КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические основы педагогического проектирования. Новое мышление
Организаторское творчество — это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т. д. Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов н учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся. Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обучения по изобретению, различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися. Моральное творчество — это деятельность в сфере морально-этических отношений учащихся и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Моральное творчество необходимо прежде всего при проектировании педситуаций. Как помирить поссорившихся друзей? Как побудить учащегося к нравственному выбору? Как избавить учащегося от негативного влияния родителей? Как углубить, обогатить, разнообразить свои отношения с учащимися на уроке и вне его? Как помочь учащемуся поверить в свои возможности? Как раскрыть и помочь проявить воспитаннику свои лучшие качества? Как сплотить группу? Как вызвать интерес к уроку? Как побудить к самостоятельному познанию? Таких вопросов много. И если у преподавателя, мастера нет творческого подхода к своей деятельности, им всю жизнь придется пользоваться командно-административными запретительными средствами, способами, приемами. Моральное творчество — это искусство создания высоконравственных, доброжелательных отношений педагога с учащимися. Дидактическое творчество — самое распространенное и доступное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретений новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях — это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично. Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т.д. Организаторское творчество обеспечивает НОТ — научную организацию труда, рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем. Как видим, педагогу есть где проявить творчество. Все, что сам разрабатывает педагог, по степени сложности и значимости можно разделить на три группы, используя для этого техническую терминологию. Самая простая творческая разработка —рационализаторское предложение. Рацпредложение — это новое решение, посредством которого идет усовершенствование уже имеющихся и ранее применяемых отдельных компонентов педсистем, педпроцессов, педситуаций. Новизна в этом случае носит как бы местный, локальный характер. Творчество педагога на этом уровне называется новацией. Творческая разработка более высркого уровня в технике называется изобретением. Изобретение в педагогике — это предложение, существенно отличное от уже имеющегося, позволяющее значительно улучшить развитие учащихся и педагогов. Ктакимизобретениям можно отнести некоторые педагогические теории (теория развивающегося обучения В. В. Давыдова, теория стадийности производственного обучения С. Я. Батышева и др.), новыевидыдидактической техники и передовой педагогический опыт, достигшие уровня инноваций. Наконец, творчество в педагогике возможно на уровне открытия. Оно связано с установлением ранее неизвестных объективных закономерностей функционирования педсистем, протекания педпроцессов и разрешения педситуаций. Как правило, открытия совершают те исследователи, которые близки к практике. К ним можно отнести А. С. Макаренко, открывшего закономерности формирования детского коллектива. Предложенное вашему вниманию разделение творчества в проектной деятельности педагога аналогично техническому. К сожалению, своей градации в педагогике нет, как нет у нас и своего патентоведения. Творческое проектирование в педагогике осложняется тем, что не всегда сам педагог готов к нему из-за своей психологической инерции. Предрасположенность к конкретным методу, форме, средствам приводит его к игнорированию других. Формы проявления психологической инерции самые разнообразные: изначальное категоричное неприятие новых идей и решений, упорное отстаивание общепринятой точки зрения, использование старых методов при новом содержании и средствах, сохранение старых форм при новых методах, традиционные способы решения принципиально новых задач и т. д. Но эта инерция преодолима, если развивать у педагога гибкое мышление. Трудность, однако, заключается в очень схожем понимании педагогами психологической инерции и педагогических традиций. Так сложилось, что под традициями стали понимать "обычаи, порядки, правила поведения, прочно устоявшиеся... оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учащихся к другому" (Педагоги чески и словарь. М., 1960. С. 490). Нередко обыкновенный застой, стереотип ребятам преподносится как благо, внушается мысль об их полезности. Это одностороннее понимание традиций вредно для воспитания и развития человека. Вот почему в настоящее время зреет новая трактовка традиций. Ее предлагают представители искусства. Кратко их мысль сводится к следующему: "Традиции возникают не потому, что так задумано предками, а потому, что так выбирают потомки" (Эпштейн М. Парадоксы новизны М. 1988 С 110.). Такое понимание традиций дополняет прежнее и способствует творчеству. Человеческий фактор в процессе проектирования играет огромную роль. Нужны специальные правила проектирования процесса обучения с учетом психофизиологических способностей учащихся, подростков и юношей, а также преподавателя или мастера. Только при этом проектирование становится в высшей степени педагогическим. При проектировании педагогических систем, процессов и ситуаций следует прежде всего учитывать мотивационную сферу участников Мотивами регулируются поведение, отношения. При проектировании больших и малых систем следует выявлять и учитывать прежде всего длительные и устойчивые мотивы, которые можно было бы поддерживать и развивать в течение всего периода обучения или хотя бы достаточно долгое время — год-два. При проектировании педагогических процессов на уроке и в других мероприятиях необходимо выявлять и учитывать мотивы, менее длительные, но в то же время способные оказать влияние на поведение в течение нескольких часов. Идеальный вариант, когда длительные мотивы регулируют поведение каждый час, день жизни подростка и юноши. Но, имея дальнюю мотивацию в виде цели или желания, ребята часто увлекаются текущими делами. Таковы противоречивые особенности возраста. Человек, умеющий подчинять каждый шаг своей жизни конечной цели, целеустремлен и настойчив. Таких среди учащихся ПТУ немного. Так что педагогу часто приходится искать промежуточные, текущие мотивы и опираться на них. Есть еще более мелкие мотивы, ситуационные. Их нельзя предсказать, обнаружить. При проектировании педагогических ситуаций это самый сложный момент. На практике так и получается: как бы ни был продуман проект или конструкт ситуации, ее реализация может пойти совсем по-другому. Изменить свое поведение могут не только ребята, но и педагоги. Таким образом, мотивы как регуляторы поведения делают любой проект, конструкт более устойчивым, реальным. На длительных и устойчивых мотивах строится стратегический уровень проектирования, как более дальний, охватывающий весь период обучения учащихся в ПТУ или длительный период функционирования системы профтехобразования. На менее длительных — технический уровень проектирования охватывает педагогические процессы. Наконец, ситуационные мотивы учитываются на оперативном уровне — при проектировании ситуаций. Кроме мотивации есть другие виды человеческих факторов, знание которых необходимо при педагогическом проектировании: антропометрические характеристики учащихся (вес, рост, мускулатура), физиологические данные (состояние здоровья, половозрастные особенности), психологические (уровень развития познавательных процессов), социально-психологические (убеждения, отношения, оценки, вкусы, привычки), педагогические (обучаемость и обученность, воспитуемость и воспитанность). Пожалуй, это самая сложная часть педагогического проектирования — знать все особенности личности своих воспитанников и учитывать их при создании моделей, проектов и конструктов. Подчас это непосильная задача, все равно что если бы современный авиалайнер вел один пилот, а операцию делал один хирург без многочисленных специалистов-помощников. Между тем мастеру "под учащегося" надо оборудовать мастерскую и каждое рабочее место в ней — звуковые сигналы, визуальные индикаторы. Он обязан соблюсти определенные правила: оптимально расположить оборудование, выкрасить его в соответствующий возрасту и деятельности цвет, ввести использование тренажеров, музыки и т. д. Мастер фактически отлаживает систему "человек—техника", стимулирующую, познавательную и трудовую деятельность. Какова бы ни была техника, учащемуся приходится как бы соизмерять с ней свои ощущения, физические данные и даже настроение. Причина нерационального использования времени, травм в ПТУ — прежде всего неудовлетворительные проекты мастерских, рабочих мест, пренебрежение человеческим фактором. В человеческий фактор входят также индивидуальные особенности как учащихся, так и педагогов. Ныне от них требуются такие качества, как высокая исполнительность, аккуратность, точность и саморегулирование. В то же время педагогическое и техническое проектирование требует высокого творчества, а значит, и таких качеств, как заинтересованность, сильно развитое воображение и фантазия, воля и эмоциональное отношение к жизни, высокое личное мастерство. Обладать такими полярными качествами одному человеку непросто. Специфика деятельности инженера-педагога состоит в том, что он находится сразу в двух разных системах отношений; "человек—человек" и "человек—техника". Это усложняет проектировочную деятельность, ибо фактически требует проектирования более сложной системы "человек—техника— человек". Особенностью ее проектирования является то, что, как бы хорошо человек не работал с техникой, он "объединяет" с ней свои усилия, ощущения, способности, сам пытается создать систему упорядоченных и удобных отношений с ней. В мастерской происходит то же самое, только созданию таких отношений учащегося к технике способствует мастер. Человеческий фактор при создании педагогического процесса играет существенную роль при формировании воспитательных отношений. Для учащихся ПТУ именно воспитательные отношения имеют самую высокую нравственную ценность. К сожалению, то, что мы раскрыли здесь как психологические основы педагогического проектирования, дает о них лишь общее представление.
Задания для самостоятельной работы 1. Найдите дополнительные доказательства, что деятельность педагога по проектированию есть одновременно и наука, и искусство. 2. Выделите психологические основы педагогического проектирования и дайте краткую характеристику каждой из них. 3. Из личного опыта учебной и педагогической деятельности приведите примеры на моральное, дидактическое, технологическое и организационное творчество педагогов и учащихся. 4. Проведите рефлексию (самоанализ) присутствия у вас интуиции. По каким признакам вы судите о ее наличии? Учителя, сформировавшегося в 70-х — начале 80-х годов, часто винят во властности, агрессивности, в стремлении действовать с позиции запрета, нажима и силы. С одной стороны, это запуганный человек, с другой — диктатор. Такие проявления педагога-практика — следствие деформации педагогического мышления. Сделаем краткий экскурс в психологию. "Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях" (Общая психология. М. 1981. С. 238). Мышление — это логическая ступень познания. Развитие мышления очень зависит от профессии, отчего ученые признают существование так называемого профессионального мышления. В зависимости от профессии формируются его разновидности. К видам профессионального мышления относятся педагогическое и техническое, совокупностью которых необходимо обладать инженеру-педагогу. Педагогическое мышление — это обобщенное и опосредованное отражение различных проявлений педагогической действительности. Проявляется оно в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия. Для решения их педагогу-практику необходимы знания, навыки и умения, а также опыт, интуиция и т. д. Умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической действительности, т. е. воспитательные отношения в ситуациях, процессах и системах, есть показатель педагогического мышления. Его объектом непременно является человек, в частности наш воспитанник, его связи и отношения с другими людьми, предметами, действиями, направленными на его развитие. Инженер-педагог, сориентированный на внимание к воспитаннику, действуя в системе "человек—техника—человек", неизбежно должен обладать и техническим мышлением. Техническое мышление проявляется при решении технических задач. Под такой задачей обычно понимается любая, связанная с применением совокупности знаний, навыков и умений в сфере производства. Как педагогическое, так и техническое мышление многовариантны, оба имеют "выход" на формирование технологических, в нашем смысле проектных, решений. Особенностью этих двух видов мышления является также то, что они базируются на накопленных знаниях, носят оперативный и поисковый характер, предполагают творческий компонент. Мышление инженера-педагога "строится" на стыке двух видов мышления. Мышление, уровень его развития, определяет поведение педагога, его отношения с воспитанником, с вверенной ему техникой. Ученые все чаще говорят о существовании "категориального поведения" (понятийного поведения). Современное состояние массового педагогического сознания таково, что именно оно сегодня становится тормозом в проникновении новой технологии обучения в систему образования. Современное мышление части педагогов мешает в проектировании новых гуманизированных педагогических систем, процессов и ситуаций. Старому, отжившему педагогическому процессу присуща механистичность, т. е. построение выводов, суждений, принятие решений на основе простых мыслительных действий типа много — мало, соединить — разделить и т. д. Это мышление, как правило, однофакторное, однозначное. Педагог с таким мышлением считает всегда правым только себя, он не допускает диалога, сотрудничества с учениками. Другим негативом такого мышления является ориентация сознания педагога на "верхние эшелоны власти", на решения руководства. Это значит, что у такого педагога излишне политизированы воспитательные отношения, преобладает показуха и нередко страх. Старое мышление — это стереотипное, неподвижное мышление, привыкшее к стандартам содержания и методов. Педагоги с таким мышлением создают неподвижные, неразвивающиеся педпроцессы, склонны к постоянным повторам, невнимательны к развивающейся личности учащегося. Как правило, это узкое мышление неэрудированного человека. Такой педагог строит свои отношения с воспитанниками в форме поиска подтверждения своим старым взглядам, идеям. У такого педагога жизнь расходится с теорией особенно сильно. Следует отметить еще одну черту отживающего педагогического мышления — его монообъектность, монопредметность. Учитель в этом случае думает о чем-то одном, забывает связи и отношения, упрощает системы, действует узко, без учета перспективы. Это мышление, как правило, ситуативно, оно не может быть прогностическим, стратегическим. Такое мышление должно быть изменено, в противном случае педагогический процесс окончательно погубит природу человека, его экологию. Ведь этот процесс — реальная среда его существования. Педагогический процесс, врываясь в мир молодого человека, отвлекает его силы на разрешение своих противоречий, обострений. ломает естественно складывающиеся воспитательные отношения Мертвый, окостенелый, недвижущийся педагогический процесс. где покой преобладает над движением, противоестествен молодому растущему организму. Плохие воспитательные отношения не могут быть в хорошем педагогическом процессе и наоборот. Какое же мышление нужно инженеру-педагогу, чтобы обеспечить грамотное построение педагогических систем, процессов, отношений? Важнейшим признаком нового мышления педагога является его высокая нравственность. Педагогу противопоказано мыслить лукаво, конъюнктурно, агрессивно, тщеславно, комформистски, эгоистично. Нравственное мышление — это мышление долга, добра и любви, веры в силы ученика, мышление понимания и поддержки. Это культурологическое мышление, учитывающее конкретные этнокультурные факторы. Нравственное мышление педагога — это своего рода мысленный педагогический "оберег" ребенка. Мышление педагога должно быть гибким и динамичным, способным к саморазвитию, открытым новому. Гибкое мышление помогает педагогу вовремя отказаться от скомпрометированных идей, действия, оценки, переключиться на новый вариант отношений с учащимися. Если педагог слишком долго упорствует в решении педагогических проблем, он просто крадет время у своего воспитанника, способного к более быстрому развитию. Современному педагогу необходимо иметь аналогическое мышление, способное подвергать сомнению свою деятельность, ограничивать себя, объективно оценивать себя и результаты своих действий, видеть просчеты, недостатки. Известно, что это — двигатель прогрессивного развития личности. Глобальность и широта как обязательные качества нового мышления требуют от педагога большой эрудиции, умения охватывать проектируемую систему, процесс, ситуацию не только целином; но в их связи с явлениями более высокого порядка. Это мышление как "взгляд сверху" в сочетании со "взглядом снизу" — от учащегося способствует более успешному разрешению возникающих противоречий. Оно позволяет педагогу осмысливать целостность педагогических систем, процессов и ситуаций в пространстве и времени. Конечно, педагогу-проектировщику нужно оригинальное мышление, способное не только поддерживать традиции, но находить нестандартные, неповторяющиеся решения. Образцом в выработке вариативных педагогических решений был А. С. Макаренко. Обилие приемов взаимодействия с ребятами, способов влияния, постоянный поиск новых создают впечатление, что он проектировал педагогические явления как художник, как поэт не стесненный канонами, директивами, требованиями. Сегодня именно такой педагог очень нужен ребятам, привыкшим к одним и тем же неизменным и мало эффективным воздействиям, а потому не реагирующим на них. Сформировать в себе новое мышление — значит перестроить его, уйти от негативных проявлений, сдерживать их. Этому сложному процессу перестройки мышления поможет рост духовно-нравственного и интеллектуального потенциала педагога, его интуиция, смелость и желание превратиться из чиновника, выполняющего инструкции и требования, в педагога-интеллигента, человечного, благородного, великодушного и испытывающего чувство долга перед своими воспитанниками, их родителями, народом. У педагога с новым мышлением нет приоритета методики или требований перед душевным, нравственным в себе и ребенке. Вместе с тем новое педагогическое мышление — это мышление технологичное, т. е. положительно воспринявшее проектирование и овладевшее им в педагогической деятельности. Педагогическое проектирование — гарантия от случайного, поверхностного, непродуманного, путь к свободе как в учебной, так и в педагогической деятельности, это профессиональное творчество. В процессе проектирования соблюдается разумный баланс между творческим мышлением и рациональным логическим построением. Оба процесса протекают одновременно, взаимно обогащая друг друга. В этом отношении инженер-педагог находится в выгодном положении по сравнению с другими коллегами-педагогами. Обладая и педагогическим, и техническим мышлением, он более подготовлен к соединению рационального и иррационального в педагогической деятельности. Только на основе такого соединения есть шанс создать принципиально новые проекты педагогических систем, процессов, ситуаций. В процессе выработки критериев нового педагогического мышления развиваются идеи воспитания определенного отношения к самому мышлению. В частности, предлагается посмотреть на него со стороны экологии. Согласно традиционному инструментальному подходу к мышлению люди старались извлекать пользу из любого предмета, каждого человека, из ситуации даже ценой их разрушения во имя поставленных целей и задач. Интеллектуальные процессы мы тоже привыкли оценивать по принципу их целенаправленности и результативности. При этом мышление само по себе стало лишь средством деятельности и не было самоценным (См.: Эпштейн М. Указ. соч. С. 382.). Экологический подход к мышлению изменяет эти представления. "...Инструментальное отношение к мысли, так же как и к природе, грозит саморазрушением человеку как мыслящему существу... Экология мышления — это новая дисциплина разума... мышление открывается нам как самоценная потребность и чистая радость человеческого ума..." (Там же. С. 384.). Мыслители призывают охранять мышление от навязанных форм и контроля, от порождения им пустой "продукции", загрязняющей ноосферу.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |