Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комическое в деятельности инженера-педагога 2 страница




Производительный труд, непосредственная связь с производством меня­ют традиционное обучение и воспитание учащихся. Эти факторы "вплетают­ся" в ткань обучения и видоизменяют его, они изменяют и отношение уча­щихся к учебе. Происходит соединение учебного и производственного процессов в единый — учебно-производственный. В профтехучилище осущест­вляется соединение системы обучения с производством. В результате такой интеграции у учащихся изменяется мотивация, появляются новые качества личности, новые взаимоотношения.

Законы развития производства подразделяются на три группы.

Первая группа законов характеризует развитие производства в целом. По ним живет любая отрасль производства, любое предприятие, государствен­ное или частное. К ним относятся такие законы, как закон прибыли, соответ­ствия производственных отношений характеру производительных сил, пере­мены труда и др. Рассмотрим действие одного из законов.

Типичным для ПТУ является нежелание воспитанников изучать общеобра­зовательные дисциплины: русский язык и литературу, историю и политэконо­мию, математику и химию (в зависимости от профиля училища). Складываю­щиеся воспитательные отношения в профтехучилище почти не исправляют положения. Можно ли столь распространенное; явление и неэффективность вос­питательных отношений объяснить с точки зрения экономических законов.

Действие закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил требует от всех педагогов профтехучилища глубокого знания специфики производственных отношений, свойственных не только отрасли в целом, но и базовому предприятию, а также труду учащихся в учеб­ных мастерских. Напомним, что производственные отношения — это сово­купность материально-экономических отношений между людьми в процессе производства, определяющих, какова совместная деятельность и как она ор­ганизована, как получается прибыль и как она распределяется, какова техно­логия производства и как идет разделение труда, каково отношение работаю­щих к средствам производства и сырью и т. д.

Знакомясь с производственными отношениями, инженер-педагог сравни­вает состояние дел в отрасли, на базовом предприятии и в ПТУ. Этот закон действует очень жестко: если производственные отношения складываются на базе поточного конвейерного производства и учащиеся как работники отторг­нуты от средств производства, не являются их хозяевами, не участвуют в распределении прибыли и оплата за их труд неадекватна затратам труда, то они не будут заинтересованы в своем развитии. Будущим рабочим останется не­понятно, как знания, личностные качества влияют на труд, они не увидят их производственно-экономической ценности. В таком случае учащиеся стремятся брать только те знания и умения, которые нужно для непосредст­венной операционной работы в массовом индустриальном производстве, а все остальные отбрасывают как избыточные. В данном случае в соответствии с экономическим законом будущие рабочие "подстраиваются" под сущест­вующие производственные отношения.

Данный закон, а также закон прибыли, проявляются в степени рентабель­ности производства. Если квалификация рабочих ниже, чем требует уровень сложности выполняемых работ, на 0,4 разряда, то предприятие становится нерентабельным и должно закрыться. Сегодня по стране в целом такое рас­хождение достигает 1-го разряда. Предпринимателю, лишенному государст­венных дотаций, в подобной ситуации грозило бы разорение.

Таким образом, можно проанализировать действие любого другого эконо­мического закона. Когда экономические законы игнорируются, у учащихся не только снижается производительность труда, но и исчезает стремление к про­фессиональному совершенствованию, к развитию. В этом случае педагогу при­ходится так строить воспитательные отношения на уроках производственно­го обучения, чтобы они компенсировали нарушение экономических законов и вызывали у учащихся интерес к предмету. Это зависит от умения и таланта. В 80 годы, когда с падением тоталитарного режима перестали рабо­тать искусственно созданные законы социалистического производства, мы стали свидетелями резкого снижения эффективности воспитания будущих рабочих и, как следствие, снижения уровня мотивации учения и труда. Боль­шинство педагогов не нашло способов нивелировать негативное влияние на учащихся профтехучилищ несоблюдения экономических законов, и лишь не­большая часть педагогов применила новую, более активную методику фор­мирования воспитательных отношений, способствующую развитию учащих­ся. Многие педагогические просчеты, по сути, являются социально-экономи­ческими, а некоторые даже не удается исправить педагогическими средства­ми.

Вторая группа законов развития производства отражает особенности пер­спективного развития именно промышленного производства в его единстве с технико-технологической составляющей. Люди, производящие материальные ценности, одновременно воспроизводят себя: свое сознание, поведение и чув­ства, при этом они способны изменить себя, как они меняют окружающий мир. В связи с этим воспитание, развитие и воспитательные отношения нель­зя относить только к сфере идеологии, отрывая их от процесса труда в кон­кретном производстве. Следовательно, знание законов развития конкретного производства просто необходимо. Инженеры-педагоги готовят рабочих в ос­новном для промышленного производства, в частности для машиностроения, поэтому им необходимо знать законы, действующие в данной отрасли произ­водства: дифферентации и интеграции производственных процессов; специализации и кооперирования производства; комплексной механизации, авто­матизации и роботизации производства; интеллектуализации производства.

Каждый из этих законов так или иначе влияет на воспитательные отноше­ния в ПТУ машиностроительного профиля. Закон дифференциации и интег­рации производственных процессов проявляется через конкретную техноло­гию и организацию труда на заводе. Значит, он влияет на содержание подго­товки будущих рабочих и на методику этой подготовки. Не случайно были созданы учебные группы профессий, объединяющие ряд некогда самостоя­тельных специальностей.

Рассмотрим действие этого закона на таком примере. Сегодня учащиеся не хотят получать узкую специализацию. Они с большим нежеланием выби­рают специальности электрогазосварщика или электрогазорезчика. Если со­гласно технологии сварочного производства учащиеся сначала осваивают электросварку ручной сварки и профессию газорезчика, а затем на базе этих знаний получают специальности по элекгрогазосварке, электросварке на авто­матических и полуавтоматических машинах, профессии оператора газоплазморезательного оборудования с ЧПУ, контролера сварочных работ, то резко меняется их отношение к своей будущей профессии: они ее охотнее выбира­ют и легче изучают. Воспитательные отношения, учитывающие интеграцию производственных процессов, являются более продуктивными. Мастеру очень важно использовать этот закон в целях обеспечения развития своих воспи­танников. Этот закон развития производства способствует созданию благо­приятных условий для воспитания будущих рабочих в профтехучилище.

Третья группа законов касается организации производства на современ­ном этапе его развития. В перспективе развития производства будут действо­вать следующие законы его организации: рост темпов перераспределения трудовых ресурсов; хозрасчет, самофинансирование; сокращение числа рабочих, занятых в промышленности в составе рабоче­го класса; демократизация и самоуправление, рост коллективных форм организации труда (кооперативов, арендного, бригадного подряда и т. п.).

Введение хозрасчетного производительного труда в профтехучилище по­зволяет обеспечить материальную независимость коллектива учащихся, что придает учащимся самостоятельность, пробуждает у них чувство собственно­го достоинства, уверенность и способность творчески подходить к вопросам организации своего труда, учебы и отдыха. Хозрасчет очень много меняет в жизни учащихся и, следовательно, в их отношениях с педагогами. Преподаватели вынуждены считаться с правами учащихся, с новыми чертами в их поведении, менять методы воспитания. Можно предположить, что в будущем в ПТУ будут созданы принципиально новые воспитательные отношения.

Таким образом, законы производства и его организации, общие и специ­фические для промышленного производства, оказывают непосредственное воздействие на конкретные воспитательные отношения в ПТУ, через воспита­тельные отношения они влияют на развитие и воспитание будущих рабочих. Складывается такое впечатление, будто педагогические средства не могут кон­курировать с действием данных законов. Инженер-педагог действительно находится во власти экономических законов, и нужны чрезвычайно большие усилия с его стороны, чтобы противостоять пагубным последствиям их нару­шения или неверного использования. Таким образом, воспитательные отно­шения в профтехучилище попадают во власть мощного фактора — развития самого производства.

Влияние экономики и производства на воспитательные отношения в про­цессе подготовки рабочих огромно. Не менее значимо влияние воспитания и обучения учащихся на их действие и конечную эффективность.

Педагогическая наука и система образования в обществе являются частью народнохозяйственного комплекса. Особенность их состоит в том, что это преимущественно нерыночные сферы деятельности, по своему характеру интел­лектуальные. Это в полной мере относится и к подготовке рабочих. Здесь возникает особая зона, где, как мы уже говорили, сталкиваются законы и су­губо педагогической сферы, и производственной. Законы и особенности раз­вития производства, конечно, создают некоторый предел для реализации пе­дагогических возможностей: не все в обучении будущего рабо­чего зависит от педагога. Развитие общества и производства породило ряд принципиально новых законов функционирования педагогической теории и практики в новых экономических условиях. В качестве основных в сфере под­готовки рабочих начинают действовать следующие педагогические законы: закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодежи в по­вышении эффективности производства и экономики; закон соединения обучения с производительным трудом; закон достаточного разнообразия форм подготовки будущих рабочих с учетом потребностей рынка рабочей силы; закон соответствия целей, содержания и технологии обучения характеру производства, для которого идет подготовка рабочих.

Закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодежи в повышении эффективности производства и экономики расставляет приори­теты среди всех факторов роста уровня жизни людей. Развитие цивилизации достигло такого уровня, когда идея опережающего развития образования пре­вратилась в закон, став обязательным условием жизни. Педагог, готовящий рабочих, должен осознавать, что повышение уровня развития учащихся че­рез их воспитание, образование и обучение определяет не только рост эффек­тивности производства, на котором они будут работать, но и его личное бла­гополучие. Полученные знания и умения воплощаются в трудовой деятель­ности рабочих, они переходят в результаты этой деятельности, в ее качество. В системе подготовки рабочих этот закон становится реальным и прояв­ляется очень быстро.

Закон соединения обучения с производительным трудом. Из этого закона следует, что полноценное профессиональное обучение учащихся невозможно без организации их профессионального производительного труда. Закон про­является в расширении практической деятельности учащихся, в усилении прикладной направленности воспитания и обучения, в росте экономической независимости и социальной самостоятельности будущих рабочих, в направ­ленности педагогического процесса на формирование таких профессиональ­но значимых качеств, как трудолюбие, деловитость, предприимчивость, рас­четливость. Производительный труд учащихся может развиваться в разных формах: работа в цехе предприятия, в ученическом кооперативе, в арендной бригаде, индивидуальная трудовая деятельность. Главное, чтобы производи­тельный труд был профессионально целесообразным, т. е. связанным с полу­чаемой профессией (специальностью). На основе этого закона за рубежом построена индивидуальная система подготовки рабочих.

Закон достаточного разнообразия форм подготовки будущих рабочих с учетом потребностей рынка рабочей силы характеризует способность сис­темы профессионально-технического образования приспосабливаться к внеш­ним условиям. Разнообразие при этом определяется наличием отличных друг от друга форм подготовки рабочих. Каждая из форм подготовки должна удов­летворять потребностям рынка рабочей силы и желаниям учащихся, выбира­ющих себе профессию (специальность), место учебы, педагогов.

Закон соответствия целей, сдерживания и технологии обучения харак­теру производства, для которого осуществляется подготовка рабочих, харак­теризует связь учебного и производственного процессов. Например, если ха­рактер труда рабочих бригадный, то обучение их должно вестись через кол­лективные формы, иначе успеха в подготовке добиться нельзя.

Таким образом, воспитательные отношения, которыми непосредственно занимаются преподаватели и мастера производственного обучения, не могут быть поняты и построены без знания законов педагогики и производства. Эти затоны взаимодействуют между собой: проявляются вместе и на равных; один из них может проявляться в большей степени, чем другой; они, наконец, мо­гут переходить одни в другой. В конкретных воспитательных отношениях эти законы могут действовать как непосредственно, так и опосредованно. Приме­ров можно привести много.

Но каким бы ни было соотношение законов в воспитательных отноше­ниях, в любом случае ведущую роль играют законы педагогики. Так про­исходит потому, что именно в педагогике заложены конечные цели раз­вития общества и производства, а именно: развитие и воспитание чело­века. Педагог, кем бы он ни был, занимается прежде всего развитием личности. Педагогическими средствами он либо меняет, либо нивелирует негативное влияние производственной среды на своих воспитанников.

В качестве примера можно привести организацию производительного труда учащихся в учебных мастерских. Учащиеся по заказу предприятия часто, выполняют дешевую, монотонную работу по выпуску массовой про­дукции, Известно, что на любом предприятии есть такая работа. Под предлогом вовлечения учащихся в производительный труд происходит их экс­плуатация. Массовое производство однообразных деталей лишь на пер­вом этапе дает эффект обучения: закрепляет навыки и умение, а воспита­тельных функций эта работа не выполняет. Учащиеся быстро понимают, что сложная и дорогостоящая продукция, как правило, изготавливается рабочими завода, что администрация завода не хочет раскрывать им тех­нологию производства, не допускает к новому оборудованию и т. д. В этих условиях учащиеся могут хорошо работать только благодаря про­фессионализму мастера: его умению организовать труд, убедить хорошо работать, проследить за правильной выплатой заработанных средств и т. д. Мастер может использовать и другой путь: добиться постоянного ус­ложнения производства, поставки современного оборудования, создания технологических линий и т. д. В таких условиях труд сам будет педагогизированным.

Задачи инженерно-педагогического коллектива: помочь учащимся адап­тироваться к жизни в условиях рыночной экономики, научить их защищаться от ее негативных проявлений, не допускать господства рынка над человечес­кими душами.

Согласитесь, что эта тема для отечественной педагогики звучит несерьезно. Из наших школ, училищ, вузов как из тоталитарных сис­тем изгнан смех. Вспомним роман К. Кизи "Над кукушкиным гнез­дом", описывающий мощную систему подавления человека в психи­атрической больнице. Один из героев, будто о нас, говорит: "Знаешь, чем меня удивила ваша больница? Тем, что никто не смеется. С тех пор как я перешагнул порог, я ни разу не слышал нормального сме­ха... Кто смеяться разучился, тот опору потерял". (Кизи К. Над кукушкиным гнездом // Новый мир. 1987. № 7. С. 177.).

С.Т. Шацкий при организации детских колоний широко ис­пользовал смех как метод воспитания, учил юмору детей, широко известно и об отношении к юмору в колониях А. С. Макаренко. Но уже в середине 30-х годов тема комического практически исчезает со страниц педагогической печати, а вскоре комическое изгоняется и из учебных заведений. Проблема комического вновь появляется только сейчас. Причин для внимания к ней немало.

Одной из главных является то, что утрата чувства юмора зна­чительно обедняет развитие личности. Чувство юмора придает лич­ности неповторимость, неординарность, привлекательность и при­тягательность. Человек, обладающий чувством юмора, очаровате­лен, он забавляет окружающих, смягчает нравы, вносит дух терпи­мости и доброты. Без юмора мы становимся чиновниками. Юмор вносит в наши отношения своеобразие.

В настоящее время, когда возрождается духовность, смех ну­жен как противоядие против равнодушия, ненависти, страха и по­дозрительности, охвативших нас.

Одна из причин столь значительной роли юмора в развитии человека заключается в том, что юмор всегда связан со сферой эмо­ций — сложных психофизиологических образований, неизменно присутствующих при формировании поведения.

Другая причина состоит в том, что без смеха, юмора, по ут­верждению ученых и наблюдению педагогов, затормаживается раз­витие логического мышления, а следовательно, и интеллекта. Ко­мическое помогает легко и более четко вскрыть противоречия, об­наружить способы их разрешения, а также формы наиболее про­дуктивного усвоения материала. Остроумие — не просто ум, оно гораздо важнее: остроумие помогает там, где тысяча умников за­стрянет.

Еще одной причиной повышения внимания педагогов к юмо­ру является их усталость от постоянного напряжения в отношениях друг с другом и учащимися. Среди коммуникативных средств взаи­модействия педагогов и учащихся смех занимает пока последнее место из 20 используемых средств. Между тем юмор способен пси­хологически разрядить обстановку, смягчить отношения.

Кроме того, существует угроза невротического срыва у всех участников педагогического процесса из-за неудовлетворенной потребности в смехе, которая является одной из естественных человеческих потребностей. По этой причине из наших учеб­ных заведений выходят пессимисты, нытики, неудачники, не­способные к творчеству, к риску. А это очень опасно при пере­ходе к новым общественно-экономическим условиям. Многие молодые люди и почти все преподаватели учебных заведений потеряли интерес к юмору, разучились его ценить. Согласно исследованиям, педагоги профтехучилищ оценивают юмор не более чем в 2,3 балла (из пяти возможных) по его значимости в инженерно-педагогической деятельности. (Казанская В.Г. Пути оптимизации взаимоотношений педагогов и учащихся. Казань, 1986. С. 16.). Из 339 обследован­ных нами учащихся ПТУ лишь один упомянул чувство юмора как важное качество человека.

Наконец, следует отметить, что юмор изгнан из методов и приемов воспитания учащихся. Нравственное воспитание советская педагогика давно связала с понятиями "требование", "отречение", т. е. с принуждением, вызывающим страдание. Отсюда унылая и тягостная атмосфера в учебных заведениях. Преподаватели уже не могут ни воспринимать, ни поддерживать, ни создавать комичес­кое. А между тем чувство юмора помогло бы им экономить силы, выходить из сложных ситуаций. Юмор можно сравнить с зонти­ком, спасающим не только от ненастья, но и от того, чтобы солнце успеха не так пекло голову.

Почему же советская педагогика боялась смеха? Во-первых, в нем видели форму агрессии. Смех обнажает и обнародует все неле­пое и несуразное в нашей жизни. Поэтому смеха боялись, а смеющегося человека считали не просто критиканом, а недовольным советской властью.

Во-вторых, "власть имущие" вполне осознавали, что источником смеха является чувство собственного превосходства смею­щегося, который первым обнаружил противоречие в существующей ситуации. За осмеяние руководителя применяли меры администра­тивного воздействия. Вспоминается случай изгнания из школы пе­дагога, который высмеял директора, выдавшего ребятам по два листа фотобумаги для работы фотокружка.

В-третьих, тоталитарная педагогика боялась смеха как диа­гноста. По словам Ф. М. Достоевского, "смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже, бес­спорно, умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требу­ет беззлобия, и люди чаще всего смеются злобно. Искренний и без­злобный смех — это веселось, а где в людях в наш век веселость, а умеют ли люди веселиться? Веселость человека — это самая вы­дающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони... Итак, если захо­тите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как о плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеалами, а вы смотрите его луч­ше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек... смех есть самая верная проба души". (Достоевский Ф.М. Подросток // Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1975. Т.13.).

Диагностом смех может быть потому, что в нем сплавляются и в единстве проявляются сознательные и бессознательные факто­ры поведения человека. Преднамеренно смеяться можно, и эти фак­торы будут в смехе "видны".

В-четвертых, смеха боялись потому, что хотели спрятать от человека будущее. Тоталитарная педагогика внушала мысль о счас­тливом детстве, которое якобы уже существует, подавляя стремле­ние к каким бы то ни было изменениям.

Мы смело можем сказать, что смех — это великий изгнанник тоталитарной педагогики. В профтехучилищах не выпускают юмо­ристические газеты, не разыгрывают сценки из жизни коллектива, не сочиняют автоэпиграмм, не рисуют дружеских шаржей и т. п. Смех здесь до сих пор не легализован. В худшем случае в ПТУ пробивается сквозь толщу запретов и "железобетонного", по выра­жению учащихся, стиля отношений в коллективе глупый смех (смех без причины) и смех с примесью скабрезности, насмешки, издевки над слабыми. Этим, в частности, объясняется, что учащиеся часто дают друг другу обидные клички и прозвища. Иногда в училище возникают анекдоты про тенденциозную учительницу Мариванну и Вовочкины победы над ней. Эти анекдоты отражают мечту участ­ников воспитательных отношений о лучшем времени в системе об­разования.

Самое сложное — объяснить природу комического. Проана­лизируйте смешные случаи и вы поймете, что смех зависит от осо­бенностей ситуации, от тех, кто породил комическую ситуацию, и тех, кто ее увидел и понял. Комическое может то появляться, то исчезать.

Смех — явление комплексное. Это одновременно категория физиологическая, психологическая, социальная, философская и педагогическая.

Физиологическую природу смеха изучали еще в древности. Многие знаменитые ученые пытались постичь это явление. Гиппо­крат, врач Жубер из Франции, петербургский врач И. Щербак, 3. Фрейд — это неполный перечень авторов трудов о смехе. Врачи описывают смех через физиологические понятия, представляя его как короткие и сильные выдыхательные движения открытым ром, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками. Врачи-физиологи выделяют в смехе мимический компонент: улыбку — растягивание углов рта.

Ученые считают, что существует врожденная реакция смеха, присущая не только человеку, но и животным. Смех оказывает вли­яние на здоровье. Сам акт смеха приятен, он вызывает эйфорию — чувство благополучия и комфорта. Так, девятилетний Жора Артеменков был награжден орденом за то, что в годы Великой Отечест­венной войны веселил раненых бойцов.

Медики утверждают, что отсутствие чувства юмора связано с физиологическими нарушениями. Однако это не всегда так. Суще­ствует поговорка: остроумие не в языке рассказчика, а в ухе слуша­ющего. Однажды "Литературная газета" под юмористической руб­рикой опубликовала объявление об изобретении доильного аппара­та, позволяющего в два-три раза увеличить надои молока. Нашлись читатели, которые на полном серьезе просили дать адрес места его продажи.

При нарушениях нервной системы, разрушениях лобной час­ти у человека неизбежно возникает плоский, неглубокий юмор.

Но если бы смех трактовался только с физиологической точки зрения, он бы не представлял интереса для педагогов. У смеха есть психологическая трактовка, которая нужна преподавателям.

Смех, с точки зрения психологов, — это субъективная спо­собность личности воспринимать мир и отражать его. Смех всегда субъективен, избирателен. Он может задеть только уязвимое место личности или уязвимую личность. Смех — средство коммуника­тивное, он усложняет или упрощает взаимопонимание людей. По­пробуйте сплотить группу в турпоходе шутками и увидите, что дру­гого более быстрого и верного средства нет.

Психологи считают, что смех непосредственно связан с мыш­лением и отражает уровень его развития. Человек, воспринимаю­щий комическое, талантлив, он обладает диалектическим живым умом, умением остро подметить и быстро схватить противоречие, ассоциативным мышлением, склонностью к разнообразным и не­ожиданным сопоставлениям. У человека, неспособного к юмору, появляются чувство ущербности, масса отрицательных пережива­ний, нервозность и даже агрессивность. Остроумие играет боль­шую роль в сфере творческих способностей.

Социальная природа смеха еще более широка. Воспринимать смешное может только человек, сформировавшийся как личность. Смех как субъективная способность личности зависит от эпохи, национальности, профессии, интересов и характера. Эпоха — са­мый мощный регулятор смеха. В первобытном обществе существо­вал ритуальный смех. В эпоху средневековья появились шуты и клоуны. Позднее возникли праздники смеха, юмористические кон­церты и даже день смеха (1 апреля). Характерной чертой любой эпохи было то, что реакционные режимы обрушивали гонения на комическое. Реакционные власти либо культивировали примитив­ные развлечения (бои увечных в Мексике, посещение домов умали­шенных в Англии в XVIII веке), либо ставили все комическое под жесткий контроль (в период сталинизма и брежневщины в СССР), либо совсем запрещали (в Голландии в ХVII веке засмех штрафо­вали).

Смех имеет национальную окраску. Достаточно вспомнить туркмена Амирбека, узбека Ходжу Насреддина, габровский и одес­ский юмор и т. д.

Любопытно, что смех зависит от профессии. Среди педагогов существовала шутка: "Проблемное обучение — это когда сам не знаешь, что делать на уроке".

В смехе проявляется мировоззрение человека. Классический вопрос "Над кем смеетесь?" требует индивидуального ответа. Если учащиеся при просмотре фильма о голодающих обращают внима­ние на размотанную бечеву от лаптя и смеются над этим, если у них вызывает смех неожиданное падение Деда Мороза на новогоднем вечере — это признак негуманизированного мышления, притупле­ния чувств.

Философская сущность смеха выражается в том, что смех как категория есть эстетический идеал человечества в его оценке предмета или явления. Смех — особая эстетическая форма крити­ки. Даже в основе сатиры лежит не нигилизм, а высокие эстетичес­кие идеалы.

Педагогическая сущность смеха состоит в том, что он выпол­няет определенные функции в педагогическом процессе. Смех яв­ляется одним из мощных методов воспитания. Он способен заме­нять другие методы, быть самостоятельным методом и сочетаться почти с любым другим. Смех экономит силы, время педагога, как метод смех может "свертывать" педагогический процесс, сокращая и усиливая те или иные его стороны, стимулируя его. Кроме того, смех является предметом познания, а следовательно, входит в со­держание образования. Смех как категорию изучают в литературе, в эстетике. Комическое используют во внеучебных формах деятель­ности (просмотр кинофильмов, юморины, стенгазеты и т. д.). На­конец, учащиеся, проявляя интерес к комическому, приобретают такие качества, как чувство юмора, острословие, веселость, необ­ходимые любому человеку.

В качестве метода воспитания смех имеет самый широкий диапазон использования. Во-первых, он выполняет стимулирующие функции и может быть средством как поощрения, так и наказания. Во-вторых, он развивает чувство коллективизма, поскольку способ­ствует формированию общественного мнения. В-третьих, исполь­зуя смех, можно снять напряжение в учебном процессе. В-четвер­тых, с его помощью можно преодолеть комплекс неполноценности, замкнутость. Таков смех по своей природе.

Смех также сложен и по своим формам. Человечеству извест­ны такие формы смешного, как комизм, юмор, ирония, сарказм, сатира, комический намек, шутка, насмешка. Каждая из форм от­личается от других иногда самыми малыми оттенками.

Комизм — смешная сторона поведения людей в общественно значимых ситуациях (праздники, собрания). Комические ситуа­ции возникают на уроке, когда опоздавший учащийся за руку здо­ровается с педагогом или когда преподаватель, попытавшийся на­сильно вывести учащегося с урока, становится "жертвой" учащего­ся, занимающегося дзюдо. Здесь явное несоответствие общеприня­тым нормам поведения.

Юмор — дружеский смех, беззлобный, хотя и не беззубый. Он способствует раскрытию добрых человеческих качеств, скры­тых внешне. Юмор помогает в недостатках увидеть достоинства. В одном из профтехучилищ произошел такой случай. Таня, высокая, спортивного склада девушка, которая имела грубоватые мальчише­чьи манеры, однажды бежала по лестнице, сметая всех на своем пути. Вдруг перед ней появилась учительница истории, маленького роста, хрупкая, нежная. Увидев бегущую Таню, она очень испуга­лась. Татьяна, ловко огибая ее, крикнула на ходу: "Не бойтесь, Аль­бина Владимировна, солдат ребенка не обидит". Учительница не могла не улыбнуться, как не могла и обидеться на Таню.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.