Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или си­туаций и основных путей их достижения




Этапы педагогического проектирования

Этапы и формы педагогического проектирования

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций — сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет много' общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от об­щей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три эта­па (ступени) проектирования:

Таблица 21

Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это даль­нейшая детализация созданного проекта, приближающая его для исполь­зования в конкретных условиях реальными участниками воспитатель­ных отношений.

Вы, вероятно, заметили, что термин "педагогическое проек­тирование" используется дважды в различных значениях. Один раз в названии третьей части книги — здесь педагогическое проекти­рование обозначает одну из важнейших функций педагога и соот­ветственно деятельность по ее выполнению. Другой раз — для обо­значения второго этапа (ступени) проектировочной деятельности. В данном случае термин употреблен в более узком значении. Избе­жать повторного употребления термина не удалось, и вот почему. Первоначально термин "проектирование" появился в технических науках, в них разрабатывались теория и методика проектировоч­ной деятельности. Мы многое заимствовали оттуда, конечно, с уче­том специфики педагогической деятельности. Желая сохранить сло­жившуюся структуру знания и терминологию, мы использовали в педагогике понятие "проектирование" в его втором значении. Па­раллельно с проектированием в технике проектирование разраба­тывалось и в педагогике и получило соответствующее название. Таким образом, возникло двойное употребление термина "проек­тирование".

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В ка­честве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с ко­торыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, мастер производственного обучения поставил цель сформировать у будущих токарей техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока производственного обучения. Мас­тер определяет некоторые теоретические основы формирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных дей­ствий, основные признаки технического мышления, методы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленной цели, и мысленно со­здает свой целевой идеал, т. е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой модели влияет и личный опыт мастера, его понимание уча­щихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

С создания целевой идеи начинает формироваться индивиду­альная педагогическая система педагога. В. А. Сухомлинский, вы­дающийся педагог, будучи директором школы, убедился на своем опыте в том, что "самый лучший план, который можно было бы порекомендовать, останется мертвым листом бумаги, если коллек­тив не воодушевлен каким-то поиском, какой-то идеей.... Уверяю вас, — писал он,— если поставите этот вопрос на обсуждение пе­дагогического совета, обсуждение будет очень интересным, родят­ся творческие замыслы. Инертность, которая в той или иной степе­ни живет еще во многих коллективах, уступит место интересу к свое­му делу" (Сухомлинский ВА. Указ. соч. С. 424.). А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский были неистощи­мы на создание все новых и новых педагогических моделей.

Создание таких моделей — начало творчества любого педагога; Соверше­ние мысленных процедур возможно благодаря моделирующей способности Психики. Мозг — огромное моделирующее устройство, способное создавать самые разнообразные модели педагогических систем, процессов, ситуаций. В нашу память "заносятся" данные и способы оперирования ими. Всякая ин­формация преобразует уже имеющуюся. Мозг постоянно строит и перестра­ивает модели. Зная это, педагог просто обязан в силу своей профессии разви­вать у себя способности к педагогическому моделированию, но при этом он должен помнить о возможности закрепления созданных моделей в сознании. Заготовленная однажды модель деятельности (действия) может многократно использоваться им и из динамичной, гибкой, постоянно перестраивающейся и развивающейся превращаться в статичную, неподвижную. Такие модели ведут к появлению стереотипов в работе педагога.

К сожалению, целевые идеи-модели нередко возникают под влиянием ад­министративных требований извне, под влиянием и в рамках инструктивных предписаний. Как доказал опыт, это ведет к формализму в работе с учащими­ся, к нивелированию их особенностей, к принижению роли педагога в дея­тельности профтехучилища.

Следующая ступень проектирования — создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительнос­ти. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. Теоретически любой педагогический проект есть разновидность модели, хотя не всякая модель может доводиться до уровня проекта.

Третий этап проектирования — это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической де­ятельности — это уже методическая задача.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.