Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления научной педагогики




Педагогика как наука о человеке

Знание основных педагогических категорий и специфических понятий облегчит понимание педагогики как науки. Но это непросто. По силе абстрак­ций и обобщений, отвлечений от конкретного человека и жизненных ситуа­ций педагогика стоит вровень с философией. Не всем дается понимание педа­гогического знания с одного прочтения. Нужен трудолюбивый, проницатель­ный и терпеливый ум.

Педагогическое знание — одно из древнейших. Оно зароди­лось вместе с человеческим обществом, когда появилась потреб­ность передавать нарождающимся поколениям с трудом добывае­мый опыт выживания. Рассмотрим таблицу 3.

Таблица 3

Общественно-экономическая формация Формы существования педагогического знания
Первобытное общество Житейские нормы
Первобытнообщинная общественно-экономическая формация Традиции, предания, обычаи
Рабовладельческая общественно-экономическая формация   Философия как наука. Педагоги­ческое знание с составе филосо­фии.  
Феодальная общественно-экономическая формация:      
расцвет феодализма   Теология как ветвь философии. Педагогическое знание в составе теологии.  
эпоха Возрождения и Реформа­ции (зарождение капитализма)   Философия, теология, художест­венная литература, появление первых педагогических работ.  
Капиталистическая общественно-экономическая формация   Педагогика как наука. Развитие педагогических теорий.  

 

Уже в первобытном обществе возникли воспитательные отно­шения по передаче опыта поколений и его усвоению. На протяже­нии всей истории они осложнялись, углублялись. Так, сегодня взрос­лые поколения не только передают знания и умения детям, но и вовлечены сами в процесс получения нового опыта. Особенно это заметно при повышении квалификации и смене профессии.

Воспитательные отношения породили разнообразные формы своего фиксирования. Как видно из таблицы 3, первоначально это были житейские нормы — верования, правила, требования. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, народный фольклор о том, какой опыт и как надо передавать молодежи, какие требования предъявляет к ней общество. Постепенно, из эпохи в эпоху, при сохранении всех ранее рожденных форм запечатления воспитательных отношений появлялись новые.

В период рабовладения в Древней Греции появился термин "педагог", давший затем название целой науке. Обозначал он тог­да раба, водившего детей рабовладельцев в школу. Термин "шко­ла" тоже зародился в то время. Значение его сохранилось до сих пор: школа — это место учения.

Рождение научной педагогики относят к концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические рабо­ты. Эти события связаны с именем чешского педагога Я. А. Камен­ского. Он первым написал правила поведения учащихся, а затем и самый крупный свой труд "Великая дидактика". Все его труды до­шли до нас, не потеряв своего значения. Экспериментальная педаго­гика появилась значительно позже — на рубеже XIX—XX веков.

Как ни менялась педагогика, неизменным оставался объект познаниячеловек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие чело­века. Отсюда и определение самой науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.