КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические основы педагогического проектирования
Педагогическое проектирование является одновременно и наукой, и искусствам. Как процесс оно имеет одновременно и нормативный, и творческий характер. Нормативный — потому, что регламентирован и имеет свои этапы, формы, принципы и приемы осуществления. Оно совершается педагогом целенаправленно и сознательно. Но если при проектировании опираться только на логику, теорию, то системы, процессы и ситуации, спроектированные педагогом, делаются сухими, оторванными от жизни. Как говорят сами конструкторы, идя по этому направлению, можно осуществлять только "грубое" проектирование. Понять педагогическое проектирование как искусство — значит понять его более широко, вовлечь в этот процесс не только сознание, но и деятельность, чувства, волю, способности — все, чем богаты мы от природы. Если педпроектирование — искусство, то оно непременно должно обладать художественными качествами. Выходящий из рук педагога проект должен быть красивым, гармоничным, способным производить впечатление на каждого участника его реализации. Педагог должен красиво переходить от одного метода к другому, находить оригинальную связь материала урока с жизнью, гармонировать со станком при обтачивании образца — все это и есть эстетические качества проекта. Не зря в ходе проектирования некоторые педагоги предусматривают использование музыкальных записей, юмора, продумывают даже стиль своей одежды. Если проектирование для педагога — искусство, то оно требует от него большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуально и опирается на артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность педагога. Опытные педагоги могли бы рассказать о том, как много надо индивидуальных умений, чтобы обогатить лед-процесс, ситуацию. Педагог, который никогда не пел, начинает создавать хор и удачно им руководит, а педагог, не занимавшийся рисованием, вдруг открывает в себе дар чувствовав цвет и перспективу. Использование умений петь и рисовать, играть на музыкальном инструменте, понимать музыку, живопись, архитектуру, красиво говорить, ходить, одеваться способно обогатить любой педагогический процесс, вдохнуть в него жизнь, духовность. Такой педпроцесс не может не нравиться учащимся, не привлекать их. Об этом говорит богатый опыт А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и современных новаторов Н. Н. Палтышева, В. Ф. Шаталова и др. У многих будущих инженеров-педагогов может возникнуть неверие в свои творческие и особенно художественные способности. Но, во-первых, некоторые просто не знают свои возможности. Они не имели случая их проявить. А во-вторых, никогда не поздно изучить себя в этом плане и даже развить кое-какие художественные умения. Опыт показывает, что проектированием охотнее и быстрее овладевает тот, кто может в системе, процессе или ситуации полностью реализовать себя, кто обладает разносторонними умениями. Посредственный педагог, ограниченный, с узким набором умений, не любит проективную деятельность, ему нечего вкладывать в проект, нечем самореализовываться. Психология педагогического творчества мало изучена. Педагогическое творчество — это почти изобретательство. Изобретательство, в свою очередь, есть отход от традиций, привычек, стереотипов. Недаром педагоги-новаторы преобразуют традиционный урок, дополняют традиционные методы, развивают и обогащают традиционные принципы. Творчество в проектировании в некотором смысле — полет мысли в неизведанное. Что нового может проектировать, например, мастер производственного обучения? Разработать свою структуру урока, создать новую форму проекта вместо устаревшего конспекта, предложить использовать на уроке изготовленные им наглядные пособия, интересные приемы или методы, разработать новое оборудование мастерской, спроектировать иную и более удобную форму для учащихся и для себя, продумать способы ускорения обучения, новые схемы анализа урока, оценки его качества, способы автоматизации поурочного планирования, оценку учебной деятельности учащихся, стимулы положительного поведения учащегося и т. д. Основой любого творчества является осознанная потребность: помочь хорошо выполнить работу, получить удовлетворение от результата, избежать наказания за плохой результат и т. д. Если удовлетворение потребности идет привычными путями и средствами, педагог работает стандартно, по алгоритму. Но если существующих или принятых способов не хватает, то педагог ищет другие, не общеизвестные, придумывает сам. В этом и проявляется педагогическое творчество. Бывает так, когда сознательно что-то трудно придумать, изобрести, тогда на помощь приходит интуиция. Это смутное предчувствие о сути вещей, способах деятельности, о результатах. Интуиция сама по себе не существует. Она опирается на знание, опыт, реальные условия. Все это является для нее "подсказкой". Вот почему этот материал надо у себя накапливать, бережно хранить. Представьте себе преподавателя химии в ПТУ. Это молодая женщина с небольшим педагогическим стажем, по природе робкая, нерешительная. Ей трудно вести уроки из-за низкой мотивации учения ребят и их плохой дисциплины. Будучи человеком умным и ответственным, она настойчиво искала способы их организации. Требовать на все случаи объяснительные записки, как требуют ее коллеги? Но будет расти гора бумаг, обманных обещаний, а результаты останутся непрочными. Делать записи для родителей в дневнике? Будут расти озлобленность и бравада. Отводить к директору? Упадет собственный авторитет в глазах ребят, они отдалятся. Читать нотации, уговаривать, выгонять с уроков? И это не подействует. Среди всего этого она успела понять, что никакая наказательная педагогика не подействует в условиях отсутствия собственной мотивации учения. Нужно доверие, тепло, доброта. Ее ребята в этом нуждались. Сначала она использует те формы, которые известны всем: идет с ними в цирк, перерасказывает интересные книги, приносит фантастику, знакомится с семьями... А потом создает клуб "Мы — потомки", где ребята воссоздают по письмам, фото, рассказам истории своих семей, своего родства, своего глубокого прошлого. В клубе — и учащиеся, и педагоги, и родители. Все это далеко от химии, но постепенно отражается и на уроках химии, на изучении этой дисциплины. Вот уже два года у нее нет проблем с дисциплиной и изучением предмета. У нее создался имидж педагога, уважающего и преданного учащимся, их интересам. Не сразу, но учащиеся поняли это и оценили. Путь, конечно, долгий, трудоемкий, но беспроигрышный. Или еще один пример. Мастер ведет уроки производственного обучения в мастерской, отгороженной легкой стенкой от других очень шумных мастерских. Как проводить вводный инструктаж? Непосредственно у рабочих мест или у доски? Через наушники и микрофон? Дать каждому краткую письменную инструкцию? Провести опережающие (до урока) консультации с лучшими учащимися и затем организовать урок, как взаимообучение? Опять, кроме проб и ошибок, мастер воспользовался собственной интуицией. Для его учащихся было интересным смонтировать радиоаппаратуру и затем спокойно пользоваться ей. Кстати, радиосвязь понадобилась не только на вводном инструктаже, но и на текущих. Уважение к технике поднялось, серьезность выполнения заданий и их качество возросли. Какие виды творчества могут проявляться во время педагогического проектирования? Это прежде всего моральное, дидактическое, технологическое и организаторское творчество.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |