Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические методы воспитания




Содержание воспитания как составная часть педагогического процесса

После того как педагог определит цели и принципы, которыми будет руко­водствоваться в работе с учащимися, он приступает к отбору содержанияихвоспитания и образования.

С этого момента начинается создание практической части педагогическо­го процесса (таблица 9). Определив содержание, педагог далее подбирает ме­тоды, средства и формы его организации. Из всех шести компонентов педаго­гического процесса содержание является самым сложным и трудоемким для педагога.

Таблица 9

Место содержания в педпроцессе.

Если воспитание — передача опыта одного поколения другому, то самым простым и доступным определением содержания будет следующее.

Содержание — это та часть общественного опыта поколений, кото­рая отбирается в соответствии с поставленными целями развития чело­века и в виде информации передается ему.

Отобранное в соответствии с целями и переработанное согласно требова­ниям — принципам педагогики содержание начинает выполнять в педпроцессе определенные функции (таблица 10).

Таблица 10.

Функции содержания воспитания

Функции содержания в педагогическом процессе
Предмет познавательной деятельности педагога и учащихся Средство практической деятельности педагога и учащихся Средство управления развитием педагога и учащихся  

 

Действительно, и педагоги, и учащиеся содержание как общественный опыт, прежде всего познают. Это значит, что они его воспринимают, мыслят (т. е. анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д.), запоминают (т. е. как бы присваивают себе). В этом смысле мы говорим о содержании как предмете познания, т. е. о том, что именно познается и усваивается нами. Как средство практической деятельности содержание проявляется следующим образом: педагог его передает учащимся, вовлекает их в процесс активного, усвоения; учащиеся, усвоив содержание, затем используют его в своей произ­водственной деятельности. Наконец, и педагог, и учащиеся в ходе своей по­знавательной и практической деятельности изменяются: развивается их со­знание, поведение, отношение друг к другу, к деятельности и т. д. Эти изме­нения зависят от того, какое содержание и сколько его усвоено. Меняя содер­жание, мы управляем развитием человека. Не зря все реформы в образова­нии начинались прежде всего с изменения содержания обучения.

До сих пор мы говорили о содержании, которое определяется для системы образования учащихся. Но ведь такое же содержание для своей познаватель­ной и практической деятельности учащиеся определяют и сами: w семье с помощью родителей, в компаниях с друзьями и просто самостоятельно. Ро­дители могут им передавать бытовые знания и умения по ведению домашне­го хозяйства. Друзья делятся тем, что читали, слышали в общении с разными людьми, видели в кино, театре и т. д. И в этом случае содержание остается таким же по своей сути, как и отобранное и обработанное педагогом для об­разования.будущих рабочих. Только оно не так целостно, не так полно, не до конца объяснено, но в то же время может в отдельных случаях обладать и всеми педагогическими достоинствами. Познание внепрограммного содер­жания мы называем самообразованием и относим его к личному опыту уча­щегося и педагога.

Согласно исследованиям ученых, самообразование — это са­мый активный процесс приобретения знаний и умений учащимися. Знания о современных открытиях, музыке, жизни за рубежом и многом другом учащиеся приобретают вне урока в профтехучили­ще. Особенно много дает в отношении приобретения новых знаний дружба учащихся. Общаясь, они передают друг другу около поло­вины тех знаний и умений, которыми владеют. Исследования зна­ний учащихся по одной из исторических тем обнаружили, что из разных источников по этой теме учащиеся знают значительно боль­ше, чем дается в учебнике и раскрывается на уроке. К сожалению, приобретение знаний и умений вне урока при свободном самообра­зовании у учащихся профтехсистемы носит подчас случайный и бессистемный характер, приобретает даже негативную направлен­ность. Здесь и возникает чисто педагогическая задача: учить уча­щихся самообразованию.

По природе своей общественный опыт существует как информация. Со­держание воспитания тоже информационно. Его единая информационная природа позволяет обобщить самый разнородный материал и представить в виде схемы (таблица 11) Во-первых, содержание воспитания определяется в соответствии со структурой общественного опыта. В нем выделяются: опыт собственного физического развития человека, опыт его эстетического отно­шения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт по­знавательной деятельности и. наконец, опыт духовно-нравственных отноше­ний. В соответствии с таким делением из общественного опыта выделяются основные направления содержания воспитания: физическое, эстетическое, умственное, трудовое и духовно-нравственное. Во-вторых, каждое из этих направлений, в свою очередь из пяти основных компонентов: знаний, навы­ков, умений, отношений и творческой деятельности. Выбирая из общест­венного опыта то, что обеспечивает физическое, эстетическое, духовно-нрав­ственное развитие человека, мы выбираем ни что иное, как знания, навыки, умения, отношения и элементы творческой деятельности. Именно эти компоненты передаются из поколения в поколение. В-третьих, и эти выделенные компоненты далее делятся по структуре на более мелкие составные части. Так, любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, события: символах, атрибутах, идеях, пробле­мах, концепциях, гипотезах, теориях. Навыки состоят из простых и совме­щенных приемов деятельности, приемов контроля и регулирования. Умения включают в себя знания и навыки. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и де­ятельности. Творческая деятельность объединяет все перечисленные выше компоненты, обеспечивающие рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Благодаря этой последней составной части общественного опыта происходит создание нового опыта новым поколением, обогащение прежне­го. В-четвертых, наконец, весь опыт, усваиваемый нашими воспитанниками, условно может быть поделен на общенаучное содержание воспитания, т. е. базисное и профессиональное.

Профессиональное воспитание, образование и обучение включают в себя все рассмотренные направления и компоненты содержания. Только отбира­ются они из опыта организации соответствующего производства и опреде­ленной профессии. Этот опыт включает в себя и знания, и навыки, и умения, и отношения, и творческую деятельность. Усвоив его, учащийся сможет вы­полнять определенные виды работ установленного уровня квалификации.

Содержание профессионального воспитания отбирается строго с учетом про­фессии, специальности, уровня квалификации и уровня развития производ­ства. Это и есть соблюдение принципа профессиональной целесообразности. Разъясним некоторые понятия, с помощью которых характе­ризуется содержание воспитания. Предметные научные знания — это продукт познания людьми предметов и явлений действитель­ности, законов природы и общества. Знания состоят из понятий, категорий, принципов и т. п. Вспомним определения некоторых из них. Понятие — это форма знания, с помощью которой отобража­ется общее и особенное в явлениях действительности. Категория — наиболее общее, фундаментальное понятие, являющееся базис­ным для той или иной науки.

 

Таблица 11.

Состав и структура содержания воспитания

 

Символ — условный знак, используе­мый для обозначения членов каких-либо объединений, а также пред­метов, явлений, элементов т. д. Атрибут — неотъемлемое сущест­венное качество каких-либо явлений, объектов, их устойчивая характеристика. Концепция — система взглядов, выражающая замы­сел совершения каких-либо действий. Гипотеза — предположение, выдвигаемое для объяснения причин тех или иных явлений, действий. Навыки — действия, сформированные в результате по­вторений и используемые затем для совершения более сложной деятельности. Навыки — это автоматизированные действия. Умение — сплав навыков и знаний, определяющий качество выполнения любой деятельности, значительно более сложное образование, чем навык или знание, взятые в отдельности. Это осознанное использо­вание системы навыков и знаний о них в деятельности в целом.

Раскроем основные направления содержания воспитания будущих рабочих, вытекающие из опыта поколений и выработанные многолетней практи­кой учебно-воспитательных учреждений.

Физическое воспитание обусловлено биологической природой человека. Общеизвестно, что от физического состояния учащегося во многом зависит успешность его учебной и производственной деятельности. Достижение физического развития учащегося есть основная цель физического воспитания в училище.

 

Рис. 5. Физическое воспитание учащихся

 

Для упрощения запоминания этого направления общественного опыта обо­значим его символически (рис. 5). Содержание физического воспитания учащихся включает: совершенствование организма подростка: внутренних органов, пропорций тела, нервной, двигательной и костно-мышечной систем — при сохранении и укреплении его здоровья; просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены, формирование механизма физического самовоспитания, самообразования, самообучения, стимулирование самовоспитания! воли, выносливости, настойчивости, само­дисциплины и т. д.; разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства, Специфика содержания физического воспитания будущих рабочих состоит в его профессионально целесообразном отборе. Усвоение этого содержания должно способ­ствовать развитию у учащихся профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия. Реализация этой программы физического воспитания в конечном итоге должна способствовать включению физкульту­ры и спорта в образ жизни подростка и юноши.

Физическое воспитание входит в содержание образования будущих рабо­чих. В учебном плане профучилищ есть такая дисциплина, как физкультура, Ее задача — дать учащимся физическое развитие и выработать профессио­нально значимые физические качества. Косвенно физическое воспитание мож­но осуществлять через другие дисциплины, особенно производственное обу­чение, вырабатывая соответствующее отношение к физическому здоровью, красоте тела, осанке. Физическое воспитание может пронизать всю работу с учащимися в училище, особенно внеучебную деятельность.

Индивидуальная работа с учащимися по их физическому воспитанию со­стоит из работы с физически ослабленными ребятами, с ребятами, освобож­денными от физкультуры и имеющими физические отклонения. Индивиду­альная работа — это и работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

Содержание физического воспитания должно учитывать половые разли­чия учащихся. Для ПТУ это очень важно; в зависимости от мужских и жен­ских профессий в них много групп, состоящих только из юношей или наоборот, из девушек. Можно развить такие качества, необходимые мужчинам, как сила, точность и координированность движений, и нивелировать склонность к лени, сексуальности. В то же время посредством физического воспитания можно развить качества, необходимые женщинам: склонность к мелким и точным движениям, сметливость, а также притормозить или компенсировать развитие импульсивности, трусости.

Содержание физического воспитания распространяется на всю систему воспитания. Всем известны термины "физический труд", "физическое воздействие", "физическое наказание" и др.

Физический труд, в отличие от умственного, связан с исполь­зованием физических данных человека: силы, выносливости и т. п. Многие рабочие специальности относятся к разновидностям физи­ческого труда.

Физическое воздействие — это телесное воздействие. Чаще всего его связывают с физическим наказанием. Однако его широко можно использовать для стимулирования умственной деятельнос­ти (прикосновение к плечу, рукам). Телесные прикосновения добро­го, спокойного педагога способствуют появлению доверия в воспи­тательных отношениях учителя и ученика.

Эстетическое воспитание — одно из направлений содержания воспита­ния подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эсте­тического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрас­ное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стрем­лении человека к красоте. Эстетическая сторона предмета познания облегча­ет усвоение его учащимися. Для упрощения запоминания этого направления общественного опыта обозначим его символически (рис. 6).

Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у учащихся эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности, к труду.

Содержание эстетического воспитания включает:

развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетическо­го восприятия, развитие воображения учащихся;

эстетическое просвещение учащихся;

формирование механизмов эстетического самовоспитания, самообразова­ния и самообучения;

индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие ху­дожественных задатков, способностей и склонностей учащихся.

Содержание эстетического воспитания — это соответствующие знания учащихся (например о признаках прекрасного, художественных жанрах, ху­дожниках и музыкантах и их творениях и т. д.), навыки и умения (например по анализу, сравнению эстетических явлений, предметов), отношения к эсте­тическим свойствам объектов и творческие умения создавать эстетически ценные объекты.

Основные понятая эстетического воспита­ния: эстетика, эстетические отношения, эстети­ческое восприятие, эстетические чувства, вос­питание эмоций, художественное воспитание.

Эстетика — это наука о прекрасном, изучающая основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном или духовном про­изводстве, в быту, в общении людей, а также о формах эстетического сознания, таких как чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории. Эстетика еще изу­чает искусство, как высшую форму проявле­ния эстетического в обществе.

 

Рис. 6. Эстетическое воспитание учащихся

 

Эстетические отношения — это связь субъекта с объектами, обладающими эстетическими качествами, способствующая прояв­лению эстетических, т. е. прекрасных, качеств среды, окружающей учащегося.

Эстетическое восприятие — специфическое отражение под­ростком произведений искусства, объектов природы, социальной жизни, труда, культуры, имеющих эстетическую ценность.

Эстетическое чувство — чувство наслаждения, которое ис­пытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и в произведениях искусства. Это высшие человеческие чувства.

Эстетический вкус — субъективная способность оценивать эстетические качества действительности.

Эстетический идеал — это чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве и в практике.

Эстетическое воспитание по сути и есть формирование эсте­тических отношений, восприятия, чувства, вкуса и идеала. Содержание эстетического воспитания будущих рабочих заложено в учеб­ные планы ПТУ в такие дисциплины, как литература и эстетическое воспита­ние. В курс истории включены разделы о культуре. Учебный материал раз­личных дисциплин предоставляет определенные возможности для эстетичес­кого просвещения учащихся.

Внеучебная деятельность учащихся может предоставить более широкие возможности для их эстетического воспитания. Так, в училищах активно раз­вивается работа по дизайну, в том числе промышленному, технической эсте­тике, изучаются функционально-эстетические закономерности развития про­изводственной среды и производственной деятельности.

В ПТУ возможна организация художественного воспитания как составной части эстетического. Художественное воспитание — это воспитание средствами искусства способностей создавать худо­жественные ценности, в том числе и в сфере своей профессии. Вос­питанию способствует художественное творчество.

Трудовое и профессиональное воспитание является той частью опыта по­колений, без которой немыслима сама система профессионального образова­ния. По сути, здесь осуществляется профессионально-трудовое воспитание.

Сущность этого направления состоит в воспитании человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и об­щества. Для упрощения запоминания профессионально-трудового воспитания, как обязательной части общественного опыта обозначим его символи­чески (рис: 7).

Трудовое воспитание на Руси опиралось на трудовой характер жизни в семье, на про­изводстве, на образ жизни идеального трудо­любивого человека. Народ России был всег­да убежден, что только труд является осно­вой любого благополучия и благочестия. В мировоззрении русского человека, труд был высшим мерилом богоугодности. Во време­на Владимира Мономаха труд физический и умственный не противопоставлялись. Первый рассматривался как необходимая предпосыл­ка для успеха второго, а второй как облагора­живающий первый, делающий человека силь­ным и уверенным.

Рис. 7. Профессионально-трудовое воспитание учащихся

 

Трудолюбие, желание старательно и добросовестно работать всегда были главным народным идеалом, определяющим жизнеспособность народа. К труду у народа было отношение как к нравственному деянию. (О. Платонов. Русская цивилизация. Учебное пособие. М: Роман-газета, 1995 С. 65-69). В содержание профессионально-трудового воспитания современных уча­щихся входит:

формирование общетрудовых знаний, навыков и умений, положительно­го, сознательного и творческого отношения к труду;

профессиональное просвещение и ориентация в сфере труда и производ­ственной деятельности, экономики и права;

развитие механизма самовоспитания, самообразования и самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;

профессиональное образование, на основе профессионально-производи­тельного труда учащихся.

Опорными понятиями содержания профессионально-трудового воспитания являются: общественно полезный труд, производитель­ный труд, потребность в труде, трудовое обучение, экономическое воспитание, правовое воспитание, профессиональная ориентация, профессиональное воспитание.

Труд — деятельность человека, направленная на видоизмене­ние и приспособление к своим потребностям предметов природы и продуктов мышления.

Общественно полезный труд — это трудовая и обществен­ная деятельность, удовлетворяющая общественные потребности и интересы.

Производительный труд — труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие потре­бительную стоимость.

Потребность в труде выражает талое состояние человека, при котором он ощущает и осознает зависимость своего существова­ния, развития и благополучия от успешности своей трудовой дея­тельности.

Трудовое воспитание - воспитание базисных черт характера, обеспечивающих успех в труде, таких как трудолюбие, старатель­ность, добросовестность, потребность в труде.

Трудовое обучение — это ознакомление учащихся с основами техники, технологии, материалами, организацией и экономикой труда и производства.

Профессиональная ориентация — подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней.

Профессиональное воспитание — передача опыта осущест­вления профессиональной деятельности.

Экономическое воспитание — передача учащимся опыта пла­нирования, финансирования, учета и распределения продуктов тру­да.

Правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовой де­ятельности и производственных отношений.

Такое обилие составляющих содержания профессионально-трудового воспитания делает его сложным, неоднозначным и много­факторным. Понятно, что оно очень зависит от внешних факторов: состояния производства, экономики, права, общего уровня культу­ры, положения рабочих конкретного производства и многого дру­гого.

Содержание профессионально-трудового воспитания будущих рабочих заложено в дисциплинах профессионального цикла обучения. Значительный объем дается в производственном обучении и производственной практике, во внеучебной деятельности — в самообслуживании, общественно полезном труде, в кооперативной и другой хозрасчетной деятельности и т. д.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта учащихся. Суть его в развитии сознания и самосознания, мышления, в формировании позна­вательной деятельности (рис. 8.).

Содержание умственного воспита­ния составляют:

развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функ­ций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мыш­ления, воображения;

умственное просвещение учащих­ся в области наук, деятельности, обще­ния;

формирование механизмов самооб­разования, самообучения, самооргани­зации умственной деятельности;

развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познава­тельных возможностей учащихся.

Рис. 8. Умственное воспитание учащихся

 

Содержание умственного воспитания строится на понима­нии таких категорий, как познание и познавательная деятельность, интеллект и интеллектуальная умственная деятельность, умственное развитие учащихся, знание, интеллектуальные уме­ния, интеллектуальные способности, интеллектуальные возмож­ности.

Познание есть отражение и воспроизведение действительнос­ти посредством мышления. Через познание постигается сущность предметов и явлений.

Познавательная деятельность — сознательная организация и самоорганизация познания действительности.

Интеллект — степень развития психических процессов че­ловека: ощущения, восприятия, мышления и т. д., обеспечивающих успешность познавательной деятельности. Интеллект — это спо­собность к обучению.

Интеллектуальная деятельность естьсознательная самоор­ганизация познания мира человеком. Это активное стремление к познавательной (мыслительной) деятельности. Нередко ее называ­ют деятельностью познавательной и умственной.

Умственное развитие есть развитие ума, т. е. мышле­ния, достигаемое в ходе интеллектуальной деятельности. Оно определяется объемом, качеством и структурой психических процессов, богатством применяемых мыслительных операций.

Знания — результат интеллектуальной (умственной, по­знавательной) деятельности, выраженной в усвоении понятий, категорий, принципов, фактов, событий, отражающих дейст­вительность в сознании человека.

Интеллектуальные умения — мыслительные действия, с помощью которых осуществляется познание, т. е. получе­ние и применение знаний. Эти умения называются также по­знавательными: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т. д.), мыслительные действия (дедукция, индук­ция), методы познания, приемы запоминания, воспроизведе­ния и применения знаний.

Интеллектуальные, или умственные, способности — способности, обеспечивающие успешность выполнения интел­лектуальной деятельности. Степеньих развития влияет на ум­ственные (интеллектуальные) возможности учащихся. Умственное воспитание будущих рабочих осуществляется прежде всего через образование и обучение как его составные части. В основу его содержания положены все направления общественного опыта. От­сюда следует, что умственное воспитание базируется на всех без ис­ключения составляющих этого опыта. Более подробно об этом мы еще расскажем.

Сложность умственного воспитания будущих рабочих состоит в том, что оно нередко противопоставляется трудовому и профессионально­му, отчего проигрывает и то и другое. Причина такого противопостав­ления лежит не только в низкой общей культуре педагогов и учащихся, но и в невысоком уровне развития производства, где много еще ручно­го труда, механической работы, требующих не столько умственных уси­лий и знаний наук, сколько простейших физических действий.

Ориентация на низкий уровень развития профессии подрывает ав­торитет умственного воспитания. В ближайшей перспективе с появле­нием рынка труда и рабочей силы должно произойти повышение инте­реса к интеллектуальному умственному развитию рабочего.

Духовно-нравственное воспитание — это обобщенное название несколь­ких направлений содержания воспитания учащихся. В основе обобщения ле­жит цель каждого из них (рис. 9).

 

Рис. 9. Духовно-нравственное воспитание учащихся

 

Содержание духовно-нравственного воспитания включает:

духовное;

моральное;

этическое;

патриотическое;

национальное и интернациональное;

политическое воспитание (просвещение).

В свою очередь, каждое из этих направ­лений включает:

формирование духовных начал челове­ка, его стремления к познанию себя и свое­го места на земле, в космосе;

нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики;

развитие механизмов нравственного самовоспитания, самообразования, самообучения, саморегуляции поведения;

воспитание морального и другого творчества, чувства свободы человека и ответственности за нее.

В основе содержания духовно-нравственного воспитания ле­жат понятия о морали, этике, идеологии, политике, мировоззрении, убеждениях.

Духовность - это такое состояние человека, которое характе­ризуется полной гармонией его тела, души и духа. Духовность как качество личности проявляется в способности человека осмысли­вать свою историю в единстве с историей своего народа, понимать свое жизненное назначение, нести ответственность за судьбы близ­ких людей, выполнять свой нравственный и гражданский долг.

Мораль (нравственность) — это форма общественного созна­ния, отражающая этические основы общественного бытия. Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, пове­дения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, производству, обществу.

Этика — совокупность норм поведения людей определенной группы, профессии. В этом смысле можно говорить о рабочей эти­ке и даже этике учащихся профтехучилищ.

Идеология — это отражение объективного бытия с позиций потребностей и интересов определенного класса или общественных групп.

Политика комплексно (целостно) отражает тип общественных отношений (национальных, территориальных, классовых, экономи­ческих, производственных, воспитательных, правовых и др.) их связь с государством, правительством, правящей партией. Кратко рассмотрим содержание каждого из входящих сюда направле­ний.

Духовное воспитание — это воспитание ценностного отношения к жиз­ни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, пра­ведности, благочестия и других качеств, способный придать высший смысл делам и мыслям человека, поднять его над земными трудностями и соблазнами.

Моральное воспитание есть опыт формирования сознания, нравствен­ных чувств и навыков нравственного поведения. Нравственное сознание обеспечивает знание нравственных принципов и норм поведения. Нравст­венные чувства — это переживание своих отношений к нравственным и безнравственным действиям окружающих и себя лично. Нравственное по­ведение — это следование нравственным нормам и принципам на практи­ке.

Этическое воспитание — воспитание правил хорошего тона, формиро­вание культуры поведения и отношений.

Патриотическое воспитание — воспитание чувства любви, историчес­кого родства и ответственности за свою Родину, формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа, желания и умения помогать нуж­дающимся. Патриотизм всегда гуманен.

Национальное и интернациональное воспитание — воспитание чувства соб­ственного национального достоинства, уважения к другим нациям и народам

Политическое воспитание (просвещение) есть формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, на­циями, партиями, воспитание умения разбираться в них с позиции духовно-нравственных и этических.

Все направления воспринимаемого опыта тесно связаны между собой. В практике их невозможно разделить. Все вместе они способствуют формиро­ванию сознания как знания и понимания мира, это знание затем ложится в основу формирования мировоззрения как системы устойчивого взгляда на мир

Отдельные взгляды и отношения человека бывают настолько прочны, что превращаются в убеждения. Убеждения — это глубокая вера человека в идеи, взгляды, отношения.

Таково в общих чертах содержания человеческого опыта, который мы пере­даем подрастающим поколениям. Оно вмещает в себя гуманитарное и естест­веннонаучное содержание, духовное и физическое и направлено на все сторо­ны жизни человека, захватывает и побуждает к развитию всю его внутрен­нюю природу, все его возможности.

Перечисленное нами лишь основа. В целом содержание воспитания, его компоненты находятся в постоянном развитии. Так, сегодня активно разра­батываются новые направления: национального, интерсоциального, духов­ного в смысле религиозного воспитания, сексуального воспитания и др. Их элементы есть и в раскрытых традиционных направлениях, но не имеют чет­но определенного места. Это новые интегративные образования.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Возьмите учебное пособие по любой близкой вам технической дисцип­лине и проанализируйте одну из тем: выявите в ней понятия, законы, принци­пы, правила, символы и другие имеющиеся компоненты знания.

2. Используя понятия "труд", "общественно полезный труд", "производи­тельный труд", "потребность в труде", "трудовое обучение", "профессиональ­ная ориентация", "профессиональное воспитание", "экономическое воспита­ние", "правовое воспитание", составьте письменно рассказ о своем образова­нии в школе или ПТУ

3. Докажите, что умственная деятельность, познавательная деятельность — близкие (или разные) по смыслу понятия.

4. Выберите в тексте психологические понятия и составьте схему их упот­ребления.

5. Нарисуйте сами символы, обозначающие все направления, входящие в нравственное воспитание.

 

Представим себе, что мы добросовестно усвоили цели, принципы и содер­жание педагогического процесса, знаем их определения, можем увидеть на практике. Теперь все это надо привести в действие: содержание, отобранное из общественного опыта на основе целей и принципов, надо передавать и усваивать. Для этого в педпроцессе служат методы воспитания (таблица 12).

Таблица 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.