Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-антропологический подход




 

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

За последние десятилетия в педагогике появилось немало свежих идей и подходов. Мы изучили с вами личностно ориентированный и деятельностный подходы к организации педагогического процесса, а теперь рассмотрим философско-антропологический.

 

Основоположником педагогической антропологии принято считать великого русского педагога К.Д. Ушинского.

 

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1823 – 1870) – основоположник отечественной педагогической научной школы, автор работ «Человек как предмет воспитания», «Детский мир», «Родное слово» и др. Основой педагогической системы Ушинского стали требования демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Ушинский был убежден в необходимости согласованного изучения человека многими науками. По его представлению, педагогика – это «собрание правил практической деятельности», требующее научного обоснования. Логика этого обоснования проста: если общая антропология есть учение о человеке как биологическом виде, то педагогическая антропология есть учение о человеке развивающимся, воспитывающимся.

Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека.

Философия воспитания – раздел педагогики, занимающийся разработкой метапедагогических проблем воспитания в зависимости от философского осмысления и понимания сущности, природы и смысла человеческого существования.

Антропоцентризм – научная концепция (система взглядов), в которой человек выступает основной мировоззренческой категорией.

Об антропологическом основании образования:

Антропоцентрическая образовательная модель (Сократ, Руссо, Л.Н. Толстой, гуманистическая психология) не признает традиционалистских взглядов на образование, считая основной целью образования не передачу ЗУНов, а эмоционально-мотивационное, творческое развитие человека, нахождение его сути, его «самости», самораскрытие, саморазвитие личности.

По мнениюсовременного педагога Корнетова Г.Б. «Фундаментальным антропологическим основанием образования является принципиальная незавершенность каждого появляющегося на свет человека, который от рождения лишь принадлежит к биологическому виду Homo sapiens и обладает организмом, не только не связанным жесткими врожденными поведенческими программами, но, наоборот, бесконечно открытым к научению, к прижизненному овладению социальным опытом. Лишь включившись в живую ткань человеческих отношений, межличностного общения и взаимодействия, действуя в мире культуры, учась пользоваться ее достижениями, воспроизводя и развивая ее, человек обретает свой человеческий образ, т.е. образовывается. Образование предстает одновременно и как перманентно разворачивающийся процесс, и как фиксируемый в каждый момент этого процесса результат, уже ставший, «образовавшийся», но не застывший, не окостеневший конкретный образ конкретного человека».

 

 

Из всего выше сказанного мы можем заключить что:

· человек принадлежит к биологическому виду Homo sapiens;

· человек не свойственны «жесткие врожденные поведенческие программы»;

· человеку присуща «открытость к научению, к прижизненному овладению социальным опытом»;

· «человек обретает свой человеческий образ» только в «мире культуры».

 

Смысл антропологического подхода заключается в привлечении, данных различных наук (психологии, социологии, философии, логики, этики, истории, медицины и др.), изучающих человека, для решения педагогических проблем. Только при таком целостном подходе можно разобраться в сложных процессах обучения и воспитания.

Первая педагогическая концепция философско-антропологического плана была создана в Германии и изложена в работе М.Шелера «Формы знания и образование» (1926г.), позже выделилось философско-педагогическое направление, представленное трудами Г. Рота, Г. Плесснера и др.

В России педагогическая антропология начала развиваться в начале 90-х годов 20 века усилиями В.С. Шубинского, А.В. Валицкой, И.А. Колесниковой и О.Г. Прикотом.

 

Ученые педагоги широко используют в своих трудах данные многих наук о человеке. Так, например:

· разработка проблем дидактики опирается на философскую теорию познания (гносеологию) и психологические знания о процессах усвоения, осмысления и закрепления знаний;

· теория воспитания опирается на идеи и теории философии, социологии, психологии, логики (без которой нельзя обосновать методик формирования убеждений), филологии, этики.

· психология изучает закономерности психической деятельности, а педагогика – как совершенствовать личность ребенка, т. е. прежде всего – его психические качества. Но можно ли ее совершенствовать, не понимая, что, почему и как в ней происходит?!

 

Таким образом, можно сделать вывод: что педагогическая деятельность требует многосторонних знаний – воспитатель должен знать природу своего воспитанника, эффективное влияние на личность возможно лишь тогда, когда мы используем знания о личности, накопленные изучающими ее науками.

Œ Характеристика философско-антропологического подхода.

Подход сориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся, воспитывающимся. Речь идет о синтезе знаний о человеке с целью использования их в интересах обучения и воспитания.

Подход отвечает на вопросы:

· «Как, какими средствами и методами реализовать синтез знаний о человеке?»;

· «Кто осуществляет этот синтез?»;

· «Как использовать результаты этого синтеза в исследовательской и воспитательной работе?».

Философско-антропологический подход в своей исследовательской и воспитательной функциях сосредоточен на постижении духовной жизни воспитанника, предметом, высшей ценностью и целью воспитания является Человек.

Идеи антропологического подхода:

· целостность и неделимость духовной и биологической природы человека;

· субъектность человека как его сущностная характеристика;

· единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке;

· взаимосвязь индивидуального и социального в человеке;

· совокупность умственного, нравственного и физического в развитии человека;

· воспитуемость и обучаемость человека;

· пластичность всех личностных свойств.

 Принципы философско-антропологического подхода.

· Антропологическийпринцип

а) рассматривает понятие «человек» в качестве исходной, базовой категории, а другие понятия и категории как производные от исходной, описывающие и углубляющие понимание сущности человека и особенностей его бытия.

б) фиксирует выбор человека в качестве исходной базовой ценности, определяющей цели, методы, средства и формы воспитания.

в) акцентирует внимание, взаимные усилия субъектов воспитательного процесса на актуализации, воспроизведении и самоосуществлении «человеческого в человеке»;

· Онтологический принцип, обуславливающий рассмотрение понятия «воспитания» как различные способы бытия субъектов воспитательного процесса (встреча, кризис, любовь, разочарование, благодарность и т.д.).

· Принцип диалогизма, обеспечивающий субъект-субъектный характер взаимоотношений участников воспитательного процесса, их ценностно-смысловое равенство в воспитании и самовоспитании; создающий возможность свободной самореализации субъектов воспитательного процесса в их общении с собой, с другими, с культурой;

· Принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и адекватности любых методов, средств и форм воспитания;

· Принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации;

· Принцип креативности – использование средств, методов и форм воспитания, создающих условия для творческой самореализации воспитанника.

· Принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиции соответствия их сущности человека.

 

Ž Значение философско-антропологического подхода для педагогики.

1. усилия воспитания, обучения, развития обращены к духовной реальности, которая отличает человека от животного, - к «человеческому в человеке».

2. философско-антропологический подход открывает возможность воспитания ребенка, подростка, юноши в соответствии с его реальной жизнью.

3. в педагогической теории и практике определены стратегия и тактика развития, основанные на бережном отношении к индивидуальной сущности ребенка. В этом состоит подлинная гуманность подхода, способствующая самоактуализации человека.

4. в качестве методов, средств и форм воспитания, обучения, развития осмыслены и введены в педагогический процесс общение, понимание, диалог, сострадание, со-переживание, любовь, – все то, что сохраняет саму жизнь.

Свобода для ребенка в условиях педагогического процесса – это главным образом индивидуализация, т.е. деятельность преподавателей по выявлению и поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в ребенке природой или приобретено в индивидуальном опыте.

НО «?»:

1. Какие базовые потребности необходимо реализовать, чтобы ребенок ощутил свою самость и обрел человеческое достоинство?

2. Какие условия внешнего и внутреннего плана нужно создать, для максимально возможной самореализации способностей и возможностей ребенка?

3. Как помочь ребенку в становлении автономного духовного мира, ибо свобода реализуется в первую очередь в нем.

 

Но обретение и осознание «самости», своих потребностей, мотивов, своего предназначения не возможно без развитых способностей к самопознанию.

Какие методы развития способности к самопознанию адекватны данному типу личности, возрасту, уровню развитости – это новый ряд вопросов, на которые необходимо найти ответы вместе с воспитанником.

И еще один аспект реализации свободы ребенка: обеспечение «свободы от» и «свободы для».

Первый процесс предполагает защиту воспитанника от всяких посягательств на «самость» как извне, так и изнутри (от комплексов, дурных привычек и т.д.).

Второе означает создание благоприятных условий для самопознания своего предназначения и его самореализации.

Таким образом, философско-антропологический подход открывает воспитателю необозримый и неисчерпаемый мир возможностей практической реализации его идей.

IV. Современные подходы к организации педагогического процесса:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.