КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание — это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека
Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения. Система основных педагогических категорий Основные педагогические категории ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ Изучение педагогики начнем с усвоения ее основных категорий. Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Не зря употребление слов "категорический", "категоричный" всегда связывается с представлением о решительности и безусловности кого-либо и чего-либо. Педагогика как наука тоже имеет свои категории, отличающие ее от других наук. Рассмотрим таблицу 1. Основной категорией здесь значится развитие. Знакомство с ней происходило в курсах физиологии и психологии. Раскроем ее определение. Таблица I
Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие (созревание), т. е. прогрессивные изменения его роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной силы и т. д. Взаимосвязано с физическим физиологическое развитие человека. Изменяются функции организма в области деторождения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации и т. д. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении его в общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и 'будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке. Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных, душевных и духовных начал. В этом конечная цель человеческого бытия на Земле. Развить природой данные возможности и полнее реализовать их — вот цель, ради которой веками созидалась сначала народная, а затем и научная педагогика. Если анатомия, физиология, психология, социология определяют механизмы, возможности и пределы человеческого развития, то педагогика показывает, каким образом, посредством чего и в каких условиях это осуществляется. Вот почему такая межнаучная категория, как развитие, входит и в педагогику. Через нее все эти науки связываются в единое человекознание. Развитие человека представляет собой сложный и чрезвычайно подвижный процесс. Так, он протекает как последовательная смена стадий развития. Из психологии известно, что человеческая жизнь проходит через такие стадии, как детство, отрочество, юность, зрелость, взрослость и старость. В силу того, что этот процесс всегда индивидуален, он характеризуется темпом: ускоренным, "в пределах нормы" или замедленным. Ускоренный мы видим в периоды активного проявления одаренности человека, а замедленный — в моменты задержек психического развития (дети с ЗПР). Наконец, процесс развития человека описывается по уровням, т. е. по степени достижения и реализации природных возможностей человека. Конечно, уровни достижения в развитии зависят от стадии и темпов этого развития. Так, подросток в пределах своего возраста может иметь высокий, средний или низкий уровень своего развития. Характеристика процесса развития человека по стадиям, темпам, уровням — это лишь примеры его динамичности, не исчерпывающие всей сложности. Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. В воспитании идет своего рода "воспроизводство" себе подобных людей. Воспитание — это уже исторически сложившаяся педагогическая категория. С ее помощью наука и практика объясняют, каким образом внешняя среда влияет на развитие человека. Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам — опыт разнообразной деятельности и т. д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культуроформирующий процесс. В процессе передачи и усвоения опыта новым поколением, т. е. в процессе воспитания, происходит управление развитием, его корректировка, создаются специальные стимулирующие условия для успешного продвижения вперед и т. д. Может показаться, будто воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга. От термина "воспитание" произошло множество педагогических терминов: воспитатель, воспитанник, воспитанный, воспитанность, воспитуемость, воспитательный и др. Корень у всех один и сущность одна. Воспитатель — человек, призванный или обязанный передавать опыт поколений. Воспитанник — принимающий и усваивающий этот опыт. Воспитанный — успешно усвоивший опыт. Воспитанность — качество личности, отражающее высокую степень усвоения опыта поколений. Воспитуемость — предрасположенность к восприятию и усвоению опыта. Воспитательный —направленный на развитие. Например, воспитательное воздействие, воспитательный процесс, воспитательная система, воспитательное мероприятие и т. д. В педагогической литературе встречаются более узкие трактовки этих понятий: сведение их либо к навыкам хорошего поведения, либо к прямому воздействию на воспитанника. Эти определения сужают данные понятия и потому могут употребляться лишь в узком смысле. В научной педагогике они, как правило, не употребляются. Категорию "воспитание" используют чрезвычайно широко. Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т. д. Среди них особо выделяется образование.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |