Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностный подход




 

Œ Идея деятельностного подхода.

В педагогическом процессе идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.

В процессе и результате использования форм, приемов и методов работы человек способен выбирать, оценивать, проектировать, конструировать те виды деятельности, которые свойственны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.

 

Суть педагогического процесса с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач.

Совместный поиск ценностей, норм, законов жизни, путей решения проблем в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Педагогический процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций, задач мотивирующих учащихся на различные виды деятельности.

Деятельностный подход в педагогическом процессе учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в развитии личности ребенка. Все психологические новообразования определяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и закономерностями смены этих деятельностей.

Ведущий тип деятельности в каждом периоде жизни ребенка не является единственным.

Дошкольное детство – ведущим типом деятельности является игра. Методы воспитательной работы принимают вид игры. При этом ребенок строит различные типы игр – режиссерскую игру, сюжетную игру, игру по правилам, что позволяет создавать разнообразные комбинации игровой деятельности. Наряду с игровой деятельностью в дошкольном возрасте складываются различные формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация.

Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому воспитательные методы, способствующие становлению субъектности ребенка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности - это, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя, он организует их совместную деятельность и общение. Поэтому на первый план выступают методы организации детского коллектива: единые требования, самоуправление, самообслуживание и т.д.

 

Младший школьник не потерял интереса к игре, хотя она и перестала быть ведущим типом деятельности. Исключительно актуальными для младших школьников выступают методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Младшие школьники очень чувствительны к тем оценкам, которые им дают значимые взрослые, в первую очередь учителя, родители.

Переход от отрочества к подростковому возрасту знаменуется кризисом отрочества. Проблема ведущей деятельности - в кризисе отрочества, в становлении ребенка в качестве субъекта социальных отношений в отечественной психологии считается открытой. Однако в этом возрасте необходимо использовать методы, средства, приемы для организации различных видов деятельности, обеспечивающих наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними.

 

Подросток – ведущим типом деятельности становится та, в которой можно самоутвердиться среди сверстников и взрослых. Особое занимают деятельность совместно со взрослыми и деятельность на благо других людей. Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Это возраст не только неудовлетворенных потребностей, но и непомерных притязаний. Возрастает значение группы сверстников в процессе развития личности.

 

Юность (старший школьный возраст). Основная задача этого возраста – самоопределение (социальное, личностное, профессиональное, духовное). Ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта. На первом этапе должна быть организована совместная учебная деятельность, а диалог становится принципом и методом полисубъектного и межличностного взаимодействия. Актуальной является внеурочная познавательная, культурно-просветительная и благотворительная деятельность. В этом возрасте происходит «отход от школы», поиск себя, появляется тенденция к манифестации себя в разных формах.

 

 Организация совместной деятельности.

Основными компонентами деятельности, которые включаются в воспитательную работу любого образовательного учреждения являются игра, учение и труд.

 

Игра Учение Труд
Подлинная игра – творческое исполнение жизни, хотя и в форме воображаемого творчества. Игра – основной способ человеческого общения с возможным и недействительным. Игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности. Несмотря на различия, все виды игр с педагогической точки зрения имеют много общего; их воспитательный потенциал зависит: · от содержания познавательной и нравственной информации; · от того, каким героям подражают дети; · воспитательный потенциал обеспечивается самим процессом игры как деятельности. Игры дают детям очень важный навык совместной работы. Незаменима роль игры в поиске и реализации различных форм организации детской жизни (творческие комплексные праздники, «КВН», «Дебаты», «Учебные фирмы», «Что? Где? Когда?» и т.д.). Учение – деятельность, занимающая львиную долю времени современных школьников. Воспитывает прежде всего содержание образования, включающее знание общечеловеческих ценностей. Основной путь освоения содержания образования это: · связи, объединяющие материал в единое целое, не должны даваться в готовом виде; · учебный материал разумно интегрировать в единое целое на основе метода науки, научной концепции. Необходимо учитывать, что воспитывает не только содержание образования, но и сама организация образовательного процесса, методы обучения, формы организации учащихся в процессе обучения. Сегодня каждому учителю ясно, что учить всех одинаково нельзя. В процессе обучения разумно использовать современные технологии и модели обучения, что позволяет реализовать субъектную роль школьника в учебном процессе. Школьникам среднего и особенно старшего возраста под силу участие в работе спецкурсов, спецсеминаров, исследовательских групп, публичных защит проектов, работы по индивидуальным творческим планам и т.д. Труд в контексте воспитания следует рассматривать как совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей. На первом плане должен быть социально значимый эвристический, эстетический, нравственный замысел (т.е. идея, связанная с результатом) для достижения которого и нужна собственно работа, приобретаемые в ее процессе умения и навыки. Здесь важны дела экологического характера, деятельная забота о конкретных людях, создание и улучшение школьной воспитывающей среды, возрождение народных ремесел, производительный труд с элементами предпринимательской деятельности. При этом трудовой компонент современной школы должен быть гибким и вариативным (школьное объединение «зеленых», школьное мини-предприятие, создание «учебной фирмы», организация подросткового кафе и полное обеспечение его работы, выпуск газет и журналов, создание культурно-исторического комплекса т.д.).

Ž Взаимодействие участников воспитательного процесса

Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в новое качественное состояние. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и обучения.

В условиях школьного коллектива осуществляется взаимодействие педагогов и учащихся в специально организованном учебно-воспитательном процессе и взаимодействие школьников между собой в совместной деятельности.

Ведущими целями взаимодействия педагогов и школьников являются:

· развитие личности взаимодействующих сторон;

· развитие коллектива;

· реализация воспитательных задач.

 

Основными характеристиками взаимодействия считают:

 

1. Взаимопознание – знание личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений.

2. Взаимопонимание – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач; принятие трудностей, забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

3. Взаимоотношение – проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; творческий характер отношений.

4. Взаимные действия – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов; срабатываемость, координация действий, согласованность; помощь, поддержка друг друга.

5. Взаимовлияние – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность замечаний, корректных по форме; изменение поведения и действий; восприятие другого в качестве примера для подражания.

Типы взаимодействия Отношение к интересам друг друга Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности Субъектность позиций по отношению друг к другу во взаимодействии
Сотрудничество Взаимноположительное + С-С
Диалог Взаимноположительное - С-С
Опека Взаимноположительное - С-О
Подавление Одностороннеположительное - С-О
Соглашение Нейтральное + С-С
Конфронтация Отрицательное - С-С
Индифферентность (равнодушие, безучастность друг к другу). Нейтральное - С-С

Типы взаимодействия:

 

 

Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия. Индифферентный тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга, либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные, формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия – включение в совместную творческую деятельность в процессе обучения и воспитания.

 

 

III. Современные подходы к организации педагогического процесса:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.