Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностный потенциал рабочего и его проектирование




ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Рабочий как субъект деятельности — понятие очень широкое. В возрас­тном отношении им может быть любой человек, достигший совершенноле­тия. В социальном — ряды рабочих могут пополняться из различных слоев населения. По характеру деятельности, следовательно по отраслям производ­ства, к рабочим относятся работники промышленных предприятий, транс­порта, сферы быта, сельского хозяйства и даже учебных заведений и учреж­дений культуры. Экономическая база применения труда рабочих тоже чрез­вычайно широкая — это государственные (госбюджетные и хозрасчетные) и внегосударственные (хозрасчетные, частные и спонсорские) предприятия, учреждения, а также индивидуальная трудовая деятельность. Как видим, гра­ницы понятия "рабочий" настолько размыты, что в них сложно ориентиро­ваться. Остается использовать в качестве главного критерия уровень квали­фикации труда и виды совершаемой деятельности. Однако и здесь есть свои сложности. Квалификация не выше среднего специального образования, в свою очередь, подразделяется на три уровня, требующих начального, среднего и высшего рабочего образования.

В группе рабочих выделяется рабочая молодежь. Это социально-демогра­фическая подгруппа рабочих в возрасте до 30 лет. Ей присущи единство воз­растных особенностей, выполнение общих функций, схожесть интересов и ценностных ориентации. Рабочая молодежь — самая многочисленная часть рабочих. По таким профессиям, как токари, сборщики-монтажники, электро­монтеры, металлурги, слесари, сварщики, аппаратчики (операторы), моло­дежь превышает 50% (по данным 1990 года).

Но и рабочая молодежь не однородна. В ней выделяются учащиеся — учащаяся рабочая молодежь. Это те подростки и юношество, которые прохо­дят профессиональную подготовку в профессионально-технических учили­щах (лицеях), отделах технического обучения предприятий, учебно-производственных комбинатах и в некоторых средних школах, особенно сельских. Эти учащиеся и представляют для нас интерес.

Напомним, что личностный потенциал составляют психофизиологичес­кие свойства, квалификационная подготовка и социально-психологические свойства человека как субъекта труда. Это тот компонент в человеке, кото­рый, условно говоря, обслуживает его трудовую деятельность, способствует ее успеху. Формирование профессионально значимого личностного потен­циала учащегося происходит на базе его общего развития и зависит от него. Нередко при этом происходит реабилитация уже имеющихся, но невостре­бованных качеств, "пробуждение" и закрепление слабо развитых. В конеч­ном итоге действует такая зависимость: чем выше уровень развития чело­века, тем богаче его личностный трудовой потенциал, отсюда — выше каче­ство профессиональной деятельности и наоборот. Слабая сформированность личностных качеств впоследствии порождает неудовлетворенность трудом, снижает мотивацию профессионального роста, нередко приводит к смене профессии.

Профессионально важные качества рабочего, составляющие его личност­ный потенциал, изменяются под влиянием преобразования характера его труда. Многие исследователи считают, что рабочему 80—90-х годов особо требуют­ся развитые профессиональная самостоятельность, профессиональная мобиль­ность и коллективизм. Рынок рабочей силы, видимо, потребует несколько других качеств: профессионализма, высокой ответственности за результаты труда, не только профессиональной, но и социальной мобильности и индиви­дуальности.

Профессиональная самостоятельность— способность раз­бираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности, умение самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу.

Профессиональная мобильность — готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных зада­ний, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профес­сии и отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преоб­разований.

Коллективизм — умение рабочего взаимодействовать с товари­щами по работе в ходе трудовой деятельности, это способность всту­пать с ними в гуманистические отношения, готовность подчинить собственные интересы общественным или коллективным интере­сам. (Машкова И.Н, Молов С.Л. Психология производственного обучения. М., 1990. С. 13 - 20.)

Профессионализм — качество рабочего, которое определяет­ся степенью владения им содержанием труда и средствами реше­ния профессиональных задач. (Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера произ­водственного обучения профтехучилища. М., 1989. С. 11.).

Ответственность — готовность рабочего отвечать за свои действия, предъявление к себе самых высоких требований в отно­шении результатов работы.

Социальная мобильность — готовность и способность сменить не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочий, служащий, крестьянин; наемный рабочий, владелец мастерской или земли; рабочий, общественный деятель; рабочий-интеллигент при получении высшего образования.

Индивидуальность — способность к наиболее полному лично­му самовыражению и наличие неповторимых особенностей у рабо­чего, присущих только ему. Индивидуальность гарантирует ему кон­курентоспособность на рынке труда.

Формирование этих качеств становится функцией всех учебных заведе­ний, профессиональных курсов, где готовятся рабочие. Более того, рынок предъявляет к самому рабочему особые требования. Без этих качеств ему ие выжить, он легко попадает в безработные и перекроет себе пути для последу­ющего профессионального и социального роста. В итоге плохая сформированность личного (трудового) потенциала ведет к полному духовному и материальному обнищанию человека. Вот почему формирование личностного потенциала — острейшая общественно-экономическая и педагогическая про­блема. Решение ее в системе профессионального образования в любых его формах начинается с проектирования личности будущего рабочего в той ее части, которая непосредственно касается предстоящей деятельности.

Педагогическое проектирование личности будущего рабочего — раз­работка и описание возможного варианта развития учащегося с учетом требований времени, личных возможностей и конкретных условий пе­дагогического процесса в учебном заведении.

Что конкретно в личности будущего рабочего поддается проектированию без нарушения ее целостности? Это прежде всего те ее качества и свойства, которые способствуют стать ей субъектом производственной деятельности:

1. Профессионально значимые знания, навыки и умения, обусловливаю­щие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал).

2. Работоспособность (психофизиологический потенциал).

3. Интеллектуальные, познавательные способности (образовательный по­тенциал).

4. Креативные способности (творческий потенциал);

5. Способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимо­действию (коммуникативный потенциал).

6. Ценностно-мотивационная сфера (мировоззренческий, духовно-нрав­ственный потенциал).

Все эти компоненты находятся в единстве. От их целостности зависит уро­вень развития личностного потенциала. В центре всей этой целостности на­ходится последний, шестой компонент личностного потенциала рабочего. Нравственная позиция работника, его целостное отношение к человеку, при­роде, жизни, культуре, труду и должны стать в центре учебно-воспитательной работы. Более того, при проектировании пятого и шестого компонентов на­стойчиво рекомендуется учитывать национальные черты учащихся, этничес­кие особенности человеческой натуры. Именно они способствуют успешному овладеванию профессией и впоследствии поддерживают профессиональную деятельность на высоком квалификационном уровне.

Личностный потенциал рабочего нельзя трактовать с узкоэкономических или только с производственных позиций, подходя к рабочему только как к человеку труда. Вступая в процесс производства, трудовой материально-пред­метной деятельности, человек не оставляет за порогом производственного цикла все богатство своих общественных связей, отношений, не превращает­ся в существо, обладающее только физической силой, производственными знаниями, опытом и навыками. Все богатство человека остается с ним и про­является в его трудовой деятельности.

Названные выше компоненты личностного потенциала поддаются проек­тированию педагогом. Делается это в форме профессиограмм и профессио­нально-квалификационных характеристик.

Профессиограмма рабочего есть описание профессии или группы про­фессий по различным критериям: технологическим, экономическим, педаго­гическим, медицинским, психологическим. В ней разносторонне характери­зуется рабочая профессия или специальность, устанавливаются профессио­нальные противопоказания, особенно в области медицины и психики. Про­фессиограмма — это модель проектирования личностного потенциала. Она создается для проведения профориентационной и профконсультацнонной работы, профотбора, организации специального профессионального воспита­ния, образования, обучения и развития молодежи. Составляется, как прави­ло, учеными на основе долгих поисков, наблюдений, опросов, изучения дея­тельности.

В профессиограмму входят три важных раздела: характеристика деятель­ности, психологическая характеристика рабочего и санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности. При характеристике деятельности выделяются функции, преобладающие виды деятельности, типовые профес­сиональные задачи и профессиональные умения — перечень того, чем дол­жен профессионально владеть рабочий. Психологическая характеристика рабочего включает в себя перечень социально значимых и профессионально важных качеств личности и динамических характеристик психики, которые следует сформировать у рабочего. Санитарно-гигиенические требования к личности и труду определяют режим труда, допустимую нервно-психичес­кую напряженность, сенсомоторную и перцептивную сферы рабочего и меди­цинские противопоказания.

На основе профессиограммы в методических кабинетах училищ, а также в центрах профориентации, службах занятости создаются профессиографические информационно-поисковые системы. В них входят справочная и педа­гогически обработанная информация о профессиях и требованиях к личнос­ти, а также диагностические методики для изучения возможностей личности, выбирающей профессию.

Квалификационная характеристика рабочего — это модель его личностно­го потенциала в связи с описанием труда на производстве. Здесь эти две час­ти даются в органическом единстве. В профессионально-квалификационную характеристику входят следующие разделы:

1. Социально-экономическое и народнохозяйственное значение профес­сии (социально-экономическая характеристика профессии, ее отраслевое и народнохозяйственное значение, основные тенденции развития данного вида труда в условиях научно-технического прогресса).

2. Производственно-технические условия труда (предметы или объекты труда, средства и продукты труда, технология процесса труда, условия тру­да).

3. Содержание труда (трудовые функции, организация труда).

4. Требования производства к общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовке рабочего.

5. Уровень квалификации.

6. Психофизиологические особенности профессии.

Согласно этой структуре личностный потенциал рабочего раскрывается в разделах 3—6, где перечисляется то, чем должен владеть рабочий, чтобы эф­фективно трудиться.

На каждую рабочую профессию или группу профессий имеется такая ха­рактеристика. Они составляются учеными в сотрудничестве с представителя­ми отраслей и предприятий. В настоящее время к их разработке привлечены работники училищ.

Для педагогов училищ профессиограммы и характеристики имеют прин­ципиальное значение, т. к. на их основе:

во-первых, осуществляется профотбор и ведется систематическая профориентационная работа во время учебы;

во-вторых, в ходе работы корректируются учебные планы и программы, составляются планы и программы учебной и внеучебной работы;

в-третьих, определяется качество выпускаемых рабочих, их соответствие требованиям производства к конкретному •виду труда. В силу этого порочна та практика, где этим моделям и проектированию не придается должного зна­чения. Именно в них заложена методология отношений к человеку труда и к деятельности педагога по его формированию. Весь механизм нашей деятель­ности по подготовке рабочего "заводится" в этих моделях. Каковы они — такова и работа инженера-педагога, таков и ее результат.

Так проектируется личность рабочего и его подготовка на высших уровнях и в общих подходах. Но среднего, типового учащегося в жизни не бывает. В реальной жизни ребята поступают в училища без профессиональной ориента­ции и профотбора, нередко случайно. Кроме того, даже в идеальных условиях профотбора каждый учащийся индивидуален, неповторим и ни под какие мо­дели-схемы его нельзя подогнать. Перед педагогами ПТУ, как реальная, встает задача вести направленную деятельность по формированию личности, профес­сионально приспособленной к данному виду труда, а также создания индиви­дуальных моделей личности учащегося как будущего рабочего.

Моделирование личности учащегося — обязанность преподавателя как классного руководителя и мастера производственного обучения. Каждая мо­дель личности строится на базе глубокого диагностирования и сопоставления полученных результатов с профессиограммой и профессиональной квалифи­кационной характеристикой. Педагог, учитывая реальные исходные данные учащегося, его возможности и условия жизнедеятельности, прогнозирует раз­витие в форме составления примерной модели его личностного потенциала.

Составление таких индивидуальных моделей личности — дело трудоем­кое. Оно пока не находит применения в современных училищах по нескольким причинам. Главная из них в том, что вся учебно-воспитательная деятель­ность училища ведется в массовых, групповых формах, не способных обес­печить дифференцированную и индивидуальную воспитательную деятельность и обучение. Раз нет Потребности в работе по индивидуальным моделям, то они не составляются. Между тем напомним, что назначение любой педаго­гической системы и любого процесса состоит в обеспечении условий для раз­вития каждого учащегося.

И все-таки хотелось бы предостеречь педагога от односторон­него подхода к учащемуся как к функционеру. В каждом из них есть более широкая жизненная позиция — позиция Ученика как человека, познающего и нуждающегося в Учителе. Особую роль Ученика надо формировать и поддерживать в человеке с детства, продолжая в юности и в дальнейшем. Только тогда человек всю жизнь может сохранять свежесть восприятия, стремление к позна­нию и саморазвитию. Широко Известны мудрые слова Н. Рериха:

"Готов Ученик — готов ему и Учитель".

Мы раскрыли три формы проектирования личностного потенциала буду­щего рабочего. Это то, что сегодня существует. Критический подход к ним подскажет, верно ли они выбраны. Какие из них лишние и каких явно не хватает? Какими они должны быть, чтобы быть дееспособными, пользовать­ся спросом практиков, реально влиять на характер и результаты педагогичес­кого труда? Без ответов на эти вопросы все формы проектирования личност­ного потенциала рабочего остаются лишь предметом науки и аппарата управ­ления образованием, оторванным от практики подготовки рабочих.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Соберите и осмыслите статистические данные о соотношении количе­ства учащихся, обучающихся рабочей профессии по соответствующей ваше­му профилю специальности, и количества рабочих, в том числе молодых, работающих по этой же специальности на государственном и частном пред­приятиях. Составьте диаграмму.

2. Выявите методом экспертной оценки наличие у учащихся, получающих рабочую специальность, таких качеств, как интерес к профессиональным зна­ниям, трудолюбие, коллективизм, ответственность за результаты труда.

3. Внимательно прочтите квалификационную характеристику рабочего по соответствующему профилю вашей специальности. Определите, какие кор­рективы (изменения) в нее необходимо внести уже сейчас? Какие изменения

может вносить в нее предприятие как потребитель рабочей силы? Какие из­менения могут внести учебное заведение, педагоги как исполнители заказа общества и производства?

4. Побеседуйте с мастерами производственного обучения и преподавате­лями технических дисциплин и выясните, каким образом они проектируют личность учащегося, какими моделями руководствуются в своей педагоги­ческой деятельности в процессе планирования, контроля, оценки ее результа­тов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.