КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся профтехучилищ
Внеучебная деятельность учащихся ПТУ (называемая ранее внеурочной воспитательной работой) — это сложнейшая система действий педагогов ' училища, учащихся, родителей, общественности, представителей предприятий и учреждений культуры. Это деятельность, направленная на развитие учащихся вне урока, вне учебного процесса. Она составляет самостоятельно организуемую систему учебно-воспитательной деятельности училища наравне с системами практического и теоретического обучения учащихся. Ее главное назначение — помогать подросткам и юношеству использовать свободное от учебы время для собственного развития путем самовоспитания, самообразования, самообучения и широкой общественно полезной деятельности. Задачи проектирования внеучебной деятельности учащихся ПТУ: способствование воссозданию у учащихся здорового образа жизни в рамках культуры своего народа, сориентированного на поддержание и развитие этой культуры; создание зон социальной адаптации и проявления социальной мобильности учащихся, гуманизация среды жизнедеятельности; создание условий для профессиональной адаптации будущих рабочих и служащих; направление учащихся на продолжение образования вне урока путем самообразования и самообучения; создание условий для развития способностей, склонностей и интересов каждого учащегося; направление на обучение учащихся полезному использованию свободного времени, умению отдыхать. Система внеучебной деятельности многокомпонентна. В нее входит деятельность учащихся в составе: учебной группы, коллектива училища, общественных объединений, организаций, клубов, кружков, музеев и т. п., трудовых объединений. Сюда также входит внеурочная деятельность учащихся по отдельным предметам, индивидуальная деятельность; внеучилищные формы культурного досуга. Специфика системы внеучебной деятельности учащихся училищ состоит в том, что каждый из этих компонентов проектируется отдельно и не всегда с учетом педагогических рекомендаций. Так, деятельность учащихся как членов профсоюза проектируется посредством документа — Положения о профсоюзной организации учащихся учебного заведения, как участников музейной работы — Типового положения о народном музее. Деятельность учащихся в трудовых объединениях проектируется в таких формах, как Положение о производственной бригаде, совете бригады, бригаде и совете бригадиров, Основы законодательства Российской Федерации о кооперации, об аренде и других. Деятельность мастера производственного обучения и преподавателя как классного руководителя спроектирована в соответствующих положениях о них. Единой модели или проекта целостной внеурочной деятельности учащихся нет. То обстоятельство, что проектирование внеучебной деятельности учащегося почти полностью передано в руки самих инженеров-педагогов и. учащихся, упрощает и одновременно усложняет дело. Внеурочная деятельность чрезвычайно гибкая. Ее состав, содержание, методы меняются гораздо чаще, чем в теоретическом и практическом обучении рабочих. Она основывается исключительно на добровольном участии ребят. Она разнообразна по формам организации. Отсюда вытекает самая главная особенность этой системы — быть "буфером" между нормативной и регламентированной учебной деятельностью учащегося и им самим как личностью. Внеучебная деятельность учащихся как бы дополняет учебную деятельность ребят, предоставляя им свободу для развития индивидуальности. Она как бы дополняет и одновременно корректирует практическое и теоретическое обучение учащихся. Особую роль внеучебная деятельность учащихся играет в отношениях коллектива с внешней средой, с внешним по отношению к нему миром. Во-первых, внеучебная деятельность у учащихся большей частью протекает вне училища: на улицах, в дворовых компаниях, семье, учреждениях культуры. Во-вторых, через нее и ее различные формы идет выполнение заказов со стороны предприятий и местных органов власти. Например, учащиеся привлекаются к шефской работе, городским, районным мероприятиям. Формами проектирования системы внеучебной деятельности учащихся ПТУ являются: — концепция внеучебной деятельности (как подконцепция общей); — программа реализации концепции; — план работы образовательного учреждения (составляется на год); — календарный план работы на месяц; — планы работы клубов, кружков, секций; — план воспитательной работы в учебной группе. При разработке содержания внеучебной деятельности учащихся придерживаются следующих педагогических принципов: — приоритета духовно-нравственного воспитания перед всеми другими направлениями; — индивидуально-ориентированной организации деятельности учащихся; — учета этнокультурных особенностей воспитанников. Реализация данных принципов зависит от главной концептуальной идеи, согласно которой организуется система внеучебной деятельности учащихся в школе, училище или колледже. Таких основополагающих насчитывается сегодня не менее четырех. С каждым днем все популярнее становится идея "годового круга" с ритмичным чередованием повторяющихся из года в год мероприятий. Эти мероприятия отбираются с учетом фенологических и народно-хозяйственных особенностей своей территории, из числа народных, конфессиональных и семейно-бытовых праздников, а также праздников, введенных государством (например 9 мая, 8 марта). Система внеучебной деятельности потому и называется "годовым кругом", что она устойчива, хорошо вписывается в календарный год, органично сочетается с семейной жизнью воспитанников и с жизнедеятельностью жителей территории. Другая концептуальная идея - это организация внеучебной деятельности учащихся по системе дополнительного образования. Это значит, что все проводимые мероприятия, клубы и кружки рассматриваются как серия "дополнительных образовательных услуг". Эта система выстраивается как удовлетворение потребностей, желаний и интересов учащихся. В некоторых образовательных учреждениях внеучебная деятельность учащихся организуется как досуг, т.