Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека




В педагогике термин "система" используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогичес­ких явлений. Так, мы говорили о том, что педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога — это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогичес­ких образований. Например, мы работаем в системе образования, в системе профтсхобразования. Оба случая употребления термина "система" имеют общие признаки. Раскроем их.

Скажем, необходимо провести профориентациокную работу среду учащихся школ с целью оказания им помощи в выборе про­фессии. Педагог мысленно собирает факторы, влияющие на выбор (семья, класс, средства массовой информации, улица с подростко­выми неформальными образованиями, психологические возмож­ности самого подростка, особенности производства и учебных за­ведений региона и т. д.). Каждый из этих факторов, которые впредь мы будем называть компонентами, следует использовать для оказа­ния реальной помощи учащемуся, соизмеряя его желания с возмож­ностями их удовлетворения. Для построения системы профориентации все факторы важны. В этом состоит первый признак педаго­гической системы: для ее создания необходима полнота компонен­тов, причастных к достижению цели.

Второй признак подсистемы — наличие связей и зависимос­тей между компонентами. Проектируя системы, педагог подходит к этому процессу примерно так, как инженер к созданию машины, где каждая деталь служит для обеспечения условий действия дру­гой. Посредством установления таких зависимостей в системе профориентации, например, можно ликвидировать противоречия, углу­бить изучение возможностей самого учащегося, ослабить или уси­лить влияние на выбор учащимся профессии тех или иных факто­ров и т. д. Именно связи и отношения делают из набора компонен­тов систему.

Третьим признаком системы является наличие ведущего зве­на, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов. Та­ким ведущим звеном в системе профориентации должен стать сам учащийся, его способности, склонности и другие возможности. К сожалению, чаще мы создаем профориентационные системы на основе другой ведущей идеи — обеспечить плановый набор уча­щихся в ПТУ На это направляем все факторы, связи. До какой-то степени система работает. Но на определенной ступени неэффек­тивность созданной системы проявляет себя: учащиеся без интере­са осваивают профессию, стремятся ее сменить, не закрепляются на рабочих местах и т. д.

Наконец, четвертым признаком системы становится появле­ние у ее компонентов общих качеств. В системе профориентации такими могут стать устойчивая результативность, отношение к ней педагогов, подростков, их родителей, производственников и др.

Педагогические системы как объекты проектирования — это сложные об­разования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в сис­темы входят люди — педагоги и учащиеся; материально-технические пред­меты — ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности — все различно. Каждый из компонен­тов, в свою очередь, представляет собой системное образование.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супер­большими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания уча­щихся. Например в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового вос­питания, профсоюзной работы и др. Этих систем много.

К системам средней величины относятся системы деятельности училища в целом, его работы с семьями учащихся, предприятием, предпринимателем и т. п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.

К большим педсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят, помимо школ и училищ, учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.

Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по разме­ру и целям регионов, республики в целом.

К особым системам относятся наш воспитанник и мы сами. В нас проек­тируется то, что воспитывается в училище, дома, а затем используется как цель для проектирования других систем, "внеличностных" по характеру.

Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой на­бор компонентов. Так, суперсистема профессионально-технического образо­вания включает в себя: цели развития, принципы построения и деятельности, содержание образования будущих рабочих, педагогический процесс, участ­ников — учащихся, педагогов, родителей, производственников, их права и обязанности, подсистему управления, материально-техническое, учебно-ме­тодическое, научное, финансово-юридическое обеспечение. Для создания ма­лой системы профориентации необходимы такие компоненты, как цели проф­ориентации в условиях данной школы или ПТУ, принципы создания систе­мы, информационное обеспечение, научная диагностика, кадры, осуществляю­щие работу, материально-техническое обеспечение и сами учащиеся.

Знание компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов. Приход ЭВМ в образование резко улучшит системообразование.

Педсистемы — это особые образования. Каждой из них присущи свои спе­цифические признаки:

они всегда имеют цель — развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);

любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

С какими конкретно педагогическими системами имеет дело инженер-пе­дагог? Фактически с любыми. Действительно, системы образования респуб­лики, региона, области, города, района, определяют, направляют деятельность более узких систем— ПТУ, школы. Те, в свою очередь, влияют на системы профессиональной подготовки учащихся, их эстетического воспитания, дея­тельности учебной группы и отдельного учащегося и педагога. По сути, все педагогические системы между собой связаны и взаимозависимы. Вот поче­му, работая в ПТУ, надо знать степень своей свободы и зависимости от тех систем, в которые оно входит.

В рамках систем создаются педпроцессы. Собственно, педсистемы и фор­мируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирова­ния. Здесь к месту вспомнить его определение в той части, которая касается проектирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компо­нентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педаго­гов в их непосредственном взаимодействии.

О структуре педпроцесса во второй главе книги мы говорили подробно. Повторим лишь, что такие процессы в тех или иных формах организации создаются в любой подсистеме. В суперсистеме образования страны или об­ласти проводятся съезды, слеты, конференции, олимпиады, смотры, заседа­ния, "круглые столы", педчтения, выпускаются газеты или педагогические страницы в них и т. д. В средних и малых системах проектируется еще боль­ше педпроцессов. Мы уже рассматривали урок, беседу, экскурсию, экзамен.и т. д. Педпроцессы в больших системах нередко строятся для организации вза­имодействия самих педагогов, педагогов и представителей науки, культуры или управления. В малых же системах педпроцессы всегда обеспечивают вза­имодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной пед­системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.