КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся
Образование — это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий. Специально организованная образовательная система — это все виды и типы образовательных учреждений с их материально-технической базой, финансами, кадрами, научно-методическим обеспечением. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно своим целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Посредством такого образования идет управление развитием человека. Все образовательные учреждения в республике объединены в единую систему образования. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность —качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т. е. опять же повышать свою образованность. Следует заметить, что в ряде языков "воспитание" и "образование" употребляются как обозначение одной категории. Как видим, "образование" хотя и более узкая категория, чем "воспитание", но еще недостаточно конкретная, чтобы ею пользоваться ежедневно в деятельности. В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и приема опыта. Это ядро образования — обучение. В системе образования ведется обучение. Судя по определению, оно состоит из двух частей: передачи опыта (преподавания) и его приема (учения). Преподавание обеспечивает передачу опыта поколений и творческой деятельности. Учение — усвоение этого разнообразного опыта, его запоминание, заучивание, переосмысление, преобразование и использование. Преподавание — сфера деятельности педагога (учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, воспитателя), учение — ученика (воспитанника, учащегося, обучающегося, слушателя). От слова "учение" в педагогике родился целый ряд специальных терминов: ученик, учащийся, учитель, ученичество, учительская, учебник, учебный, учеба и даже ученый, ученость. Легко догадаться, не заглядывая в словарь, что ученик — это воспитанник, усваивающий передаваемый ему опыт поколений. "Учащийся" и "ученик" используются как слова-синонимы. Учитель — это человек, специально подготовленный для передачи знаний, навыков, умений. Учительская — место в школе, ПТУ, где собираются учителя, и хранится учебная документация. Учебник — книга, где изложен опыт человечества, подготовленная для усвоения его учащимися в виде учебного предмета (дисциплины). С помощью термина "учебный" образован ряд других: учебная деятельность, учебные принадлежности, учебный год и др. Учебная деятельность — это вся система действий учащегося по усвоению человеческого опыта в процессе обучения. Категории "воспитание", "образование" и "обучение" соотносятся по принципу "матрешки" (рис. 1). Представьте себе маленькую "матрешку" — это обучение. Далее идет средняя "матрешка" — образование и, наконец, большая — воспитание. Увидеть в отдельности каждую из них и описать можно, но нельзя понять одну без другой — игрушка исчезает. Это тот случай, когда внутреннее автономное строение обеспечивает сохранение единой природной целостности.
Рис.1. "Педагогическая матрешка"
В педагогике есть другие понятия, с помощью которых описывается процесс развития человека. Например, "формирование", что означает придание чему-то определенной формы, законченности, завершенности. Формирование связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов. Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание, образование и обучение получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека. Тогда "формирование" понимается как результат развития человека. В педагогике "формирование" употребляется еще в одном смысле, а именно как организаторская деятельность педагога в процессе воспитания, образования, обучения учащихся. Однако чаще всего "формирование" употребляется как понятие, идентичное воспитанию. Вернемся к "матрешке". Все три ее слоя обозначают внешние по отношению к самому человеку факторы: кто-то ее воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании, обучении огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. В нем есть нечто такое, что управляет его развитием. Это что-то все откровеннее называется духом человека (почти забытый термин). Многие ученые приходили к выводу, что дух есть движущая сила развития. Чтобы внешние факторы достигали успеха, т. е. оказывались способными развивать человека, они непременно должны взаимодействовать с внутренними — с его духом и душой. Душа и дух как понятия не относятся к области педагогики. Более того, советская наука о человеке вообще не обращалась к ним как к научным понятиям и не исследовала их. В настоящее время душа возвращается в лоно науки. Душа уже стала признаваться как реальность, как явление человеческой сущности, связывающее нас с прошлым и будущим. Условно говоря, в душе есть то, что составляет активность человека, направляет его развитие изнутри, позволяет ему подняться над своим животным происхождением. Душевный мир человека содержит в себе механизмы, позволяющие проникать в него внешним воздействиям. Скорее всего, человечество создало внешние факторы своего развития в виде воспитания, образования и обучения по своему образу и подобию: то, что заложено в душевном мире, то и было спроецировано вовне. Человек как бы под себя создал внешние факторы своего развития. Как следствие признания фактора духа и души за последние годы в педагогике растет число терминов, обозначающих внутренние состояния и действия: самовоспитание, самообразование, самоформирование, самопланирование, самоконтроль, самоуспокоение, саморегуляция, самонаблюдение, самоанализ, самоубеждение и т. д. Основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение. Это категории, которые соотносятся с обозначенными в таблице 1.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |