Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕДАГОГИКА 3 страница. 2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставь­те его делать так, как выдумаете




2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставь­те его делать так, как выдумаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь — не поедешь.

9. С паршивой овцы — хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласные тобой

17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого

19. Ты — мне, я — тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет из­влечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит — ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.

24. Кто дарит — друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты — избегать их.

27. Семь раз отмерь — один рал отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали — и докопаешься до истины. Оценки результатов:

У каждого человека есть две жизненные заботы — достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) — сохранение хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соот­ношение этих двух главных забот и составляет основу типологии пове­денческих стратегий.

ТИП I. «Черепаха» — стратегия ухода под панцирь, т. е. отказа, как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окру­жающими.

ТИП II, «Акула» — силовая стратегия цели очень важны, взаимоотно­шения — нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты реша­ются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. ТИП III. «Медвежонок» — стратегия сдерживания острых углов. Взаи­моотношения важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

ТИП IV. «Лиса» — стратегия компромисса. Умеренно — и цели, и взаи­моотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

ТИП V. «Сова» — стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Наибольшее количество баллов ука­зывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллон, то используются две стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г М. Социальная психология. — М., 1994. — С. 36—93.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

— Л., 1980, — С. 37—42,111—119.

3. Бородкин Ф М Коряк Н. М. Внимание, конфликт! — Новосибирск, 1983. — С.10—31.

4. Кричанская Ю.С., Третьяков Г. П. Грамматика общения. — Л., 1987.

— С. 50—55.

5. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979. — С. 37.

4. Общение как восприятие людьми друг друга

Понятие перцепции

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обяза­тельная составная часть общения и составляет то, что называют пер­цепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком-партнером по обще­нию также как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшиф­ровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возни­кают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе обще­ния. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «про­чтениям другого человека зависит успех организации с ним согласо­ванных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем соб­ственного самосознания: чем более полно раскрывается другой чело­век (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания дру­гого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его по­ступков, и построение стратегии своего поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопос­тавление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стра­тегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот дру­гой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специ­ального обсуждения.

Идентификация

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единствен­ный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партне­ра строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также опреде­ляется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление; проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление Эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставле­на пониманию в строгом смысле этого слова: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «почувствуется».

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это зна­чит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному. И в том, и в другом случаях на лицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, другое дело — принять в расчет его точку зрения, но действовать по-своему.

Рефлексия

С точки зрения характеристики общения оба рассмотренных варианта требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т. е. партнер по общению, понимать мена. От этого будет зависеть наше вза­имодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга «ослож­няется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партне­ром по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный про­цесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспри­нимать и оценивать людей, Основные из них таковы:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;

б) их намерения и мотивы;

в) формы поведения, подходящие для достижения поставлен­ных целей;

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, ко­торые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...».

3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все дев­чонки неискренни».

4. Стремление сделать преждевременные заключения о личнос­ти оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «гото­вое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повст­речали или увидели его.

5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечат­ление о человеке, отстаивать его.

6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, проис­ходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Каузальная атрибуция

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди вос­принимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибу­ции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы кау­зальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, кото­рые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают на­блюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть многоразличных, равновероятностных возможностей для их интер­претации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

На первых порах исследований каузальной атрибуции речь шла лишь об истолковании (приписываний) причин поведения другого челове­ка. Позже стали изучаться способы объяснения более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен при­писывания возникает тогда, когда человек оказывается в условиях дефи­цита информации о другом человеке: заменить ее и приходится процес­сом приписывания. Этот процесс зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной «желательности" или "не­желательности". В первом случае имеется е виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами и поэтому оно легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение до­пускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно также и во втором слу­чае под социально «желательным» понимается поведение, соответствую­щее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и одно­значно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежела­тельное» поведение) диапазон возможных объяснении расширяется.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Что такое перцепция?

2. Как можно объяснить идентификацию, т.е. механизм взаимопонимания?

З. Что определяет эмпатия?

4. Объясни явление каузальной атрибуции, заполни пробелы: каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объ­ясняют либо свойственными им... либо..., в которых эти люди оказались (поведение, склонности, ситуация)».

5, Заполни пробелы:

«из-за стереотипов мы часто имеем о других людях …, сравнительно... представление (расхожее, упрощенное)».

6. Установи свой ТИП ОБЩЕНИЯ по тесту.

Этот тест поможет взглянуть на себя «со стороны», узнать достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотрудниками, коллегами, чле­нами семьи.

Для сравнения «портрета», который мы получили, попросите тога, чье мнение для ваг значимо, ответить вместо вас.

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служеб­ного конфликта?

а. всегда

б. иногда

в. никогда

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а. внутренне киплю

б. сохраняю полное спокойствие

в. теряю самообладание

3. Каким считают вас коллеги?

а. самоуверенным и завистливым

б. дружелюбным

в. спокойным и завистливым

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную долж­ность?

а. приму ее с некоторыми опасениями

б. соглашусь без колебаний

в. откажусь от нее ради собственного спокойствия

5. Как вы прореагируете, если кто-либо из коллег без разрешения возь­мет с вашего стола какой-то документ?

а. выдам ему по первое число

б. заставлю вернуть

в. спрошу, нужно ли ему что-нибудь

6. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он) вернулась

(вернулся) с работы позже обычного?

а. что тебя так задержало?

б. где ты торчишь допоздна?

в. я уже начал (а) волноваться!

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а. стараюсь обогнать машину, которая показала мне хвост

б. мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня

в. увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а. сбалансированными

б. легкомысленными

в. крайне жесткими

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?

а. пытаюсь свалить вину на другого

б. смиряюсь

в. становлюсь осторожнее

10. Как вы отреагируете на мнения, суждения о современной молодежи?

а. «пора бы уже запретить молодежи такие развлечения»

б. «надо дать им возможность организованно и культурно отдыхать»

в. «не следует с ней возиться»

11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, доста­лась другому?

а. «и зачем я только на это нервы тратил (а)?»

б. «видно этот человек начальнику приятнее»

в. «может все это удастся в другой раз»

12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

а. страх

б. скуку

в. искреннее удовольствие

13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной пробки вы опоз­дали ну важные деловые переговоры?

а. буду нервничать во время переговоров

б. попытаюсь вызвать снисходительность партнеров

в. просто огорчусь

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

а. победа — моя цель

б. чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю

в. если проигрываю, очень сержусь

15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?

а. терплю, избегаю скандала

б. вызываю метрдотеля я делаю ему замечание

в. отправлюсь с жалобой к директору ресторана

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

а. поговорю с учителем

6. устрою скандал родителям обидчика

в. посоветую своему ребенку дать сдачи обидчику

17. Какой вы человек?

а. средний

б. самоуверенный

в. пробивной

18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в дверях?

а. «простите, это моя вина»

б. «ничего, пустяки»

в. «а повнимательнее Вы не могли бы!»

19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?

а. «когда же будут, наконец, приняты конкретные меры?»

б. «надо бы ввести суровые наказания.»

в. «нельзя же все валить на молодежь — виноваты и воспитатели»

20. Какое животное вы любите?

а. тигра

б. домашнюю кошку

в. медведя

Ключ к ответам на вопросы

Варианты ответов Оценки ответов на вопросы (в баллах)
  2 3                     14           20
а 1 2 3 2             1 3 1 2 1   1 1 2 3
6 2 1 2 3     I 1 2 I 2   3 3     3 3 1  
в 3 3 1 1 1 1   3 1 2 3 1 2 1     2 2 3 1

Оценки результатов.

35—44 балла - Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточно «здоро­вого честолюбия», вы умеренно агрессивны, к критике относитесь доб­рожелательно, если она деловая и без претензий.

45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестокими по отношению к другим. Надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успе­хов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружаю­щих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете, а критику – «снизу» воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику «снизу».

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недоста­точной уверенностью в собственных силах и возможностях. Побольше решительности вам не помешает. К критике «снизу» относитесь добро­желательно, но побаиваетесь критики «сверху».

ЛИТЕРАТУРА

1 Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. — М., 1981.

— С. 101,104—106, 108, ПЕК ПС

2 Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком, — М., 1982.

— С 5—10,118.

3. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

— С. 51—60.

4. Кон И. С. Открытие «Я». — М.. 1978. — С. 1111.1 П.

5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1 Ш9. — С. 75—100.

6. Психология эмоций: Тексты. Эмпатия. — С. 37.

7. Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. — М., 1930.

— С 180.181.

8-Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М.. 1992.

— С. 10—12.

9. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отноше­ния//Общение и оптимизация социальной деятельности. — М., 1987.

— С. 249,250.

5.

Интимные межличностные отношения

Толковый словарь русского языка трактует понятие «интимный» как отношение, которому присущи глубоко личные, сокровенные и заду­шевные переживания. Поэтому любые человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому определению, мы называем интимными, например, вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат, глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношениях не менее часто, чем по­ложительные, проявляются и отрицательные интимные отношения.

Дружба

Определяется как положительные интимные отношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, пре­данности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба — это, в основном, отношения между людьми одного и того же пола.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: де­ловыми или утилитарными; эмоциональными, связанными с удовольст­вием от общения с другом, рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентирован­ными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реаль­ной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодо­полняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.

Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопони­мание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантоми­мики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уло­вимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее пред­сказывать реакции и повеление друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу при­дут в голову в том или ином эпизоде. Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер, и она гораздо глубже знакомства или при­ятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интим­ностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ри­туально определенными правилами поведения.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружес­ких отношениях — это равноправие, уважение, умение понять, готов­ность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение одного из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношени­ях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нару­шения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.

В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга не­осторожно сказанными словами, преднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоцио­нальную поддержку друг друга.

Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоцио­нально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души.

Дружба людей противоположного пола со временем может неза­метно перерасти в более глубокое интимное чувство — любовь, которая прочно и надолго связывает людей между собой.

Любовь

Если дружба — первый акт душевного сближения людей, то любовь за­ключительный, составляющий вершину человеческой интимности.

Любовь — это не только чувство, но и способность любить друго­го человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом — самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот достоин­ства любви, до способности дарить ее другим. Любовь — это также ис­кусство, которому надо учиться и в котором необходимо постоянно со­вершенствоваться.

Любовь — это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословно го подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жерт вует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит усло­вием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.

Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому суще­ству, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, рас­ширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свои опыт, зна­ния и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать. Настоящая любовь вызывает в человеке взрыв ответной энергии, обрат­но направленные движения душевной щедрости. «Давание пробуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь. В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь» (Э. Фромм).

Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересован­ность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть настоящей любви, Любовь — это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное признание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, ис­пользуемого как бездушное средство познания мира. Это познание пу­тем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, пе­реживание тождества с ним. Как разновидность интимных отношений любовь противоположна ненависти. Если любовь — это влечение, то ненависть — отвращение.

Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь рас­пространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обога­щенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде добро­ты и сердечности, отзывчивости и человечности.

Виды любви

Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу. Братская—это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей. Материнская любовь — это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Мате­ринская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.

Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продол­жения в потомстве. Последний тип любви, в отличие от двух предыду­щих, является исключительным в том смысле, что требует предпочти­тельности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.

Любовь человека к себе до недавнего времени находилась в пол­ном пренебрежении в нашей литературе из-за господства идеологии, исключительно ориентированной на общественный идеал. Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя?

Ответ на него при трезвом размышлении должен быть отрица­тельным. Каждый человек такое же существо, как и окружающие его люди, и если он любит других, то почему же он не должен любить себя. Не может быть двух разных типов любви: к людям и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть, или ее вовсе нет. Известное библейское выражение «Возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви — к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе бу­дет обнаружена у всех, кто способен любить других" (Э. Фромм). От люб­ви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключитель­ная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви чело век желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати, и любовь к другому может приоб­ретать форму эгоизма. Так, мать, беззаветно и бездумно любящая свое дитя, жертвуя собой в угоду его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не только себя, но и окружающих людей. Как ина­че, кроме эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребенку, которая в других людях не видит чьих-то детей?

Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом ши­роком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Доб­родетель и в меру своих жизненных сил и возможностей он старается на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливос­ти, истины и любви, поэтому, понятно проявление у человека аналогич­ных чувств к нему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.