Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проективная модель личности и деятельности инженера-педагога




Инженер-педагог призван осуществлять любую педагогическую деятель­ность в системе профессионального образования, а также во внегосударственной сфере подготовки рабочих. Его личность и деятельность, как и рабо­чего, также проектируются.

Система подготовки инженерно-педагогических кадров нача­ла складываться еще в 20—30-е годы. Сразу же обозначились два направления этой подготовки: преподавателей профессионально-. технических заведений и инструкторов, в будущем мастеров про­изводственного обучения.

В 1921 году в Москве были открыты первые курсы ин­структоров-мастеров производственного обучения. Набирались опытные рабочие с производства, иногда не имеющие даже на­чального образования. В 1925—1926 годах курсы были преоб­разованы в индустриально-педагогический техникум, ежегод­но выпускавший по сто человек. Это был единственный в стране специализированный техникум, и удовлетворить потребности в квалифицированных инструкторах-мастерах он не мог. Он удовлетворял не более 7% потребностей школ ФЗУ Наркомтяжмаша.

В эти годы начали появляться и другие формы подготовки специалистов для ФЗУ:

одногодичные технико-педагогические курсы при вузах, вы­пускающие преподавателей по общетехническим и специальным дисциплинам— физике, химии (1923—1933 годы);

педагогические факультеты при втузах по подготовке препо­давателей для техникумов и профшкол (работали пять лет во вто­рой половине 20-х годов);

специальные факультеты при педвузах;

индустриально-педагогический институтим. К. Либкнехта в Москве (1923—1933 годы). В 1932 году была попытка создать та­кой институт на базе педагогического в Свердловске полинии Наркомтяжмаша, в Москве — Наркомлегпрома;

академия коммунистического воспитанияим. Н. К. Крупской. Здесь обучались руководящие кадры для школ ФЗУ.

Как видим, 20-е — начало 30-х годов были чрезвычайно пло­дотворны для становления инженерно-педагогического образования. Этому периоду свойственны активный поиск, разнообразие форм, признание необходимости специальной подготовки технических и педагогических кадров для любых видов профшкол. Это был вовсех отношениях самый плодотворный период зарождения инже­нерно-педагогического образования, к сожалению, не получившего развития в последующие годы.

Московский индустриально-педагогический институтим. К. Либкнехта считается прообразом Свердловского инженерно-педа­гогического. Он заложил основу высшему инженерно-педагогичес­кому образованию.

К середине 30-х годов система подготовки рабочих кадров рез­ко изменилась. Началось сокращение числа профтехшкол, уделялось меньше внимания молодежи, зарождалось стремление подчинить подготовку кадров отраслям и ведомствам. Все это вызвало отток преподавателей из учебных заведений по подготовке рабочих.

К середине 30-х годов в стране практически не велась подго­товка преподавательских кадров для профессионального обучения рабочих. Но так долго продолжаться не могло. Дефицит преподава­тельских кадров дал о себе знать. Так, к 1939 году наркоматы вы­нуждены были открывать временно курсы при подведомственных технических вузах. Снова, хотя немного и краткосрочно, стали го­товиться педагогические кадры для профтехшкол. К сожалению, эти локальные меры проблемы подготовки педагогов для трудовых резервов не решали.

Особенно тяжелое положение сложилось в годы войны. Мно­гие мастера ушли на фронт, в училищах не хватало до половины педагогического состава. Обстоятельства заставили ввести инсти­тут помощников мастеров из числа лучших учащихся.

В 1943 году в стране вынуждены были вернуться к созданию индустриально-педагогических техникумов с четырехлетним сро­ком обучения, в которые, как правило, принимали выпускников школ трудовых резервов, получивших разряды не ниже третьего (из 12 существовавших). Такие техникумы сначала открыли в Москве, Свердловске. Магнитогорске, т. е. в наиболее развитых промыш­ленных районах. Но уже к 1946 году техникумов стало 16.

Созданием техникумов разрешалась проблема повышения ква­лификации мастеров производственного обучения. Известно, что к 1944 году сложилось критическое положение: около половины мас­теров и преподавателей не имели даже начального образования.

До середины 50-х годов уровень квалификации инженерно-педагогических кадров был низок. Это усугублялось слабой мате­риальной базой ФЗУ и ремесленных училищ. Так, к концу 50-х го­дов крайне обострилась проблема подготовки инженеров-педаго­гов, Это были годы бурного развития промышленности. Наметился общий рост образования, что не могло не сказаться в целом на про­фессиональной школе.

С конца 50-х годов один за другим стали открываться инду­стриально-педагогические техникумы. Их стало уже 50 к 1958 году, 60—к 1960.

Были созданы Центральные курсы усовершенствования и по­вышения квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников в Ленинграде, а в середине 60-х годов открылись вновь инженерно-педагогические факультеты в политехнических вузах:

Белорусском политехническом и Магнитогорском горно-металлургическом. В это время уже совершался переход от системы трудо­вых резервов к системе профессионального образования.

С середины 70-х годов начался бурный рост инженерно-педа­гогических факультетов: в 1973 году — 13, 1975 —24, 1980 — 34, 1982 — 36, 1987 — 48.

В 1979 году открылось высшее учебное заведение— Свер­дловский инженерно-педагогический институт, ныне это Уральский профессионально-педагогический университет (более чем 45 лет в стране не было инженерно-педагогического вуза).

В 1966 году в Ленинграде на базе Центральных курсов от­крылся Всесоюзный институт повышения квалификации руководя­щих и инженерно-педагогических кадров.

Во второй половине 90-х годов, в связи с распадом Советско­го Союза и созданием Российского государства, с реальным переходом к рыночным отношениям, ситуация в образовании измени­лась. Индустриально-педагогические техникумы проявили тенден­цию к сближению с вузом и частично переросли в профессиональ­но-педагогические колледжи. Многие институты, дающие профес­сионально-техническое образование, стали университетами. Парал­лельно сэтим стало развиваться "дополнительное образование" и разнообразные образовательные услуги. Все это значительно услож­нило и обогатило подготовку педагогов для системы профессиональ­ного образования.

Так, хотя и медленно, но возрождается система подготовки инженеров-педагогов. Растет методическое и техническое обеспе­чение этой профессии, разрабатываются более богатые профессио­нально-квалификационные характеристики мастеров производст­венного обучения, возрастает роль систематического повышения их квалификации и психолого-педагогической подготовки.

Профессия инженера-педагога относится к сложной группе немногочислен­ных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных систе­мах: "человек—человек", "человек—техника" и их модификации. Она отно­сится к системе образования и образует в обществе педагогическую интелли­генцию. Инженер-педагог— это квалификация, имеющая много специальнос­тей: машиностроение, электроэнергетика, горное дело и т. д. Профессию полу­чают в течение пяти лет обучения в вузе. Как правило, ее выбирают выпускни­ки ПТУ, воины, уволенные в запас, молодые рабочие, имеющие среднее обра­зование, выпускники средних школ, получившие рабочую профессию, и сред­них специальных учебных заведений. Из вуза выходят инженеры-педагоги с рабочей квалификацией 4—5-го разрядов. После окончания вуза они могут ра­ботать преподавателями теоретических дисциплин профессионального цикла обучения, мастерами производственного обучения. Возможны перспективы профессионального роста: старший мастер, заместитель директора по учебно-воспитательной или учебно-производственной работе, директор ПТУ, началь­ник отдела технического обучения, работник управления образования по про­филю профессионально-технической подготовки учащихся и др. Видов деятельности, выполняемых инженером-педагогом, много:

профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое;

внеучебная воспитательная работа в учебно-производственной группе уча­щихся, возможно, в качестве классного руководителя;

общественная работа в инженерно-педагогическом коллективе и в коллек­тиве учащихся, в общежитии и т. д.;

производственно-технологическая деятельность по организации производ­ственного труда учащихся;

хозрасчетная экономическая деятельность по организации производствен­ного труда учащихся;

обеспечение режима работы учебной группы в учебном заведении;

повышение собственной квалификации и самообразования;

профессиональная ориентация учащихся;

техническое творчество;

начальная опытно-экспериментальная деятельность исследовательского характера.

Для выполнения этой большой и разнообразной работы от инженера-пе­дагога требуются определенные знания и умения.

На примере квалификационной характеристики инженера-пе­дагога покажем круг знаний, которыми он обязан владеть. Инженер педагог должен знать:

теоретические основы педагогической деятельности, пути и средства широкого использования теории в практике подго­товки будущих рабочих;

цели и задачи, построение и особенности развития системы подготовки рабочих в период перестройки общества на пути пере­хода к рынку и в условиях самого рынка;

педагогику и психологию профтехобразования, физиологию подростков в ранней юности и соответствующие их специализации виды труда, психологию труда;

проектирование и конструирование форм теоретического и про­изводственного обучения (методику);

проектирование внеучебной деятельности учащихся (методику);

теоретические основы и методику профессиональной работы по освоению рабочей специальности;

основы теории управления; теорию и методику управления профтехучилищем и другими типами учебных заведений по подго­товке рабочих, принципы научной организации труда; основы ме­неджмента и маркетинга;

современные технические средства обучения, учебную техни­ку и учебное оборудование, уметь квалифицированно и свободно ими пользоваться, пути и средства приобщения учащихся к их ис­пользованию в учебно-воспитательном процессе СПТУ.

основы организации и управления современным производст­вом и системой подготовки рабочих в стране, вопросы охраны тру­да, основы советского права, хозрасчет, экономические основы свя­зи производства и системы подготовки рабочих кадров;

общенаучные основы технических дисциплин, информатику и вычислительную технику, высшую математику, физику, химию, теоретическую и прикладную механику, инженерную графику, стан­дартизацию и технические измерения, материаловедение и техно­логию обработки металлов, инженерное проектирование, электро­технику и основы промэлектротехники, микропроцессорную тех­нику и др.;

инженерные дисциплины: основы теории резания металлов, металлургических и сварочных процессов, пластической и терми­ческой обработки металлов, технологию, инструмент, оборудова­ние и оснастку безотходных, малооперационных и точных произ­водств;

основы механизации, автоматизации и роботизации производ­ственных процессов, методы контроля и обеспечение качеств и на­дежности в производстве и др.

Кроме того, инженер-педагог должен обладать большим набором сугубо профессионально-педагогических умений, таких как: гностические (изучение собственной деятельности и деятельности учащихся), идеологические, дидак­тические, организационно-методические, коммуникативные, прогностические, диагностические, конструктивно-педагогические, конструктивно-технические, общетехнические, производственно-технологические, производственно-опе­ративные и др. Только на базе этих умений возможно применение знаний и успешное выполнение различных видов деятельности. Все знания между со­бой очень тесно связаны и зависимы.

Что касается психологической характеристики инженера-педагога, то и тут предъявляются сложные требования. Направленность его специальности одновременно и гуманитарная, и техническая. Инженер-педагог должен об­ладать мировоззренческой позицией, социальным оптимизмом, высокой от­ветственностью. Каждое из этих свойств само по себе сложное.

Профессионализм инженера-педагога определяет уровень его психолого-педагогической и производственно-технической подготовки, педагогического мастерства, умений и навыков по рабочей профессии широкого профиля.

Инженер-педагог изначально должен быть высоконравственным челове­ком: гуманным, воспитанным, эмоционально отзывчивым, тактичным.

По исследованиям психологов, инженер-педагог не может быть челове­ком безнравственным, авторитарным, конфликтным, ригидным, т. е. неспо­собным в нужный момент изменять свое решение, программу действий, свое поведение.

Основой формирования всех этих качеств инженера-педагога являются его психофизиологические характеристики, в частности свойства темпера­мента. Легче стать педагогом в ПТУ, если темперамент изначально облада­ет такими свойствами, как активность, энергичность, уравновешенность, пластичность, работоспособность, экстравертность, эмоциональная устой­чивость, быстрый темп реакций, хорошая скорость вырабатывания услов­ных рефлексов.

Все эти профессионально значимые свойства концентрируются в функци­ях инженера-педагога. Следует различать функции-цели и функции-средства их достижения.

Функция-цель обозначает тот конечный результат, к которому должен стре­миться инженер-педагог в своей деятельности: развитие будущего рабочего, сформированность его личностного потенциала.

Функции-средства— более многочисленные: гностическая, проектировоч­ная, конструктивная, коммуникативная, организаторская.

Гностическая функция есть обязанность педагога постоянно исследовать, изучать самих учащихся, педагогический процесс. Ситуацию, систему. Это значит надо уметь их выявлять, анализировать, формулировать возникаю­щие проблемы, ставить перед собой задачи и решать их, добывать новые пе­дагогические знания и т. п.

Проектировочная функция есть обязанность педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих действий при до­стижении цели, т. е. сводить воедино свою педагогическую стратегию и тактику.

Конструктивная функция как обязанность педагога связана с разработ­кой технологии каждой формы деятельности учащихся, решения каждой воз­никшей педагогической задачи.

Коммуникативная функция как обязанность выражается в установлении свя­зей и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами, способствующих достижению цели.

Организаторская функция — такая обязанность педагога, которая выра­жается в умении распределять свои силы и силы учащихся в учебной и дру­гой деятельности, регламентировать взаимодействия и труд, определять от­ветственность, контролировать и т. д.

Выполнение этих функций тесно связано с личностными качествами ин­женера-педагога. Отделение функций от личностных качеств дает рецидив бюрократизма и формализма в образовании. Только на основе личностного развития педагога возможно качественное выполнение функций.

В качестве доказательства этого тезиса обратимся к исследо­ваниям психолога В. Г. Казанской (Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М., 1990. С. 129.). Ею изучена оценка учащимися качеств личности и деятельности инженеров-педагогов. Все они, согласно изученному отношению учащихся, были.поделены на две группы: приятные (любимые) и неприятные (нелюбимые). К сожа­лению, для практики ПТУ наличие нелюбимых педагогов — это типичное явление. Учащиеся следующим образом оценивают каче­ства преподавателей (таблица 24).

Таблица 24




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.