Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся профтехучилищ




Внеучебная деятельность учащихся ПТУ (называемая ранее внеурочной воспитательной работой) — это сложнейшая система действий педагогов ' училища, учащихся, родителей, общественности, представителей предпри­ятий и учреждений культуры. Это деятельность, направленная на развитие учащихся вне урока, вне учебного процесса. Она составляет самостоятель­но организуемую систему учебно-воспитательной деятельности училища наравне с системами практического и теоретического обучения учащихся. Ее главное назначение — помогать подросткам и юношеству использо­вать свободное от учебы время для собственного развития путем само­воспитания, самообразования, самообучения и широкой общественно по­лезной деятельности.

Задачи проектирования внеучебной деятельности учащихся ПТУ:

способствование воссозданию у учащихся здорового образа жизни в рам­ках культуры своего народа, сориентированного на поддержание и развитие этой культуры;

создание зон социальной адаптации и проявления социальной мобильнос­ти учащихся, гуманизация среды жизнедеятельности;

создание условий для профессиональной адаптации будущих рабочих и служащих;

направление учащихся на продолжение образования вне урока путем само­образования и самообучения;

создание условий для развития способностей, склонностей и интересов каждого учащегося;

направление на обучение учащихся полезному использованию свободно­го времени, умению отдыхать.

Система внеучебной деятельности многокомпонентна. В нее входит дея­тельность учащихся в составе: учебной группы, коллектива училища, общественных объединений, организаций, клубов, кружков, музеев и т. п., трудо­вых объединений. Сюда также входит внеурочная деятельность учащихся по отдельным предметам, индивидуальная деятельность; внеучилищные формы культурного досуга.

Специфика системы внеучебной деятельности учащихся училищ состоит в том, что каждый из этих компонентов проектируется отдельно и не всегда с учетом педагогических рекомендаций. Так, деятельность учащихся как чле­нов профсоюза проектируется посредством документа — Положения о проф­союзной организации учащихся учебного заведения, как участников музей­ной работы — Типового положения о народном музее. Деятельность уча­щихся в трудовых объединениях проектируется в таких формах, как Поло­жение о производственной бригаде, совете бригады, бригаде и совете бри­гадиров, Основы законодательства Российской Федерации о кооперации, об аренде и других. Деятельность мастера производственного обучения и пре­подавателя как классного руководителя спроектирована в соответствующих положениях о них. Единой модели или проекта целостной внеурочной дея­тельности учащихся нет.

То обстоятельство, что проектирование внеучебной деятельности учаще­гося почти полностью передано в руки самих инженеров-педагогов и. уча­щихся, упрощает и одновременно усложняет дело. Внеурочная деятельность чрезвычайно гибкая. Ее состав, содержание, методы меняются гораздо чаще, чем в теоретическом и практическом обучении рабочих. Она основывается исключительно на добровольном участии ребят. Она разнообразна по фор­мам организации. Отсюда вытекает самая главная особенность этой системы — быть "буфером" между нормативной и регламентированной учебной дея­тельностью учащегося и им самим как личностью.

Внеучебная деятельность учащихся как бы дополняет учебную деятель­ность ребят, предоставляя им свободу для развития индивидуальности. Она как бы дополняет и одновременно корректирует практическое и теоретичес­кое обучение учащихся.

Особую роль внеучебная деятельность учащихся играет в отношениях коллектива с внешней средой, с внешним по отношению к нему миром. Во-первых, внеучебная деятельность у учащихся большей частью проте­кает вне училища: на улицах, в дворовых компаниях, семье, учреждени­ях культуры. Во-вторых, через нее и ее различные формы идет выполне­ние заказов со стороны предприятий и местных органов власти. Например, учащиеся привлекаются к шефской работе, городским, районным мероприятиям.

Формами проектирования системы внеучебной деятельности учащихся ПТУ являются:

— концепция внеучебной деятельности (как подконцепция общей);

— программа реализации концепции;

— план работы образовательного учреждения (составляется на год);

— календарный план работы на месяц;

— планы работы клубов, кружков, секций;

— план воспитательной работы в учебной группе. При разработке содержания внеучебной деятельности учащихся придер­живаются следующих педагогических принципов:

— приоритета духовно-нравственного воспитания перед всеми другими направлениями;

— индивидуально-ориентированной организации деятельности учащихся;

— учета этнокультурных особенностей воспитанников.

Реализация данных принципов зависит от главной концептуальной идеи, согласно которой организуется система внеучебной деятельности учащихся в школе, училище или колледже. Таких основополагающих насчитывается се­годня не менее четырех.

С каждым днем все популярнее становится идея "годового круга" с рит­мичным чередованием повторяющихся из года в год мероприятий. Эти меро­приятия отбираются с учетом фенологических и народно-хозяйственных осо­бенностей своей территории, из числа народных, конфессиональных и семейно-бытовых праздников, а также праздников, введенных государством (на­пример 9 мая, 8 марта). Система внеучебной деятельности потому и называ­ется "годовым кругом", что она устойчива, хорошо вписывается в календар­ный год, органично сочетается с семейной жизнью воспитанников и с жизне­деятельностью жителей территории.

Другая концептуальная идея - это организация внеучебной деятельности учащихся по системе дополнительного образования. Это значит, что все про­водимые мероприятия, клубы и кружки рассматриваются как серия "допол­нительных образовательных услуг". Эта система выстраивается как удовле­творение потребностей, желаний и интересов учащихся.

В некоторых образовательных учреждениях внеучебная деятельность уча­щихся организуется как досуг, т.е. свободное время и его полезное проведение.

В ряде училищ и школ существуют смешанные системы, сочетающие в себе элементы всех трех систем.

В соответствии с данными принципами и принятыми концептуальными идеями проектирование внеучебной деятельности учащихся осуществляется в каждом конкретном случае особо. Например, к основным программам мо­гут дорабатываться подпрограммы "Профессионального воспитания", "Здо­ровья", "Подготовки к семейной жизни" и др.

Существующие ныне планы-проекты внеучебной деятельности учащихся училищ, как показывает опыт, нельзя считать оптимальными. Во-первых,ихчрезвычайно много и они нередко дублируют друг друга. Во-вторых, их став­шая классической структура механически разрывает целостную деятельность на разделы (трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, умственное воспитание), искусственно соотносит те или иные формы с ними. Между тем, любая форма может быть отнесена к любому разделу в силу своей комплекс­ности и целостности. В-третьих, даже план, составленный с большей скрупу­лезностью, не всегда гибко отражает движущуюся и развивающуюся деятель­ность ребят. В-четвертых, эти планы перегружены таким обилием задач и форм, которые насильственно "сверху" рекомендуются учащимся. Наконец, в-пятых, планы имеют плохую профессиональную направленность. Таким образом, можно сказать, что планы составляются без учета особенностей, потребностей и интересов учащихся с нарушением принципов воспитания.

Проектирование педагогической системы внеучебной деятельности уча­щихся имеет особенность: оно полностью сориентировано на учащегося. В процессе проектирования особенно тщательно изучаются особенности ребят, их потребности, мотивы деятельности, их пожелания, склонности, стремле­ния, ориентация. Внеучебная деятельность планируется не как деятельность для учащихся, а как деятельность самих учащихся. Именно поэтому планы внеучебной деятельности будущих рабочих не охватывают эту деятельность жестко и полностью, как это происходит при проектировании практического и теоретического обучения. Планы частично проектируют внеучебную дея­тельность, оставив немалую степень свободы самому учащемуся. Это застав­ляет самих ребят и их педагогов отбирать для проектирования самые важные и сложные участки деятельности. Это же обстоятельство обязывает вовлекать в процесс проектирования самих учащихся, развивая их самоуправление. Более того учащихся надо учить проектированию своей внеучебной деятельности. Установленной формы индивидуального проектирования нет.

Процедуры проектирования внеучебной деятельности самые трудоемкие. К ним привлекаются педагоги, родители, сами учащиеся, общественные ор­ганизации. Фактически здесь мы имеем дело с групповым проектированием, где требуется согласованность. Сама процедура включает в себя решение, например, таких вопросов: сколько и каких объектов охватить проектирова­нием? какова полезность проектирования тех или иных видов деятельности учащегося? кто что конкретно должен делать при проектировании? какое вре­мя (продолжительность) охватить? как обеспечить надежность проектирова­ния? какова форма и структура проекта?

Сложность проектирования педагогических систем внеучебной деятель­ности состоит в том, что оно должно учитывать уже имеющуюся базу. Проек­тирование любой внеучебной деятельности всегда есть действие с уже имею­щейся деятельностью. Следовательно, знание и развитие ее — обязательное условие проектирования.

В заключение следует сказать, что в настоящее время предстоит серьезная работа по созданию новых и более эффективных форм педагогического про­ектирования внеучебной деятельности учащихся. Работа в этом направлении только начинается. Задача состоит в том, чтобы приблизить проектирование к педагогам и учащимся, их потребностям, к жизни семьи, региона, конкрет­ной территории, своего народа.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проведите беседу с учащимися училищ о любимых и интересных на­правлениях и формах организации их внеучебной деятельности.

2. Проанализируйте план воспитательной работы мастера с группой по реализации педагогических принципов.

3. Определите, проанализировав план учебно-воспитательной работы учи­лища, изменения содержания и форм внеучебной деятельности по годам обу­чения.

4. Составьте текст заметки в стенгазету на тему "Участие студентов в раз­работке планов внеучебной деятельности вуза". Дайте свое название заметки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.