Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система форм организации обучения




 

В практике школ и ПТУ распространен другой классификатор оргформ — по принадлежности к направлениям содержания воспитания учащихся. В данном случае выделяют формы физического, эстетического, трудового, ум­ственного и нравственного воспитания. При этом к формам умственного вос­питания относят формы организации обучения. Но такое деление очень ус­ловно, хотя, к сожалению, и популярно. На самом деле, беседа, вечер, экскурсия — каждая из форм может быть посвящена любой теме, т. е. освоению любого содержания общественного опыта. Кроме того, в отдельно взятой форме могут сочетаться все эти направления. Разве урок, будучи формой ум­ственного воспитания, не влияет на эстетическое или нравственное становле­ние личности?

В силу особой значимости остановимся на формах организации обучения (таблица 18). Этих форм, к сожалению, до сих пор немного. Урок среди них — основная и ведущая. От него, его темы зависят все другие: дополнитель­ные занятия, консультации, практика, экскурсии, семинары, лекции, зачеты и т. д. Все эти формы находятся между собой в сложном взаимодействии.

В каждой из форм по-разному организуется деятельность учащихся. На основании этого выделяют формы индивидуальной, фронтальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Так принято делить в теории и на практике. Но нам думается, что гораздо грамотнее, профессиональнее делить формы не по количеству участников, а по характеру связей между ними в процессе деятельности. По этому основанию можно выделить индивидуали­зированные формы (когда цели, и пути их достижения разные): консульта­цию, урок производственного обучения, зачет, экзамен; формы взаимодей­ствия (когда одна цель достигается успехом каждого в отдельности): суббот­ник, спортивные и другие эстафеты, групповые соревнования, смотры, дис­путы и др.; кооперативные формы (когда цель достигается путем распреде­ления функций между учащимися): хозрасчетный кооперативный труд уча­щихся, игры, собрания, сборы и др.

Формы организации педагогического процесса находятся в сложных отношениях с другими его компонентами. В практике пе­дагоги часто сталкиваются с этим.

Прежде всего, следует остановиться на вопросе соотношения формы и содержания. В педагогике содержание воспитания и обу­чения имеет самостоятельный статус, формируется отдельно. Со­держание как часть опыта поколений отбирается, обрабатывается и фиксируется в форме учебных планов, программ и учебников. Но эти формы не имеют ничего общего с формами организации педа­гогического процесса. Оргформа использует содержание целиком, подвергая его дальнейшей обработке и делая доступным конкрет­ным учащимся.

Содержание и форма в каждом конкретном случае должны находиться в полном согласии и единстве. Так, познакомить уча­щихся ПТУ полнее и нагляднее с современным производством лучше через экскурсию. Именно она поможет учащимся более пред­метно-разносторонне и в сравнительно короткие сроки составить о нем общее представление. В свою очередь, чем больше узнают ребята о современном производстве во время посещения, тем богаче их впечатление от экскурсии как формы деятельности.

В педагогической теории и практике содержание воспитания предваряет форму, детерминирует, предопределяет ее. Так, хозрас­четные отношения уже пришли в ПТУ, а адекватных форм их реа­лизации еще нет. Формы исчезают со снижением интереса к их со­держанию. Проведение вечеров отдыха, танцев не удовлетворяли никого из-за примитивности и бедности содержания. Они практи­чески перестали проводиться. На их место пришли дискотеки.

Постепенно по мере развития или свертывания содержания, его морального старения отмирают, укрепляются или модернизи­руются формы. В то же время и форма как носитель содержания может его либо поддерживать и развивать, либо свертывать, видо­изменять и даже сбрасывать. Такие явления приходится часто ви­деть. Были факты, когда на своих "огоньках" ребята устраивали встречи с очевидцами трагических событий в стране и за рубежом. Здесь форма явно не соответствовала содержанию, приходила с ним в противоречие. Форма сдерживала развитие содержания, услож­няла его передачу учащимся, разрушала восприятие событий.

Форма и содержание могут приходить в противоречие друг с другом и в итоге его разрешения либо взаимно обогащаться, либо сбрасывать друг друга. По этой причине отмирали многие формы организации педагогического процесса или гибло содержание, не поддержанное своевременно найденными формами. Примером пер­вого могут быть политсуды, литературные суды, которые, несмотря на активное стремление педагогов, так и не возродились ни в 70-е годы, ни сейчас. Примером второго служит неудовлетворительно организованный производительный труд учащихся, до сих пор не нашедший разнообразных и эффективных форм своей реализации, своей технологии.

Таким образом, единство содержания и формы многозначно.

Коротко остановимся на соотношении категорий формы и ме­тода в педагогике. Метод первичен по отношению к форме, он входит в нее как элемент структуры. Но этим их отношения не исчерпываются. Более глубоко понять их помогает явление поли­функциональности понятий в педагогике. Суть его заключается в том, что многие педагогические категории способны в разных ус­ловиях выполнять в педагогическом процессе различные катего­риальные функции. Например, выше мы говорили о том, как фор­ма становится содержанием педагогического процесса. То же на­блюдается и в отношении формы и метода, только еще более ярко. Так, некоторые методы способны при определенных конкретных условиях становиться самостоятельными формами деятельности. Беседа, игра, соревнование, самоуправление могут быть то мето­дами, то формами. Все зависит от того, какую задачу выполняют соответствующие им явления. Организационно-деятельностные игры — это формы организации педагогического процесса. Игра же, которая используется на уроке, на вечере отдыха, — это педа­гогический метод. Игра, как форма, естественно, включает в себя игру, как метод.

При анализе практики нами обнаружен и обратный процесс: переход формы в метод. Так, форма чтения литературного источ­ника исторически переросла в метод выразительного чтения текс­та: форма конфликта переведена А. С. Макаренко в метод "взры­ва"; премии, награждения и их различные формы в конечном итоге были обобщены в метод стимулирования; беседы стали разновид­ностями метода убеждения. Интересно, что почти все формы, став­шие методами, сохранили в педагогике за собой и свой прежний статус.

Вопрос о соотношении формы воспитательной работы с дру­гими педагогическими категориями — компонентами педагогичес­кого процесса — не только теоретический, но и в значительной сте­пени практический. Педагогу бывает трудно отличить, например, беседу-метод от беседы-формы, как трудно бывает в педагогичес­ких явлениях определить причинно-следственные связи и отноше­ния.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте единую схему-классификатор педагогических оргформ.

2. Составьте картотеку форм организации педагогического процесса со старшеклассниками в школе и ПТУ, используя собственный опыт, литератур­ные источники, словари и беседы с преподавателями и друзьями.

3. Посетите урок или просмотрите видеофильм с его записью и проведите педагогический анализ урока с выделением всех компонентов педпроцесса.

4. Проведите анкетный опрос (интервью) учащихся ПТУ с целью выяснить, ка­кие формы деятельности (оргформы) им более всего нравятся и почему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.