КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека
В педагогике термин "система" используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, мы говорили о том, что педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога — это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогических образований. Например, мы работаем в системе образования, в системе профтсхобразования. Оба случая употребления термина "система" имеют общие признаки. Раскроем их. Скажем, необходимо провести профориентациокную работу среду учащихся школ с целью оказания им помощи в выборе профессии. Педагог мысленно собирает факторы, влияющие на выбор (семья, класс, средства массовой информации, улица с подростковыми неформальными образованиями, психологические возможности самого подростка, особенности производства и учебных заведений региона и т. д.). Каждый из этих факторов, которые впредь мы будем называть компонентами, следует использовать для оказания реальной помощи учащемуся, соизмеряя его желания с возможностями их удовлетворения. Для построения системы профориентации все факторы важны. В этом состоит первый признак педагогической системы: для ее создания необходима полнота компонентов, причастных к достижению цели. Второй признак подсистемы — наличие связей и зависимостей между компонентами. Проектируя системы, педагог подходит к этому процессу примерно так, как инженер к созданию машины, где каждая деталь служит для обеспечения условий действия другой. Посредством установления таких зависимостей в системе профориентации, например, можно ликвидировать противоречия, углубить изучение возможностей самого учащегося, ослабить или усилить влияние на выбор учащимся профессии тех или иных факторов и т. д. Именно связи и отношения делают из набора компонентов систему. Третьим признаком системы является наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов. Таким ведущим звеном в системе профориентации должен стать сам учащийся, его способности, склонности и другие возможности. К сожалению, чаще мы создаем профориентационные системы на основе другой ведущей идеи — обеспечить плановый набор учащихся в ПТУ На это направляем все факторы, связи. До какой-то степени система работает. Но на определенной ступени неэффективность созданной системы проявляет себя: учащиеся без интереса осваивают профессию, стремятся ее сменить, не закрепляются на рабочих местах и т. д. Наконец, четвертым признаком системы становится появление у ее компонентов общих качеств. В системе профориентации такими могут стать устойчивая результативность, отношение к ней педагогов, подростков, их родителей, производственников и др. Педагогические системы как объекты проектирования — это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в системы входят люди — педагоги и учащиеся; материально-технические предметы — ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности — все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет собой системное образование. Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания, профсоюзной работы и др. Этих систем много. К системам средней величины относятся системы деятельности училища в целом, его работы с семьями учащихся, предприятием, предпринимателем и т. п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой. К большим педсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят, помимо школ и училищ, учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом. Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республики в целом. К особым системам относятся наш воспитанник и мы сами. В нас проектируется то, что воспитывается в училище, дома, а затем используется как цель для проектирования других систем, "внеличностных" по характеру. Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов. Так, суперсистема профессионально-технического образования включает в себя: цели развития, принципы построения и деятельности, содержание образования будущих рабочих, педагогический процесс, участников — учащихся, педагогов, родителей, производственников, их права и обязанности, подсистему управления, материально-техническое, учебно-методическое, научное, финансово-юридическое обеспечение. Для создания малой системы профориентации необходимы такие компоненты, как цели профориентации в условиях данной школы или ПТУ, принципы создания системы, информационное обеспечение, научная диагностика, кадры, осуществляющие работу, материально-техническое обеспечение и сами учащиеся. Знание компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов. Приход ЭВМ в образование резко улучшит системообразование. Педсистемы — это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки: они всегда имеют цель — развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды; ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник); любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их. С какими конкретно педагогическими системами имеет дело инженер-педагог? Фактически с любыми. Действительно, системы образования республики, региона, области, города, района, определяют, направляют деятельность более узких систем— ПТУ, школы. Те, в свою очередь, влияют на системы профессиональной подготовки учащихся, их эстетического воспитания, деятельности учебной группы и отдельного учащегося и педагога. По сути, все педагогические системы между собой связаны и взаимозависимы. Вот почему, работая в ПТУ, надо знать степень своей свободы и зависимости от тех систем, в которые оно входит. В рамках систем создаются педпроцессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов. Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Здесь к месту вспомнить его определение в той части, которая касается проектирования. Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. О структуре педпроцесса во второй главе книги мы говорили подробно. Повторим лишь, что такие процессы в тех или иных формах организации создаются в любой подсистеме. В суперсистеме образования страны или области проводятся съезды, слеты, конференции, олимпиады, смотры, заседания, "круглые столы", педчтения, выпускаются газеты или педагогические страницы в них и т. д. В средних и малых системах проектируется еще больше педпроцессов. Мы уже рассматривали урок, беседу, экскурсию, экзамен.и т. д. Педпроцессы в больших системах нередко строятся для организации взаимодействия самих педагогов, педагогов и представителей науки, культуры или управления. В малых же системах педпроцессы всегда обеспечивают взаимодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой. Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной педсистемы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |