Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное образование — это система подготовки рабочих и служащих, повышения их квалификации и переподготовки по новым, профессиям




Профессионально-техническое образование как объект проектирования

Профессионально-техническое образование, начиная с 90-х годов, претер­певает значительные изменения. По своей инфраструктуре, (внутреннему по­строению) оно становиться более сложным и разнообразным по формам, бо­лее демократичным и ориентированным на нужды России, территорий и их жителей. Сегодня становятся очевидными некоторые тенденции такого раз­вития в условиях рынка.

Прежде всего, зарождается альтернативное профессионально-техническое образование. Параллельно с государственными учебно-воспитательными уч­реждениями ПТО возникают муниципальные негосударственные учебные заведения. Благодаря этому система подготовки работников из сугубо госу­дарственной превращается в общественно-государственную. Идут мощные процессы его регионализации.

Проектирование системы ПТО проводится на основе Закона о занятости населения в РСФСР (1991). Закон провозглашает исключительное право граж­дан распоряжаться своими способностями к производственному и творческо­му труду. Принуждение к труду не допускается. Граждане имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, профессиональную подготовку, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда. Закон гарантирует предоставление работы выпускникам профучилищ в течение трех лет после выпуска.

Более детальное проектирование осуществляется на основе Закона о про­фессионально-техническом образовании (1991) и Закона РФ об образовании (1996). Он защищает право молодежи на получение профессии и оплачивае­мой работы, соответствующей полученному образованию. Закон распростра­няется на подготовку рабочих во всех формах профессионального образова­ния.

Задачи законов состоят в том, чтобы обеспечить условия для самореализа­ции личности как в процессе овладения рабочей профессией, так и на протяжении всей трудовой деятельности; создать предпосылки для всеобщего про­фессионального образования; гарантировать общественно необходимый уровень начального и среднего профессионального образования; удовлетворить потребности хозяйства страны в квалифицированных и конкурентоспособ­ных рабочих; содействовать реализации государственной политики занятос­ти населения в условиях рынка труда.

Подготовка рабочих и служащих означает получение человеком первой профессии начальной квалификации. Повышение квалификации — это та­кая форма ПТО, которая позволяет работнику поддерживать, расширять и углублять ранее полученные профессиональные знания и умения. Перепод­готовка тоже форма ПТО, с помощью которой можно освоить другую про­фессию.

Согласно Закону об образовании, профессиональные учебные заведения могут учреждаться органами образования, государственными предприятия­ми и организациями, кооперативами, акционерными обществами, общест­венными организациями и отдельными гражданами. Учредителями их могут быть и иностранные граждане и организации. Для создания их необходима государственная регистрация. Они могут объединяться в учебно-производст­венные ассоциации, комплексы, концерны и другие объединения по отрасле­вому или территориальному принципам для координации деятельности, за­щиты своих прав и законных интересов.

Тип образовательного учреждения определяется учредителями. Это мо­гут быть простые ПТУ — профессионально-технические училища, дающие лишь профессиональное образование по рабочим специальностям; СПТУ — средние профессионально-технические училища, дающие параллельно с ра­бочей специальностью общее среднее образование. Возможно смешение этих типов на базе одного училища. Кроме того, существуют СПТУ продвинутого типа, дающие учащимся высшее рабочее образование. Тогда их именуют ли­цеями, высшими профессиональными училищами (ВПУ или ВПТУ) и даже колледжами. Последние дают полувысшее образование по соответствующе­му рабочей специальности профилю.

Учреждения начального и среднего профессионального образования так­же могут быть очными, заочными, дневными и вечерними. Сроки обучения в них тоже гибкие, устанавливаются в зависимости от сложности специальности, уровня даваемой квалификации и других факторов.

Система профессиональных образовательных учреждений охватывает подготовку рабочих по объединенным учебным груп­пам профессий (специальностей). Учебная группа профессий — это совокупность родственных и смежных профессий на основе широ­кой общеотраслевой группировки. Она характеризуется:

высокой степенью укрупнения профессий и специальностей;

совокупностью знаний, навыков, умений, которые формиру­ются у обучаемых на основе общности орудий и основных матери­алов, применяемых в производственной деятельности;

схожестью содержания выполняемой работы;

применением одинаковой технической документации;

единством технологических функций;

единством принципов управления разными машинами и ме­ханизмами. (Батыршев С.Я. Подготовка рабочих по группам профессий // Сов. Педагогика. 1987. №4. С. 64.)

Учебные группы профессий — это не произвольные умозри­тельные конструкции, а отражение общности средств производст­ва. Выделяются 4 типа объединения рабочих специальностей.

I тип — объединение специальностей на общей основе, харак­терной для содержания, средств, орудий и предметов деятельности. Эта инвариантная часть объединяет родственные профессии и обес­печивает подвижность функций специалиста, его способность бы­стро адаптироваться к изменяющимся условиям. Примером может служить профессия наладчика холодноштамповочного оборудова­ния, включающая в себя 18 наименований специальностей.

II тип — неполное или частичное совмещение профессий, когда выполнение основных функций, например токаря, сочетает­ся с применением умений и навыков других профессий: слесаря, электромонтера и др. В этом случае необходимы широта диапазо­на производственной деятельности, разнообразие выполняемых работ, реализация не только традиционных функций своей про­фессии, но и функций других профессий. Возможности совмеще­ния профессий в этом случае определяются требованиями данно­го производства, экономической целесообразностью, рациональностью использования, а также желаниями и потребностями обучаю­щихся.

III тип — совмещение профессий на основе выполнения всего объема работ, закрепленных за специалистами других профессий. На современных станках одновременно и последовательно можно выполнять разнообразные операции: токарную обработку металлов, обработку плоскостей фрезерованием, сверление, расточку отверс­тий, нарезание резьб. Выполнение какой-либо одной из операций не обеспечивает полной загрузки рабочего. Поэтому рабочий ши­рокого профиля, обслуживающий такие станки, должен совмещать три профессии: токаря, фрезеровщика и сверловщика.

IV тип — сочетание профессий, при котором отсутствует об­щность научно-технических основ труда (например шофер-радист).(Батыршев С.Я. Указ. соч. С. 62 - 67.)

Профессиональные образовательные учреждения создают свою систему управления, основанную на демократических началах и широком самоуправ­лении. Учредители создают Попечительский совет, самоуправление реали­зуют через общее собрание коллектива, методическое руководство — через педагогический совет и методические объединения.

Все эти законы (Закон о занятости населения. Закон о профессио­нально-техническом образовании. Закон об образовании) есть формы моделирования системы ПТО. Они задают цели, общие направления ее создания и развития. Проектирование деятельности конкретных училищ, курсов на этом не заканчивается. Оно продолжается созданием собст­венно педагогических моделей училищ в форме концепций, положений, уставов.

Концепция профессионального образования, рассмотренная в п. 3.2, про­должает проектирование, конкретизируя модели системы ПТО, заложенные в законах. Согласно концепции, предполагается развитие системы подготов­ки рабочих по трем уровням квалификации и введение в стране высшего, среднего и начального рабочего образования. Концепция определяет типы и виды училищ (таблица 25).

Создавая каждую из форм рабочего образования, особенно высшего, уч­редители учитывают принципиально новые условия рыночного существова­ния и потому разрабатывают свои концепции. Главное при этом — знание законодательных актов, потребностей рынка рабочей силы и своих возмож­ностей.

Таблица 25




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.