Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение системы ПТО




Виды образования рабочих Типы учебных заведений Формы образования
Начальное рабочее образование Профессиональная подготовка по массовым простым профессиям ПТУ, школы с производственным обучением, ОТО, УПК, УКК и др.
Среднее рабочее образование Профессионально-техни­ческая подготовка в единстве с общим средним образованием СПТУ
Высшее рабочее образование Продвинутая профессио­нально-техническая подго­товка в единстве с общим средним образованием Лицеи, ВПТУ, ВПУ, колледжи

 

Дальнейшее проектирование осуществляется через разработку учебного плана конкретного учебного заведения, а также положения об учебном заве­дении и его устава.

На этом заканчивается проектирование системы профтехобразования. Далее начинается проектирование ее отдельных подсистем.

Профессионально-техническое образование входит в систему образова­ния страны, которая выполняет ряд функций, важных для жизни общества. Она является:

условием экономического развития общества, роста его материальных и духовных ценностей;

фактором демократизации общества при условии достижения высокого уровня подготовки всех учащихся;

источником и средством прогнозирования социально значимого поведе­ния.

Любое государство продуманно создает систему образования. Для этого оно ставит общую цель, разрабатывает принципы устройства и деятельности, т. е. проектирует ее.

Наиболее общими принципами построения и действия системы образо­вания России являются принципы гуманизации, демократичности, единства федерального культурного и образовательного пространства, светскости, до­ступности, свободы в образовании.

Принцип гуманизации, согласно Закону РФ об образовании предполагает:

приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

свободное развитие личности;

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье. Принцип демократичности предполагает:

развитие образования как общественно-государственной системы;

расширение числа учредителей учебно-воспитательных учреждений;

допущение многообразия типов, видов и форм образования;

развитие самоуправления во всей системе образования.

Принцип единства федерального культурного и образовательного про­странства предполагает:

защиту и развитие национальных культур, региональных культурных тра­диций в условиях многонационального государства;

создание преемственной последовательной зависимости всех форм обра­зования, обеспечивающей переход учащихся с одной ступени обучения на другую;

создание условий для повышения квалификации, переподготовки и до-подготовки в сфере профессии.

Принцип общедоступности предполагает:

наличие в системе образования форм, находящихся на госбюджетном финансировании и дающих право учащимся получать бесплатное образова­ние;

обеспечение равных условий для получения образования, в том числе и рабочего, всем гражданам страны, включая инвалидов;

гибкость системы образования, способной учесть все физические, матери­альные, духовные и учебные возможности учащихся.

Система образования России относится к суперсистемам. Каждое звено в ней представлено серией образовательно-воспитательных учреждений. До­школьное образование (воспитание) дети получают в детском саду. Началь­ное общее образование дается в начальной школе, которая в последние годы фактически слилась со средней школой. Основное общее образование ребята получают в средней общеобразовательной школе, обучаясь в 5 - 9 классах. Среднее полное общее образование дети получают либо в школе (10-11 клас­сы), либо в профессиональных образовательных учреждениях начального и среднего профобразования.

Типов общеобразовательных школ три: дневные, вечерние (сменные), за­очные. Видов общеобразовательных школ много: типовые, лесные (оздоро­вительные), школы-интернаты, детские приюты, детские сады-школы, шко­лы с продленным днем, малокомплектные школы, школы с углубленным изу­чением того или иного предмета, школы-комплексы, гимназии, лицеи и др. Число их растет.

Общеобразовательная школа развивается как общественно-государствен­ная система. Здесь тоже появляются негосударственные, в том числе и част­ные, учреждения.

Профессиональное образование занимает особое место в этой сложной системе. Оно развивается как продолжение основного общего, параллельное обучению в 9—11-х классах, и в то же время частично "пересекается" со сред­ним специальным образованием, особенно там, где готовятся работники слож­ных специальностей или дается высшее рабочее образование. Имея началь­ное профессиональное образование, человек может продолжать обучение, получая либо среднее, либо высшее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование представлено вузами, универси­тетами. Формы высшего образования: очная, заочная, вечерняя.

Далее образование развивается как научное, через аспирантуру, научное соискательство, научное корреспондирование, докторантуру. Научное обра­зование осуществляется только на базе высшего образования и опыта практи­ческой деятельности.

В системе образования в настоящее время активно развивается такое зве­но, как система (точнее подсистема) переподготовки кадров и повышения квалификации. Это различные курсы, факультеты и институты.

В систему образования входит также внешкольные учреждения. Дворцы молодежи. Дома техники, Дома школьников, детские библиотеки, станции юных натуралистов и т. д. Они дают дополнительное образование.

Успешность функционирования системы образования в обще­стве зависит от степени ее демократичности, организованности и гуманности. Но при этом в системе действует свой внутренний ме­ханизм развивающего движения.

Известно, что исторически первым зародилось профессиональ­ное образование, обслуживавшее конкретные виды трудовой дея­тельности. Затем постепенно из него были выделены знания и уме­ния, которые составили всеобщую основу различных видов и форм деятельности. Эти знания и умения со временем получили назва­ние общеобразовательных и стали даваться всему подрастающему поколению вне зависимости от будущей профессии. Верхние гра­ницы общеобразовательных знаний до сих пор растут: сначала было начальное, затем неполное среднее, наконец, полное среднее обра­зование. Каждая ступень школы и поныне символизирует уровни общеобразовательной подготовки. Без полного среднего образова­ния нельзя осваивать большинство современных и перспективных рабочих профессий. Но сегодня же наблюдается и другое: общеоб­разовательная подготовка проникла в вуз и стала обязательной со­ставной частью профессиональной подготовки. Так, общее образо­вание как совокупная составляющая общенаучной подготовки про­низывает все виды, типы и уровни образования и выполняет стерж­невую функцию. Рост статуса общеобразовательной (общенаучной) подготовки, бесспорно, связан с усложнением профессиональной деятельности.

Вся история развития образования есть история сложного, подчас противоречивого взаимодействия общеобразовательной и профессиональной подготовки подрастающего поколения. Именно в их единстве и взаимосвязи кроются общие закономерности раз­вития системы образования в целом. Эти закономерности и есть механизм поступательного и перспективного развития каждого из компонентов системы. Вне связи этих видов образования механиз­мы развития утрачивают силу, и тогда приходится искать искусст­венные средства их совершенствования.

Система образования, в том числе и профессионального, подобна живо­му, постоянно развивающемуся организму. Относясь одновременно к облас­ти и человеческого, и экономического факторов, система в корне должна из­менить отношения руководителя и руководимого, педагога и учащегося, про­изводства и образовательного учреждения в целом. Новые отношения, по сути воспитательные, станут отношениями партнерства и сотрудничества, будут противостоять натиску бюрократизации, формализации и технократизации профсистемы. В системе ПО и через нее должны быть созданы самые благо­приятные условия для всестороннего и гармоничного развития учащегося. Педагогическая общественность уже поняла, что плохого учителя создает от­жившая система образования, в которой учитель превращен в чиновника, а ученик лишен своей индивидуальности. Новая система предоставляет возможности для дифференциации и индивидуализации подготовки рабочих. Это, несомненно, сделает обучение более привлекательным и стимулирующим учащихся.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте по возможности полный перечень нормативных документов, моделирующих систему профтехобразования; сделайте выписки из них и оха­рактеризуйте в общих чертах степень реализации отдельных положений.

2. Самостоятельно, используя педагогические и другие источники, прора­ботайте понятие "система образования", сравните его С понятием "система образования"; определите условия использования каждого из них.

3. Продолжите самостоятельное изучение принципа единства федераль­ного, культурного и образовательного пространства; выясните трактовку это­го актуального сегодня принципа.

4. Разработайте перечень документов, с помощью которых вы как учреди­тель будете проектировать свое учебное заведение по подготовке работников начального звена (выберите форму образовательного учреждения: ПТУ, УКК, СПТУ, лицей, ВПУ или колледж).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.