КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проективная модель личности и деятельности инженера-педагога
Инженер-педагог призван осуществлять любую педагогическую деятельность в системе профессионального образования, а также во внегосударственной сфере подготовки рабочих. Его личность и деятельность, как и рабочего, также проектируются. Система подготовки инженерно-педагогических кадров начала складываться еще в 20—30-е годы. Сразу же обозначились два направления этой подготовки: преподавателей профессионально-. технических заведений и инструкторов, в будущем мастеров производственного обучения. В 1921 году в Москве были открыты первые курсы инструкторов-мастеров производственного обучения. Набирались опытные рабочие с производства, иногда не имеющие даже начального образования. В 1925—1926 годах курсы были преобразованы в индустриально-педагогический техникум, ежегодно выпускавший по сто человек. Это был единственный в стране специализированный техникум, и удовлетворить потребности в квалифицированных инструкторах-мастерах он не мог. Он удовлетворял не более 7% потребностей школ ФЗУ Наркомтяжмаша. В эти годы начали появляться и другие формы подготовки специалистов для ФЗУ: одногодичные технико-педагогические курсы при вузах, выпускающие преподавателей по общетехническим и специальным дисциплинам— физике, химии (1923—1933 годы); педагогические факультеты при втузах по подготовке преподавателей для техникумов и профшкол (работали пять лет во второй половине 20-х годов); специальные факультеты при педвузах; индустриально-педагогический институтим. К. Либкнехта в Москве (1923—1933 годы). В 1932 году была попытка создать такой институт на базе педагогического в Свердловске полинии Наркомтяжмаша, в Москве — Наркомлегпрома; академия коммунистического воспитанияим. Н. К. Крупской. Здесь обучались руководящие кадры для школ ФЗУ. Как видим, 20-е — начало 30-х годов были чрезвычайно плодотворны для становления инженерно-педагогического образования. Этому периоду свойственны активный поиск, разнообразие форм, признание необходимости специальной подготовки технических и педагогических кадров для любых видов профшкол. Это был вовсех отношениях самый плодотворный период зарождения инженерно-педагогического образования, к сожалению, не получившего развития в последующие годы. Московский индустриально-педагогический институтим. К. Либкнехта считается прообразом Свердловского инженерно-педагогического. Он заложил основу высшему инженерно-педагогическому образованию. К середине 30-х годов система подготовки рабочих кадров резко изменилась. Началось сокращение числа профтехшкол, уделялось меньше внимания молодежи, зарождалось стремление подчинить подготовку кадров отраслям и ведомствам. Все это вызвало отток преподавателей из учебных заведений по подготовке рабочих. К середине 30-х годов в стране практически не велась подготовка преподавательских кадров для профессионального обучения рабочих. Но так долго продолжаться не могло. Дефицит преподавательских кадров дал о себе знать. Так, к 1939 году наркоматы вынуждены были открывать временно курсы при подведомственных технических вузах. Снова, хотя немного и краткосрочно, стали готовиться педагогические кадры для профтехшкол. К сожалению, эти локальные меры проблемы подготовки педагогов для трудовых резервов не решали. Особенно тяжелое положение сложилось в годы войны. Многие мастера ушли на фронт, в училищах не хватало до половины педагогического состава. Обстоятельства заставили ввести институт помощников мастеров из числа лучших учащихся. В 1943 году в стране вынуждены были вернуться к созданию индустриально-педагогических техникумов с четырехлетним сроком обучения, в которые, как правило, принимали выпускников школ трудовых резервов, получивших разряды не ниже третьего (из 12 существовавших). Такие техникумы сначала открыли в Москве, Свердловске. Магнитогорске, т. е. в наиболее развитых промышленных районах. Но уже к 1946 году техникумов стало 16. Созданием техникумов разрешалась проблема повышения квалификации мастеров производственного обучения. Известно, что к 1944 году сложилось критическое положение: около половины мастеров и преподавателей не имели даже начального образования. До середины 50-х годов уровень квалификации инженерно-педагогических кадров был низок. Это усугублялось слабой материальной базой ФЗУ и ремесленных училищ. Так, к концу 50-х годов крайне обострилась проблема подготовки инженеров-педагогов, Это были годы бурного развития промышленности. Наметился общий рост образования, что не могло не сказаться в целом на профессиональной школе. С конца 50-х годов один за другим стали открываться индустриально-педагогические техникумы. Их стало уже 50 к 1958 году, 60—к 1960. Были созданы Центральные курсы усовершенствования и повышения квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников в Ленинграде, а в середине 60-х годов открылись вновь инженерно-педагогические факультеты в политехнических вузах: Белорусском политехническом и Магнитогорском горно-металлургическом. В это время уже совершался переход от системы трудовых резервов к системе профессионального образования. С середины 70-х годов начался бурный рост инженерно-педагогических факультетов: в 1973 году — 13, 1975 —24, 1980 — 34, 1982 — 36, 1987 — 48. В 1979 году открылось высшее учебное заведение— Свердловский инженерно-педагогический институт, ныне это Уральский профессионально-педагогический университет (более чем 45 лет в стране не было инженерно-педагогического вуза). В 1966 году в Ленинграде на базе Центральных курсов открылся Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих и инженерно-педагогических кадров. Во второй половине 90-х годов, в связи с распадом Советского Союза и созданием Российского государства, с реальным переходом к рыночным отношениям, ситуация в образовании изменилась. Индустриально-педагогические техникумы проявили тенденцию к сближению с вузом и частично переросли в профессионально-педагогические колледжи. Многие институты, дающие профессионально-техническое образование, стали университетами. Параллельно сэтим стало развиваться "дополнительное образование" и разнообразные образовательные услуги. Все это значительно усложнило и обогатило подготовку педагогов для системы профессионального образования. Так, хотя и медленно, но возрождается система подготовки инженеров-педагогов. Растет методическое и техническое обеспечение этой профессии, разрабатываются более богатые профессионально-квалификационные характеристики мастеров производственного обучения, возрастает роль систематического повышения их квалификации и психолого-педагогической подготовки. Профессия инженера-педагога относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: "человек—человек", "человек—техника" и их модификации. Она относится к системе образования и образует в обществе педагогическую интеллигенцию. Инженер-педагог— это квалификация, имеющая много специальностей: машиностроение, электроэнергетика, горное дело и т. д. Профессию получают в течение пяти лет обучения в вузе. Как правило, ее выбирают выпускники ПТУ, воины, уволенные в запас, молодые рабочие, имеющие среднее образование, выпускники средних школ, получившие рабочую профессию, и средних специальных учебных заведений. Из вуза выходят инженеры-педагоги с рабочей квалификацией 4—5-го разрядов. После окончания вуза они могут работать преподавателями теоретических дисциплин профессионального цикла обучения, мастерами производственного обучения. Возможны перспективы профессионального роста: старший мастер, заместитель директора по учебно-воспитательной или учебно-производственной работе, директор ПТУ, начальник отдела технического обучения, работник управления образования по профилю профессионально-технической подготовки учащихся и др. Видов деятельности, выполняемых инженером-педагогом, много: профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое; внеучебная воспитательная работа в учебно-производственной группе учащихся, возможно, в качестве классного руководителя; общественная работа в инженерно-педагогическом коллективе и в коллективе учащихся, в общежитии и т. д.; производственно-технологическая деятельность по организации производственного труда учащихся; хозрасчетная экономическая деятельность по организации производственного труда учащихся; обеспечение режима работы учебной группы в учебном заведении; повышение собственной квалификации и самообразования; профессиональная ориентация учащихся; техническое творчество; начальная опытно-экспериментальная деятельность исследовательского характера. Для выполнения этой большой и разнообразной работы от инженера-педагога требуются определенные знания и умения. На примере квалификационной характеристики инженера-педагога покажем круг знаний, которыми он обязан владеть. Инженер педагог должен знать: теоретические основы педагогической деятельности, пути и средства широкого использования теории в практике подготовки будущих рабочих; цели и задачи, построение и особенности развития системы подготовки рабочих в период перестройки общества на пути перехода к рынку и в условиях самого рынка; педагогику и психологию профтехобразования, физиологию подростков в ранней юности и соответствующие их специализации виды труда, психологию труда; проектирование и конструирование форм теоретического и производственного обучения (методику); проектирование внеучебной деятельности учащихся (методику); теоретические основы и методику профессиональной работы по освоению рабочей специальности; основы теории управления; теорию и методику управления профтехучилищем и другими типами учебных заведений по подготовке рабочих, принципы научной организации труда; основы менеджмента и маркетинга; современные технические средства обучения, учебную технику и учебное оборудование, уметь квалифицированно и свободно ими пользоваться, пути и средства приобщения учащихся к их использованию в учебно-воспитательном процессе СПТУ. основы организации и управления современным производством и системой подготовки рабочих в стране, вопросы охраны труда, основы советского права, хозрасчет, экономические основы связи производства и системы подготовки рабочих кадров; общенаучные основы технических дисциплин, информатику и вычислительную технику, высшую математику, физику, химию, теоретическую и прикладную механику, инженерную графику, стандартизацию и технические измерения, материаловедение и технологию обработки металлов, инженерное проектирование, электротехнику и основы промэлектротехники, микропроцессорную технику и др.; инженерные дисциплины: основы теории резания металлов, металлургических и сварочных процессов, пластической и термической обработки металлов, технологию, инструмент, оборудование и оснастку безотходных, малооперационных и точных производств; основы механизации, автоматизации и роботизации производственных процессов, методы контроля и обеспечение качеств и надежности в производстве и др. Кроме того, инженер-педагог должен обладать большим набором сугубо профессионально-педагогических умений, таких как: гностические (изучение собственной деятельности и деятельности учащихся), идеологические, дидактические, организационно-методические, коммуникативные, прогностические, диагностические, конструктивно-педагогические, конструктивно-технические, общетехнические, производственно-технологические, производственно-оперативные и др. Только на базе этих умений возможно применение знаний и успешное выполнение различных видов деятельности. Все знания между собой очень тесно связаны и зависимы. Что касается психологической характеристики инженера-педагога, то и тут предъявляются сложные требования. Направленность его специальности одновременно и гуманитарная, и техническая. Инженер-педагог должен обладать мировоззренческой позицией, социальным оптимизмом, высокой ответственностью. Каждое из этих свойств само по себе сложное. Профессионализм инженера-педагога определяет уровень его психолого-педагогической и производственно-технической подготовки, педагогического мастерства, умений и навыков по рабочей профессии широкого профиля. Инженер-педагог изначально должен быть высоконравственным человеком: гуманным, воспитанным, эмоционально отзывчивым, тактичным. По исследованиям психологов, инженер-педагог не может быть человеком безнравственным, авторитарным, конфликтным, ригидным, т. е. неспособным в нужный момент изменять свое решение, программу действий, свое поведение. Основой формирования всех этих качеств инженера-педагога являются его психофизиологические характеристики, в частности свойства темперамента. Легче стать педагогом в ПТУ, если темперамент изначально обладает такими свойствами, как активность, энергичность, уравновешенность, пластичность, работоспособность, экстравертность, эмоциональная устойчивость, быстрый темп реакций, хорошая скорость вырабатывания условных рефлексов. Все эти профессионально значимые свойства концентрируются в функциях инженера-педагога. Следует различать функции-цели и функции-средства их достижения. Функция-цель обозначает тот конечный результат, к которому должен стремиться инженер-педагог в своей деятельности: развитие будущего рабочего, сформированность его личностного потенциала. Функции-средства— более многочисленные: гностическая, проектировочная, конструктивная, коммуникативная, организаторская. Гностическая функция есть обязанность педагога постоянно исследовать, изучать самих учащихся, педагогический процесс. Ситуацию, систему. Это значит надо уметь их выявлять, анализировать, формулировать возникающие проблемы, ставить перед собой задачи и решать их, добывать новые педагогические знания и т. п. Проектировочная функция есть обязанность педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих действий при достижении цели, т. е. сводить воедино свою педагогическую стратегию и тактику. Конструктивная функция как обязанность педагога связана с разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решения каждой возникшей педагогической задачи. Коммуникативная функция как обязанность выражается в установлении связей и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами, способствующих достижению цели. Организаторская функция — такая обязанность педагога, которая выражается в умении распределять свои силы и силы учащихся в учебной и другой деятельности, регламентировать взаимодействия и труд, определять ответственность, контролировать и т. д. Выполнение этих функций тесно связано с личностными качествами инженера-педагога. Отделение функций от личностных качеств дает рецидив бюрократизма и формализма в образовании. Только на основе личностного развития педагога возможно качественное выполнение функций. В качестве доказательства этого тезиса обратимся к исследованиям психолога В. Г. Казанской (Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М., 1990. С. 129.). Ею изучена оценка учащимися качеств личности и деятельности инженеров-педагогов. Все они, согласно изученному отношению учащихся, были.поделены на две группы: приятные (любимые) и неприятные (нелюбимые). К сожалению, для практики ПТУ наличие нелюбимых педагогов — это типичное явление. Учащиеся следующим образом оценивают качества преподавателей (таблица 24). Таблица 24
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |