КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Единство коллективного и индивидуального воспитания учащихся
Особенности индивидуальной человеческой жизни таковы, что она протекает всегда на виду у других людей и во взаимодействии с ними. В этой сложной системе взаимодействия выделяются устойчивые связи людей друг с другом, сохраняющиеся продолжительное время и направленные на осуществление какой-либо деятельности. Так, в школе и ПТУ создаются классы и учебные группы, кружки и секции, другие объединения учащихся. В семье тоже "плотные" связи и отношения ее членов. Такие же образования могут возникать по месту жительства ребят. Научить растущего человека комфортно чувствовать себя в этих общностях, приносить взаимную пользу — неизбежная и актуальная проблема педагогики. Каждый студент, мы знаем, имеет некоторое представление о коллективе. Как правило, к коллективам он относит такие устойчивые общности, где их члены живут дружно, помогают друг другу, спаяны одними интересами и заботами, одной деятельностью. Это верное знание, но не полное. Наша задача — расширить и обогатить его на основе научных исследований и знаний практики ПТУ Начнем с понятия личности. Вспомним, что этим термином психологи обозначают довольно сложное образование. Личность трактуется как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его включенность в социальные отношения. Для педагога важно уяснить роль предметной деятельности и общения в становлении личности. В данном случае "социальные отношения"— понятие очень широкое. Оно включает в себя и понятие "воспитательные отношения". Коллектив возникает на базе группы, трактуемой как относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. В группах люди способны включаться в согласованные действия и удовлетворять посредством этого индивидуальные потребности. Для развития личности в индивиде, по меньшей мере, нужны группы, в которые бы он входил. Человек осознает свою принадлежность к обществу через принадлежность к группам посредством деятельности, в которой он участвует. Принадлежность к той или иной группе характеризует личность и определяет ее развитие. По своим характеристикам группы учащихся бывают самыми разнообразными. Так, по целям и характеру взаимодействия различают формализованные, т. е. официально установленные и нормативные, и неформализованные, т. е. неформальные, инициативные. В зависимости от содержания (т. е. целей, задач, принципов) совместной деятельности (или ее отсутствия), значимости групповой деятельности возникают следующие виды групп: диффузная, ассоциация (кооперация), коллектив, корпорация. Диффузная группа — случайная, временная, в которой не может быть совместной, т. е. единой (но не одинаковой), деятельности. Такие отношения на дискотеке, в зале между ребятами, пришедшими посмотреть фильм. Каждый здесь действует самостоятельно и в то же время ощущает присутствие товарищей. В диффузной группе быстро выделяются лидеры, возникают эмоциональные отношения. Ситуаций, когда в ПТУ сознательно создаются или стихийно складываются диффузные группы, много: при выездах в летние лагеря, проведение культпоходов и т. д. Ассоциативные группы (ассоциации) — в них возникают зачатки единства, интеграции интересов, появляется общественное мнение. В таких группах обязательно есть совместная деятельность. Ассоциативные группы с высокоразвитыми отношениями, определившейся структурой, четко определенным местом личности в ней называются кооперацией. В профтехучилище это учебная группа, бригада, учебный цех, кооперативные объединения, драматические, танцевальные кружки, игровые спортивные секции по волейболу, баскетболу, футболу, хоккею. Коллектив — группа с высоко нравственным уровнем отношений учащихся. Всякая деятельность коллектива и общение учащихся в нем соответствуют общественно значимым ценностям (не смешивать общественные ценности с государственными). Вместе с тем общественные ценности в коллективе совпадают с личными. Последнее обстоятельство говорит о том, что не всякая группа, пройдя ступени диффузности или ассоциации, может стать коллективом. Но всякий коллектив начинается с диффузной или ассоциативной группы. Следовательно, ему присущи: единые цели, единая деятельность, связи между своими членами и структура, определяющая место каждого в коллективе. Кроме этих признаков, коллектив имеет и другие: общественную направленность совместной деятельности своих членов, т. е. совпадение своих целей и результатов деятельности с чаяниями, желаниями, устремлениями народа, нации, большой общности; защищенность каждой личности высоким нравственным уровнем отношений. В современных профтехучилищах, по нашим данным, очень мало групп, достигающих уровня развития коллектива. Более того, нередки случаи, когда, едва достигая его, группы превращаются в антиподы коллективу. Мы имеем в виду корпорацию. Корпорация — группа, в которой межличностные отношения опосредуются только личностно значимыми для ее членов ценностями. Эти ценности могут быть и социально ценными, и антисоциальными. Широко известны в училищах учебные группы, бригады или кружки, отстаивающие свои узкоэгоистичные, узкоместнические интересы и потребности в ущерб другим группам и отдельным ребятам. Корпоративными являются асоциальные неформальные группировки криминального характера. Таким образом, из всех разновидностей групп коллектив является высшей формой их развития. В практике ПТУ есть все виды групп, и задача педагога — достигать их согласованности, равновесия, использовать тот или иной вид группы, за исключением корпорации, в целях развития личности воспитанника. Педагогика традиционно останавливает внимание на проблеме формирования детского коллектива, считая ее актуальной потому, что именно коллектив создает самые благоприятные условия для развития личности и лишь в коллективе она достигает гармонии. Что конкретно способен дать коллектив будущему рабочему? Во-первых, в коллективе можно сформировать коллективистские качества. Без этих качеств учащемуся будет трудно влиться в производственный коллектив цеха, бригады, стать членом кооператива. Коллективизм как качество личности гуманизирует рыночные отношения, в профтехучилище смягчает отношения учащихся и педагогов. Во-вторых, коллектив способен создать такой морально-психологический климат, который поддерживает, оберегает психическое здоровье ребят, защищает от посягательства на их свободу и волю. В-третьих, наличие в училище развитых коллективов позволяет создать управление не только как административную организацию, а прежде всего как процесс развития личности через управление воспитательными отношениями. История развития теории коллектива противоречива. Начиная с С. Г. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко шла усиленная разработка этой теории. Коллективу приписывали особые социалистические функции, происходила фетишизация его роли в развитии личности. Оценки коллектива и его роли в жизни советского человека колебались от мнения, что "только в коллективе возможна личная свобода", до признания, будто "коллектив давит на личность, лишая ее свободы". Наибольший вклад в теорию и практику коллективного воспитания внес А. С. Макаренко (1888-1939). Он разработал и практически подтвердил наиболее значимые признаки детского коллектива, его функции, структуру, типы коллективов, этапы его развития, влияние на личность. Весь состав этой проблемы нашел отражение в его работах. Многие десятилетия советское народное образование пользовалось его теорией, а педагогическая наука продолжала ее развивать. Однако в последние десятилетия ученые стали обнаруживать массовое проявление спада активности личности, пассивность и конформизм (подчинение мнению большинства), нивелировку личности и потерю индивидуальности, неповторимости. Вместе с тем констатировался карьеризм, элитарность значительного числа членов общества. По мнению одних исследователей, причина негативных последствий личностного развития кроется в государственном устройстве, его командно-административной организации. Они считают, что принцип коллективной ответственности связан с тоталитаризмом. Именно его реализация привела к геноциду народов, к уничтожению интеллектуального потенциала страны. Другие, напротив, связывают негативные последствия развития личности в СССР непосредственно с внедрением как массового явления идей А. С. Макаренко. Так, в теории коллектива А. С. Макаренко и его последователен не нашлось места такому понятию, как индивидуальность. Между тем, это мировоззрение, признающее высшую ценность уникальной человеческой жизни и интересов отдельного человека. Индивидуально-ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы, какими являются все виды молодежных групп. В системе образования эта идея ведет к утверждению суверенных прав личности воспитанника, педагога и учебного заведения в целом и противостоит этатизму — идее доминирования интересов государства и институтов его власти над волей граждан. Какой бы сложной ни была судьба теории коллектива, она будет очищаться от ненаучного, спекулятивного знания и развиваться на основе новых представлений о личности и демократических начал жизни общества. Коллектив как особое явление общественной жизни будет и впредь признаваться в педагогической теории и практике. Так что овладеть механизмами его формирования крайне необходимо. Специальных мероприятий, направленных только на формирование детского коллектива, нет. Каждая из форм организации обучения и воспитания в той или иной мере может способствовать этому. Следовательно, ставя перед собой проблему создания и развития коллектива учащихся, мастер на группе или классный руководитель должен уметь отобрать формы, способствующие ноллек-тивообразованию в конкретных условиях, и разработать соответствующую технологию. Как это делается? При постановке задачи формирования коллектива учащихся ПТУ (в группе, училище, бригаде) прежде всего осмысливается и.обеспечивается процесс персонализации личности. Его сущность заключается в том, чтобы обеспечить каждому воспитаннику условия привнесения своего "я" (опыта, знаний, умений, отношений) в сознание, чувства и волю друзей, знакомых, близких, приобщения их к своим интересам, желаниям. Различают три акта персонализации: адаптация, индивидуализация и интеграция. Адаптация позволяет учащемуся присвоить себе нормы и ценности училища, молодежи, работников сферы соответствующего производства. Адаптация — это некоторая перестройка учащегося в новых условиях. Индивидуализация — это проявление своих желаний, интересов, склонностей, возможностей, своего характера и т. д. Этим актом осуществляется утверждение личности в группе. Личность как бы предлагает свои услуги другим. Интеграция —это практическое изменение личностью исходных условий своей жизнедеятельности. Личность влияет на сознание, чувства и поступки своих товарищей, педагогов. Реализация идеи персонализации личности ограничит власть группы над ней. Вся работа по коллекгивообразованию имеет цель персонализации личности, не позволит превратиться коллективу в средство подавления личностных начал в растущем человеке. Ориентируясь на персонализацию личности, можно приступить к коллекгивообразованию, т. е. процессу превращения группы в коллектив. Делается это через общественно и личностно значимую деятельность. В ходе организации этой деятельности группа, находящаяся на стадии диффузности или кооперации, в определенных условиях будет превращаться в коллектив. Произойдет сплочение учащихся, превращение каждого из них в субъект деятельности и общения, приобретение каждым общественно значимых ценностей. Проектирование процесса перехода группы в коллектив связано с проблемами времени, организации пространства и внешними факторами. Время определяет последовательность действий мастера, который сначала помогает учащимся адаптироваться к новой среде, друг к другу и новым педагогам. Он предлагает учащимся освоить новое окружение — сходить на экскурсию на предприятие, провести рейд по училищу, провести вечер знакомств, посмотреть фильм о выпускниках училища и встретиться с ними, с педагогами и т. д. Учащиеся привыкают к новому, познают его, осваивают. На этой стадии происходит раскрепощение ребят, восстановление их исходного состояния, формируются ориентировочные действия. Не все педагоги ПТУ, как показывает опыт, стремятся адаптировать учащихся к новым условиям жизни и учебно-производственной деятельности. Многие считают, что чем меньше учащиеся знают о новой среде и особенностях будущей деятельности, тем послушнее себя ведут. Это заблуждение. Ибо временное повиновение лишь скрывает возможные конфликты и проявление противоречий. Адаптация учащихся есть неизбежный этап и условие формирования коллектива. Это активный познавательный период, когда ведущую роль играет природный исследовательский рефлекс. Удовлетворяя любопытство учащихся, педагогу нетрудно осуществить первую организацию силами учащихся, еще не знающих хорошо друг друга. Делается это, как правило, в процессе самостоятельного выполнения учащимися таких групповых заданий, как составление план-карты училища, решение вопроса о делегировании на завод нескольких учащихся для переговоров об экскурсии или встрече, выпуск бюллетеня с рассказами о себе и т. д. Проектируются эти дела на самое начало совместной работы мастера с группой. Затягивать этот период адаптации не рекомендуется. Опыт работы с подростками говорит о том, что познавательный рефлекс быстро угасает, как только перестанет поступать новая информация или ребята почувствуют навязчивое назидание. Возможно, что даже в самый пик интереса к среде и людям следует "включить" акт индивидуализации. Реализовать индивидуализацию можно посредством создания благоприятных условий проявления личности. Учащиеся училищ, смущаясь, но охотно встречаются с родителями, по стопам которых пошли в профессию, приносят домашние фотоальбомы и рассказывают о своей семье (естественно, в случае ее благополучия), приносят на выставку свои поделки, участвуют в спортивных соревнованиях, художественных конкурсах, небольших турпоходах и т. д. Для персонализации каждого учащегося нужны такие дела, которые без особой сложности организовывали бы сами учащиеся. При условии отзывчивости учащихся на этих мероприятиях можно углубить их: обучение друг друга игре в шахматы, вязанию, шитью, оказание взаимопомощи в учебе и т. д. В следующем акте интеграции происходит самоопределение личности. В ходе индивидуализации идет закрепление учащихся за той или иной ролью. Создается имидж как устойчивое восприятие учащимися друг друга. Важно, чтобы в этот имидж входило представление об умениях, способностях друг друга, что в итоге определит полезность взаимных контактов учащихся. Создается определенное общественное мнение о каждом. Эти три акта — адаптация, индивидуализация и интеграция в группе — не являются последовательными этапами в персонализации личности. Они возникают как бы один в другом, могут сосуществовать вместе. Знание о них и формах их реализации поможет педагогу продумать план работы с группой, своевременно предложить ребятам те или иные дела и поддержать их инициативы, целенаправить деятельность мастера или классного руководителя на личность. Акты персонализации личности, однако, не совпадают с этапами становления коллектива. Персонализация как таковая помогает педагогам училищ разумно распоряжаться временем в организации деятельности учащихся. Для формирования коллектива нужно еще организовать пространство. Это значит, во-первых, разумный подбор помещений для каждого мероприятия, их оборудование. От этого зависят частота связей между ребятами, ощущение общности, необходимой групповой отграниченности от большого коллектива училища. Пространство играет большую роль в формировании понимания "мы — группа". Если, например, знакомство друг с другом проходит в большом холодном актовом зале, то трудно ожидать эффекта сплочения. Огромную роль в коллективообразовании играет внешняя среда. Она должна создавать ситуации, стимулирующие сплочение. Западные педагоги считают, что для коллективообразования нужны стрессовые внешние факторы. В качестве таковых могут быть "неожиданные" общественно значимые поручения, требующие немедленного выполнения, оказание кому-то помощи, условия спортивных соревнований, групповое "выживание" в турпоходе, предложение производственного коллектива включиться в трудовую деятельность и т. д. Знание роли времени, пространства и внешних стимулирующих обстоятельств позволяет целенаправленно проектировать сложный и долгий процесс коллективообразования. Но и они не исчерпывают характеристики сложного процесса становления коллектива. В педагогике есть общепринятое (от А. С. Макаренко) представление о трех стадиях его формирования. Первая характеризует отношения педагога и группы. Учащиеся группы становятся целевым объектом для усилий мастера или классного руководителя. Педагог подбирает деятельность для ребят, направляетих, способствует созданию структуры группы и ее самоуправления. На второй стадии, когда группа уже превратилась в коллектив на основе совместной деятельности, она выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности. Эти качества проявляются в общении с другими коллективами, общностями, группами. Все члены коллектива на этом этапе становятся носителями общих ценностей. Третья стадия — это корректировка коллективом и педагогом социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. Эти этапы фактически соответствуют ранее сказанному. С одной стороны, мы имеем персоиализацию личности, с другой — феномен группы, развиваемой до уровня коллектива. В этой связи двух начал и заложен механизм коллективообразования. Поддерживая группу и направляя ее сплочение, педагог делает это ради персонализации личности. Коллектив для личности, а не наоборот. В соединении двух начал заложена масса противоречий между личным и общественным, развертываются условия для возникновения в коллективе малых групп, референтных групп лидерства и других явлений. Рычагами, регулирующими отношения личности и коллектива, являются время, пространство и стимулирующие внешние ситуации. В чем же особенности коллективообразования в ПТУ? В том, что здесь, как правило, однополые группы. "Мальчиковые" и "де-вочкрвые" сообщества имеют свою специфику. В том, что здесь есть производительный труд, особенности которого в каждом конкретном случае тоже диктуют свои условия, нередко не способствующие сплочению коллектива. В том, что здесь, опять же, как правило, много трудных ребят, сплочение которых весьма затруднительно. Но это не меняет теории коллективообразования, она достаточно всеобщая. Мастеру и педагогу надо быть более внимательными именно к этим обстоятельствам, акцентировать внимание на личности, используя усилия группы. В процесс коллективообразования целесообразно вовлечь самих учащихся. Они должны узнать, что такое коллектив и зачем он нужен каждому из них. В большинстве случаев это побуждает ребят к сознательным встречным действиям, направленным на дружбу, поддержку, взаимовыручку. С этой целью можно использовать несколько идей А. С. Макаренко. Например, систему перспективных линий. Суть их в том, чтобы через постановку целей деятельности, через формы деятельности предоставить учащимся радость, душевный покой, уверенность в успехе. Задача педагога — почувствовать, какие цели, действия, люди, обстоятельства способны доставлять радость его воспитанникам. Эта завтрашняя радость и есть перспектива. Другая идея А. С. Макаренко, эффективно действующая все годы, — мажорный стиль работы педагога и всего коллектива, стиль бодрости, веры в успех, достоинства, гордости за себя и ценности своего коллектива. Мажор — это психологическая защита личности. Полезна также идея "параллельного действия", когда педагог выступает перед ребятами не только как отдельная полномочная личность, но и как часть и представитель педагогического коллектива и коллектива учащихся. При этом и учащийся становится личностным выражением коллектива. Полезна идея создания в коллективе традиций — устойчивых привычных способов действий и отношений учащихся. Идеи большого педагога чрезвычайно полезны при разработке технологии коллективообразования. Самоуправление является непременным атрибутом существования групп, особенно коллектива. Его сущность довольно проста. Это — организация управления в среде равноправных членов сообщества и их силами. Функции самоуправления: постановка целей (перспектив), информационное обеспечение принятия решений, планирование как выбор содержания, методов и форм деятельности, организация, регулировка, корректировка деятельности, контроль и учет ее результатов. Эти функции выполняет педагог, осуществляя и учебно-воспитательный процесс. Дело в том, чтобы этим же функциям обучить учащихся: передавать их или совместно реализовывать, т.е. соуправлять. Самоуправление в ученической группе (коллективе) необходимо потому, что с его помощью можно эффективно решать целый ряд задач: регулировать и стимулировать становление коллективистских отношений в группе; ускорять развитие многих личностных качеств — общественной активности, организаторских способностей, ответственности; представлять интересы коллектива учащихся перед другими коллективами, в том числе педагогическим, а также в системе управления. По своей структуре самоуправление зависит от многих обстоятельств: типа группы (коллектива), характера групповой и индивидуальной деятельности, уровня развития организаторских умений ребят. Формализованные группы (коллективы) учащихся, как правило, имеют устоявшиеся общепринятые структуры самоуправления. Так, в учебных группах, рабочих бригадах или цехах структура самоуправления регламентируется соответствующими положениями. Правда, сегодня здесь допускаются большие вариации с учетом профессии и местных условий. Неформализованные группы (коллективы) — кружки, клубы, секции, неформальные молодежные объединения и организации — имеют инициативное управление, самоуправление, создаваемое по усмотрению самих ребят — членов этих групп. Никакими инструктивными материалами их структуры самоуправления не регламентируются. Они зависят от здравого смысла, знаний и умений учащихся. Остановимся на общих правилах организаторской деятельности самоуправления учащихся: первое и основное — самоуправление создается для организации определенной деятельности учащихся (учебная, общественная, спортивная, трудовая, бытовая и т. д.) и потому по своей структуре должно соответствовать ей. Не может быть самоуправление без деятельности. Между тем в училищах еще не изжит формализм и существуют органы, которые реальной деятельностью не занимаются или почти не занимаются. Это правило обязывает строить самоуправление в соответствии с характером проводимой деятельности. Если это трудовая, то, естественно, требуются бригадир, его помощник, контролер, экономист. Если учебная, то необходимы лаборанты, консультанты, ассистенты; второе — самоуправление в группе (коллективе) должно отражать особенности ее состава. Сколько в группе (бригаде, кружке, организации) юношей и девушек, какие ценности они поддерживают и какие отвергают, чем склонны заниматься и т. д. — все это учитывается при выдвижении кандидатур молодежи в органы власти; третье — самоуправление строится с учетом степени развития организаторских умений учащихся. Чем менее они развиты, тем проще и яснее должна быть структура самоуправления, конкретнее их обязанности и четче права. И, напротив, обобщенные функции, "многоэтажные" соподчинения по силам развитому коллективу и умудренным в организаторской деятельности ребятам. Опыт показывает, что развитость коллектива может основываться не только на самоуправлении подростков, но и на воле мастера, способного войти в коллектив его полноправным членом. Так что сложная структура самоуправления не всегда есть показатель высокого уровня развития коллектива. В ПТУ известны следующие структуры самоуправления подростков и юношей. Во-первых, простое и прямое самоуправление, когда выборные органы непосредственно сами руководят деятельностью группы: старосты и старостаты, председатели и сопредседатели, бюро. Во-вторых, коллегиальные органы юношеской власти, когда выборные органы, в свою очередь, создают промежуточное коллективное самоуправление. Так, при профкоме создаются разнообразные комиссии, штабы. В-третьих, отдельные поручения от имени любых органов власти учащихся. Поручение является самым массовьм видом самоуправления учащихся в училище, в различных группах. В-четвертых, самоуправление учащихся, т. е. их участие в совместном с педагогами управлении училищем и массовой деятельностью учащихся. Ребята входят в совет училища, в комиссии по подготовке больших мероприятий, могут создавать совместную с учителями профсоюзную организацию и, следовательно, соуправлять ею. При создании системы самоуправления в ПТУ руководствуются принципами выборности, назначения и кооптации (дополнения). Выборы, как правило, используются при формировании органов власти в крупных группах, формализованных группах и в тех новых, что отражают тенденции развития коллектива. В свою очередь, выбранные органы молодежной власти широко используют назначение как форму разового поручения. Назначение может использовать и мастер, и классный руководитель, и любой учитель. Например, при формировании самоуправления в учебной деятельности старосты, ассистенты, лаборанты, ответственные за кабинеты могут назначаться учителем. Кооптация как замена выбывшего члена органа самоуправления используется, к сожалению, в училищах редко. Но сводить самоуправление только к созданию и деятельности органов самоуправления неверно. Оно осуществляется активом учащихся, способствующих, помогающих в организаторской деятельности выбранным представителям. Оно также реализуется через выражение коллективом общественного мнения, высказывание своего отношения голосованием. Поэтому в хорошо организованном с большим контингентом училище в отдельных группах к самоуправлению готов весь коллектив, и там высшим органом власти являются собрания коллективов, конференцией съезды учащихся. Особенностью организации молодежного самоуправления является то, что его представителей всегда надо учить управленческой деятельности, воспитывать и оберегать от формализма, и карьеризма, регулярно менять состав, чтобы все учащиеся смогли получить уроки организаторской деятельности, заслушивать отчеты органов самоуправления, создавать дополнительные педагогические условия для учета мнения меньшинства и инакомыслящих. Как проектируется развитие самоуправления учащихся, наука пока ответа не дает. Из опыта ясно, что оно продумывается в контексте с решением проблем коллективообразования и коллективной деятельности. Могут планироваться структуры самоуправления, порядок подготовки и проведения выборов и мероприятия выбранных органов. Собственно, самоуправление есть вид управленческой деятельности. Следовательно, эта деятельность и проектируется. В заключение следует сказать, как обостряется проблема коллектива в условиях демократизации деятельности ПТУ. Принципиально новые условия приведут к новым взглядам и подходам к общественным организациям, к самоуправлению учащихся. В этой области нас ждут большие изменения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |