Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейное воспитание учащихся ПТУ




Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребнос­тей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждениии (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все лич­ностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Через семью про­ходит абсолютное большинство детей, и все учащиеся училищ должны готовиться к созданию своей собственной семьи. У ко­лыбели ребенка стоит семья. Из нее молодежь выходит в обще­ство. О значимости семьи в жизни человека говорят народные пословицы: где птица ни летает, а гнездо свое знает, к родному порогу не забывай дорогу (русские), к родному стойбищу всех тянет (эвенкийская) и др.

Все это говорит о широком диапазоне действия семьи, более широком, чем у школы, ПТУ или вуза. Уже поэтому семья является постоянным объектом педагогического внимания, и актуальность проблемы семейного воспитания не спадает никогда.

Семейное воспитание — это система воспитания и образова­ния, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами роди­телей и родственников.

Семейное воспитание — сложная система. Оно зависит от та­кого же большого числа факторов, как и учебно-воспитательная работа всего училища; На него влияют наследственность и биоло­гическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-эко­номическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, национальные традиции, количество членов семьи, место прожи­вания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-раз­ному.

Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

передать этнокультурный опыт своего народа;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

обеспечить нравственное развитие ребенка;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собст­венного "я".

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее об­щие из них:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправ­ных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невоз­можного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность от­вечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значи­мых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повинове­ния, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направле­ния. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и духовно-нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье люди дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, про­фессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вы­рабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспи­тывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие, послуша­ние.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное вос­питание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традици­онных обрядов. Инженерно-педагогическому коллективу ПТУ к это­му надо отнестись с большим вниманием и тактом.

В последние годы исследователи пришли к выводу, что семья, а не школа и училище, является центром профориентации. Именно в семье можно действовать личным примером (рабочие династии), внушением, доказательством с учетом всех условий жизни и самой личности ребенка.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, при­оритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувст­вие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, исполь­зуемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызы­вает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адапта­ции, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих де­тей пропадает охота к учебе.

Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД — синдром опасного обращения с детьми. В разных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.

Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. В последствии они сами нередко становятся жестокими. Им начи­нает нравиться унижать других, бить, издеваться. Таких, как пра­вило, в ПТУ на учебную группу приходится 1—2 человека. Имен­но они затем становятся несовершеннолетними правонарушителя­ми. Девочкам нередко наносятся сексуальные травмы. Последст­вия бывают самые трагичные в силу тесной их связи с нравствен­ными ценностями общества.

Некоторые родители, а нередко и педагоги в училище бывают излишне требовательны к ребятам. Они не прощают им промаха, случайного или спровоцированного проступка и т. д. Нередко на них просто срывают плохое настроение, свою неприязнь или подо­зрительность.

Причины СООСД кроются в социально-экономическом ста­тусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми "ременными" традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками. Межличностные отношения складываются в зависимости от того, сумела ли семья интегрироваться в тот слой общества, к которому себя относит. Неинтегрированные семьи ока­зываются в состоянии изоляции и теряют одобренные обществом ориентиры поведения. Это и есть родители из группы риска, они нередко становятся злостными правонарушителями и агрессивны­ми "воспитателями".

Проблема состоит в том, чтобы "ременная педагогика" стала невыгодной училищу, чтобы оно взяло на себя функцию социаль­ного защитника своего учащегося. Между тем, там нередко выгод­ны наказания. Ценой несчастья воспитанника, его сломленной души и искалеченной жизни достигается внешнее послушание.

Семейное воспитание располагает и своими, выработанными веками организационными формами. Это дни рождения детей и

близких, гражданские праздники, переписка, составление семейных фотоальбомов, генеральная уборка, утренняя зарядка, воскресные походы на природу, посещение кино, театра и музеев, коллекцио­нирование, семейное чтение, просмотр К обсуждение телепередач, встреча гостей, индивидуальное обучение, самообучение и самооб­разование, вечерние прогулки, уход за домашними цветами и жи­вотными, работа в саду и огороде, проводы в армию, индивидуаль­ная трудовая деятельность, ремонт и пошив одежды, ремонт квар­тиры и т. д.

Эффективность семейного воспитания проверяется работой и учебой подростка в училище. Но кроме этого можно применить спе­циальные методы диагностики. Для родителей разработаны разно­образные тесты на темы "Понимаете ли вы своего ребенка?", "За­нимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?", "Правильно ли ве­дете себя дома?" и др. Неплохо было бы родителям знакомиться с мнением о своем сыне, дочери их друзей, педагогов, соседей, делая это, конечно, ненавязчиво, тактично, иногда и неспециально.

При выборе задач, принципов, содержания, методов, форм семейного воспитания важно соблюдать чувство меры. Иначе мож­но легко подменить радость удовольствия, внутренний смысл и цен­ности жизни внешними, легко вызвать безразличие у ребенка к бе­дам семьи и его собственным, т. е. получится эффект "выключенности". Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а по­больше умения слушать, слышать, советов, совместных решений, доводов, наблюдений, включенности в работу, доверия.

Приступая к работе с родителями ваших учащихся, знайте, что это один из самых сложных участков работы. К каждой семье тоже нужен свой подход, глубокое понимание скрытых от внешне­го глаза событий. В то же время никакой педагог в силу разных причин не сможет отдать себя семье. Чаще педагогическое влияние на семью бывает эпизодическим. В этих условиях и возникает по­требность в наличии собственной концепции семейного воспита­ния. В какую теорию уверовал педагог, той и будет руководство­ваться в общении с родителями. Наиболее распространенными кон­цепциями являются следующие:

педагог относится к учащемуся как к взрослому и сознательному человеку;

относится к нему как суще­ству еще слабому и не способному организовать собственную жизнь;

считает его объектом педагогического воздействия и относится к нему с позиций тотальной авторитарности;

подходит к нему как к субъекту собственного развития с позиций свободного воспитания.

При определении своего педагогического кредо в области се­мейного воспитания педагог руководствуется здравым смыслом, стремится не впадать в крайности, избегать догм, доверять самому себе, своей интуиции, сердцу. Там, где это можно, надо воспиты­вать родителейи их делать главными педагогами. Их влияние на своих детей более устойчиво, чем учительское. При этом нужно всег­да учитывать состав семьи, наличие отца, матери. Ключ к улучше­нию воспитания учащихся — это вовлечение родителей в этот про­цесс. Педагоги училища должны сделать все возможное, чтобы ро­дители, особенно тех детей, которые входят в группу риска или близ­ки к ней, взяли на себя свою долю ответственности за образование собственных детей. Основными задачами семейного воспитания и, следовательно, взаимодействия с семьей являются нравственное воспитание родителей и учащихся, обеспечение здоровья учащих­ся, закрепление положительного отношения к выбранной профес­сии, вовлечение в культурную жизнь училища, района, города.

По каким направлениям строит классный руководитель или мастер свою работу с родителями учащихся? Прежде всего по та­ким, как:

педагогическое просвещение;

защита учащихся от антисоциальных и антипедагогических действий родителей;

оказание практической помощи родителям в воспитании де­тей;

контроль поведения учащихся, организация обратной связи;

стимулирование родителей в воспитании детей в семье и их участия в работе образовательного учреждения.

Какие формы организации взаимодействия здесь наиболее эффективны? Среди просвещенческих форм — это индивидуаль­ные беседы с родителями, лектории, пропаганда педагогической литературы, просмотр и обсуждение фильмов, обмен опытом се­мейного воспитания, создание педагогической библиотеки для ро­дителей в училище, обсуждение специальных радио- и телепередач и др.

Среди защитных форм для ПТУ выделяются психологичес­кие доверительные беседы с ребятами по снятию напряжения, предоставление общежития ребятам из трудных семей, предупреждение родителей, обсуждение их действий на родительском собрании, предъявление требований, посещение семьи с целью контроля дей­ствий по отношению к ребенку, действия через милицию, лишение родительских прав и др.

Оказание помощи родителям возможно в таких формах, как советы, оказание материальной помощи, ходатайство от училища по предоставлению жилья или льготного режима работы на пред­приятии, предоставление литературы, настрой ребят на положитель­ное отношение к семье и внимание к ее истории, организация с учащимися поисковой деятельности по истории своего происхож­дения и т. д.

Контроль как организация обратной связи возможен в фор­мах посещения учащихся на дому, диагностики уровня семейного воспитания посредством анкетирования, переписки с родителями, сочинений учащихся, дневниковых записей, бесед, наблюдений за поведением и родителей, и учащихся и др.

Стимулирование семейного воспитания возможно через ши­рокое вовлечение родителей в деятельность органов самоуправле­ния училищем, в разнообразную деятельность учащихся, в прове­дение конкурсов профессионального мастерства, а также посредст­вом поздравления родителей с днем рождения их ребенка, благо­дарности и награды родителям, хорошо воспитывающим своих де­тей.

Конечно, такое разделение форм условно. В практике почти каждая из них может выполнять по несколько функций. Так, в ходе индивидуальной беседы можно рассказать родителю о возможных и целесообразных методах семейного воспитания или, скажем, о педагогически правильном распределении семейного бюджета, мож­но одновременно получить информацию о поведении учащегося вне учебного заведения, а также поощрить (или высказать недовольст­во) родителя за отношение к воспитанию. Как правило, педагоги так и делают.

Работу с родителями классный руководитель и мастер проек­тируют через план воспитательной работы с учащимися на год, пол­года в специальном разделе. Проектирование идет также при кон­струировании различных форм организации педагогического влия­ния на семью.

Но кроме училища работу с семьей ведут и другие организа­ции: советы содействия семье и школе, советы общественности, клубы и дворцы культуры. Они тоже планируют свою работу.

Педагогу особенно сложно работать с учащимися, оторванны­ми от семьи и проживающими в общежитии. Но и в этих условиях работа с родителями возможна: переписка, телефонная связь, при­глашение на праздники, предоставление родителям мест для про­живания на время посещения ребят, посещение семьи и др.

Проектирование педагогического влияния на семью произво­дится на основе хотя бы приблизительного знания семьи, а также опосредованно, через восприятие воспитанника. Любой педагог знает, что учащийся — это зеркало своих родителей. Как в капле воды, в нем отражается вся организация жизни семьи, трудолюбие, духовное богатство и нравственная чистота матери, отца и близ­ких.

При проектировании и осуществлении педагогического влия­ния на семью классные руководители и мастера, к сожалению, до­пускают немало ошибок. Во-первых, они недооценивают семью и даже приписывают ей исходно асоциальную и антипедагогическую роль в воспитании и образовании подростков. Отсюда и синдром вечной родительской вины. Бесспорно, случаи такие есть. Но боль­шинство семей просто не просвещены в педагогическом смысле, не знают, что и как делать с ребенком. Всякое доброе встречное дви­жение училища в таких семьях воспринимается с благодарностью. Во-вторых, используют семью больше в целях репрессивных и фис­кальных. В нашем современном образовании выработалась пороч­ная привычка извещать родителей о всех случаях отрицательного поведения ребят в учебном заведении. При этом педагог таит на­дежду на "укрощение строптивых" дома любыми средствами. Это разобщает семью и образование, противопоставляет их, отталкива­ет родителей от педагогов. В третьих, педагоги слабо используют семьи в целях профориентации и профвоспитания. С семьей ведет­ся больше морализированная, чем профессионально направленная работа. А между тем есть масса форм для этого: работа с семейны­ми династиями, с родителями — мастерами производства: вовле­чение их в проведение уроков, создание совместно с родителями кооперативов, семейного подряда, аренды и т. д. Наконец, в-чет­вертых, ошибкой является эпизодичность и случайность работы с родителями, как правило, при возникновении конфликта с учащи­мися. Поэтому и не создается в училище стиля единой заботы о растущем человеке. Чаще всего в этих условиях родитель встает на сторону педагога, и учащийся остается один на один со своим го­рем, проступком, слабостью. Это порочная практика.

Известно, что каждая семья живет в конкретной социокультурной ситуации, складывающейся исторически и преемственно на национальной почве. В каждой семье идет воспитание подрастаю­щего поколения, складывается свой образ жизни, свои отношения. Все это поддерживается системой правил и норм поведения. На­родная педагогика — это совокупность и взаимозависимость пред­ставлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и при­емов в области воспитания, отраженных в народном творчестве и сохранные в опыте народа... Народное творчество следует рассмат­ривать как широкое явление, потому, что оно включает в себя раз­личные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изо­бразительное и декоративно-прикладное искусство. Воспитание детей в каждой семье так или иначе основывается на народной пе­дагогике и представляет собой форму выражения национальной культуры. Особенно это заметно при сравнении семейного воспи­тания детей разных национальностей.

Народная педагогика, не искаженная конкретными соци­ально-экономическими и идеологическими условиями, всегда высоконравственная. В ней заложены основы семьи, построен­ной на взаимном уважении, честности и любви к детям. Воспи­тываясь в такой семье, молодой человек с детства получает нрав­ственный заряд, определенную духовную культуру. Вот на этот конкретный народный опыт и следует обратить особое внима­ние, рассмотреть его с точки зрения возможности включения в систему воспитания будущих работников с учетом их половоз­растных различий.

Этнопедагогика всегда народна. Она выражается в языке, пес­нях, сказках, пословицах, поговорках, манере говорить, одеваться, в стиле и образе жизни. Все это нравственно ориентировало, созда­вало ценностные ориентации, регулировало поведение и чувства. Без понимания своеобразия семейной этнопедагогики нельзя вести работу с семьей.

В ближайшие годы предстоит обогащение семейного воспи­тания за счет элементов религибзного воспитания или хотя бы за счет нового отношения к религии. Учитель, каких бы взглядов он сам ни придерживался, не должен мешать этому процессу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.