е. свободное время и его полезное проведение. В ряде училищ и школ существуют смешанные системы, сочетающие в себе элементы всех трех систем. В соответствии с данными принципами и принятыми концептуальными идеями проектирование внеучебной деятельности учащихся осуществляется в каждом конкретном случае особо. Например, к основным программам могут дорабатываться подпрограммы "Профессионального воспитания", "Здоровья", "Подготовки к семейной жизни" и др. Существующие ныне планы-проекты внеучебной деятельности учащихся училищ, как показывает опыт, нельзя считать оптимальными. Во-первых,ихчрезвычайно много и они нередко дублируют друг друга. Во-вторых, их ставшая классической структура механически разрывает целостную деятельность на разделы (трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, умственное воспитание), искусственно соотносит те или иные формы с ними. Между тем, любая форма может быть отнесена к любому разделу в силу своей комплексности и целостности. В-третьих, даже план, составленный с большей скрупулезностью, не всегда гибко отражает движущуюся и развивающуюся деятельность ребят. В-четвертых, эти планы перегружены таким обилием задач и форм, которые насильственно "сверху" рекомендуются учащимся. Наконец, в-пятых, планы имеют плохую профессиональную направленность. Таким образом, можно сказать, что планы составляются без учета особенностей, потребностей и интересов учащихся с нарушением принципов воспитания. Проектирование педагогической системы внеучебной деятельности учащихся имеет особенность: оно полностью сориентировано на учащегося. В процессе проектирования особенно тщательно изучаются особенности ребят, их потребности, мотивы деятельности, их пожелания, склонности, стремления, ориентация. Внеучебная деятельность планируется не как деятельность для учащихся, а как деятельность самих учащихся. Именно поэтому планы внеучебной деятельности будущих рабочих не охватывают эту деятельность жестко и полностью, как это происходит при проектировании практического и теоретического обучения. Планы частично проектируют внеучебную деятельность, оставив немалую степень свободы самому учащемуся. Это заставляет самих ребят и их педагогов отбирать для проектирования самые важные и сложные участки деятельности. Это же обстоятельство обязывает вовлекать в процесс проектирования самих учащихся, развивая их самоуправление. Более того учащихся надо учить проектированию своей внеучебной деятельности. Установленной формы индивидуального проектирования нет. Процедуры проектирования внеучебной деятельности самые трудоемкие. К ним привлекаются педагоги, родители, сами учащиеся, общественные организации. Фактически здесь мы имеем дело с групповым проектированием, где требуется согласованность. Сама процедура включает в себя решение, например, таких вопросов: сколько и каких объектов охватить проектированием? какова полезность проектирования тех или иных видов деятельности учащегося? кто что конкретно должен делать при проектировании? какое время (продолжительность) охватить? как обеспечить надежность проектирования? какова форма и структура проекта? Сложность проектирования педагогических систем внеучебной деятельности состоит в том, что оно должно учитывать уже имеющуюся базу. Проектирование любой внеучебной деятельности всегда есть действие с уже имеющейся деятельностью. Следовательно, знание и развитие ее — обязательное условие проектирования. В заключение следует сказать, что в настоящее время предстоит серьезная работа по созданию новых и более эффективных форм педагогического проектирования внеучебной деятельности учащихся. Работа в этом направлении только начинается. Задача состоит в том, чтобы приблизить проектирование к педагогам и учащимся, их потребностям, к жизни семьи, региона, конкретной территории, своего народа.
Задания для самостоятельной работы 1. Проведите беседу с учащимися училищ о любимых и интересных направлениях и формах организации их внеучебной деятельности. 2. Проанализируйте план воспитательной работы мастера с группой по реализации педагогических принципов. 3. Определите, проанализировав план учебно-воспитательной работы училища, изменения содержания и форм внеучебной деятельности по годам обучения. 4. Составьте текст заметки в стенгазету на тему "Участие студентов в разработке планов внеучебной деятельности вуза". Дайте свое название заметки.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |