КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система форм педагогического проектирования
Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы (таблица 22), их число и даже они сами могут меняться. Известно, что многие педагоги некоторые формы проектирования относят к формальному бумаготворчеству, считают, что они избыточны. С одной стороны, такое отношение к проектированию есть следствие профессиональной неграмотности педагогов. С другой — результат разрыва слова и дела, девальвация слова, сложившаяся в нашем обществе вообще и в народном образовании в частности. В течение многих лет в школах и профтехучилищах ведется борьба с увеличением документации, сокращается число обязательных документов, упрощается их структура и т. д., но тенденция такова, что сократить формы проектирования не удается, напротив, число документов растет. Отсюда следует два важных вывода. Первый— без форм проектирования педагогу нельзя работать. Второй— нахождение оптимального набора форм проектирования все еще остается делом будущего. Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них. Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции— изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе. Концепция профессионально-технического образования включает изложение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления. Таблица 22
Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем. Концепции процесса значительно проще. Они включают в себя общие теоретические представления о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция процесса включает в себя описание предполагаемой технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Концепции педагогического процесса чаще всего существуют в форме теорий или теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения), а также как составная часть концепций систем, в рамках которых тот или иной процесс создается. Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются, но это не значит, что их нет. Они присутствуют в мысленно-чувственной форме (мечты, стремления, представления). Выход из наиболее острых ситуаций педагог может проектировать в личном дневнике. Кратко остановимся на особой форме проектирования — мечте. Мечта — это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений. Мечта — это и инструмент познания. Мечта —это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Мечта, как правило, связывается с высокими нравственными устремлениями. Мечта становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции. Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. "Надо мечтать!" — не приглашение к приятному времяпрепровождению в сладких грезах, а призыв мобилизовать данную только человеку способность предвосхищающего проектирования будущего" (Семенова С.. Федоров Н. Творчество жизни. М., 1990. С. 179.). Мечта — это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза. План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Поурочно-тематический план составляется по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План урока — это определение задач урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала. Если поурочно-тематический план является проектом педагогического процесса, то план урока — его конструктом. На этих примерах мы показали, что любую деятельность учащихся и педагогов предваряет документированное проектирование. Знание форм документированного проектирования позволяет педагогу пользоваться ими профессионально, совершенствоватьих или разрабатывать новые. В настоящее время все чаще говорят о педагогической технологии. Педагогическая технология создается всей системой проектирования в единстве всех трех его этапов. Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практики. Этапы проектирования педагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения. В ходе проектирования целевые идеи могут так значительно перерабатываться, приближаясь к конкретным условиям, что конечные конструкты начинают сильно отличаться от первоначальной модели. Между краской на палитре художника и законченным художественным произведением Пикассо, думается, существует такая же разница, как между нашими педагогическими теориями и концепциями и их реальным воплощением, но, к сожалению, чаще с обратным значением. Между тем, все должно быть совсем наоборот, ведь жизнь богаче всяких теорий.
Задания для самостоятельной работы 1. Сравните перечисленные этапы (ступени) педагогического проектирования с теми, которые выделены в техническом проектировании. Что общего и различного в педагогическом и техническом проектировании? 2. Составьте словесный портрет своего будущего учащегося, т. е. разработайте целевой идеал. 3. Посетите профтехучилище, побеседуйте с педагогами и составьте полный перечень форм проектирования их деятельности в соответствии с табл. 4. 4. Осуществите рефлексию: выделите и проанализируйте этапы и формы проектирования вами личной жизни и деятельности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |