в. посоветую своему ребенку дать сдачи обидчику 17. Какой вы человек? а. средний б. самоуверенный в. пробивной 18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в дверях? а. «простите, это моя вина» б. «ничего, пустяки» в. «а повнимательнее Вы не могли бы!» 19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи? а. «когда же будут, наконец, приняты конкретные меры?» б. «надо бы ввести суровые наказания.» в. «нельзя же все валить на молодежь — виноваты и воспитатели» 20. Какое животное вы любите? а. тигра б. домашнюю кошку в. медведя Ключ к ответам на вопросы
Оценки результатов. 35—44 балла - Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточно «здорового честолюбия», вы умеренно агрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий. 45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестокими по отношению к другим. Надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете, а критику – «снизу» воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику «снизу». 34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Побольше решительности вам не помешает. К критике «снизу» относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики «сверху». ЛИТЕРАТУРА 1 Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. — М., 1981. — С. 101,104—106, 108, ПЕК ПС 2 Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком, — М., 1982. — С 5—10,118. 3. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987. — С. 51—60. 4. Кон И. С. Открытие «Я». — М.. 1978. — С. 1111.1 П. 5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1 Ш9. — С. 75—100. 6. Психология эмоций: Тексты. Эмпатия. — С. 37. 7. Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. — М., 1930. — С 180.181. 8-Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М.. 1992. — С. 10—12. 9. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения//Общение и оптимизация социальной деятельности. — М., 1987. — С. 249,250. 5. Интимные межличностные отношения Толковый словарь русского языка трактует понятие «интимный» как отношение, которому присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. Поэтому любые человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому определению, мы называем интимными, например, вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат, глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношениях не менее часто, чем положительные, проявляются и отрицательные интимные отношения. Дружба Определяется как положительные интимные отношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба — это, в основном, отношения между людьми одного и того же пола. Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми или утилитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом, рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию. Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и повеление друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде. Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер, и она гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения. Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях — это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение одного из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств. В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, преднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души. Дружба людей противоположного пола со временем может незаметно перерасти в более глубокое интимное чувство — любовь, которая прочно и надолго связывает людей между собой. Любовь Если дружба — первый акт душевного сближения людей, то любовь заключительный, составляющий вершину человеческой интимности. Любовь — это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом — самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь — это также искусство, которому надо учиться и в котором необходимо постоянно совершенствоваться. Любовь — это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословно го подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жерт вует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой. Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свои опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать. Настоящая любовь вызывает в человеке взрыв ответной энергии, обратно направленные движения душевной щедрости. «Давание пробуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь. В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь» (Э. Фромм). Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть настоящей любви, Любовь — это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное признание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживание тождества с ним. Как разновидность интимных отношений любовь противоположна ненависти. Если любовь — это влечение, то ненависть — отвращение. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности. Виды любви Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу. Братская—это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей. Материнская любовь — это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех. Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Последний тип любви, в отличие от двух предыдущих, является исключительным в том смысле, что требует предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения. Любовь человека к себе до недавнего времени находилась в полном пренебрежении в нашей литературе из-за господства идеологии, исключительно ориентированной на общественный идеал. Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя? Ответ на него при трезвом размышлении должен быть отрицательным. Каждый человек такое же существо, как и окружающие его люди, и если он любит других, то почему же он не должен любить себя. Не может быть двух разных типов любви: к людям и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть, или ее вовсе нет. Известное библейское выражение «Возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви — к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других" (Э. Фромм). От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви чело век желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати, и любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Так, мать, беззаветно и бездумно любящая свое дитя, жертвуя собой в угоду его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не только себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребенку, которая в других людях не видит чьих-то детей? Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей он старается на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливости, истины и любви, поэтому, понятно проявление у человека аналогичных чувств к нему.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |