Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта по­колений во взаимодействии педагога и учащихся




Образование — это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.

Специально организованная образовательная система — это все виды и типы образовательных учреждений с их материально-технической базой, финанса­ми, кадрами, научно-методическим обеспечением. В ней осуществляется пере­дача и прием опыта поколений согласно своим целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Посредством такого обра­зования идет управление развитием человека. Все образовательные учрежде­ния в республике объединены в единую систему образования.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы зна­ний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образован­ном человеке. Образованность —качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обо­гащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т. е. опять же повышать свою образованность.

Следует заметить, что в ряде языков "воспитание" и "образо­вание" употребляются как обозначение одной категории. Как видим, "образование" хотя и более узкая категория, чем "воспита­ние", но еще недостаточно конкретная, чтобы ею пользоваться ежедневно в деятельности. В образовании выделяются процессы, которые обозначают не­посредственно сам акт передачи и приема опыта. Это ядро образования — обучение.

В системе образования ведется обучение. Судя по определению, оно со­стоит из двух частей: передачи опыта (преподавания) и его приема (учения). Преподавание обеспечивает передачу опыта поколений и творческой деятель­ности. Учение — усвоение этого разнообразного опыта, его запоминание, за­учивание, переосмысление, преобразование и использование. Преподавание — сфера деятельности педагога (учителя, преподавателя, мастера производ­ственного обучения, воспитателя), учение — ученика (воспитанника, учаще­гося, обучающегося, слушателя).

От слова "учение" в педагогике родился целый ряд специаль­ных терминов: ученик, учащийся, учитель, ученичество, учитель­ская, учебник, учебный, учеба и даже ученый, ученость. Легко до­гадаться, не заглядывая в словарь, что ученик — это воспитанник, усваивающий передаваемый ему опыт поколений. "Учащийся" и "ученик" используются как слова-синонимы. Учитель — это человек, специально подготовленный для передачи знаний, навыков, умений. Учительская — место в школе, ПТУ, где собираются учи­теля, и хранится учебная документация. Учебник — книга, где из­ложен опыт человечества, подготовленная для усвоения его учащи­мися в виде учебного предмета (дисциплины). С помощью термина "учебный" образован ряд других: учебная деятельность, учебные принадлежности, учебный год и др. Учебная деятельность — это вся система действий учащегося по усвоению человеческого опыта в процессе обучения.

Категории "воспитание", "образование" и "обучение" соотносятся по прин­ципу "матрешки" (рис. 1). Представьте себе маленькую "матрешку" — это обучение. Далее идет средняя "матрешка" — образование и, наконец, боль­шая — воспитание. Увидеть в отдельности каждую из них и описать можно, но нельзя понять одну без другой — игрушка исчезает. Это тот случай, когда внутреннее автономное строение обеспечивает сохранение единой природ­ной целостности.

 

Рис.1. "Педагогическая матрешка"

 

В педагогике есть другие понятия, с помощью которых опи­сывается процесс развития человека. Например, "формирование", что означает придание чему-то определенной формы, законченнос­ти, завершенности. Формирование связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов. Человек рождается без знаний и умений, но через воспи­тание, образование и обучение получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно фор­мируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойст­ва человека. Тогда "формирование" понимается как результат раз­вития человека. В педагогике "формирование" употребляется еще в одном смысле, а именно как организаторская деятельность педаго­га в процессе воспитания, образования, обучения учащихся. Одна­ко чаще всего "формирование" употребляется как понятие, иден­тичное воспитанию.

Вернемся к "матрешке". Все три ее слоя обозначают внешние по отноше­нию к самому человеку факторы: кто-то ее воспитывает, кто-то образовыва­ет, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании, обучении ог­ромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способнос­тью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. В нем есть нечто такое, что управляет его развитием. Это что-то все откровеннее называется духом человека (почти за­бытый термин). Многие ученые приходили к выводу, что дух есть движущая сила развития. Чтобы внешние факторы достигали успеха, т. е. оказывались способными развивать человека, они непременно должны взаимодействовать с внутренними — с его духом и душой.

Душа и дух как понятия не относятся к области педагогики. Более того, советская наука о человеке вообще не обращалась к ним как к научным понятиям и не исследовала их. В настоящее время душа возвращается в лоно науки. Душа уже стала признаваться как реальность, как явление человеческой сущности, связывающее нас с прошлым и будущим. Условно говоря, в душе есть то, что состав­ляет активность человека, направляет его развитие изнутри, позво­ляет ему подняться над своим животным происхождением. Душев­ный мир человека содержит в себе механизмы, позволяющие про­никать в него внешним воздействиям. Скорее всего, человечество создало внешние факторы своего развития в виде воспитания, об­разования и обучения по своему образу и подобию: то, что заложе­но в душевном мире, то и было спроецировано вовне. Человек как бы под себя создал внешние факторы своего развития. Как следст­вие признания фактора духа и души за последние годы в педагоги­ке растет число терминов, обозначающих внутренние состояния и действия: самовоспитание, самообразование, самоформирование, самопланирование, самоконтроль, самоуспокоение, саморегуляция, самонаблюдение, самоанализ, самоубеждение и т. д. Основными душевными факторами развития человека являются самовос­питание, самообразование, самообучение. Это категории, которые соотносят­ся с обозначенными в таблице 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.