КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование системы практической подготовки рабочих
Практическая подготовка будущих рабочих и служащих является обязательной составной частью всей системы их образования. Из всего объема учебного времени на нее отводится от 30 до 40% в зависимости от профессии, специальности и сроков обучения. Содержание практической подготовки рабочих — это часть профессионально -трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющих сущность профессии (специальности). Как видим из определения, практическая подготовка рабочих состоит в формировании у них практических действий — профессиональных навыков и умений. Профессиональные навыки — это отдельные операции и приемы трудовой деятельности, доведенные в результате упражнений до степени автоматизма. Профессиональные навыки всегда сложны, например навык организации рабочего места, планирования труда, самоконтроля результата труда и т. д. Правда, есть и менее сложные навыки: отливания, резания слесарной ножовкой, оттачивания поверхностей на токарном станке, пользования микрокалькулятором и др. Профессиональные умения — это совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования. Профессиональные умения — это профессионально значимые комплексы навыков и знаний. Переход от профессиональных навыков к умениям и далее к их творческому использованию ведет к формированию профессионального мастерства. Профессиональные навыки и умения принято формировать индуктивным путем: от простых — к сложным, через постепенное накопление единичных — к комплексам. На основе усвоения профессиональных навыков и умений идет формирование целостной профессиональной деятельности. Учащимся предстоит освоить такие способы деятельности, которые отражали бы общественно-экономическое и культурное состояние производства и отрасли. В складывающейся профессиональной деятельности учащихся можно учить репродуктивным и творческим способам достижения результатов. В основе формирования профессиональной деятельности лежит освоение нормативно одобренных способов деятельности. Это цепочка последовательных переходов от цели к программе деятельности, а от нее к продукту деятельности. Нормативно одобренный способ деятельности включает в себя четыре компонента: цель—проект—план—продукт. Каждый компонент представляет собой определенный уровень построения практического результата деятельности. От компонента к компоненту возрастает конкретность действий. Цель — это только ответ на вопрос "зачем?". Проект — это уже стратегия деятельности: ответ на вопросы "что?", "сколько?", "когда?". И наконец, план определяет тактику деятельности и дает ответы на вопросы "как?", "где?", "чем?", "кому?" (Мошкова И.Н., Молов С.Л. Указ. Соч. С. 81 - 88.). Освоить эту логику действий — значит освоить норматив, представляющий собой основу практически любой деятельности по любой профессии. Этот норматив раскрывается через систему конкретных трудовых функций. Проектирование системы практической подготовки учащихся ПТУ осуществляется на основе принятых моделей личностного потенциала будущего работника, а также с учетом специфики труда и производства. К формам проектирования относятся: ТКС (Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих), учебный план, учебная программа производственного обучения учащихся. Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих является основным государственным документом для тарификации работ, определения уровня квалификации рабочего в пределах конкретной профессии, а также объема профессиональных знаний, навыков и умений учащихся профучилищ. Тарификация работы, предусматривающая соответствующий уровень квалификации рабочего, производится на основе тарифно-квалификационных характеристик профессий, разработанных применительно к шестиразрядной тарифной сетке. Разряды работ, определяющие диапазон сложности конкретного труда, обусловливают уровень квалификации, необходимый для выполнения конкретных видов работ различной сложности. ТКС как форма проектирования системы практической подготовки рабочих не имеет целью охватить весь процесс в целом. В связи с ростом производства он не всегда своевременно отражает новые виды работ и новые профессии и специальности, новые технологии и новые виды продукции, совмещение функций, профессий и специальностей. Здесь нет полного описания трудовых процессов и не раскрываются в должной мере содержание, объем, характер трудовых функций рабочего. Тарифно-квалификационные справочники служат лишь для того, чтобы тарифицировать (тариф — система ставок, определяющая размер оплаты за труд на государственных предприятиях) и нормировать работы. В тарифной сетке определяются разряды как основа дифференциации работ по их сложности. Она служит стимулом для повышения квалификации труда рабочих. Значимость ее как исходной модели подготовки рабочих в ПТУ чрезвычайно важна. Во-первых, в основном в соответствии с ТКС идет подбор профессий, по которым ПТУ будет готовить учащихся. Во-вторых, определяются общие требования к уровню их подготовки. В-третьих, ТКС используется для проведения профориентационной работы маркетинговых служб как самая свернутая, понятная модель будущей деятельности приглашаемых на работу юношей и девушек. На основе ТКС разрабатываются квалификационные характеристики, о чем мы выше говорили. ТКС и квалификационные характеристики в свою очередь служат основой для разработки педагогических проектов — учебных планов и программ. Учебный план выполняет роль посредника между ТКС, квалификационной характеристикой и учебными программами, учебниками, разработкой уроков. Планы составляются для всех профессий Согласно учебному плану практическая подготовка будущих рабочих осуществляется посредством такой дисциплины, как производственное обучение, а также посредством производственной практики на предприятии. Это основные организационные формы практической подготовки будущих рабочих. Кроме того, ее можно проводить и во внеурочных формах работы: через создание производственного участка в ПТУ и ученических производственных бригад, работающих