Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократизация воспитательных отношений




Демократизация воспитательных отношений в профессиональ­ных учебных заведениях — насущнейшая проблема. Об этом гово­рят многочисленные обследования состояния дел в училищах. Так, в 15 из 24 обследованных нами училищах г. Екатеринбурга педаго­ги признают господство авторитаризма как в отношениях админи­страции с педагогами, так и в отношениях педагогов с учащимися. В 12 училищах — устоявшийся стиль неуважения к личности уче­ника. В десяти училищах из 24 налицо формальное бюрократичес­кое отношение к урокам и, особенно, к организации внеучебной деятельности. В 17 — сложился жесткий централизм власти дирек­тора. В семи — имеются факты, подтверждающие существование культа силы. Пороков, характеризующих отсутствие демократич­ности в ПТУ, немало. К перечисленным можно добавить чинопо­читание, функционерство, догматизм, администрирование и т. д.

Учреждения профессионально-технического образования дол­гое время вбирали в себя отторгнутых школой ребят. Немало их и здесь не находили себя, уходили от предложенной системы воспи­тания и обучения в свой мир, замыкались, вели чуждый общепри­нятым нормам образ жизни. Это так называемые маргинальные дети, т. е. отвергнутые обществом, коллективом данного учебного заведения, вступившие в конфликт с общечеловеческими нормами и требованиями жизни. Педагогический коллектив и часть благо­получного ученического ведут с ними постоянную борьбу: обсуж­дают, изгоняют, выносят выговоры, уговаривают и убеждают. Те, в свою очередь, изобретают свои способы защиты.

Маргинальность, усиливающаяся в ПТУ, как правило, есть продукт распада воспитательных отношений, начавшегося еще в школе. И учащихся маргинального характера в училище не менее 30%, т. е. почти каждый третий и более. Они находятся в состоянии то скрытой, то открытой войны, конфронтации с педагогами.

В этих условиях вести подготовку полноценного рабочего прак­тически невозможно. И авторитарность со стороны педагогов, и маргинальность со стороны учащихся — звенья одной цепи: то и другое возникает в условиях, когда нет выхода творческому потенциалу личности учителя и ученика, когда нет свободы в выборе со­держания и методов обучения.

Критическая оценка существующего положения дел в ПТУ побудила создателей концепции профтехобразования выделить де­мократизацию в качестве основного педагогического принципа его развития. Становясь педагогическим принципом, демократизация начинает определять характер педагогических систем, процессов и ситуаций, а через них менять реальные воспитательные отношения в ПТУ.

Напомним, что принцип демократичности (демократизации) педагогического процесса означает предоставление учебным заве­дениям, учащимся и педагогам достаточных и необходимых сво­бод для успешного осуществления педагогического процесса. Его реализация также включает: достаточное материально-техническое и экономическое обеспечение педпроцесса, повышающее его мо­бильность и творческий потенциал; наличие помощи и контроля со стороны общественности и родителей; достаточно высокую право­вую обеспеченность; защиту прав педагогов и учащихся; высокое информационное обеспечение; наличие развитого самоуправления учащихся и педагогов, самоорганизации и самообразования; гуман­ный и правовой стиль отношений педагогов и учащихся.

Реализация этого принципа в практике ПТУ позволит созда­вать наиболее благоприятные условия для абсолютного большин­ства воспитанников и педагогов. В качестве примера можно взять системы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова, педагогический процесс который охватывал своим благотворным влиянием практически всех учащихся, каждому в нем находилось достойное место. В служении педпроцесса большинству заключена суть демократизации в педагогике.

В современной системе образования, в частности в профтехсистеме, сложилось противоречие, когда уровень сознания и обще­ственная потребность в демократизации стали не совпадать с авто­ритарными системами народного образования, явно отстающими от уровня общественного развития и потребностей. Отсюда выте­кает проблема поиска путей и средств демократизации педагоги­ческих систем, процессов и ситуаций. Для инженера-педагога эта проблема в итоге приводит к необходимости такого проектирова­ния педагогических систем, процессов и ситуаций, чтобы они из авторитарных, сугубо государственных превратились в обществен­ные и демократические.

Любая назревшая проблема требует прежде всего знания своего содержания и тех понятий, которыми оперирует педагог, стремясь к ее разрешению. Напомним, что у каждого из нас есть свое "поня­тийное поведение", соответствующее знанию основных понятий, представлению о них. У каждого педагога складывается свой сло­варь, свой поведенческий тезаурус. О нем и пойдет речь.

Демократизация конкретных воспитательных отношений в училище во многом зависит от демократизации общественной жиз­ни, производства, политики, экономики и государственного устрой­ства. Но она зависит и от педагога, его личности и конкретной дея­тельности. Мы говорили о том, что образование, его учебно-воспи­тательные учреждения сами могут стать способами демократиза­ции общества.

Демократизация воспитательных отношений как деятельность педагогов включает в себя:

экономическую самостоятельность училища,

гуманизацию воспитательных отношений,

деполитизацию воспитательных отношений,

правовое обеспечение деятельности участников воспитатель­ных отношений.

Только в единстве эти компоненты способны повлиять на ре­альную, а не воображаемую демократизацию воспитательных от­ношений в училищах. Всякие полумеры положения не изменят. Рассмотрим кратко каждую из составляющих.

Экономическая самостоятельность училища связана с пере­ходом училищ к деятельности в условиях рынка. Такому учебному заведению, как профтехучилище, предстоит освоить все виды соб­ственности, рынок труда и рабочих мест и готовить для него своего выпускника. Поэтому нужна новая экономическая модель педаго­гической системы ПТУ, колледжа. Экономизация как компонент демократизации воспитательных отношений выражается в следую­щем:

в расширении источников финансирования учебных заведе­ний ПТО за счет целевого вложения предприятий, отчислений из местных бюджетов и предпринимателей, добровольных взносов родителей и других граждан;

развитие хозяйственно-производственной деятельности самих учащихся и педагогов посредством оказания платных услуг населению, создания кооперативов, акционерных и арендных образова­ний и т. д.;

фундаментальной экономической подготовке преподавателей ПТУ, и; конечно, учащихся, обогащении их знаниями в области менеджмента и маркетинга.

Однако экономическое обеспечение не гарантирует полной де­мократизации. Нужна гуманизация воспитательных отношений в ПТУ. Сущность гуманизации — в ориентации всего учебно-воспи­тательного процесса на личность учащегося и педагога, их разви­тие. Демократия предполагает определенные человеческие контак­ты, отношения между человеком и миром, одновременно утверж­дает принципы, которые дают уверенность в законности поведения, учат различать справедливость и несправедливость, добро и зло, правду и ложь, допустимое и запретное. Переориентация учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений наличность учащегося и педагога ставит наши педагогические ценности в раз­ряд общечеловеческих, деидеологизирует педагогические системы, процессы и ситуации.

Гуманистические приоритеты проявляются в понимании уча­щегося как активного субъекта воспитательных отношений, любой деятельности, организуемой в ПТУ с его участием. Только в роли субъекта индивид свободен и способен стать ответственным, спра­ведливым, сформироваться в духе мира и дружбы, сознания своего долга перед своими близкими и обществом. Лишь став субъектом любой деятельности (учебной, трудовой, спортивной, общественной), учащийся может развивать свою творческую индивидуальность. Сле­довательно, гуманизация воспитательных отношений в училище не­избежно приведет к приоритету потребностей, интересов, склоннос­тей и желаний учащихся. Таким образом, стремящемуся к демокра­тии через гуманизацию педагогу нельзя будет абсолютизировать свои представления об учащемся и свою власть над ним, придется отка­заться от фетишизации государственных задач и программ обучения и воспитания. Целью любых педагогических систем, процессов и ситуаций для истинного педагога всегда является развивающаяся личность воспитанника. Системы, процессы и ситуации вторичны по отношению к ней, лишь средство се воспитания.

Что включает в себя понятие гуманизации воспитательных отношений? Прежде всего экологизацию воспитания, т. е. педагогических систем, процессов и ситуаций. Человек, как известно, су­щество биосоциальное. Поэтому любые педагогические проекты, технологии обязаны проходить экспертизу на "вредность" для здо­ровья и развития как учащегося, так и педагога. Какие мероприя­тия ни проводились бы в училище, какой труд ни организовывался бы, какой режим работы и питания в нем людей ни создавался бы — все в первую очередь направляется на охрану жизни и здоровья учащихся и педагогов, соблюдение гигиены, создание хорошего настроения, всеобщего комфорта. Экологическая защита учащего­ся и педагога является одной из форм их гуманистической защиты.

Гуманизация воспитательных отношений — это обращенность к культуре человека, его историческим и национальным корням, его духовности. Это связано с гуманитаризацией всего образования в ПТУ. Духовность, в итоге есть нравственно-этический уровень бытия человека. Духовность — это воплощение в человеческой лич­ности нравственного закона бытия.

Без гуманизации практически невозможно демократизация об­разовательных учреждений. Гуманизация воспитания и обучения есть базис, основа демократизации. Посредством ее формируется предрасположенность подрастающего человека ко всяким демокра­тизированным действиям.

Деполитизация воспитательных отношений — самый слож­ный компонент из демократизации. Сегодня это выражается в от­казе от идеи классового воспитания, от создания политических ор­ганизаций. Выражается это также в департизации образования и запрете любой партийной деятельности в учебных заведениях, в отказе от ВЛКСМ, через который десятилетиями мы организовы­вали всю внеучебную деятельность учащихся. Наконец, это выра­жается в признании права учащегося на выбор мировоззренческой системы, а не в насильственном формировании у всех одной, как раньше.

Деполитизация ПТУ как особой педагогической системы по­зволит перейти от формирования упрощенного массового сознания рабочего к формированию его механизмов, что неизбежно потре­бует значительно большего профессионализма от педагогов и осо­бенно мастеров производственного обучения, а также создаст, на­конец, условия для нормальной профессиональной подготовки уча­щихся. Многопартийность, плюрализм, гласность и свобода слова — общественные явления которые создают благоприятную основа деполитизации всей системы образования.

Экономизация. гуманизация и деполитизация педагогических систем, процессов и ситуаций невозможны без определенной их правовой обеспеченности. Педагогам и учащимся нужна правовая защита, чтобы в своем взаимодействии перейти на принципиально новые воспитательные отношения. Защитный механизм состоит в предоставлении педагогам и учащимся соответствующих свобод необходимых и регулирующих их позитивные отношения.

Предоставление свобод — это создание условий выбора из того, что мы называем истинным или ложным, добром и злом, кра­сотой и безобразием. До сих пор мы воспитывались в тоталитар­ной системе образования, где власть и господствующая идеология брали на себя всю ответственность за человеческое поведение, мо­нополизируя право решать, что есть добро, правда, красота. Она исторически не оправдала себя, нанесла человеку только ущерб.

Правовые нормы, регулирующие экономические и гуманис­тические отношения в училище, должны обеспечивать эффектив­ность воспитательных отношений. Согласно им должны обеспечи­ваться определенная личностная автономия; права педагога на твор­ческий труд, выбор технологии обучения и воспитания; право учащегося на выбор педагога, профессии, учебной группы, самому уча­ствовать в формировании содержания образования, "портфеля за­казов" для труда, определять цены, выбирать дальнейший путь после окончания училища и т. д. Права — это защита учащегося от про­извола педагога, педагога от хамства учащегося, а того и другого от произвола администрации.

Для образовательного учреждения и особенно ПТУ правовая защищенность превращается в социально-экономическую, что чрез­вычайно важно для будущих тружеников сферы материального про­изводства. Им нужны социально-экономические, культурные, граж­данские и политические права.

Создать новое училище, демократичное по стилю и образу своей деятельности, обращенное к своему воспитаннику, не так про­сто. Обстановка во многих не располагает к демократизации. На­против, наши исследования, проведенные в 1990 году (Было опрошено более 100 педагогов разных училищ Свердловской области.), показывают, что самым мощным тормозом перестройки являются, по при­знанию работников училищ, собственные привычки и собственный опыт. 75% опрошенных педагогов указали главной именно эту при­чину торможения демократизации. 65% педагогов училищ призна­ли в качестве тормоза административное давление. Мешают также устаревшие инструкции, что отметил 41% педагогов. Наконец, при­знается отсутствие в педагогике знаний о демократизации, путях и средствах ее реализации (37%).

Диагностика лежит в основе проектирования демократизиро­ванного педагогического процесса, и начать следует с рефлексии собственного мышления, собственных представлений о демокра­тии и отношения к ней как средству воспитания. Педагог в первую очередь должен приложить все усилия, чтобы избавиться от ото­ждествления государства и человека, человека и системы. Педаго­ги в первую очередь должны принять идею личности как субъекта системы образования, следовательно, любого педагогического про­цесса. Утрата личностного начала в воспитании привела к социаль­ной апатии, конформизму. Уже сегодня нужна технология включе­ния каждого учащегося ПТУ в учебно-воспитательный процесс.

После диагностики и установления причин отставания демо­кратизации в конкретном училище выбирается основное направле­ние перестройки, определяется тактика. Так, если в коллективе мно­гие педагоги ратуют за ужесточение режима учебы, за сохранение старых устоев, то следует двигаться по пути усиления методичес­кой учебы, просвещения, изучения опыта коллег, постоянных уп­ражнений. В этом случае работу целесообразно вести индивиду­ально или мелкими группами.

Если же в училище сильно административное давление, то целесообразно идти через активизацию работы совета училища, разработку нового трудового соглашения администрации и педколлектива, через выражение недоверия администрации и выборы, через педсоветы, перераспределение функций, через развитие само­управления, как ученического, так и педагогического.

Если дело в устаревшей инструкции, можно ставить вопрос через печать, через органы власти об ее отмене или изменении. Некоторые положения инструкций можно упразднить решением коллегиальных органов власти в училище. Наконец, можно при­нять участие в разработке новых документов.

Если же педколлективу просто не хватает знаний, то дело по­правляется простым просвещением и самообразованием.

Уровень развития педагогического и ученического коллекти­вов уточняется из информации о состоянии экономизации, гумани­зации, деполитизации педагогического процесса и правового обес­печения как компонентов демократизации.

Выбор направлений, определение этапных задач закладыва­ется в моделях — коллективном договоре с администрацией, со­ставляемом профсоюзом, уставе ПТУ— документе всего коллек­тива, в контрактной основе найма на работу педагогов — договоре или контракте. В коллективном договоре предусматривается защи­та администрацией интересов педагогов: предоставление матери­альных благ, нормирование деятельности и соответствующая затра­там оплата труда, щадящие режим и условия деятельности и т. д. В уставе ПТУ отрабатываются новые отношения педколлектива и уча­щихся.

Далее начинается проектирование деятельности. Решение та­кой сложной актуальной проблемы, как демократизация воспита­тельных отношений в училище, связано прежде всего с изменени­ем стиля жизнедеятельности, тона общения, оценок, стимулов и не выражается в мероприятиях. Такие изменения проводятся как мо­дернизация старых, традиционных дел в училище.

Демократизация воспитательных отношений позволяет перей­ти к новым формам воспитания, прежде всего к деятельностным. Известно, например, что агрессивность происходит от неудовле­творенной потребности в деятельности, от деятельности в чистом виде, лишенной содержания. Преодолевая это, надо "создавать" содержательную и активную деятельность. Развитие гласности тоже, оказывается, невозможно без деятельности, иначе дискретируется сама демократия. Новых форм, способствующих развитию демо­кратии, немало. При планировании надо учесть тягу учащихся имен­но к новому, современному.

Известно, что педагогическая, деятельность влияет на харак­тер педагога, особенно педагога-руководителя. У него появляется властность, решительность и нетерпимость, нежелание делиться властью, стремление подавить или отстранить способных коллег. Уговаривать таких педагогов стать демократичными почти беспо­лезно. Исправить характер помогут такие педагогические формы, как выборы администрации и конкурсы педагогов, контроль уча­щихся и родителей через их участие в самоуправлении и соуправ-лении. Для этого в училищах развиваются советы ПТУ, попечи­тельские советы, проводятся конференции учащихся.

Любой педагог ПТУ, с одной стороны, должен почувствовать, что он защищен, с другой — что от его непрофессиональности и невоспитанности тоже защищены коллеги, учащиеся и родители. Учитель служит детям, родителям, народу иим подотчетен. Вот почему в работе училища следует развивать самоуправленческие и соуправленческие формы как формы социально-педагогического контроля и коррекции. Так, совет ПТУ, в который входят педагоги, родители, учащиеся и представители предприятий и организаций района, может изучать общественное мнение, организовывать от­четы и выборы, поддерживать прогрессивные инициативы, прово­дить научные и общественные экспертизы, распоряжаться денеж­ным и материально-техническим фондом, организовывать допол­нительные ресурсы, контролировать работу столовой и т. д.

К формам, демократизирующим педагогический процесс в училище, относится также целая группа форм деятельности уча­щихся во внеучебное время: диспуты, дискуссии, политбои, пресс-конференции, работа в клубах, а также кооперативах, арендный подряд, посещение школ (курсов) менеджеров, факультативов (кур­сов) иностранного языка, истории края и др. Понятно, что каждая из этих форм не сама по себе носитель демократической техноло­гии. Они лишь потенциально обладают возможностями быть тако­выми: через них можно высказать свое мнение, противостоять на­пору руководителя, нарастить свой гуманитарный багаж.

Особо следует остановиться на самовоспитании как состав­ной части и конечном результате воспитания подрастающего чело­века. При демократизации недооценка этого компонента равносиль­на исключению личности из нее. Именно личность при демократи­чески организованном педагогическом процессе берет на себя боль­шую долю ответственности за профессиональную подготовку и вос­питание. Для этого в ней и формируются механизмы саморазви­тия, саморегуляции, самоформирования. Следовательно, в педаго­гике надо так проектировать педагогический процесс, чтобы буду­щие работники имели возможность упражнять, сознательно прояв­лять самостоятельность, самооценку, самоанализ, самокритику, самопланирование и другие качества, входящие в состав самовоспитания и являющиеся его показателем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.