Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место цели в педпроцессе




Педагогические цели формирования воспитательных отношений

Как мы уже говорили, педагогический процесс создается для организации воспитательных отношений. Именно они обеспечивают развитие воспитате­ля и воспитанника. В этом заключается основное назначение педагогическо­го процесса.

Таблица 5

 

Педагогических процессов в любых школах или профтехучилищах очень много. Они создаются на уроках и вне них. И каждый из них имеет свою цель. Имеет цель и вся совокупность педаго­гических процессов в училище. С цели начинается любой педагогический про­цесс, независимо от его сложности и продолжительности (таблица 5). Цели подчинены все остальные компоненты, с цели начинается их отбор и соедине­ние в единое целое.

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся ре­зультатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образо­ваний, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся меж­ду собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Цель — категория философская. Из философии она была пере­несена в различные области человеческой деятельности и другие науки. Определений целей очень много. Приведем некоторые из них:

цель — идеальное предвидение результата деятельности;

цель — опережающее отражение событий в сознании челове­ка;

цель — начальная и конечная ступень управления в челове­ческом обществе.

Понятие "цель" неразрывно связано с понятием "задача". Это идентичные понятия. Задача возникает при членении целей на под­цели. Задача — порция, часть цели. Но так как каждая задача затем еще может быть разбита на свои составляющие, то она по отноше­нию к своим частям становится целью. Следовательно, каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели, в которую она входит на правах подцели, и одновременно она является целью по отношению к задачам, вытекающим из нее.

Для педагога цель — это цель преподавания. Педагог совершает опреде­ленные действия по ее постановке: вычленяет, анализирует, формулирует, принимает. Педагог тратит на это немало времени и усилий, но затем, руко­водствуясь целью, действует увереннее: отбирает все другие компоненты пе­дагогического процесса и вовлекает в него учащихся. Например, на уроках производственного обучения слесарей могут стоять цели: научить учащихся выполнять основные установочные приемы опиливания, научить опиливанию широких и узких плоскостей поверхностей, научить опиливать сопряженные плоские поверхности, формировать аккуратность в работе, стремление к само­контролю и др. В соответствии с ними строится весь педагогический процесс урока производственного обучения.

Для учащихся цели — это цели учения. Каждый учащийся с разной степе­нью точности, полноты и осознанности прогнозирует свою цель на уроке. Это могут быть следующие цели: научиться профессиональным действиям, на­учиться выполнять операцию лучше, чем другие, быстро выполнить задание мастера, но могут быть и цели, противоположные первым: выполнить задание, чтобы не наказывали, "отбыть" урок, получить оценку "пять", "увиль­нуть" от работы и т. д.

Цели учащихся могут соответствовать целям мастера, а могут и расхо­диться с ними. В педагогическом процессе возникает взаимодействие целей. Каждая сторона старается достичь своей цели. Педагогу в этих условиях пред­стоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс.

Для того чтобы осознанно ставить цели и использовать их при построении педагогического процесса, надо знать их строение, виды целей, применяе­мых в педагогике, и методику целеполагания.

Структура цели постоянна, она определяет ее алгоритм. Любая цель со­стоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.

Целевой объект (объект цели) — это человек в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие. Например, мастер производственно­го обучения может вступить во взаимодействие с учащимися, трудными под­ростками, членами училищного кооператива. Каждый раз, обращаясь к той или иной позиции, роли своего воспитанника, он сумеет смотивировать его учение, приблизить свои педагогические цели к его целям. Произойдет это потому, что именно под эту роль, конкретные функции учащегося он затем будет корректировать содержание обучения и методы преподавания.

Целевой предмет (предмет цели) — это та сторона личности воспитан­ника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преоб­разована в данном педагогическом процессе. Целевой предмет отвечает на вопрос: что мы развиваем в воспитаннике с учетом конкретной позиции (роли)? У будущих рабочих можно развивать чувство профессиональной чести, представление о профессиональном мастерстве, готовность хорошо зарабатывать, используя свои знания и умения. Трудные подростки, как показывает практика, хорошо воспринимают такие педагогические цели:

выполнить задание быстрее и лучше других, найти широкий диапазон при­менения получаемому умению. Именно предмет цели педагог подвергает изменениям, по степени развития предмета цели судят об эффективности педагогического процесса.

 

Таблица 6

Классификация педагогических целей

 

Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета. Например: научить, убедить, сфор­мировать, доказать, усовершенствовать, закрепить, раскрыть, заинтересовать и т. д. Целевое действие определяется возможностью полностью завершить его за тот промежуток времени, в который протекает педагогический про­цесс. Так, нельзя в течение одного урока воспитать патриотизм, любовь к профессии, но можно выявить знания по теме, раскрыть значимость опера­ции, упражнять навыки.

Зная структуру цели, ее вполне можно самостоятельно разрабатывать или, используя готовые цели, отбирать и корректироватьих.

Ученые давно занимаются разработкой таксономии целей обу­чения. Суть ее заключается в разработке банка подцелей (задач) в соответствии с общими целями обучения какому-либо предмету. Так­сономия целей обучения предполагает формирование их в терминах научения, суммирование возможных подцелей, их систематизацию и классификацию, последовательное расположение по порядку до­стижения в педагогическом процессе. Предполагается, что постепен­ная реализация детально разработанных целей приводит практичес­ки любого педагога к достижению общей цели обучения предмету. Виды педагогических целей разнообразны.

Нормативные, т. е. государственные, цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Сегодня эти цели могут корректироваться местными органами власти: областными, городскими и даже районными. К нормативным целям относятся цели производства в области подготовки кадров. Эти цели соотносятся со стандартом образования.

Нормативные цели разрабатываются на базе широкой информации о со­стоянии народного образования и экономики соответственно в республике, области, городе, районе, об уровне воспитанности детей, об уровне професси­ональной подготовки выпускников системы ПТО. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога.

Параллельно, а часто независимо от государственных существуют обще­ственные цели как цели общества, его различных слоев. В отличие от госу­дарственных общественные цели не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей, особенно тех, кто составляет основную базу для формирования уч­реждений народного образования, в том числе и профессионально-техничес­кого. Учащимися системы ПТО сегодня в основном становятся дети рабочих и сельских тружеников, а также малооплачиваемых служащих, поэтому есте­ственно, что в этой среде существуют определенные запросы по профессио­нальной подготовке. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы ПТУ и специализации, разные структуры учебных групп внутри учили­ща. Формулируются они, как правило, в концепциях, уставах, положениях, указаниях. К особым целям относятся цели работодателя.

Инициативные цели — это цели, разрабатываемые непосредственно са­мими педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников. Они фор­мируются в профтехучилище с учетом его типа, особенностей, профиля, уровня развития учащихся, квалификации педагогов. К этому виду относятся цели учебно-воспитательной работы с учащимися на год, цели урока, внеучебных мероприятий, цели работы кружков, секций, клубов и др.

Как мы уже говорили, каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что пред­полагается развить у воспитанника; На основе этого выделяются три группы целей.

Группа А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели фор­мирования сознания и поведения. У преподавателя ПТУ, например, могут быть намечены цели урока: познакомить учащихся с устройством станка, на­учить их пользоваться инструментом, закрепить знания о машинах и меха­низмах и др.

Группа В — цели формирования отношений. Включают в себя формиро­вание отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, про­фессии, училищу, уроку, теме урока, друзьям, родителям, к самому себе, при­роде, искусству, творчеству и т. д. По сути, предметом этой группы целей является характер учащегося, его различные стороны, ценностные ориента­ции учащегося, его направленность и установки.

Группа С — цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащегося, а также умений их реализовать. Примером таких целей могут быть следую­щие: использовать прошлый опыт учащихся в раскрытии темы, обеспечить самостоятельный поиск путей решения поставленной задачи, стимулировать рационализаторскую деятельность учащихся.

Такая группировка педагогических целей соответствует струк­туре передаваемого молодежи опыта поколений. Эти цели легко возникают в процессах воспитания, образования и обучения, а так­же и в процессах самовоспитания, самообразования и самообуче­ния, т. е. они могут быть и целями учения, т.е. внутренними, лич­ными целями учащегося. Мы полагаем, что следует отказаться от широко распространенной в настоящее время группировки целей на цели воспитания, образования и развития, так как при этом под целями воспитания понимается только формирование отношений, что не соответствует объему основного понятия "воспитание", су­жая его, а цели обучения понимаются как параллельные и не пере­секающиеся с целями воспитания, что тоже противоречит научно­му соотнесению понятий "воспитание" и "обучение". Цели разви­тия, по нашему мнению, вообще не могут быть рядоположенными с целями воспитания и обучения, поскольку изначально развитие идет через воспитание и обучение. Таким образом, названия этих видов целей не соответствуют тем понятиям, с помощью которых они созданы.

Организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Эти цели выражают стремление использовать те или иные пути и средства, обеспечивающие и стимулирующие дости­жение целей групп А, В, С. Например, к ним можно отнести цели: ис­пользовать самоуправление в организации учебной деятельности учащих­ся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе уро­ка.

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Мастер, например, может изме­нить методы преподавания, привычную последовательность этапов уро­ка, внедрить новые методы, средства, формы организации педагогичес­кого процесса. В этих случаях он ставит такие цели: применить метод исследования трудовых операций, провести интегративный урок произ­водственного обучения.

Как организационные, так и методические цели являются вспомога­тельными в педагогическом процессе.

Любая из рассмотренных целей по своей значимости может быть стра­тегической (главной, конечной, наиболее значимой) и тактической (этап­ной, промежуточной).

Методика целеполагания не располагает точными рекомендациями по во­просу целеобразования (целеформирования, разработки цели). Разработка цели — процесс мыслительный, логико-конструктивный. Суть его заключается в том, чтобы: а) обобщить, сравнить определенную информацию; б) сделать выбор наиболее значимой информации; в) на ее основе сформулировать цель в единстве всех трех ее компонентов; г) принять решение о достижении цели.

Такой же мысленный путь проделывает и учащийся, когда стремится пред­видеть результаты своего поведения. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение, взаимодей­ствие целей педагога и учащихся — одно из важнейших условий успеха педа­гогического процесса в развитии его участников. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавате­лем.

В заключение кратно остановимся на личностных основах це­леполагания. В основе целеполагания всегда лежат потребности, возникающие под влиянием взаимодействия внешних и внутрен­ние факторов существования человека. Человек не может жить без целей, если у него есть потребности, мотивы и интересы. Таким образом, как бы объективны ни были цели, их разрабатывают кон­кретные люди. Преподаватель и учащиеся имеют право ставить цели. Человек не может жить согласно готовым, заданным свыше целям. "Удовлетворите всем желаниям человека, — говорил К. Д. Ушинский, — но отымите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он". (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антро­пологии / Изб. Псд. Соч.: в 2 т. М„ 1974. Т. 1 С. 542).

В целеполагании немалую роль играют личные качества. Боль­шую роль играют такие качества, как целеустремленность, упорст­во, воспитанность, терпимость, умение прислушаться к другому человеку. Целеустремленность помогает в достижении цели, упор­ство — в создании информационного обеспечения, высокие мораль­ные качества — в правильном выборе цели, терпимость — залог того, что в педагогику, наконец, проникнет двуединство целей, будет осуществляться их взаимодействие. В свою очередь целеполагание способствует формированию этих качеств личности.

Только обладая правом на постановку и достижение своих це­лей, которые существуют параллельно с рекомендуемыми педаго­гом целями, учащийся становится субъектом воспитательных отно­шений.

При целеполагании педагогу рекомендуется быть очень острожным, нето­ропливым, ненавязчивым. Вредна излишняя детерминация деятельности це­лью, ограничение принятой целью свободы развивающейся личности.

Психологи считают, что не все цели можно ставить в жесткой и конкрети­зированной форме. Если часто направлять личность на достижение чрезмер­но конкретизированных целей, то можно вызвать опустошенность, безразли­чие к процессу их достижения. В то же время желательно, чтобы цели были реальными и даже диагностируемыми, т. е. проверяемыми по конечным ре­зультатам их достижения.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите на память все понятия, используемые в тексте для характе­ристики педагогической цели, составьте тезаурус.

Таблица 7

Целевой объект Целевой предмет Целевое действие
Будущие рабочие Учащиеся Умение доказывать преимущест­ва профессии Научить Помочь
Юноши Девушки Умение анализировать профессио­нальную деятельность. Пробудить Доказать
Члены бригады Рабочие хозрасчетного предприятия   Умение заинтересовать своей профессией других Знание преимуществ профессии. Убедить Добиться Заинтересовать
Будущие родители Дети Понимание особенностей и возможностей своей профессии Знание медицинских последствий профессиональной деятельности Знание социальных и экологичес­ких последствий своей профессии Сформировать Подвести Раскрыть Рассказать Выявить

2. Разработайте и обоснуйте варианты целей на основе предложенной табл. 7, предварительно определив место, где можно достигнуть поставленную цель (на уроке, экскурсии, вечере, собрании и т. д.).

3. Подберите примеры постановки всех видов целей, используя собствен­ный опыт, различные виды документации и беседы с преподавателями и мас­терами училища.

4. Проведите рефлексию: вычлените все цели, которые вы ставили в тече­ние дня, недели, и проанализируйте их соотношение с целями обучения в вузе, техникуме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.