КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комическое в деятельности инженера-педагога 3 страница
Ирония — это тоже смех, но рожденный скрытым за внешне благопристойным юмором намерением. В иронии всегда двойной смысл, ибо она основана на противопоставлении формы и смысла. Это самый сложный вид комического, которым почти не владеют учащиеся, Сарказм — едкая, язвительная ирония, подчас достигающая трагедийного накала, строится на усилении контраста внешнего смысла и подтекста. С помощью сарказма высмеиваются особо опасные по своим общественным последствиям проступки. Так, однажды мастер, обсуждая с группой вопрос о поездке в летний лагерь труда и отдыха, вдруг сказал одному из трудных учащихся: "Ты у нас скоро поедешь в другой лагерь", намекая на тюремное заключение. Этот "черный" юмор был неуместен и как метод был сверхсильным. Сатира — крайняя и высшая форма отрицания, т. е. критика посредством комического. С помощью сатиры заостряется, а часто утрируется осмеиваемое явление. Так, в стенных газетах профтехучилищ на учащихся за пристрастие к курению или выпивке часто рисуются карикатуры. Это бичующее и подчас очень обидное обличение пороков. Сатиру учащиеся ПТУ, как правило, не любят и борются с ней доступными им средствами: уничтожают стенгазеты, избивают художников или редакторов, еще более грубо ведут себя. Комические намеки, шутки редко, но бывают в профтехучилищах. Например, учащиеся могут близорукому преподавателю в журнал насыпать перцу, налить клея на стул. Учащиеся могут долго вести переговоры с преподавателем по поводу мер, применяемых им к двоечнику, прогульщику или грубияну. Иногда и сами преподаватели и мастера создают комические ситуации, например, когда бегают за учащимися или пререкаются с ними, дают распоряжения о наказании большого количества провинившихся и т. д Чаще всего в профтехучилищах возникают комические ситуации, имеющие неглубокий характер. Однако, пользуясь только научными определениями, смех нельзя до конца понять. Во многом он ситуативен. Рассказывать друг другу комические ситуации трудно: часто теряется смысл, все упрощается. Комическое легко ускользает, оно неуловимо, невидимо. Вспомните Ильфа и Петрова. Можно смеяться бесконечно, читая их книги "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", но никому еще так же хорошо не удалось передать образы и ситуации, созданные авторами этих книг, на экране. Исчезал образ главного героя — незаурядного остряка и плуга. Дж. Свифт писал: "Существуют вещи, чрезвычайно остроумные именно сегодня, или натощак, или в данном месте, или в восемь часов, или за бутылкой... но при малейшей перемене положений вся острота их теряется". Смешное состоит из двух частей. В первой части у слушателя формируется сложный прогноз относительно сущности описываемой ситуации, а когда слушатель уверует в ложную версию, во второй части ему преподносится неожиданная концовка. Можно ли изменить ситуацию отношения к комическому в профтехучилище? Можно ли сделать смех узаконенным методом и приемом воспитания? С нашей точки зрения, бесспорно. Во-первых, если педагоги загорелись таким желанием, поверили в педагогическую силу смеха и поставили цель. Во-вторых, если педагоги и учащиеся будут знать о теории комического и способах его создания, а следовательно, поверят в свои возможности в этой области. Наконец, в-третьих, если в ПТУ будут широко использоваться самые разнообразные оргформы "работы" с комическим. В качестве педагогических могут быть поставлены цели воспитания чувства юмора и восприятия комического, ознакомления учащихся с художественными средствами выражения комического (через вечера юмора, театр миниатюр, сатирические, юмористические газеты, концерты, пожелания и т. д.). Можно ли научить юмору учащихся и педагогов? Это самый непростой вопрос. Ответы на него могут быть разными. Например, В. Маяковский по этому поводу писал: "Я убежден — в будущих школах сатиру будут преподавать наряду с арифметикой, и с неменьшим успехом" (Маяковский В. Собр. соч.: В 12 т. М., 1978. Т. 11. С. 180.). И далее: "Будет, обязательно будет высшая смеховая школа"'. (Там же. С. 53.). Что касается средств создания комического, тоих вполне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее доступные и целесообразные применительно к конкретной ситуации, конкретным воспитательным отношениям. Парадокс — это неожиданное высказывание, выраженное в остроумной форме. В таких высказываниях смысл как бы противоречит логическим законам, например оправдание своего пустого любопытства: я интересуюсь лишь тем, что меня совсем не касается. Вы помните, конечно, и широко популярные парадоксальные мысли: мода настолько безобразна, что мы вынуждены менять ее каждые полгода; лучшее средство избавиться от искушения — поддаться ему. Овладеть парадоксами и хотя бы изредка ими пользоваться может лишь смелый педагог, который не боится маленького саморазоблачения и того, что над ним будут смеяться. Неожиданность как способ создания комического более доступен. Педагог высказывает мысль, неожиданную для учащихся, иногда начав ее в соответствии с их ожиданиями. Так, в одном из профтехучилищ мастер выстроил учащихся на торжественную линейку перец началом урока, на которой он воинским ритуалом встретил опоздавших, бегущих из столовой и продолжающих жевать пирожки. В этом ПТУ на двери висело объявление о распорядке работы столовой по выходным и праздничным дням. Под красочным заголовком было написано: "Столовая в выходные и праздничные дни не работает". Несоответствие стиля и содержания — легкодоступный прием создания комического. Так, директор ПТУ издал приказ о выговоре более чем 20 учащимся за то, что они открывали в кабинетах окна и бросали в прохожих стульями и ножками столов. В заключение приказа значилось: "Запрещено открывать окна и бросать в прохожих сломанной мебелью —это ведет к растрате училищного имущества". Грустный юмор, но расплатой за промах директора вполне мог бы стать смех над этим приказом, смех очищающий и примиряющий, после чего можно было бы продумать вопрос об отношении учащихся к общественной собственности. Один из педагогов на уроке неверно сказал учащимся, что картуз — это головной убор короля, и вызвал смех у них, но, как и директор ПТУ, не смог выйти с честью из этой ситуации. Несоответствие стиля и содержания высказываний нередко возникает на утренних линейках в профтехучилищах, например директор, произнося речь об активности и единстве рабочего класса, делает замечания нарушителям дисциплины, используя при этом повышенный тон. Смешение стилей чаще всего возникает при объединении разных понятий, принадлежащих разным эпохам. В сочинениях учащихся, например, можно встретить такие фразы: "Колчак предложил Игорю быть его соратником", "Наташа Ростова танцевала на балу со Штирлицем". Учащиеся часто дают прозвища друг другу или преподавателям по контрасту с их личностными качествами: Адмирал, Каратист и т. д. Ложные противопоставления (псевдоконтраст) часто используются учащимися. У учащихся до сих пор популярны фразы: есть лучше много, но часто; лучше переспать, чем недоспать. Одна из девушек сказала о юноше из группы: "Он был самым тихим среди нас, поэтому никто не заметил, как он попал в медвытрезвитель". Преподаватели, общаясь с учащимися, изредка пользуются этим приемом: "Ты любишь не только Галю, но и математику". Псевдоконтраст строится таким образом, что заключительная его часть по форме будто бы противоречит началу, а на самом деле усиливает и развивает мысль, заложенную в нем. Совершение комического на полном серьезе. Часто это происходит с учащимися, когда они выходят к доске с приколотой на спине запиской или испачканным лицом и совершенно серьезно отвечают урок, что вызывает смех. Или такой пример. Мастер спросил учащихся: "Как вы готовитесь к экзамену?" Учащиеся ответили: "Зарядку делаем". "Зачем?" — удивился мастер. "Нервы укрепляем на случай провала", — сказали учащиеся. Вспоминается также случай, когда преподаватель на занятиях хора сказал юношам: "Вы не забыли слова? Запомните и не путайте". Это вызвало смех, потому что юноши пели только один припев: "0-ля-ля!". Неожиданные сочетания против здравого смысла и логики отношении — прием часто встречающийся. Таким образом появляется юмор в стенных газетах, сочинениях, письменных ответах учащихся. Например, в одной из стенгазет, посвященной субботнику, было написано: "За работу парни, среди которых были и девчата, взялись с азартом", а в письменном ответе, который давала девушка на уроке истории, вместе с темой стояло ее имя: "Великие открытия Галины В.". Как правило, такой юмор, связанный с плохой редакцией текстов, а также с тем, что учащиеся не владеют литературным стилем, рождается неожиданно. Игра слов — одни и те же слова обыгрываются в разных ситуациях с сохранением их старого смысла. Так, в спортивном лагере ребята долго просили дать им радиоприемник: "Что мы — дикари, чтобы жить без приемника?" Начальник лагеря дал им радиоприемник и сказал: "Вот теперь пляшите, как дикари, под приемник". Прямолинейность нередко порождает смешное. Такойприем используют ребята, когда дают клички, например. Колун — тому, кто все делает грубо и внешне похож на это орудие труда. Однажды мастер зачитывал ответы учащихся на анкету о мотивах поступления в ПТУ. Он прочел одну из анкет: "Я ходил в дивятый класс, хотя должен был учиться в дисятом...". Мастер пошутил: "Нет, ты должен был ходить в четвертый". Сатирическое преувеличение главной черты используется при разыгрывании сценок, создании дружеских шаржей, смешных куплетов. Например, в одном из сочинений было написано: "В царской России на женщин никто не обращал никакого внимания". Неправильное употребление слов, понятий. В одном из заявлений учащегося было написано: "Прошу перевести меня подопытным шофером вследствие того, что я кончал курсы шоферов в ДОСААФ". Соответствует этому приему и совершение неправильных действий, например, директор ПТУ сказал учащимся: "Зачем вы катаете без конца по сцене рояль? Приказываю прикрутить его в одном месте — целее будет". Ложное усиление. У Марка Твена в рассказе "Простаки за границей" есть хороший пример такого юмора: "У меня, судя по всему, громадные запасы ума, — для того чтобы им пораскинуть, мне иногда требуется неделя". Доведение мысли до абсурда порождает остроумие, хотя нередко неожиданное. Из ответа одного учащегося по математике: "Параллельными линиями называются такие линии, которые при своем пересечении не пересекаются". Педагог, увидев свою ученицу в туфлях на очень высоких каблуках, воскликнула: "Ну, Надежда, ты растешь прямо на глазах!". Существует еще множество способов создания комического, которые мы не раскрыли: шутливые намеки, двойное истолкование и др. Вспоминаются смешные случаи, которые не так просто соотнести с тем или иным приемом. Так, несколько лет назад в зале, где проводилась дискотека, висело объявление: "Ребятам запрещается находиться на танцах в длинноволосой прическе". В одно из профтехучилищ пришло письмо из медвытрезвителя: "Ваш учащийся Николай С. в медвытрезвитель доставляется третий раз, а из руководства еще не дождались никого". Мастер производственного обучения выступил на педсовете: "Учащиеся неудовлетворительно ухаживают за станками и производственной мастерской, которые ленятся, пока на них не крикнешь". Интересные фразы можно найти в сочинениях: "Васнецов в картине "Богатыри" рисует труд богатырей, охраняющих границы Советского. Союза", "Тургенев— один из основателей русского языка", "Речь автора богата и калорийна". Возникает множество педагогических афоризмов: у нас в училище круглый год день открытых дверей — все двери сломаны и не ремонтируются; заседание педсовета проходит так быстро, что не успеваешь заполнить дневники. А сколько нелепого можно найти в инструкциях для уроков производственного обучения! Вот выдержка из одной инструкции: "Паяльник должен храниться при комнатной температуре в сухом помещении, воздух которого насыщен парами кислот и других веществ, вредно действующих на материалы паяльника". Комическое в профтехучилище встречается постоянно, и чем чаще его замечать, создавать, тем острее и тоньше будет его влияние на учащихся и на педагогов. Нужно помнить, что смех — орудие острое и использовать его необходимо с большим тактом, поэтому речь должна идти о педагогических формах его употребления, т. е. о формах, не разрушающих развитие личности, а способствующих ему. Одной из наиболее распространенных форм обращения с комическим в молодежной среде является искренняя улыбка, смех в его физическом проявлении. Это ответная реакция на восприятие комического. Любой смешной случай, ситуация, предмет или явление должны логически завершаться такой реакцией, никем не подавляемой и не запрещаемой. Правда, это возможно только при демократизированных воспитательных отношениях. В ПТУ можно применять множество форм для развития и использования комического в воспитательных целях. Это прежде всего собирание смешных случаев, происходящих в профтехучилище, в специальные альбомы, архивы под девизами "Смех — наш спутник", "Смеяться право не грешно над тем, что кажется смешно". Известен случай во Франции, когда педагог не только собрал комизмы учащихся, но и издал их под названием "Вперед, бездельники!". Такие коллекции комических случаев могли бы поднять настроение, стать средствами перевоспитания и т. д. Учащиеся любят такие формы организации воспитательных отношений, как вечера юмора, юморины, день смеха (1-е апреля), выпуск сатирических листков и юмористических газет, скетчи, дружеские шаржи в качестве подарков именинникам, посещение и просмотр комических фильмов, спектаклей и концертов, постановка комических сценок, спектаклей (театры юмористических миниатюр) из собственной жизни, создание комнат смеха (музея юмора), встречи с юмористами, конкурсы и бои юмористов, КВН, конкурсы и выставки юмористических сочинений, стихов, песен (частушек), рисунков и т. д. Широкое использование подобных форм в работе с учащимися особенно важно сейчас для смягчения нравов, снятия напряженности. Обращение со смехом, однако, должно быть осторожным. Главное— соблюдать чувство меры, не вмешиваться во внутренний мир и личную жизнь учащихся и педагогов. Нельзя унижать, оскорблять, принижать достоинство любого человека. Если шутка обращена по конкретному адресу, нужно учитывать индивидуальные особенности того, над нем шутят, предвидеть его реакцию. Смех может быть не только средством поощрения, но и средством наказания. В заключение следует предупредить педагогов, что проектировать использование комического в работе с учащимися необходимо, хотя это и очень сложно. Юмор рождается неожиданно, ситуации, в которых он возникает, трудно предусмотреть, а часто невозможно и управлять ими. Но внимание к юмору, его культ, доброжелательные отношения в коллективе выполняют свои воспитательные функции не менее глубоко и качественно, чем серьезные требования, советы и наказания. Учащиеся ПТУ — это особая категория юношества, по возрастным особенностям и своему жизненному опыту они расположены к восприятию комического, готовы к использованию комического в целях самозащиты. Педагоги, работающие в ПТУ, знают, что учащиеся используют каждый удобный случай, чтобы посмеяться. Однако учащиеся не имеют достаточной культуры для обращения с комическим, они часто воспринимают лишь очень примитивные и грубые формы комического. Над чем смеются учащиеся? Согласно опросу, чаще всего находят смешное (из 1358 подростков): в поступках и действиях людей (586); во внешности и одежде окружающих (265); в особенностях речи (227); в физических особенностях людей (220); в поведении животных (76); в неживой природе (4). (Салумяэ С. Восприятие юмора в подростковом возрастс/УСовстская педагогика и школа: Сб. науч. тр. /Гарт. гос. ун-т. Тарту, 1970. Т.70, вып. 3.). К сожалению, сами учащиеся в беседах подтверждают, что их смешат прежде всего неведение, невнимательность, а также другие негативные качества друзей и педагогов. Чаще и охотнее смеются юноши, чем девушки. С 14 лет у юношей уже формируется чувство юмора. Они подшучивают над другими и не хотят сами быть в смешном положении. Учащиеся положительно воспринимают юмор своих товарищей и педагогов. Они предпочитают иметь веселых друзей. На основе чувства юмора возникают взаимные симпатии юношей и девушек. Лидерами становятся, как правило, веселые учащиеся. Одна девушка вспомнила свою учебу в профтехучилище: "Среди нас был очень яркий человек. Он часто в самодеятельности исполнял сатирические вещи. Он был очень популярен. У него была своя "свита" из 2—5 человек, которые с ним не разлучались. На уроках они сидели вместе, от их поведения во многом зависел урок. От этого человека постоянно ждали шуток. Он всегда ходил в ореоле славы и нашего поклонения". Такие факты в профтехучилищах встречаются довольно часто. В ПТУ нередки случаи сознательного использования учащимися юмора в целях: борьбы за сохранение своего достоинства; унижения своего "врага" в лице товарища, педагога; привлечения к себе внимания; избавления от требований со стороны коллектива, педагога, от решения важных проблем; парирования нападок, обвинений, претензий. У некоторых учащихся наблюдается замедленная оценка комических фактов, ситуаций. Это связано с состоянием нервной системы и степенью развития чувства юмора. Учащиеся могут проявлять несдержанность и вследствие своей невысокой культуры создавать комедийные ситуации около святынь, трагедий. На такие факты педагогам надо реагировать особенно оперативно. Бывают случаи, когда педагоги дают повод для смеха своей небрежной одеждой, походкой, речью. Одна преподавательница, по рассказам учащихся, надевала разные варежки, а иногда— даже разные чулки. Другая — заигрывала с учащимися, называяих "льстивыми царедворцами". Был случай, когда мастер бегал по зданию за разбегавшимися после занятий учащимися. Желательно, конечно, подобных поводов для смеха не давать, но если подобная ситуация возникла, то нужно попытаться отнестись к ней с юмором. Наличие высокоразвитого чувства юмора предполагает следующие достоинства у каждого педагога и учащегося: высокие эстетические идеалы; активные эстетические чувства; развитую диалектичность; живой ум, остро и быстро схватывающий противоречия; жизнерадостность, жизнелюбие; ассоциативный ум, склонный к разнообразным сопоставлениям. Учащиеся и педагоги должны быть способны воспринимать юмор. Люди, не обладающие чувством юмора, как правило, ущемлены, "зажаты", они не могут творчески подходить к педагогическому процессу и работать по сложным педагогическим технологиям. Заключение Закончив изучение, а возможно, простое чтение "Педагогики", не торопитесь признавать законченным само вхождение в педагогическую науку. Любая наука (и педагогика не исключение) неизмеримо шире ее изложения как учебного предмета. Учебный предмет, однако, излагает педагогическое знание как систему, раскрывая основные базисные понятия в их связи и зависимости, дает характеристику основных компонентов педагогической деятельности, где бы и кем бы она ни совершалась. Без знаний педагогических азов нельзя работать грамотно с педагогической литературой, нельзя осознанно воспринимать лекцию ученого, нельзя, наконец, самому проводить профессиональное педагогическое исследование, писать авторские работы в сфере образования. Овладение изложенным нами знанием создает ориентировочную основу вхождения педагога в постоянно развивающееся и меняющееся педагогическое знание, ускоряет его адаптацию к новым образовательным технологиям, новым парадигмам образования. Любые педагогические инновации будут восприниматься педагогом как объективная ступень общественного развития и личного самовыражения учителя и его учеников. Наконец, эти знания могут помочь в создании собственных педагогических концепций, формировании индивидуальных педагогических систем и тем удовлетворить исконные устремления российского учительства, привнести как можно больше пользы своему отечеству и народу. Итак, прочитанный курс "Педагогика" — лишь ключ к науке и педагогическому знанию. Закончив чтение "Педагогики", не мните себя готовыми также и к педагогической деятельности. Путь от теории к практике тернист и долог. Однако этот минимум базисных педагогических знаний поможет вам в профессиональном становлении. Эти знания помогут выделять, анализировать и оценивать педагогические явления и факты из сплошного и подчас противоречивого потока педагогической действительности. Использование этих знаний убережет вас от опрометчивости, субъективности и спешки в работе с детьми. Применение этого знания способно оказать реальную помощь в проектировании практически любых педагогических систем, процессов, ситуаций в области воспитания, образования и обучения. Прикладное значение прочитаиного вами курса педагогики может проявиться и в том, что его постижение, надеюсь, будет стимулировать педагогическое творчество и способствовать самореализации и саморазвитию педагога как личности, от начала и до конца своей профессиональной деятельности ответственной за духовное и нравственное будущее России. Во всяком случае как автор я искренне и горячо желала написать именно такую книгу.
Содержание: Моим читателям…………………………………………………………………………………………………………………………..……1 Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ 1.1. Основные педагогические категории……………………………………………………………………………………………..……..2 1.2. Специфические понятия профессиональной педагогики………………………………………………………………………..……..6 1.3. Педагогика как наука о человеке…………………………………………………………………………………………………..…….8 Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2.1. Общая характеристика педагогического процесса…………………………………………………………………………….….……10 2.2. Педагогические цели формирования воспитательных отношений…………………………………………………………….….…..12 2.3. Педагогические принципы формирования воспитательных отношений……………………………………………………….…….15 2.4. Содержание воспитания как составная часть педагогического процесса……………………………………………………….……19 2.5. Педагогические методы воспитания…………………………………………………………………………………………………….25 2.6. Педагогические средства в воспитании учащихся……………………………………………………………………………………...27 2.7. Формы организации педагогического процесса……………………………………………………………………………………...…30 2.8. Приспособление педагогического процесса к целям развития учащегося и педагога……………………………………………….33 Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 3.1. Общее понятие о педагогическом проектировании…………………………………………………………………………………….35 3.2. Объекты педагогического проектирования……………………………………………………………………………………………..37 3.3. Этапы и формы педагогического проектирования……………………………………………………………………………………..39 3.4. Технология педагогического проектирования………………………………………………………………………………………….42 3.5. Психологические основы педагогического проектирования………………………………………………………………………….46 3.6. Психологические основы педагогического проектирования. Новое мышление……………………………………………………..49 3.7. Педагогическое проектирование — связующее звено педагогической теории и практики…………………………………………51 Глава 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ 4.1. Личностный потенциал рабочего и его проектирование……………………………………………………………………………….53 4.2. Проективная модель личности и деятельности инженера-педагога…………………………………………………………………..56 4.3. Профессионально-техническое образование как объект проектирования……………………………………………………………60 4.4. Проектирование системы теоретического обучения рабочих…………………………………………………………………………63 4.5. Проектирование системы практической подготовки рабочих…………………………………………………………………………65 4.6. Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся профтехучилищ…………………………………………………….68 4.7. Проектирование педагогического процесса в училище………………………………………………………………………………..70 4.8. Проектирование урока……………………………………………………………………………………………………………………73 4.9. Проектирование педагогических ситуаций……………………………………………………………………………………………..76 4.10. Проектирование индивидуальных педагогических систем…………………………………………………………………………..80 Глава 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 5.1. Смена образовательной парадигмы……………………………………………………………………………………………………...83 5.2. Демократизация воспитательных отношений…………………………………………………………………………………………..85 5.3. Единство коллективного и индивидуального воспитания учащихся………………………………………………………………....88 5.4. Теория развивающего обучения как основа новой педагогической технологии……………………………………………………..92 5.5. Проблемное обучение в училище………………………………………………………………………………………………………..94 5.6. Самовоспитание молодежи в системе воспитания……………………………………………………………………………………..95 5.7. Семейное воспитание учащихся ПТУ…………………………………………………………………………………………………..98 5.8. Воспитание сексуальной культуры молодежи……………………………………………………………………….……………..…101 5.9. Формирование дисциплины у учащихся ПТУ…………………………………………………………………………….…………..104 5.10. Взаимосвязь общего и профессионального образования в процессе подготовки рабочих………………………………….……107 5.11. Взаимосвязь профессионального образования и экономики………………………………………………………………………..110 5.12. Комическое в деятельности инженера-педагога……………………………………………………………………………………..113 Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………118 Содержание…………………………………………………………………………………………………………………………………...119
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |