КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семейное воспитание учащихся ПТУ
Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждениии (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Через семью проходит абсолютное большинство детей, и все учащиеся училищ должны готовиться к созданию своей собственной семьи. У колыбели ребенка стоит семья. Из нее молодежь выходит в общество. О значимости семьи в жизни человека говорят народные пословицы: где птица ни летает, а гнездо свое знает, к родному порогу не забывай дорогу (русские), к родному стойбищу всех тянет (эвенкийская) и др. Все это говорит о широком диапазоне действия семьи, более широком, чем у школы, ПТУ или вуза. Уже поэтому семья является постоянным объектом педагогического внимания, и актуальность проблемы семейного воспитания не спадает никогда. Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание — сложная система. Оно зависит от такого же большого числа факторов, как и учебно-воспитательная работа всего училища; На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, национальные традиции, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы: создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; передать этнокультурный опыт своего народа; научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; обеспечить нравственное развитие ребенка; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного "я". Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы. Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады. Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и духовно-нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье люди дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие, послушание. В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов. Инженерно-педагогическому коллективу ПТУ к этому надо отнестись с большим вниманием и тактом. В последние годы исследователи пришли к выводу, что семья, а не школа и училище, является центром профориентации. Именно в семье можно действовать личным примером (рабочие династии), внушением, доказательством с учетом всех условий жизни и самой личности ребенка. Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий. Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе. Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД — синдром опасного обращения с детьми. В разных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. В последствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться. Таких, как правило, в ПТУ на учебную группу приходится 1—2 человека. Именно они затем становятся несовершеннолетними правонарушителями. Девочкам нередко наносятся сексуальные травмы. Последствия бывают самые трагичные в силу тесной их связи с нравственными ценностями общества. Некоторые родители, а нередко и педагоги в училище бывают излишне требовательны к ребятам. Они не прощают им промаха, случайного или спровоцированного проступка и т. д. Нередко на них просто срывают плохое настроение, свою неприязнь или подозрительность. Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми "ременными" традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками. Межличностные отношения складываются в зависимости от того, сумела ли семья интегрироваться в тот слой общества, к которому себя относит. Неинтегрированные семьи оказываются в состоянии изоляции и теряют одобренные обществом ориентиры поведения. Это и есть родители из группы риска, они нередко становятся злостными правонарушителями и агрессивными "воспитателями". Проблема состоит в том, чтобы "ременная педагогика" стала невыгодной училищу, чтобы оно взяло на себя функцию социального защитника своего учащегося. Между тем, там нередко выгодны наказания. Ценой несчастья воспитанника, его сломленной души и искалеченной жизни достигается внешнее послушание. Семейное воспитание располагает и своими, выработанными веками организационными формами. Это дни рождения детей и близких, гражданские праздники, переписка, составление семейных фотоальбомов, генеральная уборка, утренняя зарядка, воскресные походы на природу, посещение кино, театра и музеев, коллекционирование, семейное чтение, просмотр К обсуждение телепередач, встреча гостей, индивидуальное обучение, самообучение и самообразование, вечерние прогулки, уход за домашними цветами и животными, работа в саду и огороде, проводы в армию, индивидуальная трудовая деятельность, ремонт и пошив одежды, ремонт квартиры и т. д. Эффективность семейного воспитания проверяется работой и учебой подростка в училище. Но кроме этого можно применить специальные методы диагностики. Для родителей разработаны разнообразные тесты на темы "Понимаете ли вы своего ребенка?", "Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?", "Правильно ли ведете себя дома?" и др. Неплохо было бы родителям знакомиться с мнением о своем сыне, дочери их друзей, педагогов, соседей, делая это, конечно, ненавязчиво, тактично, иногда и неспециально. При выборе задач, принципов, содержания, методов, форм семейного воспитания важно соблюдать чувство меры. Иначе можно легко подменить радость удовольствия, внутренний смысл и ценности жизни внешними, легко вызвать безразличие у ребенка к бедам семьи и его собственным, т. е. получится эффект "выключенности". Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать, слышать, советов, совместных решений, доводов, наблюдений, включенности в работу, доверия. Приступая к работе с родителями ваших учащихся, знайте, что это один из самых сложных участков работы. К каждой семье тоже нужен свой подход, глубокое понимание скрытых от внешнего глаза событий. В то же время никакой педагог в силу разных причин не сможет отдать себя семье. Чаще педагогическое влияние на семью бывает эпизодическим. В этих условиях и возникает потребность в наличии собственной концепции семейного воспитания. В какую теорию уверовал педагог, той и будет руководствоваться в общении с родителями. Наиболее распространенными концепциями являются следующие: педагог относится к учащемуся как к взрослому и сознательному человеку; относится к нему как существу еще слабому и не способному организовать собственную жизнь; считает его объектом педагогического воздействия и относится к нему с позиций тотальной авторитарности; подходит к нему как к субъекту собственного развития с позиций свободного воспитания. При определении своего педагогического кредо в области семейного воспитания педагог руководствуется здравым смыслом, стремится не впадать в крайности, избегать догм, доверять самому себе, своей интуиции, сердцу. Там, где это можно, надо воспитывать родителейи их делать главными педагогами. Их влияние на своих детей более устойчиво, чем учительское. При этом нужно всегда учитывать состав семьи, наличие отца, матери. Ключ к улучшению воспитания учащихся — это вовлечение родителей в этот процесс. Педагоги училища должны сделать все возможное, чтобы родители, особенно тех детей, которые входят в группу риска или близки к ней, взяли на себя свою долю ответственности за образование собственных детей. Основными задачами семейного воспитания и, следовательно, взаимодействия с семьей являются нравственное воспитание родителей и учащихся, обеспечение здоровья учащихся, закрепление положительного отношения к выбранной профессии, вовлечение в культурную жизнь училища, района, города. По каким направлениям строит классный руководитель или мастер свою работу с родителями учащихся? Прежде всего по таким, как: педагогическое просвещение; защита учащихся от антисоциальных и антипедагогических действий родителей; оказание практической помощи родителям в воспитании детей; контроль поведения учащихся, организация обратной связи; стимулирование родителей в воспитании детей в семье и их участия в работе образовательного учреждения. Какие формы организации взаимодействия здесь наиболее эффективны? Среди просвещенческих форм — это индивидуальные беседы с родителями, лектории, пропаганда педагогической литературы, просмотр и обсуждение фильмов, обмен опытом семейного воспитания, создание педагогической библиотеки для родителей в училище, обсуждение специальных радио- и телепередач и др. Среди защитных форм для ПТУ выделяются психологические доверительные беседы с ребятами по снятию напряжения, предоставление общежития ребятам из трудных семей, предупреждение родителей, обсуждение их действий на родительском собрании, предъявление требований, посещение семьи с целью контроля действий по отношению к ребенку, действия через милицию, лишение родительских прав и др. Оказание помощи родителям возможно в таких формах, как советы, оказание материальной помощи, ходатайство от училища по предоставлению жилья или льготного режима работы на предприятии, предоставление литературы, настрой ребят на положительное отношение к семье и внимание к ее истории, организация с учащимися поисковой деятельности по истории своего происхождения и т. д. Контроль как организация обратной связи возможен в формах посещения учащихся на дому, диагностики уровня семейного воспитания посредством анкетирования, переписки с родителями, сочинений учащихся, дневниковых записей, бесед, наблюдений за поведением и родителей, и учащихся и др. Стимулирование семейного воспитания возможно через широкое вовлечение родителей в деятельность органов самоуправления училищем, в разнообразную деятельность учащихся, в проведение конкурсов профессионального мастерства, а также посредством поздравления родителей с днем рождения их ребенка, благодарности и награды родителям, хорошо воспитывающим своих детей. Конечно, такое разделение форм условно. В практике почти каждая из них может выполнять по несколько функций. Так, в ходе индивидуальной беседы можно рассказать родителю о возможных и целесообразных методах семейного воспитания или, скажем, о педагогически правильном распределении семейного бюджета, можно одновременно получить информацию о поведении учащегося вне учебного заведения, а также поощрить (или высказать недовольство) родителя за отношение к воспитанию. Как правило, педагоги так и делают. Работу с родителями классный руководитель и мастер проектируют через план воспитательной работы с учащимися на год, полгода в специальном разделе. Проектирование идет также при конструировании различных форм организации педагогического влияния на семью. Но кроме училища работу с семьей ведут и другие организации: советы содействия семье и школе, советы общественности, клубы и дворцы культуры. Они тоже планируют свою работу. Педагогу особенно сложно работать с учащимися, оторванными от семьи и проживающими в общежитии. Но и в этих условиях работа с родителями возможна: переписка, телефонная связь, приглашение на праздники, предоставление родителям мест для проживания на время посещения ребят, посещение семьи и др. Проектирование педагогического влияния на семью производится на основе хотя бы приблизительного знания семьи, а также опосредованно, через восприятие воспитанника. Любой педагог знает, что учащийся — это зеркало своих родителей. Как в капле воды, в нем отражается вся организация жизни семьи, трудолюбие, духовное богатство и нравственная чистота матери, отца и близких. При проектировании и осуществлении педагогического влияния на семью классные руководители и мастера, к сожалению, допускают немало ошибок. Во-первых, они недооценивают семью и даже приписывают ей исходно асоциальную и антипедагогическую роль в воспитании и образовании подростков. Отсюда и синдром вечной родительской вины. Бесспорно, случаи такие есть. Но большинство семей просто не просвещены в педагогическом смысле, не знают, что и как делать с ребенком. Всякое доброе встречное движение училища в таких семьях воспринимается с благодарностью. Во-вторых, используют семью больше в целях репрессивных и фискальных. В нашем современном образовании выработалась порочная привычка извещать родителей о всех случаях отрицательного поведения ребят в учебном заведении. При этом педагог таит надежду на "укрощение строптивых" дома любыми средствами. Это разобщает семью и образование, противопоставляет их, отталкивает родителей от педагогов. В третьих, педагоги слабо используют семьи в целях профориентации и профвоспитания. С семьей ведется больше морализированная, чем профессионально направленная работа. А между тем есть масса форм для этого: работа с семейными династиями, с родителями — мастерами производства: вовлечение их в проведение уроков, создание совместно с родителями кооперативов, семейного подряда, аренды и т. д. Наконец, в-четвертых, ошибкой является эпизодичность и случайность работы с родителями, как правило, при возникновении конфликта с учащимися. Поэтому и не создается в училище стиля единой заботы о растущем человеке. Чаще всего в этих условиях родитель встает на сторону педагога, и учащийся остается один на один со своим горем, проступком, слабостью. Это порочная практика. Известно, что каждая семья живет в конкретной социокультурной ситуации, складывающейся исторически и преемственно на национальной почве. В каждой семье идет воспитание подрастающего поколения, складывается свой образ жизни, свои отношения. Все это поддерживается системой правил и норм поведения. Народная педагогика — это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве и сохранные в опыте народа... Народное творчество следует рассматривать как широкое явление, потому, что оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Воспитание детей в каждой семье так или иначе основывается на народной педагогике и представляет собой форму выражения национальной культуры. Особенно это заметно при сравнении семейного воспитания детей разных национальностей. Народная педагогика, не искаженная конкретными социально-экономическими и идеологическими условиями, всегда высоконравственная. В ней заложены основы семьи, построенной на взаимном уважении, честности и любви к детям. Воспитываясь в такой семье, молодой человек с детства получает нравственный заряд, определенную духовную культуру. Вот на этот конкретный народный опыт и следует обратить особое внимание, рассмотреть его с точки зрения возможности включения в систему воспитания будущих работников с учетом их половозрастных различий. Этнопедагогика всегда народна. Она выражается в языке, песнях, сказках, пословицах, поговорках, манере говорить, одеваться, в стиле и образе жизни. Все это нравственно ориентировало, создавало ценностные ориентации, регулировало поведение и чувства. Без понимания своеобразия семейной этнопедагогики нельзя вести работу с семьей. В ближайшие годы предстоит обогащение семейного воспитания за счет элементов религибзного воспитания или хотя бы за счет нового отношения к религии. Учитель, каких бы взглядов он сам ни придерживался, не должен мешать этому процессу.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |