Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование педагогического процесса в училище




Педагогический процесс проектируется в определенной форме его орга­низации или в комплексе таких форм. Как бы ни были различны между собой оргформы, они имеют общую структуру, согласно которой протекает проек­тирование.

Исходной, базисной структурой формы является педагогическая. Она состоит из последовательного набора всех компонентов педагогического про­цесса. Так, каждый урок, экскурсия, линейка, диспут имеют цель, реализуют определенные принципы, имеют содержание, методы и средства их воплоще­ния. Задача педагога— выбрать необходимые компоненты из всего педагоги­ческого арсенала и обеспечить их последовательную взаимосвязь.

Любая форма имеет методическую структуру. Она строится как ряд пос­ледовательных этапов достижения поставленной цели. Для этого цель разби­вается на ряд задач, в соответствии с которыми и выделяются методические этапы оргформы. Например, в экскурсию входят подготовительный инструк­таж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксирование уви­денного и услышанного, обсуждение итогов. Урок содержит оргмомент, про­верку домашнего задания (актуализация прежних знаний, умений) объясне­ние нового материала (усвоение знаний), закрепление (формирование навы­ков и умений).

В каждой форме есть также психологическая структура. В свою очередь, эта структура многогранна. Психологическая структура зависит от активнос­ти протекания познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения. Их взаимодействие, соотношение, взаимопереходы и опреде­ляют психологическое построение той или иной формы.

Психологическая структура оргформы— это также процессы развития интереса к учению, мотивов учебной деятельности. Одни педагоги пытаются определенными приемами вызвать интерес к уроку сразу же, начиная его, другие,— постепенно пробуждают интерес к уроку, создавая эмоциональный кульминационный момент.

Психологическая структура определяется психофизиологической и физи­ческой нагрузкой учащихся и педагогов, вызывающей подъемы и спады на­пряжения их нервной системы.

Но самое распространенное определение психологической структуры свя­зано с логико-психологическим построением формы, возникающим в зави­симости от последовательности решения поставленных задач или проблем, выполнения задания.

Все эти структуры накладываются друг на друга, влияют друг на друга и друг без друга не существуют, в какой бы малой формени организовывался педагогический процесс. Проектирование формы идет как построение и со­здание взаимодействия этих структур.

Процедура проектирования оргформы может быть различной, но в целом сводится к следующему.

Начинается проектирование с осмысления выбранной формы воспитания или обучения и определения ее места в педагогической системе. Это значит, что следует определить, с какой ранее проведенной работой с учащимися она связана, какие начинания продолжает, на какие личностные качества учащихся опирается, какими возможностями самого педагога, материально-техничес­кого и методического обеспечения располагает. Это дает четкое представле­ние о фоне, среде и возможностях осуществления воспитания и обучения в выбранной для этого форме. Собственно, на этом этапе идет анализ конкрет­ной педагогической системы, в рамках которой организуется педагогический процесс.

Например, при подготовке к беседе о профессии следует узнать, какая ра­нее работа на эту тему проводилась с учащимися, какой информацией о своей профессии они располагают, как они относятся к ней, какая сторона этой про­фессии еще не познана учащимися и т. д. Вся эта работа проводится, как правило, мысленно или в виде наблюдения, поиска литературы, изучения от­четов, опросов учащихся. Такая информация нигде не фиксируется. Она слу­жит богатым источником для принятия последующих решений в процессе проектирования.

На этом материале строится беседа. Сначала она проектируется согласно педагогической структуре: ставится ее цель (как продолжение ранее достиг­нутых результатов), определяются руководящие принципы, отбирается содер­жание, выбираются соответствующие методы, приемы и средства. Все это приводится в систему, т. е. между всеми компонентами устанавливаются свя­зи и отношения, способствующие их объединению, взаимному обогащению, развитию. На этом втором этапе создается основа беседы как оргформы.

Педагогическая структура включает в себя отбор содержания беседы, т. е. материала, предназначенного для познания его учащимися. Отбор и структу­рирование материала осуществляются в соответствии с разбивкой общей цели беседы на задачи. Если цель беседы —показать многогранность профессио­нальных возможностей получаемой специальности, то с помощью ее можно решать такие задачи: совместно обсудить различные виды и формы трудовой деятельности; новые рабочие места, специальности, которые легко можно освоить на основе получаемой специальности; виды высшего образования, базирующиеся на данной рабочей профессии; а также где можно применять получаемые знания и умения. Эти задачи, их постановка и решение могут составить план беседы как последовательное функционирование содержания.

Когда такая структурная основа будет построена, можно приступать к про­ектированию беседы согласно методической структуре. Методическая струк­тура определяет последовательность действий учащихся и педагога в ходе беседы. Этого нельзя сделать с помощью педагогической структуры, дающей лишь материал, из которого беседу на воспитательную деятельность еще пред­стоит создавать.

Методическая структура беседы может быть такой: вводная часть (подго­товка учащихся к диалогу), диалог (элементы дискуссия), подведение итогов

Каждый из методических элементов соответствует тем педагогическим зада­чам, на которые разбивается общая цель беседы.

Вводная часть беседы может включать установку на участие в беседе стимулирование интереса к беседе, раскрытие цели и задач, общего плана. Делать это можно, словесно, а можно и с помощью просмотра иллю­страций, фотографий, книг, статей. Далее мастер проектирует вторую часть — беседу-диалог: подбирает вопросы для учащихся, предполагает, какие вопросы возникнут у них, находит материал для раскрытия задач выяв­ляет противоречия в подобранной информации, намечает дискуссионные моменты и т. д. Третья часть беседы — подведение итогов также проду­мывается методически, т. е. мастер ищёт методы и средства, подбирает содержание.

При этом методическая структура может быть разной. Например, для дис­куссии — постановка проблемы, вычленение противоречия, обоснование точек зрения; для выпуска стенгазеты — организация редколлегии, выбор жан­ра, художественное оформление, составление заметок, редактирование. Каж­дый из компонентов методической структуры имеет свою педагогическую министруктуру. Так, методы и приемы нужны и для оргмомента, и для пере­дачи знаний, и для подведения итогов.

Методическая структура формы является центральной для процесса ее проектирования. Посредством ее определяется деятельность и взаимодейст­вие всех участников, пространственно-временные условия этой деятельнос­ти. В беседе, например, роли между педагогом и учащимся распределены когда они задают друг другу вопросы и отвечают наних, ставят проблемы находят противоречия. Диалоговая конструкция — основа методической структуры беседы. Оргформы отличаются друг от друга методической структурой педагогического процесса.

Наконец, о психологической структуре беседы. Ее нельзя создавать без знания учащихся. Фактически она как бы приспосабливает педагогическую и методическую структуры формы к учащимся. В противном случае любая фор­ма делается безличностной, абстрактной. Благодаря психологической структуре учащиеся и преподаватели становятся центральными элементами педа­гогического процесса.

Придавая форме психологическую структуру, педагог в первую очередь определяет, что он больше всего хочет добиться от учащегося: запоминания материала, размышления, определенного отношения к нему или творчества

Тот, кто пробовал обучать других, знает, что от выбора доминирующего про­цесса познания зависит и подбор методов, их дозировка и многое другое.

Разработка психологической структуры беседы особенно важна, т. к. в ней не должно быть поляризации ролей педагога и учащихся. Надо поставить их в равные позиции обменивающихся знаниями, мнениями. Это взаимный раз­говор, диалогическое партнерство. В беседе педагог помогает родиться мыс­ли, а не навязывает свою. Психологически верно построенная беседа выраба­тывает у учащихся умение мыслить.

Параллельно педагог оттачивает педагогическую и методическую струк­туры формы, учитывая мотивы учения, отношение учащихся к профессии. Он ищет такие элементы, которые бы поддержали и развили положительные мотивы, иначе никакое обучение невозможно.

Педагог еще раз продумывает беседу с точки зрения охраны здоровья уча­щихся, учитывая возможную физическую нагрузку, степень напряженности. Педагог обдумывает темп, режим методических подструктур, продолжитель­ность применения того или иного метода, приема или средства.

В целом это превращается в единый педагогический процесс, в котором участвуют учащиеся и педагоги. В беседе всегда есть кульминационный мо­мент, в котором интерес учащихся достигает наивысшей точки. Опыт прове­дения бесед показывает, что он может возникнуть при дискуссии, а также при доведении до учащихся незнакомых им сведений, связанных, например, с мотивами их поведения. Следовательно, уловить этот момент значит опреде­лить центральное системообразующее звено всего педагогического процесса.

Если благодаря методической структуре достигается разнообразие форм, то благодаря психологической структуре обеспечивается качество. Формы подбираются для учащихся, исходя из их возможностей и уровня развития.

Соединение всех трех структур педагогического процесса чрезвычайно сложное дело. Рекомендованный порядок их построения всегда условный, поскольку он зависит от особенностей того, кто проектирует ту или иную фор­му. Через такое соединение создается технология воспитания и обучения.

Так проектируется любая форма: лекция, дискуссия, экскурсия, выпуск стенгазеты, экзамен и т. д.; формы проектирования: планы мероприятий (уро­ков), конспекты, сценарии. План педагогического процесса для мастера и пре­подавателя не менее важен, чем партитура для дирижера или сценарий для режиссера. Плохо спроектированная беседа, экскурсия, когда какие-то ком­поненты упущены, а какие-то формы не учтены, резко снижает эффектив­ность педагогического процесса, а следовательно, эффективность воспитания и обучения. При этом педагога не спасает ни опыт, ни высокое мастерство.

Любая форма организации педагогического процесса имеет устойчивую структуру, благодаря чему приобретает определенные внешние признаки, обладает своими воспитательными возможностями. Беседа всегда отличает­ся от выпуска стенгазеты или дискуссии. Простые формы могут использо­ваться не только как самостоятельные, но и как звенья для последующего создания сложных (составных) и комплексных форм организации педагоги­ческого процесса.

Сложные формы, как и простые, проектируются в соответствии с рассмот­ренными выше тремя типами структур: педагогической, методической и пси­хологической. Они сразу проектируются как целостные, а не механически составленные из простых форм.

Процесс их проектирования аналогичен с проектированием простых оргформ. Рассмотрим это на примере проектирования тематического вечера, по­священного встрече Нового года.

Первоначально продумывается педагогическая структура вечера. Опреде­ляются его цель и задачи. Цель — формировать у учащихся стремление к совершенствованию своей жизнедеятельности и личности в новом году; зада­чи — отметить наиболее удачные дни уходящего года, обеспечить веселый отдых, создать условия для проявления творчества каждым учащимся, опре­делить перспективы на новый год.

Далее продумываются педагогические принципы, используя которые и руководствуясь данной целью и задачами, можно подбирать содержание ве­чера, методы, приемы и средства его проведения. При выборе методов, при­емов и средств происходит включение в вечер наряду с отдельными метода­ми простых форм. На новогоднем празднике можно провести разнообразные конкурсы, викторины, игры, просмотр стенгазет, фрагментов фильмов, диа­позитивов и др. Кроме этого, можно включить выступление директора ПТУ, учащихся и представителей предприятий, перекличку групп, награждение, чтение стихов, конкурс масок, пение, танцы, катание с горок и т. д. Все это подбирается с учетом содержания вечера, которым может стать информация об успехах года, об истории ПТУ, о народных традициях встречи нового года, а также элементы игровой, художественной, спортивной и даже трудовой де­ятельности.

Весь подобранный материал затем группируется, создается методическая структура вечера. Варианты методического построения могут быть самые раз­нообразные.

Наконец, прорабатывается психологическая структура новогоднего вече­ра, благодаря чему он делается личностным, индивидуально ориентированным. На вечере всегда есть кульминация. Это может быть выбор королевы бала, новогодний хоровод, чье-то выступление, костер на снегу и т. д.

Таким образом, вечер как сложная оргформа превращается в последователь­ную цепь реализации отдельных методов и простых форм. При этом вполне мо­жет быть так, что простые формы будут иметь некоторую самостоятельность и лишь целью связываться с вечером. Например, проведение занимательного кон­курса возможно в любое время года, но возможно и в ходе этого вечера.

При проектировании сложных форм можно пользоваться старыми проек­тами и модернизировать их, но можно делать и принципиально новый про­ект, включая в него компоненты из ранее известных форм. Таким путем мож­но создать инвариантные блоки.

Комплексные формы организации педагогического процесса — это своеоб­разные педагогические системы, состоящие из различных простых и сложных оргформ, объединенных целью, содержанием или методом воспитания и обу­чения учащихся. Отсюда следует, что сами проекты таких форм будут разны­ми. При единой цели в проект будут внесены любые формы, например ком­плексные: день знаний, день рождения училища, день открытых дверей. При единой теме — только те, с помощью которых этим содержанием можно опе­рировать: день театра, олимпиада, день бегуна. При едином методе — лишь формы, построенные на таком же методе (работа органов самоуправления).

"Собирание" форм в единый комплекс—достаточно сложная задача. Здесь особое внимание уделяется определению системообразующего фактора. А далее вдет процесс анализа педагогических возможностей каждой из форм. Анализируется, как форма может способствовать решению поставленных целей и задач. Например, при проектировании Недели книги анализируется возможность просмотра спектакля, поставленного по одному из произведе­ний классиков литературы. Проектирующие размышляют над тем, как к твор­честву писателя относятся ребята, прочли ли они произведение, по которому поставлена пьеса, какую реакцию у них может вызвать просмотр спектакля и т. д. Только смоделировав поведение и отношение учащихся к спектаклю, можно ответить на вопрос о включении посещения театра в Неделю книги.

Затем анализируется содержание включаемых форм: выделяются основ­ные понятия и виды деятельности учащихся. Нельзя, например, в Неделю книги включать однообразные по содержанию формы или формы, требую­щие освоения большого понятийного аппарата и т. д.

При таком анализе возникает своеобразная многомерная таксономия, т. е. классификация простых и сложных форм по их возможностям войти в ком­плексную оргформу

Следующая процедура — расположение форм внутри комплексной с уче­том времени, пожеланий учащихся, материально-технических и других воз­можностей. При этом рекомендуется:

расположить формы так, чтобы они взаимно поддержали и развивали друг Друга;

начать комплексную форму той формой, которая соответствует пожелани­ям и ожиданиям учащихся и в то же время способствует формированию инте­ресов у них;

определить центральное мероприятие, т. е. форму, концентрирующую в себе сущность содержания комплексной формы и эмоционально-волевые ха­рактеристики;

после проведения кульминационного мероприятия поставить такие фор­мы, которые бы содержали в себе приемы и методы обобщения всего ранее проведенного и оценки качества формы в целом.

Проектирование комплексных форм проводится, как правило, с помощью специально создаваемого плана на основе конспектов, методических разра­боток, сценариев.

В любом училище педагогический процесс проектируется не только через формы его организации, но и во времени, например всегда определяется регла­мент проведения дней или недель. Наиболее традиционный проект дня состоит из трех компонентов: уроков, самостоятельной работы и внеучебной деятель­ности учащихся. Их сочетание может быть самым разнообразным, они могут иметь разнообразную временную продолжительность. Например, уроков мо­жет быть и пять, и шесть. Самостоятельная работа может длиться и час, и два. Разное количество времени может занимать внеучебная деятельность учащих­ся. Более того, педагоги ПТУ ищут оптимальную последовательность этих компонетов. Существует вариант, когда перед уроками проводится самоподготовка или когда уроки начинаются не ранее 12 часов дня для того, чтобы более орга­нично соединить с уроками внеучебную деятельность. Интересен вариант, ког­да внеучебная деятельность проектируется в единстве с учебной при взаимном переходе и проникновении одной в другую.

Также по-разному может проектироваться неделя. В ряде училищ прово­дятся утренние сборы (линейки), где проверяется готовность к учебной работе. Каждый день недели выполняется определенный вид деятельности: по средам, как правило, планируется просвещение, по четвергам — общественная работа, по пятницам — общеучилищные дела, по субботам — заседания актива и рабо­та с родителями. На основании этого фактически создается циклограмма как форма проектирования ритмично повторяющейся деятельности.

Приведенный пример является не советом, как надо делать, а лишь иллю­страцией к сложной процедуре педагогического проектирования. Задача пе­дагогов и учащихся — выбирать, дозировать и располагать в нужной после­довательности содержание, методы и формы своей деятельности, делать это так, чтобы проекты помогали осуществлять деятельность, чтобы она была приятной, полезной и развивающей.

В заключение хотелось бы отметить одну особенность проектирования педагогического процесса, еще мало разработанную. Речь идет о том, что ак­тивизация роли учащегося порождает потребность в его приобщении к про­ектированию. Учащийся не только должен давать советы или высказывать замечания о проведенном уроке или мероприятии, но и быть равноправным участником в проектировании любых оргформ, понимать любой проект и даже пользоваться им. Только в этом случае форма проектирования педагогическо­го процесса может стать нормой деятельности не только для педагога, но и для воспитанника. К сожалению, учебная карта пока дается только на уроках производственного обучения. Формы проектирования должны быть понятны учащимся и доступны им. Такая задача еще только ставится в педагогике.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Посмотрите одну из форм организации педагогического процесса в учи­лище, выделите и проанализируйте ее педагогическую, методическую и пси­хологическую структуру.

2. Предложите другую методическую структуру посещенного мероприятия-оргформы.

3. Найдите сценарий любого мероприятия, графически изобразите его пси­хологическую структуру.

4. Сравните, в чем различие таких форм проектирования мероприятие, как план, конспект, сценарий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.