Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальные педагогические проблемы профессиональных учебных заведений




Индивидуальная педагогическая система — это вся совокупность деятельности педагога и учащихся, построенной на более полном ис­пользовании возможностей их личностей и дающей устойчивый эф­фект, способный к воспроизводству в других условиях и другими пе­дагогами.

Педагогический стиль — это устойчивые и многократно повторяю­щиеся компоненты, связи, признаки и свойства педагогической деятель­ности, придающие ей неповторимость и оригинальность.

Проектирование индивидуальных педагогических систем

Наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности— при­знак сформировавшейся личности. Субъект остается самим собой во всех видах и формах деятельности. Если он не ищет способов действий, утверждающих его индивидуальность в каждом виде деятельности, то он может остаться "ог­раниченно годным профессионалом".

Стиль формируется с самого начала трудовой педагогической деятельности, но о его наличии можно говорить только тогда, когда мастер или преподаватель достигает уровня педагогического мастерства. Физиологической основой фор­мирования стиля трудовой деятельности является динамический стереотип, поэ­тому откладывать создание собственного стиля на более зрелые годы нельзя. Напомним, что динамический стереотип как слаженная интегрированная систе­ма условно рефлекторных процессов формируется в результате многократного применения одних и тех же раздражителей в постоянном порядке следования.

В деятельности всех педагогов есть много общего, что требует от каждого из них одинаковых умений: общаться с воспитанниками, доступно объяснять учеб­ный материал, контролировать знания и др. Но есть и такие умения, которые присущи всегда только одному преподавателю. Например, умения придумы­вать занимательные задачи, использовать юмор, вовлекать учащихся в анализ урока и т. д. Это единичные умения, которые педагоги приобретают сами.

При формировании индивидуального стиля деятельности огромную роль играют следующие факторы:

свойства нервной системы, сила и подвижность нервных процессов, ско­рость формирования условных рефлексов;

особенности тех педагогических задач, проблем, ситуаций, которые по­стоянно приходится решать педагогу в своей деятельности;

постоянная тренировка, накопление опыта эффективного проявления лич­ных способностей и индивидуальных особенностей;

воспитание и самовоспитание творческой направленности;

стимулирование педагогической индивидуальности в инженерно-педаго­гическом коллективе профтехучилищ со стороны руководства.

Формирование индивидуальной педагогической системы деятельности инженера-педагога происходит как поисковая деятельность. В ней педагог реализует свои способности и возможности. Если у педагога не будет твор­ческого поиска, то это плохо отразится на его самочувствии, на отношении к учащимся. Психофизиологи утверждают, что если человека лишают возмож­ности самореализации, то у него возникают психосоматические болезни, т. е. болезни нервной системы. Нарушение поисковой деятельности как естест­венной функции человека, вмешательство в нее разрушают механизмы моз­га, "он ломается, упрощая разум".

Именно к разрушению разума личности ведет излишняя стан­дартизация педагогической деятельности. Вдумайтесь в эти любо­пытные слова: "...интеллектуальные процессы мы привыкли оце­нивать по принципу их целенаправленности и результативности. А что отсюда следует? К какому выводу мы пришли? Что делать даль­ше? Мышление представлялось не самоценным, а служебным ви­дом деятельности, который обязательно пристраивается к чему-то внешне полезному. Отсюда и привычка делать "выводы", "заклю­чения", "обобщения", извлеченные из самого движения мысли, как ее конечный продукт. Внутри самих мыслительных систем господ­ствовал принцип "единоначалия": все многообразие действитель­ности выводилось из единого постулата, из первенства "идеи" или "материи", "опыта" или "рассудка", "воли" или "знания", "индиви­дуума" или "коллектива". При этом одно объявлялось главным, а другое —второстепенным, обессмысливалось, опустошалось, пере­ходило на роль "подпорки" или "надстройки", лишаясь самостоя­тельного места и значения в мироздании. Мысли использовались инструментально, они становились "идеями" — орудиями подчи­нения и господства". (Эпштейн М. Указ. соч. С. 382 - 383.). Поэтому должно произойти крушение старо­го "массового" мышления педагогов, проявляться индивидуальность у каждого учителя, мастера. Индивидуальный педагогический стиль поможет развитию личности и общества.

Стиль деятельности педагога является основой для зарождения индивиду­альной педагогической системы.

Признание существования индивидуальных педагогических систем изме­няет устоявшееся мнение о педсистемах и педпроцессах как о неподвижных, устоявшихся. Обратимся к конкретным индивидуальным системам.

Педагог всегда ощущает недостаток средств для своей профессиональной деятельности. Часто ему не хватает средств, чтобы поддерживать дисциплину учащихся на уроке. Многие преподаватели пробуют изучать, опыт коллег, применять ту или иную педагогическую технологию. Но это не всегда удает­ся, т. к. не всякий чужой опыт срастается с личными возможностями педаго­га. Несмотря на это, опыт педагогов-новаторов весьма поучителен, хотя бы тем, что является примером зарождения и развития индивидуальных педаго­гических систем в условиях единообразия практической педагогики.

Следует различать понятия "новация" и "инновация". Соглас­но словарю, новация — частичное обновление, изменение уже чего-то существующего; это новшество, связанное с заменой компонен­та, связи, одного свойства и т. п. Инновация — это принципиаль­ное новообразование (по Далю: иной, иновидный). Отсюда роди­лось понятие "новатор". Новатор — человек, вносящий что-то но­вое, прогрессивное в существующие системы, процессы, явления. Новаторство — деятельность новаторов, течение, определяющее созидательную деятельность педагогов.

Движение педагогов-новаторов продолжает традиции россий­ской педагогики. Еще задолго до революции его представляли К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, а в революционные и первые послерево­люционные годы — С. Т. Щацкий, А. С. Макаренко. Сталинский режим подавил всякое новаторство, но стоило возникнуть в конце 50-х — начале 60-х годов "хрущевской оттепели", как появились педагогические работы В. А. Сухомлинского, липецкий опыт. В 80-е годы мы уже знаем больше имен педагогов-новаторов: В. Ф. Ша­талов, Ш. А. Амонашвили, Н. Н. Палтышев, Ю. Д. Городков и др.

Опыт каждого из этих педагогов возникал в условиях удушья педагогической мысли и деятельности, но, несмотря на это, разви­вался и сейчас, в период демократизации, получил признание. В то время, когда педагогическая наука обслуживала государствен­ные системы управления и отстала от жизни, педагоги-новаторы подняли упавшее знамя и спасли честь национальной педагогики. Они уже этим противопоставили себя официальной академической науке, которая подвергала критике те или иныеих позиции.

Проанализируем общие черты, присущие работе педагогов-новаторов 80-х годов. Такое обобщение они сделали сами, часто встречаясь в период с 1986 по 1989 год и вырабатывая единую платформу. Отчеты об этих встречах регулярно публиковала "Учительская газета".

Всех педагогов-новаторов объединяют единые педагогические принципы. Они эти принципы сформулировали следующим образом: гуманизм ("человечность во все века"), педагогика развития, непрерывность образования, культуросообразность, (развитие культуры), художественное развитие, развитие интере­сов, трудовое развитие. Именно принципы являются систсмообразующими фак­торами их индивидуальных систем воспитания и обучения. Педагоги-новаторы воплотили эти принципы в содержании, методах и формах педагогической орга­низации воспитания. Эти принципы они противопоставили существующему ав­торитаризму и педагогическому невежеству. В центр своих систем педагоги-нова­торы поставили личность учащегося, они отказались от широко распространенно­го педоцентризма. Новаторство советских педагогов 80-х годов оказало сущест­венное влияние на становление российской педагогики 90-х годов.

У директора СПТУ № 115 г. Минска А. X. Шкляра новаторская педагогичес­кая система построена на реализации цели: создать условия для профессиональ­ной подготовки специалистов высокого уровня. Принципы А. X. Шкляра: опе­режающая материально-техническая оснащенность, хозяйственный расчет, под­бор педагогических кадров в соответствии со своими представлениями о совре­менном педагоге, опора на экономические знания, ориентация на конечный ре­зультат. Содержание системы — блочно-кольцевая система подготовки рабо­чих. Методы, которые преобладают в этой системе: хозрасчет, оплата по труду, поиск новой техники, работа в высоком темпе, интеграция в содержании и методах обучения, наглядные примеры, стимулирующие ступени (кольца) професси­ональной подготовки. Формы организации педагогической системы: интегративные уроки, создание хозрасчетных объединений и др.

Система А. X. Шкляра складывалась годами. Она базируется на педагоги­ческой идеологии автора, выражает его убеждения. Создавая эту систему, педа­гог самоопределялся в своей профессиональной деятельности.

Большинство педагогов-новаторов в своем творчестве обратились к преоб­разованию педагогического процесса в пределах урока. Рассмотрим опыт Н. Н. Палтышева и В. Ф. Шаталова.

Н. Н. Палтышев — преподаватель физики СПТУ № 1 г Одессы. Ему уда­лось по-новому спроектировать преподавание физики будущим рабочим. В ос­нову педагогического процессаим положены принципы воспитания у учащихся веры в свои силы, использования оценок только для поощрения успехов. Мето­дика урока, по мнению Н. Н. Палтышева должна быть соизмерима с возмож­ностями конкретных учащихся. Цель педагога — научить всех.

Особое внимание педагог-новатор уделял содержанию обучения физики. Отказавшись от традиционного поурочного изучения материала по темам, он выделил вопросы главные и второстепенные, темы "опорные" и "проходные". "Свернув" информацию вокруг 17 базисных формул. Н. Н. Палтышев получил огромный выигрыш во времени. За счет этого резерва времени он сумел обога­тить методику обучения, значительно расширить и углубить разностороннее вос­питание учащихся на уроке.

Все уроки физики новатор разделил на пять групп (этапов); уроки ликвида­ции пробелов в знаниях; уроки, обучающие умению учиться; уроки воссоздания нормального психологического климата; уроки творчества; уроки подготовки к экзаменам. Уроки всех этих групп имеют свои общие задачи, свою методику. Таким образом, складывается принципиально новый цикл технологии обуче­ния, который сам автор выражает в трех понятиях: творчество —репродукция — творчество.

По-новому организованное содержание курса физики сочетается с обилием не­привычных методов и приемов обучения: музыкой и цветомузыкой, стихами, живо­писью и т. д. На уроках применяется множество новых средств обучения — собст­венноручно сделанных приборов и приспособлений. При изучении темы "Свет" дис­персия возникает перед учащимися как красная, оранжевая, желтая, зеленая, голу­бая, синяя и фиолетовая радуга. Под звуки музыки Баха преподаватель рассказывает о квантово-волновом дуализме и электромагнитной природе света. На уроках талан­тливого педагога учащиеся вырываются из плена бездуховности.

Новаторство Н. Н. Палтышева состоит в том, что его уроки гуманны, а учеб­ный предмет очеловечен. Палтышев создал "технологию доброты".

В. Ф. Шаталов — учитель физики из г. Донецка, известный во всем мире педагог, ученый, писатель.

Цель педагогического процесса у В. Ф. Шаталова — учить всех и давать всем прочные знания ("все дети талантливы"). Главный прин­цип педагогического процесса — открытие перспективы. "За безуко­ризненно выполненную работу без каких-либо дополнительных тре­бований должна быть выставлена только "пятерка". Другие принци­пы: многократное повторение материала, опережающая теоретичес­кая подготовка, повышенный темп обучения и экономия времени. (Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Проф.техн. образование. 1987. № 7. С. 9. Там же. С. 7—10.).

Учебный материал В. Ф. Шаталов существенно переработал. Он создал из него крупные блоки, при многократном повторении эти блоки "свертываются" и "развертываются". Учебный материал офор­мляется в схему, конспект.

Разнообразны и методы, которые применяет В.Ф. Шаталов: объ­яснение, опорные конспекты (сигналы), озвучивание, символы, работа с учебником, письменное воспроизведение опорных сигналов, листы взаимоконтроля, листы открытого учета знаний и др. Соединение со­держания обучения и этих методов в единый педагогический процесс производится новатором как поэтапная организация познавательной деятельности учащихся. Вот что об этом пишет сам В. Ф. Шаталов:

"Первый этап — развернутое, образно—эмоциональное объяснение учи­телем отобранных для урока параграфов. Второй этап — сжатое изло­жение учебного материала по опорному плакату, озвучивание, расшиф­ровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Третий этап — изу­чение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеива­ет их в свой альбом. Четвертый — работа с учебником и листом опор­ных сигналов в домашних условиях. Пятый — письменное воспроиз­ведение опорных сигналов на следующем уроке. Шестой — ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т. д). Седьмой — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала". (Шаталов В.Ф. Указ. соч. С. 7.).

Педагогические процессы, оригинально спроектированные каждым из педа­гогов-новаторов, дают хорошие результаты: прочное усвоение учебного мате­риала учащимися, устойчивую профессиональную ориентацию, увлечение уче­нием всех учащихся. Каждый из этих процессов имеет свое систсмообразующее звено. У Н. Н. Палтышева — это идея воспитания человека через связь обуче­ния с искусством, у В. Ф. Шаталова — идея создания постоянных опор в мысли­тельной деятельности учащихся. Педагогические системы новаторов, как ви­дим, разные. У каждого из них своя педагогическая концепция, имеющая обще­ственную ценность. Их можно сравнить с высокохудожественными произведе­ниями искусства: эти концепции служат для нас эталоном подхода к педагоги­ческому проектированию процесса на уроке.

В начале 90-х годов в образовательной системе России произошли существен­ные сдвиги: возникли альтернативное образование и альтернативная педагогика. Альтернативное образование развивается как дополнительное к традици­онному, нередко как противоположное ему. Иногда его называют параллель­ным. Его сторонники считают, что надо разрушить традиционную образова­тельную систему, созданную тоталитарным режимом как систему подавления и сдерживания развития человека, и создать новую систему образования, подчи­ненную законам этого развития. Развитие альтернативного профессионального образования отражает изменение спроса на рынке рабочей силы и личные по­требности граждан.

Альтернативная педагогика — это система научно-педагогического знания, противостоящая принятой в обществе государственной нормативной педагоги­ке. Она развивается в рамках альтернативных движений, основанных на эколо­гической философии. "Альтернативисты" считают, что ресурсы планеты огра­ниченны, что производительные силы не могут развиваться прежними темпа­ми, поэтому нужно отказаться от технократического мышления и технологичес­кого детерминизма. Они ратуют за формирование альтернативной культуры, альтернативного образования и образа жизни, за возвращение к человеку "как мере всех вещей". В задачи альтернативной педагогики входит выработка тако­го научного знания, которое способствовало бы гуманизации и экологазации отношений между людьми, а также человеком, природой и обществом, созда­нию условий для саморазвития и самовыражения личности.

Альтернативное образование проявилось в создании частных и арендных учебных заведений, новых типов учебных заведений, отличающихся от тради­ционных школ и ПТУ. Это гимназии, колледжи, лицеи, высшие профтехучили­ща, реальные, коммерческие, аграрные, фермерские училища и др. Что касает­ся педагогического процесса, то альтернативные тенденции здесь появляются в содержании образования и технологиях обучения. Широко известны техноло­гии развивающего обучения, "погружения" и др. Многие технологии заимству­ются из опыта зарубежной педагогики: вальдорской педагогики, школ Монтессори, Френе, Пиаже, Петерсона.

В альтернативное образование входят "авторские школы", созданные педа­гогами на основе собственных концепций. Эти концепции могут вырабатывать­ся педагогами как результат собственного практического опыта, либоих осно­вой становятся выводы специального экспериментального исследования. Ав­торские концепции, как и созданные на их базе авторские учебные заведения, проходят экспертизу и получают право на практическую реализацию.

Разнообразие содержания образования и образовательных технологий спо­собствует развитию авангардной педагогики. В ее рамках разрабатываются и проверяются педагогические идеи и инновации, значительно отличающиеся от общепринятых и допускаемых в сфере образования, отражающие стремление части педагогов к поиску новой парадигмы воспитания и обучения молодежи. Авангардная педагогика намного опережает время, предлагая моренную и прин­ципиальную перестройку в сфере теоретической и практической педагогики. Авангардная педагогика позволяет предвидеть и прогнозировать развитие со­держания обучения и образовательных технологий на много лет вперед примерами могут служить Школа завтрашнего дня. Школа диалога культур, а также одно из направлений альтернативной педагогики — проективная педагогика. Развитие альтернативной педагогики, параллельной традиционной, — обычное явление в любом демократическом обществе, но при этом любое учебное заве­дение Должно обеспечивать стандарт образования. В педагогике профтехобразования это стандарт профессиональной квалификации. С его помощью опре­деляется качество профессионального образования по степени его соответствия общественно необходимым требованиям. Стандарт строится по четырем уров­ням: I — общая компетенция в профессии, способность производить разнооб­разную работу; II —более высокий уровень профессиональной компетенции, способность выполнять работу автономно и ответственно; III — высокий уро­вень компетенции, способность ответственно выполнять достаточно сложные, комплексные работы; IV — высокий уровень квалификации комплексных и спе­циализированных работ, связанных с планированием профессиональных вопро­сов. На основе этих уровней определяется продолжительность обучения про­фессиям, соотношение теории и практики в обучении, диапазон тарифных раз­рядов, присваиваемая квалификация, минимум общего образования.

Педагогу становится все сложнее разобраться в многообразии форм ор­ганизации, содержания и технологий обучения. Он постоянно выбирает, но, чему бы он ни отдавал предпочтение, в конечном итоге он создает свою ин­дивидуальную педагогическую систему. Каждый педагог является творцом, проектирующим развитие своих воспитанников посредством выбранных средств, от него зависит успех любой технологии, любого содержания н лю­бой формы организации образования.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выделите и оцените ведущие признаки стиля педагогической деятельнос­ти одного из преподавателей педагогических дисциплин вуза.

2. Прочтите одну из книг об опыте педагога-новатора и проанализируйте, в чем заключается новаторство в создании педпроцессов, педсистемы, в решении педситуаций.

3. Вспомните любого учителя в школе или ПТУ. Опишите особенности его педагогической системы.

4. Составьте инновационный паспорт на альтернативные ПТУ или альтер­нативную образовательную технологию, применяемую в профтехучилище.

Глава 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.