Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание — это процесс передачи опыта одним поколением и ус­воения его другим, обеспечивающий развитие человека




Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательно­го количественного и качественного изменения физических, психичес­ких и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизнен­ного потенциала, его сущности и назначения.

Система основных педагогических категорий

Основные педагогические категории

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ

Изучение педагогики начнем с усвоения ее основных категорий.

Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке катего­рии выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное зна­ние и как бы связывают его в целостную систему. Не зря употребле­ние слов "категорический", "категоричный" всегда связывается с представлением о решительности и безусловности кого-либо и чего-либо. Педагогика как наука тоже имеет свои категории, отличаю­щие ее от других наук.

Рассмотрим таблицу 1. Основной категорией здесь значится развитие. Знакомство с ней происходило в курсах физиологии и психологии. Раскроем ее определение.

Таблица I

Развитие  
Воспитание Образование Обучение Самовоспитание Самообразование Самообучение
Воспитательные отношения  

Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расши­рение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сде­лать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудить­ся. Прежде всего, обеспечить физическое развитие (созревание), т. е. прогрессивные изменения его роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной силы и т. д. Взаимосвязано с физическим физиологическое развитие человека. Изменяются функции организма в области деторож­дения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психи­ческого развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и уг­лубляются процессы отражения человеком действительности: ощуще­ния, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также бо­лее сложные психические образования: потребности, мотивы деятель­ности, способности, интересы, ценностные ориентации и т. д. Социаль­ное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении его в общество в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профес­сиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих от­ношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек стано­вится членом общества.

Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности пе­ред настоящими и 'будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Ду­ховное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления лич­ности в человеке.

Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных, душевных и духовных начал. В этом конечная цель человеческого бытия на Земле. Развить природой данные возможности и полнее реализо­вать их — вот цель, ради которой веками созидалась сначала народная, а затем и научная педагогика. Если анатомия, физиология, психология, социо­логия определяют механизмы, возможности и пределы человеческого разви­тия, то педагогика показывает, каким образом, посредством чего и в каких условиях это осуществляется. Вот почему такая межнаучная категория, как развитие, входит и в педагогику. Через нее все эти науки связываются в еди­ное человекознание.

Развитие человека представляет собой сложный и чрезвычайно подвиж­ный процесс. Так, он протекает как последовательная смена стадий раз­вития. Из психологии известно, что человеческая жизнь проходит через та­кие стадии, как детство, отрочество, юность, зрелость, взрослость и старость. В силу того, что этот процесс всегда индивидуален, он характеризуется тем­пом: ускоренным, "в пределах нормы" или замедленным. Ускоренный мы видим в периоды активного проявления одаренности человека, а замедлен­ный — в моменты задержек психического развития (дети с ЗПР). Наконец, процесс развития человека описывается по уровням, т. е. по степени достиже­ния и реализации природных возможностей человека. Конечно, уровни до­стижения в развитии зависят от стадии и темпов этого развития. Так, подрос­ток в пределах своего возраста может иметь высокий, средний или низкий уровень своего развития. Характеристика процесса развития человека по ста­диям, темпам, уровням — это лишь примеры его динамичности, не исчерпы­вающие всей сложности.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколе­ний. В воспитании идет своего рода "воспроизводство" себе подобных лю­дей.

Воспитание — это уже исторически сложившаяся педагогическая катего­рия. С ее помощью наука и практика объясняют, каким образом внешняя сре­да влияет на развитие человека. Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юно­шам — опыт разнообразной деятельности и т. д. Всю жизнь человек усваива­ет какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общест­ва. В этом смысле воспитание есть культуроформирующий процесс.

В процессе передачи и усвоения опыта новым поколением, т. е. в процессе воспитания, происходит управление развитием, его корректировка, создают­ся специальные стимулирующие условия для успешного продвижения вперед и т. д.

Может показаться, будто воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углуб­ляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

От термина "воспитание" произошло множество педагогичес­ких терминов: воспитатель, воспитанник, воспитанный, воспитан­ность, воспитуемость, воспитательный и др. Корень у всех один и сущность одна. Воспитатель — человек, призванный или обязан­ный передавать опыт поколений. Воспитанник — принимающий и усваивающий этот опыт. Воспитанный — успешно усвоивший опыт. Воспитанность — качество личности, отражающее высокую сте­пень усвоения опыта поколений. Воспитуемость — предрасположен­ность к восприятию и усвоению опыта. Воспитательный —направ­ленный на развитие. Например, воспитательное воздействие, вос­питательный процесс, воспитательная система, воспитательное ме­роприятие и т. д. В педагогической литературе встречаются более узкие трактовки этих понятий: сведение их либо к навыкам хоро­шего поведения, либо к прямому воздействию на воспитанника. Эти определения сужают данные понятия и потому могут употреблять­ся лишь в узком смысле. В научной педагогике они, как правило, не употребляются.

Категорию "воспитание" используют чрезвычайно широко. Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информа­ции, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т. д. Среди них особо выделяется образова­ние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.