КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комическое в деятельности инженера-педагога 1 страница
Взаимосвязь профессионального образования и экономики Взаимосвязь общего и профессионального образования в процессе подготовки рабочих Как известно, в среднем профтехучилище абсолютное большинство будущих рабочих получает одновременно два вида образования: общее среднее и профессиональное. До введения обязательного среднего образования каждый из этих видов существовал вполне самостоятельно и мог реализовываться вне непосредственной связи друг с другом. Так, профессиональная подготовка рабочего проводилась в профтехучилище чаще на базе неполного среднего образования, полученного в школе, а полное среднее образование давалось в школе без какой-либо ориентации на будущую профессию учащихся. Сейчас это практикуется лишь с отдельными группами желающих получить в ПТУ только профессию. Научно-технический прогресс, рыночная экономика меняют рабочие профессии, труд рабочего. Выполнять его на основе узкопрофессиональных знаний и умений становится все труднее. Труд рабочего становится интегративным. Ему требуется широкая общеобразовательная и политехническая подготовка. Только такая подготовка обеспечивает широкий профиль, мобильность, высокое профессиональное мастерство на любом рабочем месте. Так общеобразовательные знания и умения становятся составной частью профессиональных. Дисциплины профтехцикла: общетехнические, специальные, производственное обучение — все чаще требуют привлечения общеобразовательных знаний для объяснения технических и технологических вопросов, решения поставленных проблем и т. д. С помощью взаимосвязи общего и профессионального образования разрешается ряд противоречий в области образования. Без определенной общеобразовательной подготовки нельзя проводить профессиональную. Более того, без нее невозможно подготовить человека к жизни, к труду в современных условиях. Но для жизни и конкретной профессиональной деятельности общеобразовательных знаний, как бы обширны они ни были, явно недостаточно. И в то же время они страдают избыточностью, поскольку не все впоследствии используются. Конечно, общеобразовательные знания выполняют не только функции по обслуживанию профессии, но и другие. Они, например, могут быть источником и средством общего развития человека, входить в мир его увлечений и интересов, помогать в быту, общении, самопознании и т. д. Часть из них может влиять на профессиональную деятельность опосредованно. Без общеобразовательных знаний невозможно формирование мировоззрения, поскольку они выполняют системообразуюшую функцию по отношению ко всем знаниям и умениям, получаемым человеком, и т. д. Именно такое образование дает выход на подготовку практически к любой профессии. Так в нашей стране и развивалось до последнего времени общее среднее образование. Но здесь всегда таилась проблема увеличения доли полезности знаний в будущей жизнедеятельности человека несмотря на то, какую профессию он затем выберет. На сегодняшний день ее решение стало потребностью общества. Профессиональное же образование, напротив, всегда тяготело к углубленной спецификации, а посему — к прагматизму и утилитарности. Оно всегда было одно из средств конкретизации общенаучных знаний, их практического воплощения. Общеобразовательные знания — это своего рода сырой материал, который обретает форму в профессиональных знаниях. Там, где профессиональная подготовка давалась в отрыве от общеобразовательной, невольно возникала другая проблема — преодоления ее узости, излишней рациональности и повышения общенаучного и образовательного потенциала. К более успешному разрешению этих проблем нас приводит установление взаимосвязи общего и профессионального образования учащихся. В этом союзе они друг для друга служат критериями, целевыми установками, конечными результатами. Общее образование обретает реальный смысл, если одновременно с общим развитием ориентируется на обеспечение конкретной профессиональной подготовки молодежи. Профессиональное образование становится более качественным, если тяготеет к обеспечению широты знаний, политехничности, развитию обобщенных знаний и умений учащихся. Взаимосвязь как педагогическая закономерность предполагает, что изучение учебных дисциплин двух видов образования должно осуществляться в единстве — взаимонаправленно и во взаимодействии. Под влиянием этой закономерности качественно меняются почти все компоненты как общеобразовательной, так и профессиональной подготовки учащихся. Изменяются, например, функции общего образования. Сохраняя свою самостоятельность, оно в то же время превращается в важнейшее условие профессионального обучения, способное своим результатом определить эффективность профессионального становления будущих рабочих. Изменяются цели, принципы, содержание, методы, формы, средства обучения в цикле как общеобразовательной подготовки, так и профессионально-технической. Многое также меняется в управлении учебно-воспитательным процессом. Появляются все новые и новые организационно-педагогические формы обеспечения взаимосвязи. Взаимосвязь общего и профессионального образования призвана целесообразно и в соответствии с потребностями общества организовать среду формирования личности будущего рабочего. Естественно поэтому, что под ее непосредственным и опосредованным влиянием будет успешнее преобразовываться сам человек. В известном смысле личность учащегося определяет целевую направленность взаимосвязи двух видов образования. Именно поэтому практическому работнику важно представлять, на какие стороны личности более всего влияет реализация взаимосвязи. Выделим основные из них. Разностороннее гармоничное развитие личности — конечная цель воспитания. На ее достижение и направлена взаимосвязь общего и профессионального образования. С одной стороны, принятие цели развития личности делает саму взаимосвязь не формальным процессом, а глубоко очеловечным, личностно направленным. Педагог, способствуя сближению образовательных и специальных знаний и умений, осознает конечный результат своей деятельности в виде преобразованной личности воспитанника. Благодаря этому взаимосвязь как бы продолжает гуманизацию образования и подготовки рабочих кадров, вовлекает в свою орбиту все большее число сфер, где протекает воспитание человека. Мировоззрение будущих рабочих — другой личностный фактор, который более всего изменяется под влиянием взаимосвязи общего и профессионального образования. Говоря, что личность целостна, мы должны помнить о том, что ни один ее компонент не формируется вне связи и зависимости с другими. Это в первую очередь относится к мировоззрению. Оно как система взглядов и отношений личности к себе, другим лицам, труду, природе, обществу требует систематизированного влияния. Чтобы мировоззрение будущих рабочих было целостным и непротиворечивым, оно должно формироваться в самых широких условиях. Взаимосвязь двух видов образования способствует объединению, стыковке знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в различных условиях, на разных этапах их жизнедеятельности. В мировоззрении происходит интегрирование этих подчас разнокачественных знаний и умений. А взаимосвязь создает для интеграции наиболее благоприятные условия. Формирование обобщенного типа мышления относится к числу личностных факторов взаимосвязи общего и профессионального образования. Обобщенное мышление — это новый тип мышления, во многом способствующий подготовке рабочего широкого профиля и высокой квалификации, обладающего высоким уровнем профессиональной мобильности, подвижной системой знаний. Обобщенное мышление требует определенных условий и для своего изначального формирования, и для проявления на практике. В первую очередь нужно взаимодействие научных и технико-технологических знаний, теории и практики, знаний и умений из разных областей деятельности. Сфера вовлечения источников, форм и средств формирования и применения обобщенного типа мышления должна расширяться. На это и направлена взаимосвязь двух видов образования. Посредством ее объединяются все эти компоненты. Примером обобщенного мышления может служить политехническое мышление. Оно способно сформироваться прежде всего на основе самого широкого привлечения научных и практических источников. Наконец, личностным фактором взаимосвязи общего и профессионального образования является профессионально значимые качества личности будущего рабочего. Конечно, система таких качеств складывается в зависимости от конкретных профессий. Но в целом известно, что современного рабочего нет без положительного отношения к своей профессии, любви к труду, честности, организованности, деловитости, ответственности, коллективизма. Эти и ряд других качеств лучше всего формировать в условиях взаимосвязи двух видов образования. Благодаря и посредством взаимосвязи вся система профтехобразования, весь учебно-воспитательный процесс в СПТУ становятся способными воспитывать данные качества. Взаимосвязь общего и профессионального образования предполагает выявление компонентов этих двух видов образования, которые вступают между собой в те или иные отношения. Процессы обучения общеобразовательным и профессионально-техническим дисциплинам схожи. Они состоят из компонентов, одинаковых по своей структуре. Но в них много и специфического. Взаимосвязь этих процессов осуществляется, как правило, покомпонентно, по сходным структурным образованиям и означает такие их взаимоотношения, при которых бы максимально учитывались особенности и возможности друг друга. Например, при обучении физике в условиях взаимосвязи общего и профессионального образования нужно учитывать цели обучения профессионально-техническим дисциплинам и в меру сил соответствовать им и способствовать их достижению. Между какими компонентами возможна взаимная связь? Почти между всеми. Ее можно установить между целями, содержанием, методами, формами, средствами, а также между отдельными элементами этих составляющих. Так, содержание обучения любому предмету включает в себя научные законы и закономерности, идеи, определенные категории понятия, изложение событий и фактов, характеристики теорий. По каждому из этих элементов содержания учебной дисциплины можно устанавливать взаимосвязь двух видов образования. Во-первых, в разные дисциплины могут быть включены одни и те же законы, идеи, понятия, категории и т. д. И тогда педагог обращает внимание учащихся на общее и особенное их применение в разных дисциплинах, видах деятельности. Во-вторых, законы и закономерности, изложенные в дисциплинах одного вида образования, могут находить подтверждение в форме фактов и событий из дисциплин другого вида образования. В-третьих, некоторые категории и понятия вполне могут быть уточнены, доказаны, рассмотрены, сужены или расширены на основе использования содержания других учебных предметов и т. д. Таких вариаций взаимного использования, взаимного включения, уточнения, конкретизации, объяснения и обоснования чрезвычайно много. За счет этого можно обогатить содержание обучения, сделать его более доказательным, наглядным и в то же время показать место данной учебной дисциплины в системе научного знания. Такая же связь возможна и в методах обучения. Так, в настоящее время растет применение практических и игровых методов обучения в общеобразовательных дисциплинах. И как встречный процесс — в профессионально-технических дисциплинах для расширения политехнического кругозора все чаще используются лекции, дискуссии. Взаимосвязь целей, содержания, методов и средств приводит к возникновению комплексных форм обучения, называемых еще бинарными или интегративными. Так появились сдвоенные интегративные уроки физики, химии с дисциплинами профтехцикла, пограничные исследовательские работы и др. Анализ многочисленных фактов установления взаимосвязи общего и профессионального образования показал, что в основе ее лежит связь каких-либо компонентов, элементов, признаков, черт тех или иных педагогических явлений. В данном случае это понятие может быть названо педагогической связью, что не совпадает с межпредметной. Межпредметная связь лишь одна из разновидностей педагогических связей. В науке принято различать 4 вида связей: происхождения, построения, содержания и управления. Виды связей характеризуют самые существенные стороны взаимосвязи двух видов образования: порождение в них новых элементов, коренную перестройку старых, взаимный учет особенностей. Эти связи могут возникать естественно, без преднамеренной работы, и могут создаваться специально, трудом педагога, руководителей училищ. Одновременно связи, возникающие в учебном процессе среднего профтехучилища, можно охарактеризовать и по иерархии компонентов, вступающих в связь. Тогдаих можно подразделить на причинно-следственные, связи формы и содержания, предмета и его функции и др. Каждую реальную связь можно оценить как устойчивую или неустойчивую, комплексную или локальную, временную или постоянную, внутреннюю или внешнюю, межпредметную или межцикловую, естественную или искусственную, непосредственную или опосредованную, положительную или отрицательную, прямую или обратную, теоретическую или практическую, предшествующую или последующую. Мы рекомендуем использовать связи этих видов для того, чтобы более гибко и глубоко оценить каждую создаваемую связь, понять ее, установить ее место в системе, повторить, изъять и т. д., т. е. для управления созданием самих связей, а через них и реализацией взаимосвязи. Кроме видов связи существуют и формы. Они характеризуют механизмы взаимодействия компонентов,их разнообразные переходы, сцепления. Взаимосвязь возникает там, где оба вида образования направлены друг на друга, способствуют успехам друг друга. Мы рекомендуем осуществлять эту, образно говоря, помощь в следующих формах: взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопереход, взаимоконтроль, взаимообусловленность, взаимозаменяемость, синтез, интеграция и др. Формы связей определяются действием, посредством которого устанавливается взаимосвязь. Они характеризуют как бы переход к некоей целостности, объединенности компонентов. Более того, формы связи точно квалифицируют непосредственные отношения компонентов. Так, взаимопереход говорит о такой связи, когда те или иные элементы: а) могут использоваться равно в обоих видах подготовки; б) допускают аналогию в содержании, методах и формах; в) облегчают заимствования и перенос по мере необходимости и с учетом конкретных условий. Самой высокой формой реализации взаимосвязи является интеграция видов образования. Интеграция, как правило, связана с коренными преобразованиями всех компонентов и их слиянием в одну удовлетворяющую обе стороны целостность. Мы рекомендуем синтегрировать содержание, методы и средства обучения, построитьих классификаторы не по видам образования, а на иной логической основе, учитывающей характер современной научной и производственной деятельности, в конечном итоге синтегрировать оба вида образования в целом. В учебном процессе ПТУ в качестве компонентов, вступающих во взаимосвязь, могут быть: учебный материал различных дисциплин, методы и средства теоретического и производственного обучения, основы наук и жизненный опыт учащихся, типа обучения различным циклам дисциплин, формы учебной работы, методы и формы обучения, теоретическая и практическая подготовка учащихся и т. д. Для того, чтобы те или иные компоненты привести во взаимосвязь, необходимо определить системообразующий фактор. В педагогическом процессе на уроке, например, эту роль выполняют принципы профессиональной целесообразности и политехнизма. В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в первой половине 80-х годов, было доказано, что достаточно полная реализация этих принципов при обучении общеобразовательным дисциплинам направит их на взаимосвязь с дисциплинами профтехцикла и в основном обеспечит ее. В известном смысле эти принципы определяют педагогическое содержание связей. Поэтому их можно рассматривать как особые классы связей и выделить профессиональные, политехнические, преемственные и проблемные связи. В свою очередь дисциплины профессионально-технического цикла обучения должны реализовывать такие принципы, которые бы направлялиих на связь с общеобразовательными дисциплинами и позволяли бы ее осуществить. Здесь должны реализовываться принципы широкой опоры на общеобразовательные знания, профполитехнизма, опережающего формирования профессионально значимых личностных качеств будущих рабочих, единства воспитания и обучения на базе профессионально-производительного труда. Две встречные группы дополнительных принципов способствуют такой перестройке обучения в двух видах образования, при которой взаимосвязь в данных социально-экономических условиях будет реализована наиболее полно. Соблюдение требований этих принципов в процессе подготовки и проведения различных форм организации обучения в среднем ПТУ уже сейчас, в рамках существующих учебных планов и программ, обеспечивает определенную взаимосвязь общего и профессионального образования, И самое главное, они определяют основные направления поиска вариантов более тесной взаимосвязи дисциплин всех циклов обучения. В этом и заключено главное назначение этой дополнительной группы принципов профессионально-технического обучения. О том, что взаимосвязь общего и профессионального образования обогащает практику подготовки будущих рабочих в средних профтехучилищах, знает каждый преподаватель и мастер производственного обучения. Но в большинстве своем они лишь интуитивно улавливают это и потому мало способствуют реализации взаимосвязи. Случается, что они ограничиваются использованием чужого опыта и научных рекомендаций. Между тем активное включение каждого педагога в совершенствование процесса обучения и возможно, и необходимо. Кроме желания для этого нужны знания и умения реализовывать на уроках, консультациях, экскурсиях те принципы, о которых мы только что говорили. Преподавателю нужны такие знания о направлениях, по которым идет преобразование процесса обучения под влиянием взаимодействия двух видов образования. В качестве рекомендаций предложим педагогам ознакомиться с тремя, с нашей точки зрения, основными направлениями такого совершенствования. Они выявлены в ходе специальной опытно-экспериментальной работы и на основе передового педагогического опыта. Первое направление — совершенствование процесса обучения за счет преобразования содержания тех или иных устоявшихся и ставших традиционными компонентов. Мы имеем в виду перестройку содержания, применяемых форм и методов обучения. Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих рабочих заставила по-новому взглянуть на нормативное содержание обучения целого ряда учебных предметов. Встал вопрос: как заставить содержание, методы и формы общеобразовательной подготовки "работать" на профессию не только опосредованно, через повышение общей культуры и уровня образования, но и непосредственно? Второе направление связано с несколько большими преобразованиями в процессе обучения. Это структурная перестройка, взаимные переходы, переводы содержания, методов и форм из одного цикла дисциплин в другой, из теории в практику, и наоборот. Взаимодействие двух видов образования при этом более активное, чем в первом случае. Третье направление — укрупнение дидактических единиц и создание принципиально новых дидактических образований, будь то содержание, методы, средства или формы обучения. Теория и практика дали нам образцы таких новообразований. Совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на предложенные направления, посильно каждому преподавателю, мастеру училища. Ко многим находкам может привести целенаправленное, настойчивое улучшение содержания (учебного материала), методов, средств и форм в соответствии с предложенными выше принципами обучения как принципами взаимосвязи. Реализация этих принципов подскажет, какие изменения более целесообразны и необходимы. Как видим, взаимосвязь — это не простое педагогическое явление. Сложность ее пока будет нарастать, поскольку под ее влиянием идет активная перестройка учебного процесса в профтехучилище. Взаимосвязь — это движение, это постоянное развитие и каждодневные изменения. И можно порекомендовать вчувствоваться в ее многогранность, постараться увидеть ее перспективность. Вопрос о связи профессионально-технического образования с экономикой в педагогическом аспекте имеет давнюю историю. За советский период развития нашего общества сложились две полярные точки зрения. Сторонники одной из них, господствующей до сих пор, считают, что эту связь нельзя рассматривать как научно-педагогическую проблему, и полагают, что образование играет роль только в повышении производительности труда. Еще в 20-е годы академик С.Г. Струмилин провел исследование и показал, что элементарная грамотность, достигнутая за один год обучения, повышает производительность труда рабочего в среднем до 30%, в то время как освоение профессии у станка — не более чем на 12—16%. Один год школьного обучения повышал квалификацию в 2,6 раза выше, чем год практического обучения на заводе. (Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования. М., 1924.). Как видим, данная позиция объясняет все просто, линейно, возводя эту зависимость в закон. Другая точка зрения основана на изучении более глубинных процессов динамики образовательного потенциала и его влияния на производство и экономику. Ее сторонники ставят вопрос: какие инвестиции надо сделать в образование сегодня, чтобы получить максимальный эффект в экономике, соответствующий критериям общественного развития? Такая постановка проблемы, с нашей точки зрения, более педагогична, и ее можно решать средствами образования. Только педагоги способны найти пути и средства включения экономического фактора в повышение качества учебно-воспитательного процесса в школе и ПТУ, пути рационального использования экономических ресурсов, способы улучшения условий педагогической и учебной деятельности учащихся. Таким образом, данная проблема из однозначной и простой превратилась в сложную, многозначную, но это еще не раскрывает ее сущности до конца в условиях рыночной экономики. Именно в рыночной экономике образование становится предметом купли-продажи. На рынке рабочей силы покупается не рабочий как таковой, а его квалификация, мастерство. В связи с этим роль образования должна рассматриваться через его место на рынке рабочей силы. Западные ученые предложили " 'теорию человеческого капитала" для объяснения связи образования и экономики. Согласно этой теории, рабочая сила рассматривается как любой другой вид товара, т. е. с точки зрения спроса и предложения. Труд одного человека не идентичен труду другого, поэтому существуют различия в объеме "капитала", воплощенного в людях. Данная теория развивает экономический подход к образованию, вопросам труда и развитию человека. В этой теории образование рассматривается как фактор равенства экономических возможностей людей. "Теория человеческого капитала", став господствующей в условиях рыночной экономики, породила разные точки зрения на ее практическую реализацию. Известна институциональная концепция практической роли образования в экономике. Суть ее в понимании состояния образования как ответной реакции на положение на рынке и спрос на ту или иную квалификацию. Поскольку рынок труда структурирован, то в каждой его части существуют свои запросы на те или иные профессии и уровни профессиональной подготовки рабочих. Предлагается это учитывать и регулировать образование, особенно профессиональное, ориентируясь на состояние соответствующего сектора рынка рабочей силы. Другая концепция, более радикальная, названа неомарксистской. Ее создатели считают, что образование должно активно облагораживать рынок труда, а через него и общественное производство, что в конечном итоге ведет к социальным переменам. Следовательно, предложение должно превышать спрос на рабочую силу, особенно по структуре и качеству подготовленных кадров. Таким образом, первая концепция исходит из тезиса "спрос рождает предложение", вторая, — "предложение рождает спрос". Наше общество еще много лет будет находиться на стадии возвращения в мировую рыночную экономику. Как ни тяжел этот путь, но он неизбежен. Во второй половине 80-х годов американский профессор М. Ротшильд создал новую науку биономику, рассматривающую экономику как живую развивающуюся единую экосистему. Основная идея этой работы состоит в следующем: приобретение знаний, образование человека есть главный фактор повышения эффективности экономики и производства. Ученый обращается к природе и видит в ней те же явления, что и в человеческой жизни: только появившаяся на свет рабочая пчела за 60 минут полностью собирает пыльцу и нектар с одного цветка, а опытная пчела это делает за 6 минут. Таким образом, эффективность деятельности зависит от уровня знаний. М. Ротшильд утверждает, что капитализм есть естественное природное явление. Как любая экосистема, рыночная экономика представляет собой стихийный эволюционный процесс. Таковы теории, с помощью которых объясняются сегодня отношения образования и рынка. К сожалению, в этом вопросе мы опираемся на западные теории, ибо свой путь развития рынка мы прервали в 1917 году. К месту напомнить, что до этого времени существовала другая рыночная концепция — российская. Труд на Руси всегда рассматривался в единстве с духовностью: "Духовность — не рассуждение о душе, а практические дела по претворению в жизнь трудового идеала, имевшего духовно-нравственный характер". (О. Платонов. Указ. соч. С. 70). "Русская модель хозяйственного развития принадлежала к общинному типу экономики. Она развивалась на традиционных ценностях крестьянской общины и артели, коллективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении. Эффективный труд рассматривался в ней преимущественно моральным, а не материальным стимулом". (Там же. С. 75.). В основе этой модели лежали принципы ориентированности труда на духовно-нравственный миропорядок; самодостаточность и независимость от иностранного ввоза и вывоза; нестяжательность и самоограничение; ориентация на труд, а не на капитал; отношение к собственности как к функции труда, а не капитала; трудовой и производственной демократии; преобладание моральных стимулов к труду над материальными". (Там же. С. 76-82.). Как видим, профессионально-техническое образование попадает в сложную зону противоречий. С одной стороны, всем очевидно, что придется считаться с диктатом реального рынка труда, где спрос на рабочую силу не всегда зависит от уровня образования и даже профессионализма работника. С другой — надо считаться с реальным конкретным российским человеком, его взглядами на свое будущее, его развитием и инициативой. Перед ПТО стоит трудноразрешимая проблема: нужно учитывать оба фактора (потребности рынка в определенных профессиях и уровне профессионализма и взаимопомощи, традиции, запросы населения, особенно молодежи). Сложившаяся в России ситуация в профессионально-техническом образовании разрешается инициативным путем через создание альтернативного образования (негосударственные учебные заведения ПТО, новые типы училищ, новые, более эффективные технологии профессионального обучения). Перед инженерно-педагогическими коллективами стоят вопросы: по каким профессиям вести подготовку, какова продолжительность подготовки, сколько готовить специалистов? Рассмотренные теории помогают по-новому взглянуть на проблему качества образования. Согласно исследованиям, посредственно подготовленный рабочий обходится госбюджету в 20—25 раз дороже, чем подготовленный хорошо. Производительность труда обучавшихся на оценки "4" и "5" выше, чем у "троечников" на 20%. Профессионально-техническое образование связано с экономикой через систему своего материально-технического и финансового обеспечения. Профтехучилища получили возможность вести самостоятельную хозяйственную и финансовую деятельность. Профтехучилища могут предоставлять населению платные образовательные услуги, организовывать собственное производство, предоставлять коммерческим структурам в аренду излишние площади, орудия труда, вступать в бартерные отношения с другими училищами и предприятиями, создавать вспомогательные службы (магазины, ателье, мастерские, проектно-конструкторские бюро). Некоторые профтехучилища продолжают получать помощь предприятий, заинтересованных в подготовке рабочих, не исключается меценатство, спонсорство и др. Все это расширяет финансовую базу профтехучилищ. У профтехучилищ появляется возможность отбирать преподавателей и мастеров на конкурсной или договорной основе, увеличивать им зарплату, брать на содержание учащихся из материально не обеспеченных семей, улучшать материально-техническую базу обучения и даже финансировать научные исследования. В скором времени финансирование профессионально-технического образования будет происходить помимо госбюджета из средств негосударственного сектора экономики: акционерных, арендных предприятий, прямо или косвенно заинтересованных в развитии системы подготовки рабочих кадров. Предприниматели потребуют участия в решении основных вопросов системы профтехобразования, а профтехучилища получат большую свободу в решении внутренних проблем и улучшат материальную базу. Есть еще один аспект вхождения профтехучилищ в рыночную экономику. Это влияние законов рынка непосредственно на сам учебно-воспитательный процесс в профтехучилище.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |