Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комическое в деятельности инженера-педагога 1 страница




Взаимосвязь профессионального образования и экономики

Взаимосвязь общего и профессионального образования в процессе подготовки рабочих

Как известно, в среднем профтехучилище абсолютное боль­шинство будущих рабочих получает одновременно два вида обра­зования: общее среднее и профессиональное. До введения обяза­тельного среднего образования каждый из этих видов существовал вполне самостоятельно и мог реализовываться вне непосредствен­ной связи друг с другом. Так, профессиональная подготовка рабо­чего проводилась в профтехучилище чаще на базе неполного сред­него образования, полученного в школе, а полное среднее образо­вание давалось в школе без какой-либо ориентации на будущую профессию учащихся. Сейчас это практикуется лишь с отдельными группами желающих получить в ПТУ только профессию.

Научно-технический прогресс, рыночная экономика меняют рабочие профессии, труд рабочего. Выполнять его на основе узко­профессиональных знаний и умений становится все труднее. Труд рабочего становится интегративным. Ему требуется широкая обще­образовательная и политехническая подготовка. Только такая подго­товка обеспечивает широкий профиль, мобильность, высокое про­фессиональное мастерство на любом рабочем месте. Так общеобра­зовательные знания и умения становятся составной частью профес­сиональных. Дисциплины профтехцикла: общетехнические, специ­альные, производственное обучение — все чаще требуют привлече­ния общеобразовательных знаний для объяснения технических и тех­нологических вопросов, решения поставленных проблем и т. д.

С помощью взаимосвязи общего и профессионального образо­вания разрешается ряд противоречий в области образования. Без оп­ределенной общеобразовательной подготовки нельзя проводить про­фессиональную. Более того, без нее невозможно подготовить чело­века к жизни, к труду в современных условиях. Но для жизни и кон­кретной профессиональной деятельности общеобразовательных зна­ний, как бы обширны они ни были, явно недостаточно. И в то же время они страдают избыточностью, поскольку не все впоследствии используются. Конечно, общеобразовательные знания выполняют не только функции по обслуживанию профессии, но и другие. Они, на­пример, могут быть источником и средством общего развития чело­века, входить в мир его увлечений и интересов, помогать в быту, общении, самопознании и т. д. Часть из них может влиять на профес­сиональную деятельность опосредованно. Без общеобразовательных знаний невозможно формирование мировоззрения, поскольку они выполняют системообразуюшую функцию по отношению ко всем знаниям и умениям, получаемым человеком, и т. д. Именно такое образование дает выход на подготовку практически к любой профес­сии. Так в нашей стране и развивалось до последнего времени общее среднее образование. Но здесь всегда таилась проблема увеличения доли полезности знаний в будущей жизнедеятельности человека не­смотря на то, какую профессию он затем выберет. На сегодняшний день ее решение стало потребностью общества.

Профессиональное же образование, напротив, всегда тяготе­ло к углубленной спецификации, а посему — к прагматизму и ути­литарности. Оно всегда было одно из средств конкретизации обще­научных знаний, их практического воплощения. Общеобразователь­ные знания — это своего рода сырой материал, который обретает форму в профессиональных знаниях. Там, где профессиональная подготовка давалась в отрыве от общеобразовательной, невольно возникала другая проблема — преодоления ее узости, излишней рациональности и повышения общенаучного и образовательного потенциала.

К более успешному разрешению этих проблем нас приводит установление взаимосвязи общего и профессионального образова­ния учащихся. В этом союзе они друг для друга служат критерия­ми, целевыми установками, конечными результатами. Общее обра­зование обретает реальный смысл, если одновременно с общим развитием ориентируется на обеспечение конкретной профессио­нальной подготовки молодежи. Профессиональное образование ста­новится более качественным, если тяготеет к обеспечению широты знаний, политехничности, развитию обобщенных знаний и умений учащихся.

Взаимосвязь как педагогическая закономерность предполага­ет, что изучение учебных дисциплин двух видов образования долж­но осуществляться в единстве — взаимонаправленно и во взаимо­действии. Под влиянием этой закономерности качественно меня­ются почти все компоненты как общеобразовательной, так и про­фессиональной подготовки учащихся. Изменяются, например, функ­ции общего образования. Сохраняя свою самостоятельность, оно в то же время превращается в важнейшее условие профессионального обучения, способное своим результатом определить эффектив­ность профессионального становления будущих рабочих. Изменя­ются цели, принципы, содержание, методы, формы, средства обу­чения в цикле как общеобразовательной подготовки, так и профес­сионально-технической. Многое также меняется в управлении учеб­но-воспитательным процессом. Появляются все новые и новые ор­ганизационно-педагогические формы обеспечения взаимосвязи.

Взаимосвязь общего и профессионального образования при­звана целесообразно и в соответствии с потребностями общества организовать среду формирования личности будущего рабочего. Естественно поэтому, что под ее непосредственным и опосредован­ным влиянием будет успешнее преобразовываться сам человек. В известном смысле личность учащегося определяет целевую направ­ленность взаимосвязи двух видов образования. Именно поэтому практическому работнику важно представлять, на какие стороны личности более всего влияет реализация взаимосвязи. Выделим основные из них.

Разностороннее гармоничное развитие личности — конеч­ная цель воспитания. На ее достижение и направлена взаимосвязь общего и профессионального образования. С одной стороны, при­нятие цели развития личности делает саму взаимосвязь не формаль­ным процессом, а глубоко очеловечным, личностно направленным. Педагог, способствуя сближению образовательных и специальных знаний и умений, осознает конечный результат своей деятельности в виде преобразованной личности воспитанника. Благодаря этому взаимосвязь как бы продолжает гуманизацию образования и под­готовки рабочих кадров, вовлекает в свою орбиту все большее чис­ло сфер, где протекает воспитание человека.

Мировоззрение будущих рабочих — другой личностный фак­тор, который более всего изменяется под влиянием взаимосвязи общего и профессионального образования. Говоря, что личность целостна, мы должны помнить о том, что ни один ее компонент не формируется вне связи и зависимости с другими. Это в первую оче­редь относится к мировоззрению. Оно как система взглядов и отно­шений личности к себе, другим лицам, труду, природе, обществу требует систематизированного влияния. Чтобы мировоззрение бу­дущих рабочих было целостным и непротиворечивым, оно должно формироваться в самых широких условиях. Взаимосвязь двух видов образования способствует объединению, стыковке знаний, уме­ний и навыков, получаемых учащимися в различных условиях, на разных этапах их жизнедеятельности. В мировоззрении происхо­дит интегрирование этих подчас разнокачественных знаний и уме­ний. А взаимосвязь создает для интеграции наиболее благоприят­ные условия.

Формирование обобщенного типа мышления относится к чис­лу личностных факторов взаимосвязи общего и профессионально­го образования. Обобщенное мышление — это новый тип мышле­ния, во многом способствующий подготовке рабочего широкого про­филя и высокой квалификации, обладающего высоким уровнем про­фессиональной мобильности, подвижной системой знаний. Обоб­щенное мышление требует определенных условий и для своего из­начального формирования, и для проявления на практике. В пер­вую очередь нужно взаимодействие научных и технико-технологи­ческих знаний, теории и практики, знаний и умений из разных об­ластей деятельности. Сфера вовлечения источников, форм и средств формирования и применения обобщенного типа мышления должна расширяться. На это и направлена взаимосвязь двух видов образо­вания. Посредством ее объединяются все эти компоненты. Приме­ром обобщенного мышления может служить политехническое мыш­ление. Оно способно сформироваться прежде всего на основе само­го широкого привлечения научных и практических источников.

Наконец, личностным фактором взаимосвязи общего и про­фессионального образования является профессионально значимые качества личности будущего рабочего. Конечно, система таких ка­честв складывается в зависимости от конкретных профессий. Но в целом известно, что современного рабочего нет без положительно­го отношения к своей профессии, любви к труду, честности, орга­низованности, деловитости, ответственности, коллективизма. Эти и ряд других качеств лучше всего формировать в условиях взаимо­связи двух видов образования. Благодаря и посредством взаимо­связи вся система профтехобразования, весь учебно-воспитатель­ный процесс в СПТУ становятся способными воспитывать данные качества.

Взаимосвязь общего и профессионального образования предпо­лагает выявление компонентов этих двух видов образования, которые вступают между собой в те или иные отношения. Процессы обучения общеобразовательным и профессионально-техническим дисциплинам схожи. Они состоят из компонентов, одинаковых по своей структуре. Но в них много и специфического. Взаимосвязь этих процессов осу­ществляется, как правило, покомпонентно, по сходным структурным образованиям и означает такие их взаимоотношения, при которых бы максимально учитывались особенности и возможности друг друга. Например, при обучении физике в условиях взаимосвязи общего и профессионального образования нужно учитывать цели обучения про­фессионально-техническим дисциплинам и в меру сил соответство­вать им и способствовать их достижению.

Между какими компонентами возможна взаимная связь? Поч­ти между всеми. Ее можно установить между целями, содержани­ем, методами, формами, средствами, а также между отдельными элементами этих составляющих. Так, содержание обучения любо­му предмету включает в себя научные законы и закономерности, идеи, определенные категории понятия, изложение событий и фак­тов, характеристики теорий. По каждому из этих элементов содер­жания учебной дисциплины можно устанавливать взаимосвязь двух видов образования.

Во-первых, в разные дисциплины могут быть включены одни и те же законы, идеи, понятия, категории и т. д. И тогда педагог обращает внимание учащихся на общее и особенное их примене­ние в разных дисциплинах, видах деятельности. Во-вторых, зако­ны и закономерности, изложенные в дисциплинах одного вида об­разования, могут находить подтверждение в форме фактов и собы­тий из дисциплин другого вида образования. В-третьих, некоторые категории и понятия вполне могут быть уточнены, доказаны, рас­смотрены, сужены или расширены на основе использования содер­жания других учебных предметов и т. д. Таких вариаций взаимно­го использования, взаимного включения, уточнения, конкретизации, объяснения и обоснования чрезвычайно много. За счет этого мож­но обогатить содержание обучения, сделать его более доказатель­ным, наглядным и в то же время показать место данной учебной дисциплины в системе научного знания.

Такая же связь возможна и в методах обучения. Так, в насто­ящее время растет применение практических и игровых методов обучения в общеобразовательных дисциплинах. И как встречный процесс — в профессионально-технических дисциплинах для расширения политехнического кругозора все чаще используются лек­ции, дискуссии.

Взаимосвязь целей, содержания, методов и средств приводит к возникновению комплексных форм обучения, называемых еще бинарными или интегративными. Так появились сдвоенные интегративные уроки физики, химии с дисциплинами профтехцикла, пограничные исследовательские работы и др.

Анализ многочисленных фактов установления взаимосвязи общего и профессионального образования показал, что в основе ее лежит связь каких-либо компонентов, элементов, признаков, черт тех или иных педагогических явлений. В данном случае это поня­тие может быть названо педагогической связью, что не совпадает с межпредметной. Межпредметная связь лишь одна из разновиднос­тей педагогических связей.

В науке принято различать 4 вида связей: происхождения, построения, содержания и управления. Виды связей характеризуют самые существенные стороны взаимосвязи двух видов образова­ния: порождение в них новых элементов, коренную перестройку старых, взаимный учет особенностей. Эти связи могут возникать естественно, без преднамеренной работы, и могут создаваться спе­циально, трудом педагога, руководителей училищ.

Одновременно связи, возникающие в учебном процессе сред­него профтехучилища, можно охарактеризовать и по иерархии ком­понентов, вступающих в связь. Тогдаих можно подразделить на причинно-следственные, связи формы и содержания, предмета и его функции и др.

Каждую реальную связь можно оценить как устойчивую или неустойчивую, комплексную или локальную, временную или посто­янную, внутреннюю или внешнюю, межпредметную или межцик­ловую, естественную или искусственную, непосредственную или опосредованную, положительную или отрицательную, прямую или обратную, теоретическую или практическую, предшествующую или последующую.

Мы рекомендуем использовать связи этих видов для того, что­бы более гибко и глубоко оценить каждую создаваемую связь, по­нять ее, установить ее место в системе, повторить, изъять и т. д., т. е. для управления созданием самих связей, а через них и реализа­цией взаимосвязи.

Кроме видов связи существуют и формы. Они характеризуют механизмы взаимодействия компонентов,их разнообразные пере­ходы, сцепления. Взаимосвязь возникает там, где оба вида образо­вания направлены друг на друга, способствуют успехам друг друга. Мы рекомендуем осуществлять эту, образно говоря, помощь в сле­дующих формах: взаимопонимание, взаимозависимость, взаимо­переход, взаимоконтроль, взаимообусловленность, взаимозаменя­емость, синтез, интеграция и др.

Формы связей определяются действием, посредством которо­го устанавливается взаимосвязь. Они характеризуют как бы пере­ход к некоей целостности, объединенности компонентов. Более того, формы связи точно квалифицируют непосредственные отношения компонентов. Так, взаимопереход говорит о такой связи, когда те или иные элементы: а) могут использоваться равно в обоих видах подготовки; б) допускают аналогию в содержании, методах и фор­мах; в) облегчают заимствования и перенос по мере необходимос­ти и с учетом конкретных условий.

Самой высокой формой реализации взаимосвязи является ин­теграция видов образования. Интеграция, как правило, связана с коренными преобразованиями всех компонентов и их слиянием в одну удовлетворяющую обе стороны целостность.

Мы рекомендуем синтегрировать содержание, методы и сред­ства обучения, построитьих классификаторы не по видам образо­вания, а на иной логической основе, учитывающей характер совре­менной научной и производственной деятельности, в конечном итоге синтегрировать оба вида образования в целом.

В учебном процессе ПТУ в качестве компонентов, вступаю­щих во взаимосвязь, могут быть: учебный материал различных дисциплин, методы и средства теоретического и производственно­го обучения, основы наук и жизненный опыт учащихся, типа обуче­ния различным циклам дисциплин, формы учебной работы, мето­ды и формы обучения, теоретическая и практическая подготовка учащихся и т. д.

Для того, чтобы те или иные компоненты привести во взаимо­связь, необходимо определить системообразующий фактор. В пе­дагогическом процессе на уроке, например, эту роль выполняют принципы профессиональной целесообразности и политехнизма. В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в первой половине 80-х годов, было доказано, что достаточно полная реали­зация этих принципов при обучении общеобразовательным дисцип­линам направит их на взаимосвязь с дисциплинами профтехцикла и в основном обеспечит ее. В известном смысле эти принципы оп­ределяют педагогическое содержание связей. Поэтому их можно рассматривать как особые классы связей и выделить профессио­нальные, политехнические, преемственные и проблемные связи.

В свою очередь дисциплины профессионально-технического цикла обучения должны реализовывать такие принципы, которые бы направлялиих на связь с общеобразовательными дисциплинами и позволяли бы ее осуществить. Здесь должны реализовываться прин­ципы широкой опоры на общеобразовательные знания, профполитехнизма, опережающего формирования профессионально значи­мых личностных качеств будущих рабочих, единства воспитания и обучения на базе профессионально-производительного труда.

Две встречные группы дополнительных принципов способст­вуют такой перестройке обучения в двух видах образования, при которой взаимосвязь в данных социально-экономических условиях будет реализована наиболее полно.

Соблюдение требований этих принципов в процессе подго­товки и проведения различных форм организации обучения в сред­нем ПТУ уже сейчас, в рамках существующих учебных планов и программ, обеспечивает определенную взаимосвязь общего и про­фессионального образования, И самое главное, они определяют ос­новные направления поиска вариантов более тесной взаимосвязи дисциплин всех циклов обучения. В этом и заключено главное на­значение этой дополнительной группы принципов профессиональ­но-технического обучения.

О том, что взаимосвязь общего и профессионального образова­ния обогащает практику подготовки будущих рабочих в средних проф­техучилищах, знает каждый преподаватель и мастер производствен­ного обучения. Но в большинстве своем они лишь интуитивно улав­ливают это и потому мало способствуют реализации взаимосвязи. Случается, что они ограничиваются использованием чужого опыта и научных рекомендаций. Между тем активное включение каждого педагога в совершенствование процесса обучения и возможно, и не­обходимо. Кроме желания для этого нужны знания и умения реали­зовывать на уроках, консультациях, экскурсиях те принципы, о которых мы только что говорили. Преподавателю нужны такие зна­ния о направлениях, по которым идет преобразование процесса обу­чения под влиянием взаимодействия двух видов образования. В ка­честве рекомендаций предложим педагогам ознакомиться с тремя, с нашей точки зрения, основными направлениями такого совершенст­вования. Они выявлены в ходе специальной опытно-эксперименталь­ной работы и на основе передового педагогического опыта.

Первое направление — совершенствование процесса обуче­ния за счет преобразования содержания тех или иных устоявшихся и ставших традиционными компонентов. Мы имеем в виду пере­стройку содержания, применяемых форм и методов обучения.

Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной под­готовки будущих рабочих заставила по-новому взглянуть на нор­мативное содержание обучения целого ряда учебных предметов. Встал вопрос: как заставить содержание, методы и формы общеоб­разовательной подготовки "работать" на профессию не только опос­редованно, через повышение общей культуры и уровня образова­ния, но и непосредственно?

Второе направление связано с несколько большими преобра­зованиями в процессе обучения. Это структурная перестройка, вза­имные переходы, переводы содержания, методов и форм из одного цикла дисциплин в другой, из теории в практику, и наоборот. Взаи­модействие двух видов образования при этом более активное, чем в первом случае.

Третье направление — укрупнение дидактических единиц и создание принципиально новых дидактических образований, будь то содержание, методы, средства или формы обучения. Теория и практика дали нам образцы таких новообразований.

Совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на пред­ложенные направления, посильно каждому преподавателю, масте­ру училища. Ко многим находкам может привести целенаправлен­ное, настойчивое улучшение содержания (учебного материала), методов, средств и форм в соответствии с предложенными выше принципами обучения как принципами взаимосвязи. Реализация этих принципов подскажет, какие изменения более целесообразны и необходимы.

Как видим, взаимосвязь — это не простое педагогическое яв­ление. Сложность ее пока будет нарастать, поскольку под ее влиянием идет активная перестройка учебного процесса в профтехучи­лище. Взаимосвязь — это движение, это постоянное развитие и каж­додневные изменения. И можно порекомендовать вчувствоваться в ее многогранность, постараться увидеть ее перспективность.

Вопрос о связи профессионально-технического образования с экономикой в педагогическом аспекте имеет давнюю историю. За советский период раз­вития нашего общества сложились две полярные точки зрения. Сторонники одной из них, господствующей до сих пор, считают, что эту связь нельзя рас­сматривать как научно-педагогическую проблему, и полагают, что образова­ние играет роль только в повышении производительности труда. Еще в 20-е годы академик С.Г. Струмилин провел исследование и показал, что элемен­тарная грамотность, достигнутая за один год обучения, повышает производи­тельность труда рабочего в среднем до 30%, в то время как освоение профес­сии у станка — не более чем на 12—16%. Один год школьного обучения по­вышал квалификацию в 2,6 раза выше, чем год практического обучения на заводе. (Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования. М., 1924.). Как видим, данная позиция объясняет все просто, линейно, возводя эту зависимость в закон.

Другая точка зрения основана на изучении более глубинных процессов динамики образовательного потенциала и его влияния на производство и эко­номику. Ее сторонники ставят вопрос: какие инвестиции надо сделать в обра­зование сегодня, чтобы получить максимальный эффект в экономике, соот­ветствующий критериям общественного развития? Такая постановка пробле­мы, с нашей точки зрения, более педагогична, и ее можно решать средствами образования. Только педагоги способны найти пути и средства включения экономического фактора в повышение качества учебно-воспитательного про­цесса в школе и ПТУ, пути рационального использования экономических ре­сурсов, способы улучшения условий педагогической и учебной деятельности учащихся.

Таким образом, данная проблема из однозначной и простой превратилась в сложную, многозначную, но это еще не раскрывает ее сущности до конца в условиях рыночной экономики. Именно в рыночной экономике образование становится предметом купли-продажи. На рынке рабочей силы покупается не рабочий как таковой, а его квалификация, мастерство. В связи с этим роль образования должна рассматриваться через его место на рынке рабочей силы.

Западные ученые предложили " 'теорию человеческого капитала" для объ­яснения связи образования и экономики. Согласно этой теории, рабочая сила рассматривается как любой другой вид товара, т. е. с точки зрения спроса и предложения. Труд одного человека не идентичен труду другого, поэтому су­ществуют различия в объеме "капитала", воплощенного в людях. Данная тео­рия развивает экономический подход к образованию, вопросам труда и раз­витию человека. В этой теории образование рассматривается как фактор ра­венства экономических возможностей людей.

"Теория человеческого капитала", став господствующей в условиях ры­ночной экономики, породила разные точки зрения на ее практическую реали­зацию. Известна институциональная концепция практической роли образо­вания в экономике. Суть ее в понимании состояния образования как ответной реакции на положение на рынке и спрос на ту или иную квалификацию. По­скольку рынок труда структурирован, то в каждой его части существуют свои запросы на те или иные профессии и уровни профессиональной подготовки рабочих. Предлагается это учитывать и регулировать образование, особенно профессиональное, ориентируясь на состояние соответствующего сектора рынка рабочей силы.

Другая концепция, более радикальная, названа неомарксистской. Ее со­здатели считают, что образование должно активно облагораживать рынок труда, а через него и общественное производство, что в конечном итоге ведет к социальным переменам. Следовательно, предложение должно превышать спрос на рабочую силу, особенно по структуре и качеству подготовленных кадров.

Таким образом, первая концепция исходит из тезиса "спрос рождает пред­ложение", вторая, — "предложение рождает спрос".

Наше общество еще много лет будет находиться на стадии возвращения в мировую рыночную экономику. Как ни тяжел этот путь, но он неизбежен. Во второй половине 80-х годов американский профессор М. Ротшильд создал новую науку биономику, рассматривающую экономику как живую развиваю­щуюся единую экосистему. Основная идея этой работы состоит в следующем: приобретение знаний, образование человека есть главный фактор повыше­ния эффективности экономики и производства. Ученый обращается к приро­де и видит в ней те же явления, что и в человеческой жизни: только появив­шаяся на свет рабочая пчела за 60 минут полностью собирает пыльцу и не­ктар с одного цветка, а опытная пчела это делает за 6 минут. Таким образом, эффективность деятельности зависит от уровня знаний. М. Ротшильд утверж­дает, что капитализм есть естественное природное явление. Как любая экосистема, рыночная экономика представляет собой стихийный эволюционный процесс.

Таковы теории, с помощью которых объясняются сегодня отношения об­разования и рынка.

К сожалению, в этом вопросе мы опираемся на западные теории, ибо свой путь развития рынка мы прервали в 1917 году. К месту напомнить, что до этого времени существовала другая рыночная концепция — российская. Труд на Руси всегда рассматривался в единстве с духовностью: "Духовность — не рассуждение о душе, а практические дела по претворению в жизнь трудового идеала, имевшего духовно-нравственный характер". (О. Платонов. Указ. соч. С. 70). "Русская модель хо­зяйственного развития принадлежала к общинному типу экономики. Она раз­вивалась на традиционных ценностях крестьянской общины и артели, кол­лективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении. Эффективный труд рассматривался в ней преимущественно моральным, а не материальным стимулом". (Там же. С. 75.). В основе этой модели лежали принципы ориен­тированности труда на духовно-нравственный миропорядок; самодостаточ­ность и независимость от иностранного ввоза и вывоза; нестяжательность и самоограничение; ориентация на труд, а не на капитал; отношение к собст­венности как к функции труда, а не капитала; трудовой и производственной демократии; преобладание моральных стимулов к труду над материальны­ми". (Там же. С. 76-82.).

Как видим, профессионально-техническое образование попадает в слож­ную зону противоречий. С одной стороны, всем очевидно, что придется счи­таться с диктатом реального рынка труда, где спрос на рабочую силу не всег­да зависит от уровня образования и даже профессионализма работника. С другой — надо считаться с реальным конкретным российским человеком, его взглядами на свое будущее, его развитием и инициативой. Перед ПТО стоит трудноразрешимая проблема: нужно учитывать оба фактора (потребности рынка в определенных профессиях и уровне профессионализма и взаимопо­мощи, традиции, запросы населения, особенно молодежи).

Сложившаяся в России ситуация в профессионально-техническом образо­вании разрешается инициативным путем через создание альтернативного об­разования (негосударственные учебные заведения ПТО, новые типы училищ, новые, более эффективные технологии профессионального обучения). Перед инженерно-педагогическими коллективами стоят вопросы: по каким профес­сиям вести подготовку, какова продолжительность подготовки, сколько гото­вить специалистов?

Рассмотренные теории помогают по-новому взглянуть на проблему каче­ства образования. Согласно исследованиям, посредственно подготовленный рабочий обходится госбюджету в 20—25 раз дороже, чем подготовленный хорошо. Производительность труда обучавшихся на оценки "4" и "5" выше, чем у "троечников" на 20%.

Профессионально-техническое образование связано с экономикой через систему своего материально-технического и финансового обеспечения. Проф­техучилища получили возможность вести самостоятельную хозяйственную и финансовую деятельность. Профтехучилища могут предоставлять населению платные образовательные услуги, организовывать собственное производст­во, предоставлять коммерческим структурам в аренду излишние площади, орудия труда, вступать в бартерные отношения с другими училищами и пред­приятиями, создавать вспомогательные службы (магазины, ателье, мастер­ские, проектно-конструкторские бюро). Некоторые профтехучилища продол­жают получать помощь предприятий, заинтересованных в подготовке рабо­чих, не исключается меценатство, спонсорство и др. Все это расширяет фи­нансовую базу профтехучилищ. У профтехучилищ появляется возможность отбирать преподавателей и мастеров на конкурсной или договорной основе, увеличивать им зарплату, брать на содержание учащихся из материально не обеспеченных семей, улучшать материально-техническую базу обучения и даже финансировать научные исследования.

В скором времени финансирование профессионально-технического обра­зования будет происходить помимо госбюджета из средств негосударствен­ного сектора экономики: акционерных, арендных предприятий, прямо или косвенно заинтересованных в развитии системы подготовки рабочих кад­ров. Предприниматели потребуют участия в решении основных вопросов сис­темы профтехобразования, а профтехучилища получат большую свободу в решении внутренних проблем и улучшат материальную базу.

Есть еще один аспект вхождения профтехучилищ в рыночную экономику. Это влияние законов рынка непосредственно на сам учебно-воспитательный процесс в профтехучилище.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.