КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Построение системы ПТО
Дальнейшее проектирование осуществляется через разработку учебного плана конкретного учебного заведения, а также положения об учебном заведении и его устава. На этом заканчивается проектирование системы профтехобразования. Далее начинается проектирование ее отдельных подсистем. Профессионально-техническое образование входит в систему образования страны, которая выполняет ряд функций, важных для жизни общества. Она является: условием экономического развития общества, роста его материальных и духовных ценностей; фактором демократизации общества при условии достижения высокого уровня подготовки всех учащихся; источником и средством прогнозирования социально значимого поведения. Любое государство продуманно создает систему образования. Для этого оно ставит общую цель, разрабатывает принципы устройства и деятельности, т. е. проектирует ее. Наиболее общими принципами построения и действия системы образования России являются принципы гуманизации, демократичности, единства федерального культурного и образовательного пространства, светскости, доступности, свободы в образовании. Принцип гуманизации, согласно Закону РФ об образовании предполагает: приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье. Принцип демократичности предполагает: развитие образования как общественно-государственной системы; расширение числа учредителей учебно-воспитательных учреждений; допущение многообразия типов, видов и форм образования; развитие самоуправления во всей системе образования. Принцип единства федерального культурного и образовательного пространства предполагает: защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; создание преемственной последовательной зависимости всех форм образования, обеспечивающей переход учащихся с одной ступени обучения на другую; создание условий для повышения квалификации, переподготовки и до-подготовки в сфере профессии. Принцип общедоступности предполагает: наличие в системе образования форм, находящихся на госбюджетном финансировании и дающих право учащимся получать бесплатное образование; обеспечение равных условий для получения образования, в том числе и рабочего, всем гражданам страны, включая инвалидов; гибкость системы образования, способной учесть все физические, материальные, духовные и учебные возможности учащихся. Система образования России относится к суперсистемам. Каждое звено в ней представлено серией образовательно-воспитательных учреждений. Дошкольное образование (воспитание) дети получают в детском саду. Начальное общее образование дается в начальной школе, которая в последние годы фактически слилась со средней школой. Основное общее образование ребята получают в средней общеобразовательной школе, обучаясь в 5 - 9 классах. Среднее полное общее образование дети получают либо в школе (10-11 классы), либо в профессиональных образовательных учреждениях начального и среднего профобразования. Типов общеобразовательных школ три: дневные, вечерние (сменные), заочные. Видов общеобразовательных школ много: типовые, лесные (оздоровительные), школы-интернаты, детские приюты, детские сады-школы, школы с продленным днем, малокомплектные школы, школы с углубленным изучением того или иного предмета, школы-комплексы, гимназии, лицеи и др. Число их растет. Общеобразовательная школа развивается как общественно-государственная система. Здесь тоже появляются негосударственные, в том числе и частные, учреждения. Профессиональное образование занимает особое место в этой сложной системе. Оно развивается как продолжение основного общего, параллельное обучению в 9—11-х классах, и в то же время частично "пересекается" со средним специальным образованием, особенно там, где готовятся работники сложных специальностей или дается высшее рабочее образование. Имея начальное профессиональное образование, человек может продолжать обучение, получая либо среднее, либо высшее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование представлено вузами, университетами. Формы высшего образования: очная, заочная, вечерняя. Далее образование развивается как научное, через аспирантуру, научное соискательство, научное корреспондирование, докторантуру. Научное образование осуществляется только на базе высшего образования и опыта практической деятельности. В системе образования в настоящее время активно развивается такое звено, как система (точнее подсистема) переподготовки кадров и повышения квалификации. Это различные курсы, факультеты и институты. В систему образования входит также внешкольные учреждения. Дворцы молодежи. Дома техники, Дома школьников, детские библиотеки, станции юных натуралистов и т. д. Они дают дополнительное образование. Успешность функционирования системы образования в обществе зависит от степени ее демократичности, организованности и гуманности. Но при этом в системе действует свой внутренний механизм развивающего движения. Известно, что исторически первым зародилось профессиональное образование, обслуживавшее конкретные виды трудовой деятельности. Затем постепенно из него были выделены знания и умения, которые составили всеобщую основу различных видов и форм деятельности. Эти знания и умения со временем получили название общеобразовательных и стали даваться всему подрастающему поколению вне зависимости от будущей профессии. Верхние границы общеобразовательных знаний до сих пор растут: сначала было начальное, затем неполное среднее, наконец, полное среднее образование. Каждая ступень школы и поныне символизирует уровни общеобразовательной подготовки. Без полного среднего образования нельзя осваивать большинство современных и перспективных рабочих профессий. Но сегодня же наблюдается и другое: общеобразовательная подготовка проникла в вуз и стала обязательной составной частью профессиональной подготовки. Так, общее образование как совокупная составляющая общенаучной подготовки пронизывает все виды, типы и уровни образования и выполняет стержневую функцию. Рост статуса общеобразовательной (общенаучной) подготовки, бесспорно, связан с усложнением профессиональной деятельности. Вся история развития образования есть история сложного, подчас противоречивого взаимодействия общеобразовательной и профессиональной подготовки подрастающего поколения. Именно в их единстве и взаимосвязи кроются общие закономерности развития системы образования в целом. Эти закономерности и есть механизм поступательного и перспективного развития каждого из компонентов системы. Вне связи этих видов образования механизмы развития утрачивают силу, и тогда приходится искать искусственные средства их совершенствования. Система образования, в том числе и профессионального, подобна живому, постоянно развивающемуся организму. Относясь одновременно к области и человеческого, и экономического факторов, система в корне должна изменить отношения руководителя и руководимого, педагога и учащегося, производства и образовательного учреждения в целом. Новые отношения, по сути воспитательные, станут отношениями партнерства и сотрудничества, будут противостоять натиску бюрократизации, формализации и технократизации профсистемы. В системе ПО и через нее должны быть созданы самые благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития учащегося. Педагогическая общественность уже поняла, что плохого учителя создает отжившая система образования, в которой учитель превращен в чиновника, а ученик лишен своей индивидуальности. Новая система предоставляет возможности для дифференциации и индивидуализации подготовки рабочих. Это, несомненно, сделает обучение более привлекательным и стимулирующим учащихся.
Задания для самостоятельной работы 1. Составьте по возможности полный перечень нормативных документов, моделирующих систему профтехобразования; сделайте выписки из них и охарактеризуйте в общих чертах степень реализации отдельных положений. 2. Самостоятельно, используя педагогические и другие источники, проработайте понятие "система образования", сравните его С понятием "система образования"; определите условия использования каждого из них. 3. Продолжите самостоятельное изучение принципа единства федерального, культурного и образовательного пространства; выясните трактовку этого актуального сегодня принципа. 4. Разработайте перечень документов, с помощью которых вы как учредитель будете проектировать свое учебное заведение по подготовке работников начального звена (выберите форму образовательного учреждения: ПТУ, УКК, СПТУ, лицей, ВПУ или колледж).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |