Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовоспитание молодежи в системе воспитания




Обращали ли вы внимание на то, как много симметрии в пе­дагогических понятиях? Вместе с существованием воспитания, об­разования, обучения, управления, контроля, проверки, критики, планирования, убеждения и т. д. функционируют самовоспитание, самообразование, самообучение, самоуправление, самоконтроль, самопроверка, самокритика, самопланирование, самоубеждение и т. д. Фактически все понятия, в которых описывается педагогичес­кий процесс с его целями, принципами, содержанием, методами и формами, как бы проектируются в своих двойниках, начинающих­ся с "само". В личности есть "приемники" внешних воспитатель­ных воздействий. Более того, в ней развертывается сам воспита­тельный процесс в полной своей целостности. Это и есть самовос­питание. Данный термин обобщает все те действия, которые пред­принимает по отношению к себе человек.

Мы считаем более правильным и более продуктивным рас­сматривать самовоспитание как процесс, параллельный воспита­нию, но протекающий внутри самого человека. Благодаря ему и посредством его человек сохраняет себя как независимое природ­ное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность его с природой и социальной средой. Воспитание вне самовоспита­ния невозможно, если оно не насилие. Самовоспитание и воспита­ние следует рассматривать как две стороны одного и того же про­цесса становления личности, находящиеся в строгой взаимной де­терминации и образующие самые разнообразные взаимопереходы.

Как показывает опыт и специальные исследования, самовос­питание, как и сама личность, находится в постоянном развитии, а не присуще, по сложившимся представлениям, только подростко­вому возрасту. Так, замечено, что гораздо в большой степени он проявляется в период профессионального становления, а также на этапе первичного вхождения человека в производственный коллек­тив. В периоды высвобождения человека от системы обязательных преднамеренных воздействий педагога начинается более активное самовоспитание. Последнее как бы перенимает эстафету педагоги­ческого влияния по формированию личности. Науке и практике из­вестны факты, когда именно в стенах ПТУ создается прецедент так называемого переломного, переходного возраста. Следует, правда, оговориться, что чистого самовоспитания нет, как нет и свободного от него воспитания.

Становится все очевиднее, что самовоспитание играет це­нтральную роль в любой системе воспитания. Оно непременно долж­но войти или определить разработку ее целей, принципов, содер­жания, методов, средств. Назначение педагогики — разработать такую систему воспитания, которая бы строилась на самовоспита­нии и в то же время способствовала бы созданию механизмов само­формирования, саморегуляции воспитанника. Чем выше и богаче развито в личности самовоспитание, тем эффективнее может стать целенаправленное управление ею извне. Ценность личности, с пе­дагогической точки зрения, должна определяться не только и не столько ее воспитуемостью, обучаемостью и даже не уровнем вос­питанности, а прежде всего уровнем развития самовоспитания. Толь­ко такую личность можно считать готовой к жизни.

Такое понимание самовоспитания обязывает педагогику зна­чительно полнее включить его механизмы в число методов, средств воспитания. Уже нельзя сводить самовоспитание только к средст­вам самосовершенствования и форме самодеятельности, как это до сих пор делают некоторые педагоги. Только благодаря предложен­ному подходу личность всегда будет субъектом воспитания, а не только тогда, когда ее "переведут", "превратят" педагоги. Это под­тверждает увеличение числа маргинальных людей в системе вос­питания, лишенного своего базисного компонента —самовоспита­ния и воспринимающей личность воспитанника как объект своего воздействия.

Самовоспитание — процесс не менее сложный, чем воспита­ние. По сути, оно совпадает с ним, имеет ту же структуру и те же формы существования: система, процесс, ситуация. Личность либо принимает готовой педагогическую систему, либо сама создает ее себе. Об этом говорит увлечение молодежи различными спортив­ными, религиозными системами и их модификациями. Личность сама воссоздает для себя педагогические процессы самоформиро­вания тех или иных качеств: силы, выносливости, памяти, воли и др. Тем более личность самовоспитывается через ситуации как систему постоянного тренинга, упражнений. Словом, у любого нашего учащегося все идет, как у нас, педагогов, только не столь полно, уверенно, грамотно. Наша задача — добиться совпадения этих про­цессов, особенно в их целях. Иначе возникает противоборство двух систем и процессов.

В чем особенности самовоспитания учащихся ПТУ? Об од­ной и существенной мы говорили выше. Самовоспитание активи­зируется с приходом учащихся в училище, с выбором профессии. Нет ни одного подростка или юноши, кто с приходом в училище не мечтал бы стать лучше, освободиться от ошибок прошлого, от нега­тивных черт характера. Освоение профессии создает для этого не­которые благоприятные условия.

Другой особенностью самовоспитания учащихся ПТУ являет­ся его более жесткая зависимость от внешних факторов, подчас не связанных с учебно-воспитательной деятельностью училища. Бу­дущие рабочие ориентируются на экономические и производствен­ные условия как на реалии, которые их окружают, а не идеализиро­ванный образ, создаваемый в литературе или педагогом.

Особенностью является преобладание ситуативного в само­воспитании учащихся. Редко кто из ребят делает это систематичес­ки, процессуально. Ребятами упускается стратегия личного роста и преувеличивается роль тактики в процессе самовоспитания.

Есть еще одна особенность самовоспитания учащихся ПТУ, связанная с личностными характеристиками учащихся, поступаю­щих туда. Многие из них "трудные", и им приходится преодоле­вать свои недостатки. Так что самовоспитание здесь нередко пре­вращается в перевоспитание. Учащимся приходится постоянно всту­пать в конфликты с собою, обнаруживать внутренние противоре­чия, рассогласования, двойственность личности.

А вообще процесс самовоспитания у будущих работников пред­приятий мало изучен, так что дать развернутую его характеристику не представляется возможным.

Назначение проектирования самовоспитания состоит в том, чтобы скорректировать взаимоотношения среды с ее ценностями и возможностями, системы внеучебной воспитательной работы и жизни в семье, а также собственно самовоспитания. Через проекти­рование следует достигать хотя бы относительного согласия субъ­екта со средой с точки зрения использования из нее полезных для самовоспитания компонентов. Во всем остальном оно схоже с про­ектированием любого педагогического процесса.

Как вы помните, первоначально воссоздается общая педаго­гическая структура процесса целиком. В самовоспитании в этот процесс входят:

самоцелеполагание;

саморегуляция, самоуправление на основе требования к себе (принятых или выработанных принципов);

содержание самодеятельности по самовоспитанию (например самообразование в области иностранных языков, профессиональ­ного мастерства или самоформирование каких-либо личностных качеств);

приемы и методы (самоанализ, самоприказ, самопринужде­ние, самоубеждение, самоограничение, самодоказательство и т. д.);

средства (тренажеры, ЭВМ и др.);

формы организации (самообучение, самопознание, самокон­троль и т. д.).

Как и в педагогическом процессе, здесь ничего нельзя упустить. В свернутом виде или скрытом, стихийно или сознательно, но самовоспитание тоже протекает целостно. В противном случае оно не достигает цели.

Как и в педагогическом процессе, в самовоспитании есть своя методическая структура, включающая самопознание, самопроекти­рование, самоформирование, самоконтроль.

Самопознание — начальная и самая сложная ступень само­воспитания. Призыв Сократа познать самого себя подросткам и юношам дается с трудом. Сложно человеку, наделавшему за свою короткую жизнь немало ошибок, объективно взглянуть на себя. Имея, как правило, холерический темперамент, необузданный нрав, слабую саморегуляцию, многие юноши с огромным трудом могут самососредоточиваться, самоанализировать себя, самосозерцать, самоуглубляться, давать себе самооценку. А ведь это основные ме­тоды самопознания.

В самопознании учащимся может оказывать незаметную по­мощь педагог: приносить ребятам тесты для самодиагностики, про­водить соответствующие игры, беседы, рекомендовать вести днев­ники и т. д. Например, в одной из игр девушки узнали, что боль­шинство из них предпочитают воспитывать в себе скромность, сдержанность, выносливость и умение защитить себя. Это привело к размышлениям и некоторой корректировке самообраза у некоторых из них. То же было замечено и у юношей. В игре абсолютное боль­шинство высказали желание иметь силу воли, физическую силу и высокий профессионализм. Мастер буквально на следующий день заметил более серьезное отношение к уроку производственного обу­чения со стороны некоторых ребят.

Самопроектирование связано с созданием образа, к которо­му стремится будущий рабочий, и созданием плана его достиже­ния. Делается это в формах мечты, самообязательств, самообеща­ний, программы личного роста и т. д.

Самоформирование протекает как установление саморежима, самоотрешенности, саморегуляции, самоуправления и т. д. Все это требует воли, уверенности в полезности и необходимости постав­ленной цели, четкости самообраза.

Самоконтроль и самооценка завершают процесс самовоспи­тания, хотя понятие завершения самовоспитания относительно. Как правило, самоформирование настолько захватывает личность, что становится не временным этапом самодеятельности, а качеством личности. Самоконтроль чаще применяется как текущий для кор­ректировки, а не для завершения самовоспитания.

При первом чтении этого материала на память придут самые разнообразные факты из самовоспитания, нередко неудачные и даже явно антипедагогические. В начале 80-х годов в училищах попу­лярными были беседы, собрания на тему "Расскажи мне обо мне". За редким исключением они не давали ожидаемого эффекта. На них ребята слишком бестактно касались внутреннего мира своих друзей, устраивали судилища. Это порождало конфликты, отчуж­дение от коллектива и педагога, не сумевшего защитить внутрен­ний мир воспитанника от грубого вмешательства.

Самовоспитание в его развернутом и полном виде чаще всего проявляется лишь в благоприятных условиях. Мы изучали эти ус­ловия, нашли их достаточно сложными. Среди прочих наиболее значимы следующие.

Во-первых, самовоспитание для большинства ребят требует повышения их собственной педагогической и психологической куль­туры. Ребятам просто надо рассказать о механизмах их поведения, раскрыть такие понятия, как сила и слабость нервной системы, воз­буждение и торможение, темперамент, биоритмы. Из психологии учащиеся должны почерпнуть знания о личности, характере, обще­нии, деятельности, ее мотивах, о своем стремлении к самоутверждению, самоопределению. Словом, нужно обыкновенное просвеще­ние. Оно уже само по себе сдерживает негативные проявления. Зна­ния становятся средством самоуправления.

Во-вторых, самовоспитанию в значительной степени благоприятствует сама обстановка, культ самоформирования, поощрение самообразования, самопреобразования, повышение от­ветственности учащихся за собственные действия. Макаренковский принцип "как можно больше уважения к человеку — как можно больше требований к нему" следует сделать нормой отношений в училище. В училище можно и нужно всю внеучебную деятельность учащихся построить на самовоспитании. Деятельность по самовос­питанию и так называемую воспитательную работу необходимо со­вмещать, а не противопоставлять. Более того, внеучебную воспита­тельную деятельность нужно перестроить в помощь учащимся, удов­летворяя их интересы, развивая способности и задатки. Степень самореализации личности будет гарантом ее самовоспитания.

В-третьих, самовоспитание требует серьезной индивидуаль­ной и часто скрытой работы с учащимися. Вот почему оно было свернуто в последние десятилетия, особенно с введением всеобще-то обязательного среднего образования. Самопроектирование всег­да индивидуально. От мастера и преподавателя требуется немало терпения, такта, чтобы скорее почувствовать, чем увидеть или уз­нать, в каком направлении над собой работает воспитанник, каким стремится стать. Помощь полезна незаметная, ненавязчивая. Она может выражаться посредством поощрения, подсказки, совета, ре­комендации прочитать ту или иную книгу, передачи опыта, поруче­ния и т. д. Конечно, такая работа требует тонкого чутья, опоры на уже развитую (или неразвитую) волю учащегося, его личный опыт, интересы, склонности, сложившиеся ценности, возрастные особен­ности юношества, возможности.

Мы выделили лишь три условия, обеспечивающие стимули­рование самовоспитания учащихся. Это не значит, что их созда­ние гарантирует его успешность. Опыт ПТУ показывает, что на этапе юношеского становления чрезвычайно трудно влиять на уже сложившийся внутренний мир человека. Ни уговоры, ни примеры, ни просвещение, ни поощрения не помогают, если учащийся лишен воли, если он одержим идеей воссоздать в себе "суперче­ловека", если он руководствуется принципами аморального сото­варищества и т. д. В этих условиях остается точно (диагностиро­вать нравственные ценности учащегося, цели его самовоспитания и по возможности их корректировать, сдерживать, "замещать" более привлекательными. В этом и будет индивидуальная помощь учащимся. Не отладив цели и содержания самовоспитания уча­щихся, нельзя надеяться на успешность любой воспитательной работы с ними. В ПТУ слишком часты случаи их расхождения, когда проведение внеучебной воспитательной работы противопо­ставляется самовоспитанию.

При проектировании и самопроектировании самовоспитания следует помнить о существовании ряда ограничений. Так, рекомен­дуется не превышать роль самопознания, самоанализа. Это неред­ко приводит к "самоеяству", повышенной неудовлетворенности со­бой, что снижает эффективность развития личности, появлению комплекса неполноценности. Не рекомендуется также культивиро­вать подавление эмоций и чувств, ибо есть опасность через само­воспитание подавить себя, свою неповторимость. Еще не рекомен­дуется излишне четко и детально самопроекгировать и проектиро­вать самовоспитание. Оно должно оставаться процессом естествен­ным, не насильственным. Иначе излишняя формализация может привести к обесчеловечиванию личности, к выхолащивайте в ней живого процесса природного развития и даже к подавлению гуман­ности и зарождению технократизма в отношениях к себе и людям.

Другим компонентом внутренней педагогической структуры личности является самообразование. Его определение было дано в первой части работы.

Признаки самообразования: осознанность в выборе содержа­ния, методов и форм; добровольность со стороны учащегося; само­стоятельность познавательной деятельности; положительное отно­шение к ней; индивидуальность процесса самообразования.

По содержанию самообразование может касаться различных областей общественной практики. На основании этого различают­ся его виды: философское самообразование; профессиональное;

научное (в области конкретных наук); психологическое (изучение механизмов самовоспитания, правил общения и т. д.); культурное

самообразование (в области эстетической, спортивной, медицин­ской, религиозной культуры).

Самообразование может включать самостоятельное постиже­ние как знаний, так и умений. Все виды самообразования направ­лены на развитие способностей, склонностей, интересов.

Из всех видов самообразования у учащихся ПТУ наиболее популярно профессиональное. В него вовлекаются в первую оче­редь учащиеся, у которых вызывает удовлетворение выбранная про­фессия, и желающие продолжать обучение в соответствии и на базе осваиваемой специальности.

Другим распространенным видом самообразования является самообразование в области культуры, и особенно в сфере спорта. По нашим данным, половина учащихся ПТУ занимаются в спор­тивных кружках и секциях.

Однако, по утверждению исследователей, уровень самообра­зования учащихся ПТУ невысок. Абсолютное большинство ребят делают это на уровне потребления знаний и умений, но не на уров­не их разумного использования в практической деятельности твор­ческого характера. Учащиеся чаще всего ограничиваются чтением книг, просмотром фильмов и телепередач, прослушиванием лекций, рассказов, выступлений. Делается это ситуативно, неорганизован­но. Мало учащихся делают это систематически в течение несколь­ких лет. Так что самообразование для будущих работников — еще не разработанный участок самодеятельности.

В качестве источников самообразования может быть абсолют­но все: книги, периодическая печать, встречи с интересными людь­ми, лекции, фильмы, телепередачи, радио, общение с людьми, прак­тика, занятия в кружках и т. д. Все зависит от того, как к тому или иному источнику относится сам учащийся, к какому из них распо­ложен.

Процесс самообразования на базе этих источников протекает чаще всего как самостоятельное познание: чтение, наблюдение, слу­шание, размышление, анализ, синтез, обобщение и т. д. Реже уча­щиеся используют самостоятельные тренировки, упражнения. Так, занимаясь в спортивных кружках, они, тем не менее, не делают утренней зарядки, физических разминок в течение дня.

Что способствует развитию самообразования учащихся профтехобразования? С одной стороны, для этого нужны те же условия, что и для самовоспитания, с другой — следует организовать ряд дополнительных. Это расширение сети клубов, кружков, секций, обществ, объединений; создание богатой и разнообразной библио­теки; превращение производительного и учебного труда из репро­дуктивного в творческий; использование развивающего обучения и активных методов преподавания и учения; личный пример самооб­разовательной деятельности мастера и преподавателя.

До сих пор мы рассматривали самовоспитание с позиций его сущности и отдельных характеристик, влияющих на проектирова­ние. Но самовоспитание более всего связано с духовно-нравствен­ным воспитанием, с этнокультурными основами. К сожалению, исследователи моего поколения этими проблемами не занимались. Изучить связь взаимопонимания с духовно-нравственными и наци­ональными основами жизнедеятельности воспитанника — это за­дача молодых педагогов-исследователей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.