КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения
Подчеркнем, что воспитательные отношения — это всегда отношения между людьми. Они всегда направлены на развитие человека как личности, т. е. на развитие его самовоспитания, самообразования, самообучения. Воспитательные отношения — это обмен человеческим опытом, его передача, усвоение, использование. В них могут быть включены самые разнообразные средства: техника, искусство, природа и т. д. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как "человек—человек", "человек—книга—человек", "человек—техника—человек", "человек—искусство—человек", "человек—природа—человек" и т. д. (рис. 2). Эти рисунки иллюстрируют также структуру воспитательных отношений. В них входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его воспитанник, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т. е. те, кто, производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают субъект-субъектные отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства—объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект-объектными отношениями. Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитой человек, а в итоге — личность. Особую роль воспитательных отношений отметили прогрессивные педагоги 70-х годов, выступая против так называемой "педагогики мероприятий". Они настаивали на создании "педагогики отношений". Итак, мы закончили рассмотрение основных педагогических категорий. Некоторым они покажутся оторванными от жизни. Не торопитесь с оценкой. Их роль в теоретической и практической педагогике огромна: они цементируют все педагогическое знание. Их признали и используют и теоретики, и практики. Эти категории складывались веками, постепенно оттачивались, проникали в сознание и опыт специалистов всех стран, разных уровней квалификации, выполняющих любые функции. Этими категориями пользуются родители, общественность, сами учащиеся. Знание этих категорий позволяет всем причастным к воспитанию подрастающих поколений находить общий язык и понимание.
Задания для самостоятельной работы 1. Все ли используемые в тексте термины вам понятны? Если встретились новые неизвестные, узнайте их толкование в различных словарях. 2. Объясните, почему понятия "воспитание", "образование", "обучение" дополнены соответствующими понятиями "самовоспитание", "самообразование", "самообучение"? 3. Попытайтесь доказать, что самовоспитание, самообразование и самообучение первичны по отношению к воспитанию, образованию, обучению, Нарисуйте в соответствии со своими взглядами новую "матрешку". 4. В тексте сказано, что воспитание есть культуро-формирующий процесс. Что под этим подразумевается? 5. Еще раз внимательно просмотрите весь материал и подумайте, какие ранее сложившиеся у вас знания предстоит откорректировать: изменить, уточнить, переоценить их роль под влиянием здесь изложенной теории.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |