КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональное образование — это система подготовки рабочих и служащих, повышения их квалификации и переподготовки по новым, профессиям
Профессионально-техническое образование как объект проектирования Профессионально-техническое образование, начиная с 90-х годов, претерпевает значительные изменения. По своей инфраструктуре, (внутреннему построению) оно становиться более сложным и разнообразным по формам, более демократичным и ориентированным на нужды России, территорий и их жителей. Сегодня становятся очевидными некоторые тенденции такого развития в условиях рынка. Прежде всего, зарождается альтернативное профессионально-техническое образование. Параллельно с государственными учебно-воспитательными учреждениями ПТО возникают муниципальные негосударственные учебные заведения. Благодаря этому система подготовки работников из сугубо государственной превращается в общественно-государственную. Идут мощные процессы его регионализации. Проектирование системы ПТО проводится на основе Закона о занятости населения в РСФСР (1991). Закон провозглашает исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производственному и творческому труду. Принуждение к труду не допускается. Граждане имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, профессиональную подготовку, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда. Закон гарантирует предоставление работы выпускникам профучилищ в течение трех лет после выпуска. Более детальное проектирование осуществляется на основе Закона о профессионально-техническом образовании (1991) и Закона РФ об образовании (1996). Он защищает право молодежи на получение профессии и оплачиваемой работы, соответствующей полученному образованию. Закон распространяется на подготовку рабочих во всех формах профессионального образования. Задачи законов состоят в том, чтобы обеспечить условия для самореализации личности как в процессе овладения рабочей профессией, так и на протяжении всей трудовой деятельности; создать предпосылки для всеобщего профессионального образования; гарантировать общественно необходимый уровень начального и среднего профессионального образования; удовлетворить потребности хозяйства страны в квалифицированных и конкурентоспособных рабочих; содействовать реализации государственной политики занятости населения в условиях рынка труда. Подготовка рабочих и служащих означает получение человеком первой профессии начальной квалификации. Повышение квалификации — это такая форма ПТО, которая позволяет работнику поддерживать, расширять и углублять ранее полученные профессиональные знания и умения. Переподготовка тоже форма ПТО, с помощью которой можно освоить другую профессию. Согласно Закону об образовании, профессиональные учебные заведения могут учреждаться органами образования, государственными предприятиями и организациями, кооперативами, акционерными обществами, общественными организациями и отдельными гражданами. Учредителями их могут быть и иностранные граждане и организации. Для создания их необходима государственная регистрация. Они могут объединяться в учебно-производственные ассоциации, комплексы, концерны и другие объединения по отраслевому или территориальному принципам для координации деятельности, защиты своих прав и законных интересов. Тип образовательного учреждения определяется учредителями. Это могут быть простые ПТУ — профессионально-технические училища, дающие лишь профессиональное образование по рабочим специальностям; СПТУ — средние профессионально-технические училища, дающие параллельно с рабочей специальностью общее среднее образование. Возможно смешение этих типов на базе одного училища. Кроме того, существуют СПТУ продвинутого типа, дающие учащимся высшее рабочее образование. Тогда их именуют лицеями, высшими профессиональными училищами (ВПУ или ВПТУ) и даже колледжами. Последние дают полувысшее образование по соответствующему рабочей специальности профилю. Учреждения начального и среднего профессионального образования также могут быть очными, заочными, дневными и вечерними. Сроки обучения в них тоже гибкие, устанавливаются в зависимости от сложности специальности, уровня даваемой квалификации и других факторов. Система профессиональных образовательных учреждений охватывает подготовку рабочих по объединенным учебным группам профессий (специальностей). Учебная группа профессий — это совокупность родственных и смежных профессий на основе широкой общеотраслевой группировки. Она характеризуется: высокой степенью укрупнения профессий и специальностей; совокупностью знаний, навыков, умений, которые формируются у обучаемых на основе общности орудий и основных материалов, применяемых в производственной деятельности; схожестью содержания выполняемой работы; применением одинаковой технической документации; единством технологических функций; единством принципов управления разными машинами и механизмами. (Батыршев С.Я. Подготовка рабочих по группам профессий // Сов. Педагогика. 1987. №4. С. 64.) Учебные группы профессий — это не произвольные умозрительные конструкции, а отражение общности средств производства. Выделяются 4 типа объединения рабочих специальностей. I тип — объединение специальностей на общей основе, характерной для содержания, средств, орудий и предметов деятельности. Эта инвариантная часть объединяет родственные профессии и обеспечивает подвижность функций специалиста, его способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Примером может служить профессия наладчика холодноштамповочного оборудования, включающая в себя 18 наименований специальностей. II тип — неполное или частичное совмещение профессий, когда выполнение основных функций, например токаря, сочетается с применением умений и навыков других профессий: слесаря, электромонтера и др. В этом случае необходимы широта диапазона производственной деятельности, разнообразие выполняемых работ, реализация не только традиционных функций своей профессии, но и функций других профессий. Возможности совмещения профессий в этом случае определяются требованиями данного производства, экономической целесообразностью, рациональностью использования, а также желаниями и потребностями обучающихся. III тип — совмещение профессий на основе выполнения всего объема работ, закрепленных за специалистами других профессий. На современных станках одновременно и последовательно можно выполнять разнообразные операции: токарную обработку металлов, обработку плоскостей фрезерованием, сверление, расточку отверстий, нарезание резьб. Выполнение какой-либо одной из операций не обеспечивает полной загрузки рабочего. Поэтому рабочий широкого профиля, обслуживающий такие станки, должен совмещать три профессии: токаря, фрезеровщика и сверловщика. IV тип — сочетание профессий, при котором отсутствует общность научно-технических основ труда (например шофер-радист).(Батыршев С.Я. Указ. соч. С. 62 - 67.) Профессиональные образовательные учреждения создают свою систему управления, основанную на демократических началах и широком самоуправлении. Учредители создают Попечительский совет, самоуправление реализуют через общее собрание коллектива, методическое руководство — через педагогический совет и методические объединения. Все эти законы (Закон о занятости населения. Закон о профессионально-техническом образовании. Закон об образовании) есть формы моделирования системы ПТО. Они задают цели, общие направления ее создания и развития. Проектирование деятельности конкретных училищ, курсов на этом не заканчивается. Оно продолжается созданием собственно педагогических моделей училищ в форме концепций, положений, уставов. Концепция профессионального образования, рассмотренная в п. 3.2, продолжает проектирование, конкретизируя модели системы ПТО, заложенные в законах. Согласно концепции, предполагается развитие системы подготовки рабочих по трем уровням квалификации и введение в стране высшего, среднего и начального рабочего образования. Концепция определяет типы и виды училищ (таблица 25). Создавая каждую из форм рабочего образования, особенно высшего, учредители учитывают принципиально новые условия рыночного существования и потому разрабатывают свои концепции. Главное при этом — знание законодательных актов, потребностей рынка рабочей силы и своих возможностей. Таблица 25
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |