Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование системы теоретического обучения рабочих




Частью системы профессионального образования является содержание подготовки рабочих, которое подразделяется на теоретическое и практичес­кое обучение.

Содержание теоретического обучения работников — это та часть опы­та профессионально-трудовой и научной деятельности, усвоение кото­рой обеспечивает эффективность выполнения рабочих функций и кото­рая может быть использована как средство достижения цели.

Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к профессии и производству, а также элементов творческой дея­тельности, которые обеспечат получение определенной квалификации. Тео­ретическое обучение есть одновременно продолжение школьного общего об­разования, научное обеспечение профессиональной практической деятельности и основа для последующего получения среднего и высшего профессиональ­ного и даже научного образования. Непосредственная функция тео­ретической подготовки учащихся профтехучилищ — обслуживание их прак­тической деятельности по специальности.

Содержание теоретического обучения рабочих и служащих всегда конкрет­но и связано с профессией, специальностью. Поэтому оно опирается на такие формы проектирования, как ТКС, профессиограмма, квалификационная характеристика рабочего определенной специальности. Инженеру-педагогу, за­нимающемуся формированием содержания теоретического обучения, надо также хорошо знать трудовую деятельность в условиях производства. Конкретное практическое проектирование теоретического обучения осу­ществляется в таких широко известных формах, как учебный план, учебная программа, учебник. Наиболее полно теоретическое обучение рабочих пред­ставлено в учебном плане СПТУ с трехлетним сроком обучения.

Учебный план есть модель профессионального образования, посредством которой определяется содержание, формы и порядок обучения рабочих. Учеб­ный план — ведущий документ деятельности любого образовательного уч­реждения. На его основе строится педагогический процесс.

Теоретическое обучение в СПТУ состоит из двух циклов дисциплин: об­щеобразовательного и профессионального. К общеобразовательным относятся традиционные дисциплины, продолжаю­щие школьное образование: литература, история, физика, математика и др.; к профессионально-техническим — черчение, материаловедение, охрана тру­да, спецтехнология и др.

Общеобразовательный цикл состоит из дисциплин гума­нитарного и естественнонаучного подциклов. В гуманитарный подцикл вхо­дят: история, русский язык и литература, география, иностранный язык, ос­новы эстетики, основы правоведения; физкультура; в естественно-научный — математика, биология, физика и астрономия, химия, информатика и вы­числительная техника.

Профессионально-технические теоретические дисциплины подразделя­ются на два подцикла: общетехнический и специальный. К общетехни­ческому подциклу относятся материаловедение, охрана труда, черчение и основы экономики производства (отрасли) и др. Здесь будущим рабочим даются знания об основах современной техники и рациональной органи­зации труда. Одна из функций этих знаний — формировать у учащихся правильное отношение к техническому прогрессу, внедрению новых тех­нических решений на предприятиях. Специальный подцикл включает все виды спецтехнологий. Строится он как комплекс знаний, обеспечивающих получение квалификации по определенной профессии. Все эти дисципли­ны сочетают в себе признаки и гуманитарного, и естественно-научного знания, например основы экономики производства и отрасли. К тому же в некоторых училищах готовят рабочих по специаль­ностям, требующим гуманитарных знаний. Так, при подготовке столяра по художественной мебели будущие рабочие изучают такие "общетехнические" гуманитарные по характеру дисциплины, как рисунок, мозаика, художественная обработка дерева, техника акварели. Фактически это тех­нологические дисциплины. Особенностью изучаемых в ПТУ технических дисциплин являет­ся то, что любая из них относится не к какой-либо одной науке, а, как прави­ло, к серии различных технических наук.

Таким образом, теоретическая подготовка учащихся — это целая система учебных дисциплин. Внутри нее возникают проблемы их дозировки и взаи­мосвязи. Так, одной из чрезвычайно важных проблем в современных учили­щах является взаимосвязь общего и профессионального образования. Иссле­дование этой взаимосвязи выявило две противоположные тенденции. Сто­ронники одной считают общее образование функцией от профессионального и настаивают на отборе только профессионально целесообразного знания или хотя бы на создании вариативных профилированных программ по общеобра­зовательным предметам. Другие настаивают на расширении общенаучной подготовки, считая ее основой для подготовки рабочих по группам профес­сий или широкого профиля. Есть и третья точка зрения. Согласно ей, возможно сохранение традици­онной системы, но при условии придания общеобразовательным предметам профессиональной направленности и политехнического характера. Это впол­не достижимо посредством установления межпредметных связей. Практика ПТУ сегодняшнего дня строится в основном согласно этой точке зрения.

Учебные планы, как правило, разрабатываются по циклам дисциплин. Из этих блоков затем составляются варианты целостного учебного плана. При этом учитываются самые разнообразные условия: профессия (специальность) и степень ее сложности, продолжительность обучения, предполагаемая ква­лификация, основные положения концепции.

В связи с установлением государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты, в про­фессиональном образовании разрабатываются базисные учебные планы. Та­кие планы готовятся в субъектах федерации с учетом местных условий. Обра­зовательным учреждениям предоставляется право выбора вариантов учебных планов и дополнения их местным (школьным, училищным) компонентом.

На разработку конкретного учебного плана влияет исходная педагогичес­кая теория, которой следуют составители. В настоящее время в системе профобразования чрезвычайно популярна теория интеграции.

Интеграция содержания образования как явление возникла в ответ на его усиленную дифференциацию. В последние годы в проф­техучилищах активно вводились новые дисциплины: "Информати­ка и вычислительная техника", "Этика и психология семейной жиз­ни", на подходе "Экология" "Валеология". Количество учебных дисциплин растет. Особенно это опасно для профобразования, где число предметов вдвое больше, чем в школе, поскольку ведет к дроб­лению целостного видения мира, возникновению перегрузки уча­щихся, рассеиванию внимания, усложнению запоминания. Интег­рация как процесс, обратный дифференциации, есть объединение разрозненных знаний, укрупнение учебных дисциплин. Примером могут служить исследования П. М. Эрдниева и М. И. Башмакова. П. М. Эрдниев осуществил внутрипредметную интеграцию мате­матического знания. Для этого он создал УДЕ (укрупненные дидак­тические единицы) — клеточки математического знания, объеди­няющие взаимосвязанные математические действия, операции, функции, теоремы, процессы составления и решения задач, уравне­ний, неравенств и т. д. (Эрдниев ИМ. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986 256 с) М. И. Башмаков создал для учащихся ПТУ единый курс математики из алгебры, начал анализа и геометрии. (Башмаков М. И. Математика, экспериментальные учебные материалы. М.. 1983. 220 с.) Исследователь считает, что дробление некогда единого математи­ческого знания было обусловлено состоянием раннего капиталис­тического производства. Современное производство, напротив, тре­бует объединения всех математических дисциплин.

Интеграцией содержания технических дисциплин занимается исследователь С. Б. Ельцов. Он разработал интегративный курс производственного обучения для ПТУ по профессии "электромонтажник", выделил блоки теоретического материала, обеспечивающие формирование практических навыков.

На основе интеграции в учебном плане училищ могут появиться новые, более обобщенные учебные дисциплины, такие, как единая "Математика" вместо "Алгебры", "Геометрии", "Начал анализа"; "Человек и общество" вместо "Обществоведения". "Основ государства и права", "Этики и психоло­гии семейной жизни" и др.

Другой тенденцией развития содержания подготовки рабочих является его дифференциация и индивидуализация, особенно в профессиональном обра­зовании. В условиях рынка и демократизации образования вариативность содержания подготовки рабочих неизбежна. Этому во многом способствует введение факультативных курсов, курсов по выбору, вариативных учебных планов. Это делает образование более индивидуально-ориентированным.

Дальнейшее проектирование содержания теоретического обучения осущест­вляется посредством учебной программы.

Учебная программа — это проект конкретной учебной дисциплины, вне­сенной в учебный план. В ней определяются цели изучения дисциплины, из­лагается содержание через обозначение тем, разделов, указывается продол­жительность и последовательность их изучения, требования к изучению ма­териала. Учебная программа содержит основной понятийно-терминологический аппарат, который должен освоить будущий специалист, чтобы сформировать свою профессиональную речь. В ней определяются ценностные отношения к профессии и производству. Она закладывает методические основы формирования профессионального мышления. В программе обозначаются некоторые направления и отдельные элементы твор­ческой деятельности в области профессии.

Учебная программа каждой технической дисциплины определяет дози­ровку технических знаний в зависимости от их характера. Известно, что раз­личают собственно технические знания, технологические, организационно-экономические и знания правил безопасности труда. Так, у рабочих-наладчи­ков станков и манипуляторов с программным управлением преобладают тех­нические и технологические знания (80% знаний).

В структуре учебной программы, особенно по спецдисциплинам, выделя­ются две основные части. Первая часть состоит из стабильного, инвариантно­го, унифицированного для групп профессий знания. Вторая часть динамич­ная, вариативная. Здесь фиксируются знания, подвергающиеся быстрому из­менению под влиянием прогресса производства и экономики.

Учебные программы ряда общетехнических и специальных дисциплин могут строиться как двухуровневые. Сначала излагаются знания, касающиеся профессии или отрасли в целом. А затем знания дифференциру­ются по отдельным узким специальностям.

Составление учебных программ также основывается на определенной тео­рии. Традиционно содержание излагается в форме тем, расположенных либо в хронологическом порядке, либо по принципу от простого к сложному. Существует и другой подход к подбору и структурированию содержания — мо­дульный. Обучение, основанное на модульно построенном содержании, соот­ветственно называется модульным.

Модуль — это законченный блок информации, в который вхо­дят четко обозначенные цели обучения, банк информации и методические руководства по достижению поставленных целей. Модуль помогает выделить из содержания обучения особо значимые эле­менты. Он представляет собой достаточно самостоятельную, логи­чески завершенную часть знания, выделяемую в соответствии со спецификой дисциплины или комплекса дисциплин, относительно автономную порцию учебного материала.

Модульное обучение — это такое построение содержания под­готовки рабочих, когда каждый из них может быть самостоятель­ным в подборе содержания и порядка его освоения, исходя из лич­ных особенностей и потребностей. При модульном обучении ин­женер-педагог начинает выполнять помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта.

Модульное построение содержания учебных программ основывается на следующих принципах:

1) целенаправленного подбора учебного материала и составления его в целевые блоки;

2) полноты учебного материала в блоке, его разносторонности и интегративности;

3) обеспечения относительной самостоятельности модуля, его логической завершенности;

4) методического обеспечения усвоения материала учащимся и обратной связи с учителем.

Модули придают содержанию теоретического обучения гибкость и дина­мичность. Их можно менять, не нарушая всего курса. Это особенно выгодно при старении общетехнических и специальных знаний.

Далее проектирование осуществляется через создание учебника. Учебник — это такая форма проектирования, в которой согласно учебной программе излагаются основы научных знаний по соответствующему учебному предме­ту, в том числе:

понятия, теории, законы, научные факты соответствующих техничес­ких дисциплин;

опыт профессиональной деятельности, способы ее осуществления;

основы знаний, способствующих развитию творчества учащихся, на­правленного на преобразование способов работы;

обобщенное научное знание о социальном опыте общественно-эко­номических и производственных отношений.

Учебник — это перевод содержания профессионального образова­ния на уровень учебного материала. Он выполняет следующие функции в педагогическом процессе: информационную, системообразующую, самообразовательную и развивающую. От того, как составлен учебник, зависит мотивация учения, качество уроков.

Учебный план, учебная программа и учебник по техническим дис­циплинам составляются согласно принципу политехнизма. Политехнизм технических знаний обеспечивает фундаментальную теоретическую под­готовку работника широкого профиля и высокой квалификации. Этот принцип осуществляется через изучение общих научных основ произ­водства, распространенных технологических процессов, ме­тодов эксплуатации, обслуживания типового оборудования, выявление общих тенденций развития промышленности. Поли­технизм требует формирования у учащихся наряду с профессиональны­ми также общетрудовых навыков и умений. Любой из проектировочных документов следует разрабатывать с учетом прогнозируемого развития производства.

Итак, система теоретического обучения проектируется посредством учебного плана, учебной программы и учебника. Педагог принимает участие в педагогическом проектировании не только как оппонент, ис­точник оценочной информации или эксперт. При демократизации обра­зования он все больше становится участником самого проектирования. В государственных образовательных учреждениях ему отводится не ме­нее 15% учебного времени для самостоятельного включения учебного материала. В негосударственных учебных заведениях системы профобразования инженеры-педагоги располагают огромными правами само­стоятельно составлять учебные планы, программы и даже разрабаты­вать учебники. Практики в этом крайне заинтересованы, поскольку это связано с финансированием их труда, распределением прав и ответст­венности между ними и органами управления, а также со свободой ме­тодической деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте учебный план профессионального учебного учреждения близкой вам специальности. Самостоятельно высчитайте долю времени (в %), отведенного на изучение теоретических дисциплин вместе и техничес­ких в отдельности. Сопоставьте эти данные по годам обучения.

2. Определите степень реализации принципа политехнизма в одной из тем учебника по спецтехнологии.

3. Выпишите из учебной программы по одной из технических дисциплин профессиональные понятия, расположите их по степени взаимной зависи­мости.

4. Найдите самостоятельно литературу, в которой характеризовалось бы влияние рынка труда на содержание теоретической подготовки рабочих. Сверь­те свою позицию с позицией автора (авторов) в этом вопросе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.