КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Моим читателям
ПРОЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА Рекомендован Учебно-методическим объединением по инженерно-педагогическим специальностям Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для учащихся индустриально-педагогических техникумов и учебного пособия для студентов инженерно-педагогических специальностей. Издательство "Деловая книга" Екатеринбург 1999 г. Автор "Педагогики" Валентина Сергеевна Безрукова, доктор педагогических наук, профессор, многие годы работает в области методологии педагогики. Докторская диссертация, защищенная в 1984 году, последующие исследования и публикации посвящены проблемам развития понятийно-терминологического аппарата педагогики. В 1980 году В. С. Безрукова начала исследование проблем профессиональной педагогики, провела ряд значительных экспериментов, в частности в области взаимосвязи общего и профессионально-технического образования, интеграции в педагогической науке и практике, методологии инженерно-педагогического образования. В течение пяти лет В. С. Безрукова возглавляла кафедру педагогики Свердловского инженерно-педагогического института. Курс "Педагогика" разработан ею на базе лекций, прочитанных студентам СИПИ (ныне Уральского государственного профессионально-педагогического университета). Рецензенты: профессор Л. К. Малштейн, (Свердловский инженерно-педагогический институт, ныне Уральский государственный профессионально-педагогический университет); профессор Г. А. Карпова (Уральский педагогический университет). Дорогие друзья! Не пренебрегайте введением. Неторопливо и вдумчиво прочтите его. Вы приступаете к изучению сложнейшей из наук — педагогики. В своей жизни вы неоднократно сталкивались с деятельностью, в которой она применяется. За время учебы в школе и училище вы были свидетелями учительского труда более чем на 10000 уроках. Дома вы, конечно, пытались воспитывать младших братьев или сестер, самих себя, наконец. Это и есть ваш педагогический опыт. Он порой противоречив, нередко неудачен, но что-то в нем вызывает и приятные воспоминания. Этот опыт — ваш исходный капитал. Не переоценивайте его: он коварен тем, что у легких натур создает иллюзию знания педагогики. На самом деле все гораздо сложнее. Понять это, осмыслить, сформировать новый, более совершенный опыт педагогической деятельности и поможет педагогика. О чем эта наука? Один из моих учеников верно заметил: "Нас учат многому, но в основном тому, как обращаться со станком, как сделать изделия из металла, но не тому, как обращаться с человеком, как сформировать его, как, наконец, самого себя сделать человеком". Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом. Педагогическое знание — универсальное, обобщенное знание о путях и способах развития такого человека. Не правда ли, это интересно: учиться воспитывать человека, помогать ему стать более совершенным и самому расти вместе с ним. В студенческой, и даже позже — в педагогической среде бытует мнение, будто можно стать хорошим педагогом, не изучая теории педагогики. Делаются ссылки на положительный опыт некоторых родителей, учителей, не знающих этой науки и даже не имеющих специального образования. Действительно, примеры такие есть. Но ведь это случаи, а не массовое явление. Природным даром педагога обладают единицы. А как же быть остальным? Не работать же "на ощупь", методом проб и ошибок? Перед нами не станок, не металлическая заготовка, а человек. Конечно, у вас может возникнуть сомнение: стоит ли учить педагогику, где нет однозначно действующих законов и принципов. Некоторые даже упрекают ее в ненаучности из-за неточных суждений. Увы, каждый из нас вариативен, ситуативен, подчас не предсказуем. Знания о нас, нашем поведении действительно философичны, образны, окрашены эмоциональными переживаниями. Разве это плохо? Древнеиндийская мудрость утверждает: "Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где лежит правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению". Я убеждаю вас отнестись к педагогическому знанию с доверием. Долгая история его развития не простая. За советское время наша теоретическая, и особенно практическая педагогика снизила свой духовно-нравственный потенциал. Как и другие общественные науки, она поставлена была служить тоталитарному режиму, способствовала формированию "человека-винтика", "не помнящего родства", человека — борца за мифический строй всеобщего благоденствия. В результате она превратилась в науку авторитарную, нередко науку насилия и сыска. Медленно и трудно идет ее очищение. Педагогика, как и человек, "меняет кожу". Посильную лепту в это очищение вносит и наша "Педагогика". Что нового в этой "Педагогике"? Во-первых, предложенное знание очищено от идеологических и политических догм и штампов. Во-вторых, наша "Педагогика" построена по принципу выводного знания. Каждое понятие как бы выводится из предыдущего и участвует в раскрытии следующего. Всякое базисное знание дается в развитии с последующим его применением. В-третьих, "Педагогика" построена с ориентацией на человека, как знание, помогающее ему в развитии. Поэтому постоянно будет раскрываться связь воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Через это взаимодействуют внешние и внутренние факторы развития человека. Педагогика как наука, собственно, и нужна для того, чтобы, воспользовавшись ее знанием, можно было развить в человеке механизмы саморазвития. В-четвертых, впервые введено технологическое знание о проектировании педагогических систем, процессов, ситуаций. Это позволило придать педагогике прикладной характер и облегчить переход к изучению методик обучения конкретным дисциплинам. В книге изложены основные и факультативные знания. Факультативные знания выделены в тексте вертикальной чертой. Самые строгие читатели — это вы — студенты, с присущим молодости максимализмом вы резко критичны. Но надеюсь на ваше деятельное творческое отношение к дальнейшему усвоению педагогического знания. Со своей стороны сделаю все, чтобы читающему легче читалось, сомневающемуся была пища для размышлений, пришедшему к педагогике с любовью не получить разочарований. Автор Глава 1.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |