Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕДАГОГИКА 5 страница. Управление коллективом




Управление коллективом

Изучение закономерностей функционирования коллективов показы­вает, что даже в самых малых, неорганизованных коллективах, как правило, возникает распределение власти между членами. Коллектив делится на рядовых членов и лидеров. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив в целом, в ча­стности, направлять их усилия на достижение каких-либо целей.

Различают неформальных и формальных лидеров. Нефор­мальный лидер — это член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую ответственность, чем это требуют фор­мальные предписания и нормы. В социальной психологии существует ряд теорий, объясняющих природу неформального лидерства. «Тео­рия черт» объясняет выдвижение лидера на основе личностных ка­честв (инициативы, храбрости, знаний и т. д.). «Ситуационная» теория объясняет инициативное поведение личности потребностями сложив­шейся ситуации, особенностями сферы коллективной деятельности, спецификой групповых целей, задач и т. д. Неформальные лидеры различными методами воздействуют на членов коллектива. Одни из них стремятся навязать коллективу определенную линию поведения силовыми методами, другие же действуют методами убеждения.

Во всяком организованном коллективе есть формальный лидер. Формальный лидер — это носитель административной власти. Его за­дача состоит в организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для достижения его целей. Для этого руководитель должен обладать психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками, умениями и качествами.

К психофизическим качествам руководителя как личности от­носятся: волевые данные, профессиональное восприятие, обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие. Особое значение имеют волевые качества руководителя. Волевого руководителя, как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность, энергичность, упорство в до­стижении цели, высокая самодисциплина, целеустремленность, т. е способность направлять все свои знания, навыки и чувства на достиже­ние поставленных целей, умение доводить начатое до конца, собран­ность, отсутствие боязни принимать решения в ответственных ситуа­циях и не стремиться переложить ответственность на других.

Немаловажное значение для руководителя имеет контактность — общительность, интерес к людям, способность располагать к себе лю­дей, выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему «глазами другого» Важной психологической характеристи­кой является также стрессоустойчивость - интеллектуальная и эмоци­ональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии индивидуальных и коллективных решений.

В совокупности неотъемлемых психологических качеств руково­дителя выделяется доминантность, которую следует понимать как свой­ство властности, честолюбия. Эти качества предполагают стремление к личной независимости в любых обстоятельствах, готовность к беском­промиссной борьбе за свои права, отсутствие преклонения перед авто­ритетами, самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, вы­сокий уровень притязаний.

Среди деловых качеств выделяются знания и умения. Так, на­пример, для руководителя предприятия важны знания в области техни­ки и технологии, организации производства, экономики и права, психо­логии и педагогики, менеджмента. В качестве наиболее важных навыков (умений) отмечаются: умение видеть перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять кадры, пойти на оправдан­ный риск, своевременно принимать решения и проводить их е жизнь, делегировать полномочия, побуждать людей к труду, организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.

К деловым навыкам и умениям тесно примыкают также про­фессионально-организаторские черты, поскольку одной из основных задач руководителя является создание команды единомышленников, т. е. формирование условий для оптимизации процесса самоорганиза­ции трудового коллектива, с этой точки зрения важными качествами руководителя являются такие, как предприимчивость и деловитость, научный системный подход к решению проблем. Предприимчивость и деловитость предполагают умение руководителя глубоко и всесторон­не анализировать экономические процессы и направления научно-технического прогресса в своей сфере деятельности, предвидеть и опреде­лять их результаты, принимать на основе этого анализа лучший вари­ант решений. А это, в свою очередь, предполагает способность к логи­ческому размышлению, способность разложить каждую проблему на составные части, определить значимость каждого из имеющихся факторов и на основе их комбинации делать вывод, способность вос­принимать идеи и опыт других. Не менее важна для руководителя ком­муникабельность: способность срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов — вышестоящими руководи­телями и подчиненными, способность сплачивать, объединять разных людей, налаживать их совместную работу.

Важное значение для социально-психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллекти­вом. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффектив­ного и качественного выполнения управленческих функций. Опреде­ление стиля руководства коллективами осуществляете я по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирова­ния деятельности исполнителей.

В социальной психологии имеются различные классификации стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области знаний А. Л. Журавлев различает три основных стиля руководства: директив­ный (автократический), демократический (консультативный) и либе­ральный (попустительский). Дадим краткое описание этих стилей: 1) ди­рективный (автократический). При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствий с прин­ципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистан­цию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники полу­чают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориен­тирован только на целевую функцию.

2) Демократический (консультативный). Руководитель этого типа сочетает в своей работе ориентацию, как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя с под­чиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не до­пуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководите­ля получают достаточно полную информацию о своем месте в выпол­нении общего задания, о перспективах своего коллектива.

3) Либеральный (попустительский) стиль руководства макси­мально ориентирован на поддержание неформальных отношений с со­трудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они само­стоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешива­ется в производственный процесс, осуществляет контроль, стимули­рует работу.

«Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в дея­тельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется степень выраженно­сти каждого из трех стилей и выявляются доминирующие.

Следует также отметить, что не существует универсального оп­тимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить ре­шения стоящих перед ним задачи нормальный социально-психологиче­ский климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Каковы основные черты коллектива?

2. Что такое социально-психологический климат коллектива и каковы условия его формирования?

3. Что такое социально-пcихологический конфликт и какова динамика его развития?

4. В чем состоят основные функции руководителя коллектива?

5. Какие качества руководителя способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата в коллективе?

6. Ответив на предложенные вопросы, оцените характер взаимоотноше­ний в своем коллективе и роль в этих взаимоотношениях вашего руково­дителя:

ОПРОСНИК

1. Кто из членов Вашего коллектива вносит наибольший вклад в разра­ботку и выполнение всех задач, поставленных перед коллективом?

2. Кто из членов Вашего коллектива вносит наибольший вклад в раз­витие товарищеских отношений?

3. Кто из членов Вашего коллектива обладает наибольшей эрудицией в отношении задач, решаемых Вашим коллективом?

4 Кто из членов коллектива наиболее симпатичен Вам?

5. Кто из членов коллектива вносит наибольший вклад в разработку идей в поиске наиболее оптимальных решений этих задач в связи с задачами, стоящими перед Вашим коллективом?

6. Кто из членов Вашего коллектива стремится первым помочь своим то­варищам по работе и решении их личных проблем?

Т.Кто из членов Вашего коллектива вносит наибольший вклада лучшую организацию дела?

8. С кем из членов Вашего коллектива Вы готовы поделиться своими мыслями, переживаниями, чувствуете себя наиболее непринужденно?

9. Кто из членов Вашего коллектива наиболее авторитетен Вам с точки зрения профессиональных знаний, мастерства?

10. С кем из членов коллектива Вам более всего приятно общаться во вне­рабочее время?

11. Вас удовлетворяет характер деловой атмосферы в коллективе?

12. Вас удовлетворяет характер эмоциональных межличностных отно­шений s коллективе?

Сумма баллов, полученных на каждого члена коллектива, включая ру­ководителя, по вопросам 1,3, 5, 7 и 9 позволяет определить ранговую структуру делового лидерства и место руководителя в ней. Сумма баллов, полученных на каждого члена коллектива, включая ру­ководителя, по вопросам 2.4,6,8 и 10 позволяет определить ранговую структуру эмоционального лидерства и место руководителя в ней.

 

№№ вопроса Полностью удовлетворяет Удовлетворяет Скорее не удовлетворяет Не удовлетворяет Совершенно не удовлетворяет
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вородкин Д. М„ Коряк Н, М. Внимание, конфликт! — Новосибирск 1983.

2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. — М., 1993,

3. Донцов А. И. Психология коллектива. — М.. 19Й4.

4. Журавлев В.Л.Совместная деятельность как область социально-психоло­гических исследований. //Совместная деятельность /Под ред. А. Л. Жу­равлева и др. — М., 1988.

5. Журавлев Н. Л. Факторы формирования стиля руководства производ­ственным коллективом / /Социально-психологические проблемы про­изводственного коллектива. — М., 1993.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.