Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы педагогического проектирования




Педагогическое проектирование является одновременно и наукой, и ис­кусствам. Как процесс оно имеет одновременно и нормативный, и творческий характер. Нормативный — потому, что регламентирован и имеет свои этапы, формы, принципы и приемы осуществления. Оно совершается педагогом целенаправленно и сознательно. Но если при проектировании опираться только на логику, теорию, то системы, процессы и ситуации, спроектирован­ные педагогом, делаются сухими, оторванными от жизни. Как говорят сами конструкторы, идя по этому направлению, можно осуществлять только "гру­бое" проектирование.

Понять педагогическое проектирование как искусство — значит понять его более широко, вовлечь в этот процесс не только сознание, но и деятель­ность, чувства, волю, способности — все, чем богаты мы от природы. Если педпроектирование — искусство, то оно непременно должно обладать худо­жественными качествами. Выходящий из рук педагога проект должен быть красивым, гармоничным, способным производить впечатление на каждого участника его реализации. Педагог должен красиво переходить от одного ме­тода к другому, находить оригинальную связь материала урока с жизнью, гармонировать со станком при обтачивании образца — все это и есть эстети­ческие качества проекта. Не зря в ходе проектирования некоторые педагоги предусматривают использование музыкальных записей, юмора, продумыва­ют даже стиль своей одежды.

Если проектирование для педагога — искусство, то оно требует от него большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуально и опирается на артистичность, изобретательность, вдох­новение, оригинальность педагога. Опытные педагоги могли бы расска­зать о том, как много надо индивидуальных умений, чтобы обогатить лед-процесс, ситуацию. Педагог, который никогда не пел, начинает создавать хор и удачно им руководит, а педагог, не занимавшийся рисованием, вдруг открывает в себе дар чувствовав цвет и перспективу. Использование уме­ний петь и рисовать, играть на музыкальном инструменте, понимать му­зыку, живопись, архитектуру, красиво говорить, ходить, одеваться спо­собно обогатить любой педагогический процесс, вдохнуть в него жизнь, духовность. Такой педпроцесс не может не нравиться учащимся, не при­влекать их. Об этом говорит богатый опыт А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и современных новаторов Н. Н. Палтышева, В. Ф. Шаталова и др.

У многих будущих инженеров-педагогов может возникнуть неверие в свои творческие и особенно художественные способнос­ти. Но, во-первых, некоторые просто не знают свои возможности. Они не имели случая их проявить. А во-вторых, никогда не поздно изучить себя в этом плане и даже развить кое-какие художествен­ные умения. Опыт показывает, что проектированием охотнее и бы­стрее овладевает тот, кто может в системе, процессе или ситуации полностью реализовать себя, кто обладает разносторонними уме­ниями. Посредственный педагог, ограниченный, с узким набором умений, не любит проективную деятельность, ему нечего вклады­вать в проект, нечем самореализовываться.

Психология педагогического творчества мало изучена. Педагогическое творчество — это почти изобретательство. Изобретательство, в свою очередь, есть отход от традиций, привычек, стереотипов. Недаром педагоги-новаторы преобразуют традиционный урок, дополняют традиционные методы, разви­вают и обогащают традиционные принципы. Творчество в проектировании в некотором смысле — полет мысли в неизведанное.

Что нового может проектировать, например, мастер производственного обучения? Разработать свою структуру урока, создать новую форму проекта вместо устаревшего конспекта, предложить использовать на уроке изготов­ленные им наглядные пособия, интересные приемы или методы, разработать новое оборудование мастерской, спроектировать иную и более удобную фор­му для учащихся и для себя, продумать способы ускорения обучения, новые схемы анализа урока, оценки его качества, способы автоматизации поурочно­го планирования, оценку учебной деятельности учащихся, стимулы положи­тельного поведения учащегося и т. д.

Основой любого творчества является осознанная потребность: помочь хорошо выполнить работу, получить удовлетворение от результата, избежать наказания за плохой результат и т. д. Если удовлетворение потребности идет привычными путями и средствами, педагог работает стандартно, по алгорит­му. Но если существующих или принятых способов не хватает, то педагог ищет другие, не общеизвестные, придумывает сам. В этом и проявляется пе­дагогическое творчество. Бывает так, когда сознательно что-то трудно при­думать, изобрести, тогда на помощь приходит интуиция. Это смутное пред­чувствие о сути вещей, способах деятельности, о результатах. Интуиция сама по себе не существует. Она опирается на знание, опыт, реальные условия. Все это является для нее "подсказкой". Вот почему этот материал надо у себя накапливать, бережно хранить.

Представьте себе преподавателя химии в ПТУ. Это молодая женщина с небольшим педагогическим стажем, по природе робкая, нерешительная. Ей трудно вести уроки из-за низкой мотивации уче­ния ребят и их плохой дисциплины. Будучи человеком умным и ответственным, она настойчиво искала способы их организации. Требовать на все случаи объяснительные записки, как требуют ее коллеги? Но будет расти гора бумаг, обманных обещаний, а резуль­таты останутся непрочными. Делать записи для родителей в днев­нике? Будут расти озлобленность и бравада. Отводить к директору? Упадет собственный авторитет в глазах ребят, они отдалятся. Чи­тать нотации, уговаривать, выгонять с уроков? И это не подейству­ет. Среди всего этого она успела понять, что никакая наказательная педагогика не подействует в условиях отсутствия собственной мо­тивации учения. Нужно доверие, тепло, доброта. Ее ребята в этом нуждались. Сначала она использует те формы, которые известны всем: идет с ними в цирк, перерасказывает интересные книги, при­носит фантастику, знакомится с семьями... А потом создает клуб "Мы — потомки", где ребята воссоздают по письмам, фото, расска­зам истории своих семей, своего родства, своего глубокого прошло­го. В клубе — и учащиеся, и педагоги, и родители. Все это далеко от химии, но постепенно отражается и на уроках химии, на изуче­нии этой дисциплины. Вот уже два года у нее нет проблем с дис­циплиной и изучением предмета. У нее создался имидж педагога, уважающего и преданного учащимся, их интересам. Не сразу, но учащиеся поняли это и оценили. Путь, конечно, долгий, трудоем­кий, но беспроигрышный.

Или еще один пример. Мастер ведет уроки производственно­го обучения в мастерской, отгороженной легкой стенкой от других очень шумных мастерских. Как проводить вводный инструктаж? Непосредственно у рабочих мест или у доски? Через наушники и микрофон? Дать каждому краткую письменную инструкцию? Про­вести опережающие (до урока) консультации с лучшими учащими­ся и затем организовать урок, как взаимообучение? Опять, кроме проб и ошибок, мастер воспользовался собственной интуицией. Для его учащихся было интересным смонтировать радиоаппаратуру и затем спокойно пользоваться ей. Кстати, радиосвязь понадобилась не только на вводном инструктаже, но и на текущих. Уважение к технике поднялось, серьезность выполнения заданий и их качество возросли.

Какие виды творчества могут проявляться во время педагогического про­ектирования? Это прежде всего моральное, дидактическое, технологическое и организаторское творчество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.