КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комическое в деятельности инженера-педагога 2 страница
Производительный труд, непосредственная связь с производством меняют традиционное обучение и воспитание учащихся. Эти факторы "вплетаются" в ткань обучения и видоизменяют его, они изменяют и отношение учащихся к учебе. Происходит соединение учебного и производственного процессов в единый — учебно-производственный. В профтехучилище осуществляется соединение системы обучения с производством. В результате такой интеграции у учащихся изменяется мотивация, появляются новые качества личности, новые взаимоотношения. Законы развития производства подразделяются на три группы. Первая группа законов характеризует развитие производства в целом. По ним живет любая отрасль производства, любое предприятие, государственное или частное. К ним относятся такие законы, как закон прибыли, соответствия производственных отношений характеру производительных сил, перемены труда и др. Рассмотрим действие одного из законов. Типичным для ПТУ является нежелание воспитанников изучать общеобразовательные дисциплины: русский язык и литературу, историю и политэкономию, математику и химию (в зависимости от профиля училища). Складывающиеся воспитательные отношения в профтехучилище почти не исправляют положения. Можно ли столь распространенное; явление и неэффективность воспитательных отношений объяснить с точки зрения экономических законов. Действие закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил требует от всех педагогов профтехучилища глубокого знания специфики производственных отношений, свойственных не только отрасли в целом, но и базовому предприятию, а также труду учащихся в учебных мастерских. Напомним, что производственные отношения — это совокупность материально-экономических отношений между людьми в процессе производства, определяющих, какова совместная деятельность и как она организована, как получается прибыль и как она распределяется, какова технология производства и как идет разделение труда, каково отношение работающих к средствам производства и сырью и т. д. Знакомясь с производственными отношениями, инженер-педагог сравнивает состояние дел в отрасли, на базовом предприятии и в ПТУ. Этот закон действует очень жестко: если производственные отношения складываются на базе поточного конвейерного производства и учащиеся как работники отторгнуты от средств производства, не являются их хозяевами, не участвуют в распределении прибыли и оплата за их труд неадекватна затратам труда, то они не будут заинтересованы в своем развитии. Будущим рабочим останется непонятно, как знания, личностные качества влияют на труд, они не увидят их производственно-экономической ценности. В таком случае учащиеся стремятся брать только те знания и умения, которые нужно для непосредственной операционной работы в массовом индустриальном производстве, а все остальные отбрасывают как избыточные. В данном случае в соответствии с экономическим законом будущие рабочие "подстраиваются" под существующие производственные отношения. Данный закон, а также закон прибыли, проявляются в степени рентабельности производства. Если квалификация рабочих ниже, чем требует уровень сложности выполняемых работ, на 0,4 разряда, то предприятие становится нерентабельным и должно закрыться. Сегодня по стране в целом такое расхождение достигает 1-го разряда. Предпринимателю, лишенному государственных дотаций, в подобной ситуации грозило бы разорение. Таким образом, можно проанализировать действие любого другого экономического закона. Когда экономические законы игнорируются, у учащихся не только снижается производительность труда, но и исчезает стремление к профессиональному совершенствованию, к развитию. В этом случае педагогу приходится так строить воспитательные отношения на уроках производственного обучения, чтобы они компенсировали нарушение экономических законов и вызывали у учащихся интерес к предмету. Это зависит от умения и таланта. В 80 годы, когда с падением тоталитарного режима перестали работать искусственно созданные законы социалистического производства, мы стали свидетелями резкого снижения эффективности воспитания будущих рабочих и, как следствие, снижения уровня мотивации учения и труда. Большинство педагогов не нашло способов нивелировать негативное влияние на учащихся профтехучилищ несоблюдения экономических законов, и лишь небольшая часть педагогов применила новую, более активную методику формирования воспитательных отношений, способствующую развитию учащихся. Многие педагогические просчеты, по сути, являются социально-экономическими, а некоторые даже не удается исправить педагогическими средствами. Вторая группа законов развития производства отражает особенности перспективного развития именно промышленного производства в его единстве с технико-технологической составляющей. Люди, производящие материальные ценности, одновременно воспроизводят себя: свое сознание, поведение и чувства, при этом они способны изменить себя, как они меняют окружающий мир. В связи с этим воспитание, развитие и воспитательные отношения нельзя относить только к сфере идеологии, отрывая их от процесса труда в конкретном производстве. Следовательно, знание законов развития конкретного производства просто необходимо. Инженеры-педагоги готовят рабочих в основном для промышленного производства, в частности для машиностроения, поэтому им необходимо знать законы, действующие в данной отрасли производства: дифферентации и интеграции производственных процессов; специализации и кооперирования производства; комплексной механизации, автоматизации и роботизации производства; интеллектуализации производства. Каждый из этих законов так или иначе влияет на воспитательные отношения в ПТУ машиностроительного профиля. Закон дифференциации и интеграции производственных процессов проявляется через конкретную технологию и организацию труда на заводе. Значит, он влияет на содержание подготовки будущих рабочих и на методику этой подготовки. Не случайно были созданы учебные группы профессий, объединяющие ряд некогда самостоятельных специальностей. Рассмотрим действие этого закона на таком примере. Сегодня учащиеся не хотят получать узкую специализацию. Они с большим нежеланием выбирают специальности электрогазосварщика или электрогазорезчика. Если согласно технологии сварочного производства учащиеся сначала осваивают электросварку ручной сварки и профессию газорезчика, а затем на базе этих знаний получают специальности по элекгрогазосварке, электросварке на автоматических и полуавтоматических машинах, профессии оператора газоплазморезательного оборудования с ЧПУ, контролера сварочных работ, то резко меняется их отношение к своей будущей профессии: они ее охотнее выбирают и легче изучают. Воспитательные отношения, учитывающие интеграцию производственных процессов, являются более продуктивными. Мастеру очень важно использовать этот закон в целях обеспечения развития своих воспитанников. Этот закон развития производства способствует созданию благоприятных условий для воспитания будущих рабочих в профтехучилище. Третья группа законов касается организации производства на современном этапе его развития. В перспективе развития производства будут действовать следующие законы его организации: рост темпов перераспределения трудовых ресурсов; хозрасчет, самофинансирование; сокращение числа рабочих, занятых в промышленности в составе рабочего класса; демократизация и самоуправление, рост коллективных форм организации труда (кооперативов, арендного, бригадного подряда и т. п.). Введение хозрасчетного производительного труда в профтехучилище позволяет обеспечить материальную независимость коллектива учащихся, что придает учащимся самостоятельность, пробуждает у них чувство собственного достоинства, уверенность и способность творчески подходить к вопросам организации своего труда, учебы и отдыха. Хозрасчет очень много меняет в жизни учащихся и, следовательно, в их отношениях с педагогами. Преподаватели вынуждены считаться с правами учащихся, с новыми чертами в их поведении, менять методы воспитания. Можно предположить, что в будущем в ПТУ будут созданы принципиально новые воспитательные отношения. Таким образом, законы производства и его организации, общие и специфические для промышленного производства, оказывают непосредственное воздействие на конкретные воспитательные отношения в ПТУ, через воспитательные отношения они влияют на развитие и воспитание будущих рабочих. Складывается такое впечатление, будто педагогические средства не могут конкурировать с действием данных законов. Инженер-педагог действительно находится во власти экономических законов, и нужны чрезвычайно большие усилия с его стороны, чтобы противостоять пагубным последствиям их нарушения или неверного использования. Таким образом, воспитательные отношения в профтехучилище попадают во власть мощного фактора — развития самого производства. Влияние экономики и производства на воспитательные отношения в процессе подготовки рабочих огромно. Не менее значимо влияние воспитания и обучения учащихся на их действие и конечную эффективность. Педагогическая наука и система образования в обществе являются частью народнохозяйственного комплекса. Особенность их состоит в том, что это преимущественно нерыночные сферы деятельности, по своему характеру интеллектуальные. Это в полной мере относится и к подготовке рабочих. Здесь возникает особая зона, где, как мы уже говорили, сталкиваются законы и сугубо педагогической сферы, и производственной. Законы и особенности развития производства, конечно, создают некоторый предел для реализации педагогических возможностей: не все в обучении будущего рабочего зависит от педагога. Развитие общества и производства породило ряд принципиально новых законов функционирования педагогической теории и практики в новых экономических условиях. В качестве основных в сфере подготовки рабочих начинают действовать следующие педагогические законы: закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодежи в повышении эффективности производства и экономики; закон соединения обучения с производительным трудом; закон достаточного разнообразия форм подготовки будущих рабочих с учетом потребностей рынка рабочей силы; закон соответствия целей, содержания и технологии обучения характеру производства, для которого идет подготовка рабочих. Закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодежи в повышении эффективности производства и экономики расставляет приоритеты среди всех факторов роста уровня жизни людей. Развитие цивилизации достигло такого уровня, когда идея опережающего развития образования превратилась в закон, став обязательным условием жизни. Педагог, готовящий рабочих, должен осознавать, что повышение уровня развития учащихся через их воспитание, образование и обучение определяет не только рост эффективности производства, на котором они будут работать, но и его личное благополучие. Полученные знания и умения воплощаются в трудовой деятельности рабочих, они переходят в результаты этой деятельности, в ее качество. В системе подготовки рабочих этот закон становится реальным и проявляется очень быстро. Закон соединения обучения с производительным трудом. Из этого закона следует, что полноценное профессиональное обучение учащихся невозможно без организации их профессионального производительного труда. Закон проявляется в расширении практической деятельности учащихся, в усилении прикладной направленности воспитания и обучения, в росте экономической независимости и социальной самостоятельности будущих рабочих, в направленности педагогического процесса на формирование таких профессионально значимых качеств, как трудолюбие, деловитость, предприимчивость, расчетливость. Производительный труд учащихся может развиваться в разных формах: работа в цехе предприятия, в ученическом кооперативе, в арендной бригаде, индивидуальная трудовая деятельность. Главное, чтобы производительный труд был профессионально целесообразным, т. е. связанным с получаемой профессией (специальностью). На основе этого закона за рубежом построена индивидуальная система подготовки рабочих. Закон достаточного разнообразия форм подготовки будущих рабочих с учетом потребностей рынка рабочей силы характеризует способность системы профессионально-технического образования приспосабливаться к внешним условиям. Разнообразие при этом определяется наличием отличных друг от друга форм подготовки рабочих. Каждая из форм подготовки должна удовлетворять потребностям рынка рабочей силы и желаниям учащихся, выбирающих себе профессию (специальность), место учебы, педагогов. Закон соответствия целей, сдерживания и технологии обучения характеру производства, для которого осуществляется подготовка рабочих, характеризует связь учебного и производственного процессов. Например, если характер труда рабочих бригадный, то обучение их должно вестись через коллективные формы, иначе успеха в подготовке добиться нельзя. Таким образом, воспитательные отношения, которыми непосредственно занимаются преподаватели и мастера производственного обучения, не могут быть поняты и построены без знания законов педагогики и производства. Эти затоны взаимодействуют между собой: проявляются вместе и на равных; один из них может проявляться в большей степени, чем другой; они, наконец, могут переходить одни в другой. В конкретных воспитательных отношениях эти законы могут действовать как непосредственно, так и опосредованно. Примеров можно привести много. Но каким бы ни было соотношение законов в воспитательных отношениях, в любом случае ведущую роль играют законы педагогики. Так происходит потому, что именно в педагогике заложены конечные цели развития общества и производства, а именно: развитие и воспитание человека. Педагог, кем бы он ни был, занимается прежде всего развитием личности. Педагогическими средствами он либо меняет, либо нивелирует негативное влияние производственной среды на своих воспитанников. В качестве примера можно привести организацию производительного труда учащихся в учебных мастерских. Учащиеся по заказу предприятия часто, выполняют дешевую, монотонную работу по выпуску массовой продукции, Известно, что на любом предприятии есть такая работа. Под предлогом вовлечения учащихся в производительный труд происходит их эксплуатация. Массовое производство однообразных деталей лишь на первом этапе дает эффект обучения: закрепляет навыки и умение, а воспитательных функций эта работа не выполняет. Учащиеся быстро понимают, что сложная и дорогостоящая продукция, как правило, изготавливается рабочими завода, что администрация завода не хочет раскрывать им технологию производства, не допускает к новому оборудованию и т. д. В этих условиях учащиеся могут хорошо работать только благодаря профессионализму мастера: его умению организовать труд, убедить хорошо работать, проследить за правильной выплатой заработанных средств и т. д. Мастер может использовать и другой путь: добиться постоянного усложнения производства, поставки современного оборудования, создания технологических линий и т. д. В таких условиях труд сам будет педагогизированным. Задачи инженерно-педагогического коллектива: помочь учащимся адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, научить их защищаться от ее негативных проявлений, не допускать господства рынка над человеческими душами. Согласитесь, что эта тема для отечественной педагогики звучит несерьезно. Из наших школ, училищ, вузов как из тоталитарных систем изгнан смех. Вспомним роман К. Кизи "Над кукушкиным гнездом", описывающий мощную систему подавления человека в психиатрической больнице. Один из героев, будто о нас, говорит: "Знаешь, чем меня удивила ваша больница? Тем, что никто не смеется. С тех пор как я перешагнул порог, я ни разу не слышал нормального смеха... Кто смеяться разучился, тот опору потерял". (Кизи К. Над кукушкиным гнездом // Новый мир. 1987. № 7. С. 177.). С.Т. Шацкий при организации детских колоний широко использовал смех как метод воспитания, учил юмору детей, широко известно и об отношении к юмору в колониях А. С. Макаренко. Но уже в середине 30-х годов тема комического практически исчезает со страниц педагогической печати, а вскоре комическое изгоняется и из учебных заведений. Проблема комического вновь появляется только сейчас. Причин для внимания к ней немало. Одной из главных является то, что утрата чувства юмора значительно обедняет развитие личности. Чувство юмора придает личности неповторимость, неординарность, привлекательность и притягательность. Человек, обладающий чувством юмора, очарователен, он забавляет окружающих, смягчает нравы, вносит дух терпимости и доброты. Без юмора мы становимся чиновниками. Юмор вносит в наши отношения своеобразие. В настоящее время, когда возрождается духовность, смех нужен как противоядие против равнодушия, ненависти, страха и подозрительности, охвативших нас. Одна из причин столь значительной роли юмора в развитии человека заключается в том, что юмор всегда связан со сферой эмоций — сложных психофизиологических образований, неизменно присутствующих при формировании поведения. Другая причина состоит в том, что без смеха, юмора, по утверждению ученых и наблюдению педагогов, затормаживается развитие логического мышления, а следовательно, и интеллекта. Комическое помогает легко и более четко вскрыть противоречия, обнаружить способы их разрешения, а также формы наиболее продуктивного усвоения материала. Остроумие — не просто ум, оно гораздо важнее: остроумие помогает там, где тысяча умников застрянет. Еще одной причиной повышения внимания педагогов к юмору является их усталость от постоянного напряжения в отношениях друг с другом и учащимися. Среди коммуникативных средств взаимодействия педагогов и учащихся смех занимает пока последнее место из 20 используемых средств. Между тем юмор способен психологически разрядить обстановку, смягчить отношения. Кроме того, существует угроза невротического срыва у всех участников педагогического процесса из-за неудовлетворенной потребности в смехе, которая является одной из естественных человеческих потребностей. По этой причине из наших учебных заведений выходят пессимисты, нытики, неудачники, неспособные к творчеству, к риску. А это очень опасно при переходе к новым общественно-экономическим условиям. Многие молодые люди и почти все преподаватели учебных заведений потеряли интерес к юмору, разучились его ценить. Согласно исследованиям, педагоги профтехучилищ оценивают юмор не более чем в 2,3 балла (из пяти возможных) по его значимости в инженерно-педагогической деятельности. (Казанская В.Г. Пути оптимизации взаимоотношений педагогов и учащихся. Казань, 1986. С. 16.). Из 339 обследованных нами учащихся ПТУ лишь один упомянул чувство юмора как важное качество человека. Наконец, следует отметить, что юмор изгнан из методов и приемов воспитания учащихся. Нравственное воспитание советская педагогика давно связала с понятиями "требование", "отречение", т. е. с принуждением, вызывающим страдание. Отсюда унылая и тягостная атмосфера в учебных заведениях. Преподаватели уже не могут ни воспринимать, ни поддерживать, ни создавать комическое. А между тем чувство юмора помогло бы им экономить силы, выходить из сложных ситуаций. Юмор можно сравнить с зонтиком, спасающим не только от ненастья, но и от того, чтобы солнце успеха не так пекло голову. Почему же советская педагогика боялась смеха? Во-первых, в нем видели форму агрессии. Смех обнажает и обнародует все нелепое и несуразное в нашей жизни. Поэтому смеха боялись, а смеющегося человека считали не просто критиканом, а недовольным советской властью. Во-вторых, "власть имущие" вполне осознавали, что источником смеха является чувство собственного превосходства смеющегося, который первым обнаружил противоречие в существующей ситуации. За осмеяние руководителя применяли меры административного воздействия. Вспоминается случай изгнания из школы педагога, который высмеял директора, выдавшего ребятам по два листа фотобумаги для работы фотокружка. В-третьих, тоталитарная педагогика боялась смеха как диагноста. По словам Ф. М. Достоевского, "смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже, бесспорно, умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, и люди чаще всего смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселось, а где в людях в наш век веселость, а умеют ли люди веселиться? Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони... Итак, если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как о плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеалами, а вы смотрите его лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек... смех есть самая верная проба души". (Достоевский Ф.М. Подросток // Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1975. Т.13.). Диагностом смех может быть потому, что в нем сплавляются и в единстве проявляются сознательные и бессознательные факторы поведения человека. Преднамеренно смеяться можно, и эти факторы будут в смехе "видны". В-четвертых, смеха боялись потому, что хотели спрятать от человека будущее. Тоталитарная педагогика внушала мысль о счастливом детстве, которое якобы уже существует, подавляя стремление к каким бы то ни было изменениям. Мы смело можем сказать, что смех — это великий изгнанник тоталитарной педагогики. В профтехучилищах не выпускают юмористические газеты, не разыгрывают сценки из жизни коллектива, не сочиняют автоэпиграмм, не рисуют дружеских шаржей и т. п. Смех здесь до сих пор не легализован. В худшем случае в ПТУ пробивается сквозь толщу запретов и "железобетонного", по выражению учащихся, стиля отношений в коллективе глупый смех (смех без причины) и смех с примесью скабрезности, насмешки, издевки над слабыми. Этим, в частности, объясняется, что учащиеся часто дают друг другу обидные клички и прозвища. Иногда в училище возникают анекдоты про тенденциозную учительницу Мариванну и Вовочкины победы над ней. Эти анекдоты отражают мечту участников воспитательных отношений о лучшем времени в системе образования. Самое сложное — объяснить природу комического. Проанализируйте смешные случаи и вы поймете, что смех зависит от особенностей ситуации, от тех, кто породил комическую ситуацию, и тех, кто ее увидел и понял. Комическое может то появляться, то исчезать. Смех — явление комплексное. Это одновременно категория физиологическая, психологическая, социальная, философская и педагогическая. Физиологическую природу смеха изучали еще в древности. Многие знаменитые ученые пытались постичь это явление. Гиппократ, врач Жубер из Франции, петербургский врач И. Щербак, 3. Фрейд — это неполный перечень авторов трудов о смехе. Врачи описывают смех через физиологические понятия, представляя его как короткие и сильные выдыхательные движения открытым ром, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками. Врачи-физиологи выделяют в смехе мимический компонент: улыбку — растягивание углов рта. Ученые считают, что существует врожденная реакция смеха, присущая не только человеку, но и животным. Смех оказывает влияние на здоровье. Сам акт смеха приятен, он вызывает эйфорию — чувство благополучия и комфорта. Так, девятилетний Жора Артеменков был награжден орденом за то, что в годы Великой Отечественной войны веселил раненых бойцов. Медики утверждают, что отсутствие чувства юмора связано с физиологическими нарушениями. Однако это не всегда так. Существует поговорка: остроумие не в языке рассказчика, а в ухе слушающего. Однажды "Литературная газета" под юмористической рубрикой опубликовала объявление об изобретении доильного аппарата, позволяющего в два-три раза увеличить надои молока. Нашлись читатели, которые на полном серьезе просили дать адрес места его продажи. При нарушениях нервной системы, разрушениях лобной части у человека неизбежно возникает плоский, неглубокий юмор. Но если бы смех трактовался только с физиологической точки зрения, он бы не представлял интереса для педагогов. У смеха есть психологическая трактовка, которая нужна преподавателям. Смех, с точки зрения психологов, — это субъективная способность личности воспринимать мир и отражать его. Смех всегда субъективен, избирателен. Он может задеть только уязвимое место личности или уязвимую личность. Смех — средство коммуникативное, он усложняет или упрощает взаимопонимание людей. Попробуйте сплотить группу в турпоходе шутками и увидите, что другого более быстрого и верного средства нет. Психологи считают, что смех непосредственно связан с мышлением и отражает уровень его развития. Человек, воспринимающий комическое, талантлив, он обладает диалектическим живым умом, умением остро подметить и быстро схватить противоречие, ассоциативным мышлением, склонностью к разнообразным и неожиданным сопоставлениям. У человека, неспособного к юмору, появляются чувство ущербности, масса отрицательных переживаний, нервозность и даже агрессивность. Остроумие играет большую роль в сфере творческих способностей. Социальная природа смеха еще более широка. Воспринимать смешное может только человек, сформировавшийся как личность. Смех как субъективная способность личности зависит от эпохи, национальности, профессии, интересов и характера. Эпоха — самый мощный регулятор смеха. В первобытном обществе существовал ритуальный смех. В эпоху средневековья появились шуты и клоуны. Позднее возникли праздники смеха, юмористические концерты и даже день смеха (1 апреля). Характерной чертой любой эпохи было то, что реакционные режимы обрушивали гонения на комическое. Реакционные власти либо культивировали примитивные развлечения (бои увечных в Мексике, посещение домов умалишенных в Англии в XVIII веке), либо ставили все комическое под жесткий контроль (в период сталинизма и брежневщины в СССР), либо совсем запрещали (в Голландии в ХVII веке засмех штрафовали). Смех имеет национальную окраску. Достаточно вспомнить туркмена Амирбека, узбека Ходжу Насреддина, габровский и одесский юмор и т. д. Любопытно, что смех зависит от профессии. Среди педагогов существовала шутка: "Проблемное обучение — это когда сам не знаешь, что делать на уроке". В смехе проявляется мировоззрение человека. Классический вопрос "Над кем смеетесь?" требует индивидуального ответа. Если учащиеся при просмотре фильма о голодающих обращают внимание на размотанную бечеву от лаптя и смеются над этим, если у них вызывает смех неожиданное падение Деда Мороза на новогоднем вечере — это признак негуманизированного мышления, притупления чувств. Философская сущность смеха выражается в том, что смех как категория есть эстетический идеал человечества в его оценке предмета или явления. Смех — особая эстетическая форма критики. Даже в основе сатиры лежит не нигилизм, а высокие эстетические идеалы. Педагогическая сущность смеха состоит в том, что он выполняет определенные функции в педагогическом процессе. Смех является одним из мощных методов воспитания. Он способен заменять другие методы, быть самостоятельным методом и сочетаться почти с любым другим. Смех экономит силы, время педагога, как метод смех может "свертывать" педагогический процесс, сокращая и усиливая те или иные его стороны, стимулируя его. Кроме того, смех является предметом познания, а следовательно, входит в содержание образования. Смех как категорию изучают в литературе, в эстетике. Комическое используют во внеучебных формах деятельности (просмотр кинофильмов, юморины, стенгазеты и т. д.). Наконец, учащиеся, проявляя интерес к комическому, приобретают такие качества, как чувство юмора, острословие, веселость, необходимые любому человеку. В качестве метода воспитания смех имеет самый широкий диапазон использования. Во-первых, он выполняет стимулирующие функции и может быть средством как поощрения, так и наказания. Во-вторых, он развивает чувство коллективизма, поскольку способствует формированию общественного мнения. В-третьих, используя смех, можно снять напряжение в учебном процессе. В-четвертых, с его помощью можно преодолеть комплекс неполноценности, замкнутость. Таков смех по своей природе. Смех также сложен и по своим формам. Человечеству известны такие формы смешного, как комизм, юмор, ирония, сарказм, сатира, комический намек, шутка, насмешка. Каждая из форм отличается от других иногда самыми малыми оттенками. Комизм — смешная сторона поведения людей в общественно значимых ситуациях (праздники, собрания). Комические ситуации возникают на уроке, когда опоздавший учащийся за руку здоровается с педагогом или когда преподаватель, попытавшийся насильно вывести учащегося с урока, становится "жертвой" учащегося, занимающегося дзюдо. Здесь явное несоответствие общепринятым нормам поведения. Юмор — дружеский смех, беззлобный, хотя и не беззубый. Он способствует раскрытию добрых человеческих качеств, скрытых внешне. Юмор помогает в недостатках увидеть достоинства. В одном из профтехучилищ произошел такой случай. Таня, высокая, спортивного склада девушка, которая имела грубоватые мальчишечьи манеры, однажды бежала по лестнице, сметая всех на своем пути. Вдруг перед ней появилась учительница истории, маленького роста, хрупкая, нежная. Увидев бегущую Таню, она очень испугалась. Татьяна, ловко огибая ее, крикнула на ходу: "Не бойтесь, Альбина Владимировна, солдат ребенка не обидит". Учительница не могла не улыбнуться, как не могла и обидеться на Таню.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |