Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемное обучение в училище




Проблемное обучение является разновидностью развивающе­го. Это логически завершенная система обучения, целостно опи­санная в уже упоминавшихся работах М.И. Махмутова и И.Я. Лернера. Основная его идея заключается в построении учебной де­ятельности через решение учебных задач, имеющих так называе­мые незаполненные места, значение которых надо найти. В про­блемной учебной задаче, кроме основного вопроса, могут быть не­достаточны условия для выработки ответа, неизвестны какие-то условия. Проблемная задача (задание) всегда связана с поисковой и даже исследовательской деятельностью. Она составляете» с учетом и на основании более интенсивного включения в процесс ее реше­ния разнообразных мыслительных операций: анализа, синтеза, обоб­щения, систематизации и классификации и т. п. Проблемная организация учебного материала возможна в не­скольких формах: проблемный вопрос, проблемная задача, проблем­ное задание, проблемная ситуация, проблемная оргформа.

Проблемный вопрос — это краткая форма обращения педаго­га к учащимся в целях получения ответа; это такое обращение, ко­торое побуждает учащегося к познавательному действию. За урок педагог в ПТУ задает, по нашим данным, от 30 до 70 вопросов. Вопрос в обучении — это основа диалога педагога и учащегося. 80% задаваемых вопросов требуют не более чем ответа по памяти. Проблемный же вопрос требует многоступенчатой познавательной деятельности, мысленного поиска, исследования и даже экспери­мента.

Проблемная задача — это такая форма организации учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения: вре­мени, дополнительной информации, умений и др. Задача — это всегда определенные условия, ограничивающие поиск ответа и сам ответ. Но нужно различать проблемные задачи и задачи математи­ческие, физические и химические. Последние могут быть проблем­ными и непроблемными. Примером проблемной задачи могут быть поисковые лабораторные работы, установление причинно-следст­венных связей, определение преемственности между фактами, оп­ределение степени прогрессивности явления и т. д.

Проблемное задание — это более сложная форма организа­ции учебного материала, предназначенная для самостоятельного выполнения. Это поручение учащимся что-то сделать, выполнить какое-то указание, установку, назначение. Проблемным задание становится только при условии, если его выполнение требует слож­ной познавательно-поисковой деятельности. К проблемным зада­ниям относится всякая поисковая деятельность, эксперименты, со­чинительство, изобретательство и т. п.

Проблемная ситуация — это совокупность обстоятельств, обеспечивающих возникновение и разрешение (выполнение) про­блемных вопросов, задач или заданий, может быть вызвана раз­личными их типами. Она возникает в специфических условиях про­цесса обучения, специально создается педагогическими приемами, методами и средствами. По сути это вид мыслительного взаимо­действия педагога и учащихся, характеризующийся определенным психическим состоянием, полем интеллектуального и эмоциональ­ного напряжения, готовностью разрешать проблемную ситуацию.

При разрешении педагогических вопросов, задач или заданий у учащихся непременно возникает состояние интеллектуального затруднения. Перед ними как бы встает препятствие для хода мыс­ли. Это состояние умственного напряжения специально вызывает­ся с познавательной целью. В основе — недостаточность ранее ус­военных знаний умений и способов умственного или практического действия для разрешения поставленных вопросов, задач или зада­ний. Все это присуще проблемной ситуации. В этом смысле про­блемную ситуацию можно считать психолого-педагогическим об­разованием.

Ученые различают 4 типа проблемных ситуаций: 1-й тип — учащиеся не знают способа решения задачи (зада­ния), не могут ответить на проблемный вопрос — нет знаний; 2-й тип — учащиеся поставлены в новые условия решения за­дачи (задания, вопроса), а располагают лишь старыми знаниями; 3-й тип — у учащихся возникает противоречие между теоре­тически возможным путем решения задачи и практической неосу­ществимостью избранного способа; 4-й тип у учащихся возникает противоречие между прак­тически достигнутым результатом выполнения задания и отсутст­вием знаний.

В обучении мы имеем дело с проблемными ситуациями того или иного типа. Способы их создания могут быть самые разные: побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фак­тов; широкое использование жизненных ситуаций и прошлого опы­та учащихся; поиск условий использования результата выполнения проблемного задания; побуждение к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям; выдвижение предположений; знакомство с фактами, якобы необъяснимыми, и т. д. Таких способов очень много, и их можно изобретать самим. На них строится технология обучения.

Технология развивающего обучения предусматривает вклю­чение проблемных ситуаций в урок, в каждый момент его протека­ния: проблемная ситуация может предшествовать объяснению но­вого материала, входить в него, заключать его, входить в опрос, домашние задания, закрепление, контроль. Проблемные ситуации и называют в зависимости от места их создания (возникновения): проблемное изложение, проблемный контроль, проблемный опрос.

Если на уроке, лекции, консультации, экскурсии достаточно много времени уделяется постановке и решению проблемы в фор­ме вопросов, задач, заданий, то эти организационные формы обу­чения называются проблемными. Следовательно, мы вправе выде­лить такую организацию учебного материала, как проблемные оргформы. Для технологии также важно знать, что по характеру проблем­ные ситуации могут быть предметными, межпредметными, обще­научными. Эти термины говорят сами за себя. По содержанию они могут быть учебно-теоретическими, учебно-практическими, науч­ными, производственными и др.

Типология проблемных форм организации учебного материа­ла такова, что позволяет их подразделить на вопросы (задачи, зада­ния) с недостатком данных, их избытком, наличием нескольких решений, легко меняющимся содержанием, требующим объясне­ний или доказательств, и т. д. Технология развивающего обучения посредством решения проблем рассматривает этапы работы с ними: поиск или постановка проблемы, ее принятие учащимися, анализ для выявления противоречия, анализ для выявления знаний и незнания, выдвижение гипотезы как предположительного решения, решение как проверка гипотезы, перепроверка правильности полученного результата. В ходе постановки и решения проблемы роль педагога может быть самой разной. Он может сам ставить проблему, может пред­ложить это сделать учащимся, может вмешиваться в ход ее разре­шения и т. д. Все зависит от того, насколько учащиеся готовы к проблемному обучению.

Вот такие данные надо знать, чтобы использовать проблем­ное обучение в целях развития и составить технологию урока, лек­ции и других форм организации обучения. Конечно, это большой и кропотливый труд, но именно он дает результаты. Остается пожа­леть, что педагоги ПТУ это делают не часто, по сути обкрадывая ребят.

В заключение следует сказать, что при всей полезности, пер­спективности и эффективности развивающего, в том числе и про­блемного, обучения оно не является панацеей от всех бед обучения. В мировой практике есть немало педагогических технологий, осно­ванных на других исходных теориях. Закономерностями процесса психического развития ребенка от рождения до периода зрелой юности занимались многие исследователи. Среди них выделяется имя швейцарского ученого Ж. Пиаже. В его теории психический процесс развития личности ставится во главу угла, а воспитание и обучение личности понимается как условие приспособления педа­гогического процесса к этому психическому развитию. По Пиаже, воспитание и обучение "идут" за развитием, способствуют ему, но не выражают его, ибо развитие — это не то, что узнал и усвоил учащийся, а то, как он мыслит и действует. Согласно теории Ж. Пиаже, интеллект можно развивать индуктивным путем лишь в процессе взаимодействия учащегося с миром самих вещей. Это не­сколько иной взгляд, чем взгляд разработчиков развивающего и проблемного обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.