на основе хозрасчетных отношений с предприятиями через кооперативы, аренду. Учебный план включает в себя предмет "Производственное обучение" с указанием объема времени и сроков проведения по курсам. В нем также указывается место и время проведения предвыпускной производственной практики. Все остальные теоретические дисциплины, особенно технические, располагаются в плане как обеспечивающие эти формы обучения, соблюдая требование опережения теоретической подготовки по отношению к практической подготовке. Определяя место и объем практической подготовки учащихся, следует решить проблему ее теоретического обеспечения. Составители учебного плана стремятся целесообразно соотнести их между собой, а это не просто сделать. Практика всегда имеет комплексный характер и потому требует самого полного теоретического обеспечения. Именно теория формирует у учащихся научные представления о практике. На практике может складываться все наоборот. Опережающее изучение теории порождает у ребят непонимание ее значения, недооценку, а отсюда и слабую мотивацию учения. Так что проблема взаимосвязи теоретического и практического обучения должна в каждом конкретном случае решаться отдельно, с учетом специфики профессии, условий и степени подготовленности учащихся. Практическое обучение проектируется в форме специальной учебной программы. Учебная программа представляет собой некую целостность предметного содержания и некоторых средств его усвоения, развития и воспитания учащихся. В учебной программе две части: основная, включающая то содержание, ради которого введен учебный предмет в учебный план, и блок средств — профессиональный блок, обеспечивающий усвоение знаний, формирование умений и развитие учащихся. При проектировании учебной программы учитывается специфика предмета, специфика технического знания. В частности, ведущими компонентами производственного обучения становятся нормативно одобренные способы деятельности. Процессуальный блок учебной программы включает в себя вспомогательные (логические, методологические) и межпредметные, историко-научные и оценочные знания, способы деятельности и формы организации процесса обучения предмету. Учебная программа производственного обучения содержит в себе учебные и воспитательные цели, перечень навыков и умений, совокупностью которых должны овладеть учащиеся. В ней определяется глубина освещения каждого вопроса, степень трудности формирования основных профессиональных умений. Учебная программа производственного обучения рассчитана на получение учащимися того уровня квалификации, который предусмотрен квалификационной характеристикой. В программах производственного обучения при систематизации и расположении материала решающей является конкретная технология производства. Кроме того, на подбор и расположение материала влияют педагогические принципы, возможности методов и средств обучения. Демократизация деятельности ПТУ позволяет мастеру производственного обучения делать "доводку" этой учебной программы, адаптировать ее к условиям конкретного производства и уровню подготовленности и развития учащихся. Более того, мастеру предоставляется право варьировать сроки и место производственного обучения и практики в учебном процессе. Таким образом, он сам проектирует производственное обучение. Мастера производственного обучения в целях совершенствования процесса формирования навыков и умений обратились к теории поэтапного формирования умственных действий. И хотя эта теория посвящена процессам и условиям формирования осмысленной умственной деятельности учащихся, она предлагает для этого широко использовать и практические действия. Это как раз и привлекает специалистов профессиональной педагогики. Основу теории составляют следующие положения: 1) прежде чем начать изучать новую операцию (действие), следует сориентироваться в условиях, в которых она применяется и которые способствуют ее успешному овладению; 2) далее рекомендуется познакомиться с эталонами, нормативными требованиями выполнения этой операции; 3) нужно стремиться повторить заданный норматив, предварительно составив в уме план своих действий; 4) необходимо осмыслить совершенные действия и проговорить их вслух, иногда комментируя словами (понятиями) практические операции. Суть теории состоит в переводе внешних практических действий во внутренние умственные и наоборот. Слабость теории состоит в том, что ее применение возможно лишь при обучении смотивированного ученика, стремящегося терпеливо и методично изучать профессию. Сила же в том, что формирование новых действий осуществляется без особого напряжения, без заучивания, как бы само собой. Применение данной теории способствует сближению рабочих действий и умственной работы ученика. В рамках теории поэтапного формирования умственных действий разработана идея ориентировочной основы действий и типов ориентировки. (Машкова И.П., Малов С.Л. Указ. соч. С. 33 - 55; Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. С. 288.; Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. С. 54 - 195.) Учебная программа производственного обучения для профессий с трехлетним сроком обучения состоит из двух частей: программа обучения в учебных мастерских и обучение на предприятии, куда входит проектирование и предвыпускной производственной практики на штатных рабочих местах предприятий выпускных квалификационных экзаменов. Общепринятая структура учебных программ — это разбивка всего учебного материала на темы, способные быть усвоенными учащимися за один-два урока. Подборка и расположение тем зависит от принятой системы обучения: предметной, операционной, операционно-комплексной или побочной. Предметная система обучения предполагает за основу брать определенное изделие и весь процесс его изготовления. На такой системе обучения построена программа подготовки рабочих по деревообрабатывающим специальностям. Операционная система, впервые созданная в России и широко внедренная во всем мире, состоит в тщательном анализе содержания труда и выделения его компонентов. Эти компоненты-операции и берутся за основу тематического построения курса производственного обучения. Так можно строить программы по слесарным и токарным работам. Операционно-комплексная система предполагает создание таких совокупностей операции, которые составляют законченное целое (комплекс). В профессиях, связанных с изготовлением целостных изделий (деталей), используется 'именно эта система. При этой системе группировка и последовательность операций, подбор объектов и расположенных их в определенной последовательности всегда взаимосвязаны. Для проектирования системы практического обучения требуется создание материально-технического и методического обеспечения. Необходимо также знать, где может проводиться обучение: в учебных мастерских, на учебных объектах, в тренировочных или лабораторных условиях, непосредственно в трудовых коллективах на производстве. В процессе проектирования составляется перечень оборудования мастерских. Кроме того, для системы важно включить в нее или хотя бы учесть внеурочные формы профессионально-трудовой деятельности учащихся и особенно их производительного труда. К таким формам относятся кооперативы, ученические бригады, работающие на единый наряд, аренда и др. Задачи любой из этих форм состоят в следующем: закреплять и совершенствовать профессиональные знания и умения в процессе производства во внеурочное время, усиливать нравственные воспитательные возможности высокой организации труда; повышать ответственность за качество конечной продукции; развивать экономическое мышление; создавать возможности для удовлетворения возрастающих материальных и духовных потребностей молодежи за счет их собственного труда; уменьшать влияние негативных факторов воспитания, вызванных незагруженностью учащихся. При педагогическом проектировании, системы практического обучения создаются такие проекты, как Договор ПТУ и предприятия по организации производственной практики учащихся. План-программа производственной практики, Программа квалификационного экзамена. При этом учитываются такие не педагогические, а сугубо производственные проекты по организации труда, как Трудовое законодательство (согласно которому устанавливается продолжительность рабочего времени учащихся). Положение о предприятии (по нему определяется режим работы предприятия, цехов, отделов и, следовательно, пришедших на практику учащихся). Расценки труда (для определения расценок по категориям работы). Требования к технике безопасности. Каждая из этих форм проектирования имеет свое назначение, структуру и особенности. Сегодня нет уверенности, что их число, разновидности, структуры оптимальны. Естественен вопрос: достаточно ли их, и полно ли они отражают реальные возможности практической подготовки рабочих, обеспечивают ли они создание именно системы? Но сделать набор этих компонентов еще не значит спроектировать систему практического обучения. Вспомним, что для этого нужны определенные связи и отношения между этими компонентами, обеспечивающие их взаимное развитие. Во-первых, нужно, чтобы ТКС, профессиограмма и квалификационная характеристика были моделями действительно нужной обществу личности труженика, последовательно развивая и конкретизируя представление о нем и учитывая реально существующие возможности его формирования. Во-вторых, учебный план и учебную программу практической подготовки учащихся ПТУ нужно превратить действительно в проекты деятельности, способствующие формированию задуманной личности. Их реализация должна приводить к задуманному в моделях результату. Сегодня такой связи между моделью личности работника и проектами ее реализации нет. В-третьих, необходимо увязать модель, проект и условия их реализации, в частности материально-технические, а также кадровое, правовое, пространственно-временное и методическое обеспечение. Это обеспечение проектов, учебных планов и программ необходимо также, как сделанному электровозу — рельсы, электроснабжение, машинист, как самолету — пилоты, горючее, карты и т. д. Без него любые проекты мертвы. В-четвертых, проекты системы практического обучения учащихся школ, ПТУ, колледжей необходимо составлять с тем учетом, что в системах затем создается педагогический процесс. Собственно система реализует себя через педпроцесс. Поэтому нужно, чтобы проекты были реальными, их воплощение достижимым. Все это обеспечивается через набор компонентов в системе и связей между ними. Чтобы система практического обучения будущих рабочих и служащих была мобильна, предусматривается регулярный пересмотр ТКС, профессиограмм, квалификационных характеристик, учебных планов и программ; участие в этом непростом проектировании представителей предприятий, педагогов ПТУ, родителей, самих учащихся. Уже сейчас есть опыт заключения договоров между ПТУ и предприятиями не только на распределение выпускников, а на их подготовку по совместно разработанным моделям и проектам. Создание системы практического обучения будущих рабочих — стержневая задача образовательных учреждений и предприятий. Это есть объект их совместной деятельности.
Задания для самостоятельной работы 1. Сравните между собой определения содержания теоретической и практической подготовки рабочих, выделите в них общее и особенное, установите взаимосвязь и взаимозависимость. 2. Сходите в любое училище и по группе профессий, соответствующих профилю вашей подготовки, подберите документы, с помощью которых проектируется практическая подготовка рабочих. Познакомьтесь с ними. 3. Посетите урок производственного обучения. Выпишите профессиональные навыки и умения, вновь формируемые у учащихся, повторяемые или закрепляемые. 4. Проанализируйте этот же урок по следующему плану: какая система обучения реализовывалась (предметная, операционная или операционно-комплексная)? Имело ли место использование теории поэтапного формирования умственных действий? Опирался ли мастер производственного обучения при формировании профессиональной деятельности учащихся на нормативно одобренные способы деятельности? Каким образом эти три подхода взаимодействуют между собой на практике?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |