КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностный потенциал рабочего и его проектирование
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Рабочий как субъект деятельности — понятие очень широкое. В возрастном отношении им может быть любой человек, достигший совершеннолетия. В социальном — ряды рабочих могут пополняться из различных слоев населения. По характеру деятельности, следовательно по отраслям производства, к рабочим относятся работники промышленных предприятий, транспорта, сферы быта, сельского хозяйства и даже учебных заведений и учреждений культуры. Экономическая база применения труда рабочих тоже чрезвычайно широкая — это государственные (госбюджетные и хозрасчетные) и внегосударственные (хозрасчетные, частные и спонсорские) предприятия, учреждения, а также индивидуальная трудовая деятельность. Как видим, границы понятия "рабочий" настолько размыты, что в них сложно ориентироваться. Остается использовать в качестве главного критерия уровень квалификации труда и виды совершаемой деятельности. Однако и здесь есть свои сложности. Квалификация не выше среднего специального образования, в свою очередь, подразделяется на три уровня, требующих начального, среднего и высшего рабочего образования. В группе рабочих выделяется рабочая молодежь. Это социально-демографическая подгруппа рабочих в возрасте до 30 лет. Ей присущи единство возрастных особенностей, выполнение общих функций, схожесть интересов и ценностных ориентации. Рабочая молодежь — самая многочисленная часть рабочих. По таким профессиям, как токари, сборщики-монтажники, электромонтеры, металлурги, слесари, сварщики, аппаратчики (операторы), молодежь превышает 50% (по данным 1990 года). Но и рабочая молодежь не однородна. В ней выделяются учащиеся — учащаяся рабочая молодежь. Это те подростки и юношество, которые проходят профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах (лицеях), отделах технического обучения предприятий, учебно-производственных комбинатах и в некоторых средних школах, особенно сельских. Эти учащиеся и представляют для нас интерес. Напомним, что личностный потенциал составляют психофизиологические свойства, квалификационная подготовка и социально-психологические свойства человека как субъекта труда. Это тот компонент в человеке, который, условно говоря, обслуживает его трудовую деятельность, способствует ее успеху. Формирование профессионально значимого личностного потенциала учащегося происходит на базе его общего развития и зависит от него. Нередко при этом происходит реабилитация уже имеющихся, но невостребованных качеств, "пробуждение" и закрепление слабо развитых. В конечном итоге действует такая зависимость: чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный трудовой потенциал, отсюда — выше качество профессиональной деятельности и наоборот. Слабая сформированность личностных качеств впоследствии порождает неудовлетворенность трудом, снижает мотивацию профессионального роста, нередко приводит к смене профессии. Профессионально важные качества рабочего, составляющие его личностный потенциал, изменяются под влиянием преобразования характера его труда. Многие исследователи считают, что рабочему 80—90-х годов особо требуются развитые профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность и коллективизм. Рынок рабочей силы, видимо, потребует несколько других качеств: профессионализма, высокой ответственности за результаты труда, не только профессиональной, но и социальной мобильности и индивидуальности. Профессиональная самостоятельность— способность разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности, умение самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу. Профессиональная мобильность — готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии и отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований. Коллективизм — умение рабочего взаимодействовать с товарищами по работе в ходе трудовой деятельности, это способность вступать с ними в гуманистические отношения, готовность подчинить собственные интересы общественным или коллективным интересам. (Машкова И.Н, Молов С.Л. Психология производственного обучения. М., 1990. С. 13 - 20.) Профессионализм — качество рабочего, которое определяется степенью владения им содержанием труда и средствами решения профессиональных задач. (Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989. С. 11.). Ответственность — готовность рабочего отвечать за свои действия, предъявление к себе самых высоких требований в отношении результатов работы. Социальная мобильность — готовность и способность сменить не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочий, служащий, крестьянин; наемный рабочий, владелец мастерской или земли; рабочий, общественный деятель; рабочий-интеллигент при получении высшего образования. Индивидуальность — способность к наиболее полному личному самовыражению и наличие неповторимых особенностей у рабочего, присущих только ему. Индивидуальность гарантирует ему конкурентоспособность на рынке труда. Формирование этих качеств становится функцией всех учебных заведений, профессиональных курсов, где готовятся рабочие. Более того, рынок предъявляет к самому рабочему особые требования. Без этих качеств ему ие выжить, он легко попадает в безработные и перекроет себе пути для последующего профессионального и социального роста. В итоге плохая сформированность личного (трудового) потенциала ведет к полному духовному и материальному обнищанию человека. Вот почему формирование личностного потенциала — острейшая общественно-экономическая и педагогическая проблема. Решение ее в системе профессионального образования в любых его формах начинается с проектирования личности будущего рабочего в той ее части, которая непосредственно касается предстоящей деятельности. Педагогическое проектирование личности будущего рабочего — разработка и описание возможного варианта развития учащегося с учетом требований времени, личных возможностей и конкретных условий педагогического процесса в учебном заведении. Что конкретно в личности будущего рабочего поддается проектированию без нарушения ее целостности? Это прежде всего те ее качества и свойства, которые способствуют стать ей субъектом производственной деятельности: 1. Профессионально значимые знания, навыки и умения, обусловливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал). 2. Работоспособность (психофизиологический потенциал). 3. Интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал). 4. Креативные способности (творческий потенциал); 5. Способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал). 6. Ценностно-мотивационная сфера (мировоззренческий, духовно-нравственный потенциал). Все эти компоненты находятся в единстве. От их целостности зависит уровень развития личностного потенциала. В центре всей этой целостности находится последний, шестой компонент личностного потенциала рабочего. Нравственная позиция работника, его целостное отношение к человеку, природе, жизни, культуре, труду и должны стать в центре учебно-воспитательной работы. Более того, при проектировании пятого и шестого компонентов настойчиво рекомендуется учитывать национальные черты учащихся, этнические особенности человеческой натуры. Именно они способствуют успешному овладеванию профессией и впоследствии поддерживают профессиональную деятельность на высоком квалификационном уровне. Личностный потенциал рабочего нельзя трактовать с узкоэкономических или только с производственных позиций, подходя к рабочему только как к человеку труда. Вступая в процесс производства, трудовой материально-предметной деятельности, человек не оставляет за порогом производственного цикла все богатство своих общественных связей, отношений, не превращается в существо, обладающее только физической силой, производственными знаниями, опытом и навыками. Все богатство человека остается с ним и проявляется в его трудовой деятельности. Названные выше компоненты личностного потенциала поддаются проектированию педагогом. Делается это в форме профессиограмм и профессионально-квалификационных характеристик. Профессиограмма рабочего есть описание профессии или группы профессий по различным критериям: технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским, психологическим. В ней разносторонне характеризуется рабочая профессия или специальность, устанавливаются профессиональные противопоказания, особенно в области медицины и психики. Профессиограмма — это модель проектирования личностного потенциала. Она создается для проведения профориентационной и профконсультацнонной работы, профотбора, организации специального профессионального воспитания, образования, обучения и развития молодежи. Составляется, как правило, учеными на основе долгих поисков, наблюдений, опросов, изучения деятельности. В профессиограмму входят три важных раздела: характеристика деятельности, психологическая характеристика рабочего и санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности. При характеристике деятельности выделяются функции, преобладающие виды деятельности, типовые профессиональные задачи и профессиональные умения — перечень того, чем должен профессионально владеть рабочий. Психологическая характеристика рабочего включает в себя перечень социально значимых и профессионально важных качеств личности и динамических характеристик психики, которые следует сформировать у рабочего. Санитарно-гигиенические требования к личности и труду определяют режим труда, допустимую нервно-психическую напряженность, сенсомоторную и перцептивную сферы рабочего и медицинские противопоказания. На основе профессиограммы в методических кабинетах училищ, а также в центрах профориентации, службах занятости создаются профессиографические информационно-поисковые системы. В них входят справочная и педагогически обработанная информация о профессиях и требованиях к личности, а также диагностические методики для изучения возможностей личности, выбирающей профессию. Квалификационная характеристика рабочего — это модель его личностного потенциала в связи с описанием труда на производстве. Здесь эти две части даются в органическом единстве. В профессионально-квалификационную характеристику входят следующие разделы: 1. Социально-экономическое и народнохозяйственное значение профессии (социально-экономическая характеристика профессии, ее отраслевое и народнохозяйственное значение, основные тенденции развития данного вида труда в условиях научно-технического прогресса). 2. Производственно-технические условия труда (предметы или объекты труда, средства и продукты труда, технология процесса труда, условия труда). 3. Содержание труда (трудовые функции, организация труда). 4. Требования производства к общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовке рабочего. 5. Уровень квалификации. 6. Психофизиологические особенности профессии. Согласно этой структуре личностный потенциал рабочего раскрывается в разделах 3—6, где перечисляется то, чем должен владеть рабочий, чтобы эффективно трудиться. На каждую рабочую профессию или группу профессий имеется такая характеристика. Они составляются учеными в сотрудничестве с представителями отраслей и предприятий. В настоящее время к их разработке привлечены работники училищ. Для педагогов училищ профессиограммы и характеристики имеют принципиальное значение, т. к. на их основе: во-первых, осуществляется профотбор и ведется систематическая профориентационная работа во время учебы; во-вторых, в ходе работы корректируются учебные планы и программы, составляются планы и программы учебной и внеучебной работы; в-третьих, определяется качество выпускаемых рабочих, их соответствие требованиям производства к конкретному •виду труда. В силу этого порочна та практика, где этим моделям и проектированию не придается должного значения. Именно в них заложена методология отношений к человеку труда и к деятельности педагога по его формированию. Весь механизм нашей деятельности по подготовке рабочего "заводится" в этих моделях. Каковы они — такова и работа инженера-педагога, таков и ее результат. Так проектируется личность рабочего и его подготовка на высших уровнях и в общих подходах. Но среднего, типового учащегося в жизни не бывает. В реальной жизни ребята поступают в училища без профессиональной ориентации и профотбора, нередко случайно. Кроме того, даже в идеальных условиях профотбора каждый учащийся индивидуален, неповторим и ни под какие модели-схемы его нельзя подогнать. Перед педагогами ПТУ, как реальная, встает задача вести направленную деятельность по формированию личности, профессионально приспособленной к данному виду труда, а также создания индивидуальных моделей личности учащегося как будущего рабочего. Моделирование личности учащегося — обязанность преподавателя как классного руководителя и мастера производственного обучения. Каждая модель личности строится на базе глубокого диагностирования и сопоставления полученных результатов с профессиограммой и профессиональной квалификационной характеристикой. Педагог, учитывая реальные исходные данные учащегося, его возможности и условия жизнедеятельности, прогнозирует развитие в форме составления примерной модели его личностного потенциала. Составление таких индивидуальных моделей личности — дело трудоемкое. Оно пока не находит применения в современных училищах по нескольким причинам. Главная из них в том, что вся учебно-воспитательная деятельность училища ведется в массовых, групповых формах, не способных обеспечить дифференцированную и индивидуальную воспитательную деятельность и обучение. Раз нет Потребности в работе по индивидуальным моделям, то они не составляются. Между тем напомним, что назначение любой педагогической системы и любого процесса состоит в обеспечении условий для развития каждого учащегося. И все-таки хотелось бы предостеречь педагога от одностороннего подхода к учащемуся как к функционеру. В каждом из них есть более широкая жизненная позиция — позиция Ученика как человека, познающего и нуждающегося в Учителе. Особую роль Ученика надо формировать и поддерживать в человеке с детства, продолжая в юности и в дальнейшем. Только тогда человек всю жизнь может сохранять свежесть восприятия, стремление к познанию и саморазвитию. Широко Известны мудрые слова Н. Рериха: "Готов Ученик — готов ему и Учитель". Мы раскрыли три формы проектирования личностного потенциала будущего рабочего. Это то, что сегодня существует. Критический подход к ним подскажет, верно ли они выбраны. Какие из них лишние и каких явно не хватает? Какими они должны быть, чтобы быть дееспособными, пользоваться спросом практиков, реально влиять на характер и результаты педагогического труда? Без ответов на эти вопросы все формы проектирования личностного потенциала рабочего остаются лишь предметом науки и аппарата управления образованием, оторванным от практики подготовки рабочих.
Задания для самостоятельной работы 1. Соберите и осмыслите статистические данные о соотношении количества учащихся, обучающихся рабочей профессии по соответствующей вашему профилю специальности, и количества рабочих, в том числе молодых, работающих по этой же специальности на государственном и частном предприятиях. Составьте диаграмму. 2. Выявите методом экспертной оценки наличие у учащихся, получающих рабочую специальность, таких качеств, как интерес к профессиональным знаниям, трудолюбие, коллективизм, ответственность за результаты труда. 3. Внимательно прочтите квалификационную характеристику рабочего по соответствующему профилю вашей специальности. Определите, какие коррективы (изменения) в нее необходимо внести уже сейчас? Какие изменения может вносить в нее предприятие как потребитель рабочей силы? Какие изменения могут внести учебное заведение, педагоги как исполнители заказа общества и производства? 4. Побеседуйте с мастерами производственного обучения и преподавателями технических дисциплин и выясните, каким образом они проектируют личность учащегося, какими моделями руководствуются в своей педагогической деятельности в процессе планирования, контроля, оценки ее результатов.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |