Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система форм педагогического проектирования




Формы педагогического проектирования — это документы, в кото­рых описывается с разной степенью точности создание и действие педа­гогических систем, процессов или ситуаций.

Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы (табли­ца 22), их число и даже они сами могут меняться. Известно, что многие педа­гоги некоторые формы проектирования относят к формальному бумаготвор­честву, считают, что они избыточны. С одной стороны, такое отношение к проектированию есть следствие профессиональной неграмотности педагогов. С другой — результат разрыва слова и дела, девальвация слова, сложившая­ся в нашем обществе вообще и в народном образовании в частности. В тече­ние многих лет в школах и профтехучилищах ведется борьба с увеличением документации, сокращается число обязательных документов, упрощается их структура и т. д., но тенденция такова, что сократить формы проектирования не удается, напротив, число документов растет. Отсюда следует два важных вывода. Первый— без форм проектирования педагогу нельзя работать. Вто­рой— нахождение оптимального набора форм проектирования все еще оста­ется делом будущего. Остановимся на формах проектирования, которые при­няты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.

Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основ­ная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы по­строения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция стро­ится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обоб­щенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции— изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положе­ния, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Концепция профессионально-технического образования включает изло­жение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполага­ет описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления.

Таблица 22

Этапы (ступени) педагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования
Педагогические системы   Педагогические процессы   Педагогические ситуации  
  1.Педагогическое моделирование   Законы, уставы, концепции, положения, ЕТКС и др. Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др. Мысленно-чувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др.
2. Педагогическое проектирование   Квалификационные харак­теристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др. Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочно-тематический план и др. Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.
3. Педагогическое конструирование Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели нагляд­ных пособий, учебники, учебные пособия и др.    

 

Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем. Концепции процесса значительно проще. Они включают в себя общие теоретические представления о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция процесса включает в себя описание пред­полагаемой технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Кон­цепции педагогического процесса чаще всего существуют в форме теорий или теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения), а также как составная часть концепций систем, в рамках которых тот или иной процесс создается.

Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются, но это не значит, что их нет. Они присутствуют в мысленно-чувственной фор­ме (мечты, стремления, представления). Выход из наиболее острых ситуаций педагог может проектировать в личном дневнике.

Кратко остановимся на особой форме проектирования — меч­те. Мечта — это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений. Мечта — это и инструмент познания. Мечта —это эмоциональная способность к проектирова­нию человеком будущего. Мечта, как правило, связывается с высо­кими нравственными устремлениями. Мечта становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции.

Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. "Надо мечтать!" — не приглашение к приятному времяпрепровождению в сладких грезах, а призыв мобилизовать данную только человеку способность предвосхищающего проектирования будущего" (Семенова С.. Федоров Н. Творчество жизни. М., 1990. С. 179.). Мечта — это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), по­рядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используют­ся очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы проф­техучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изуче­ние, порядок изучения дисциплин. Поурочно-тематический план составля­ется по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План урока — это определение задач урока и перечень основ­ных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного мате­риала. Если поурочно-тематический план является проектом педагогическо­го процесса, то план урока — его конструктом.

На этих примерах мы показали, что любую деятельность учащихся и пе­дагогов предваряет документированное проектирование. Знание форм доку­ментированного проектирования позволяет педагогу пользоваться ими про­фессионально, совершенствоватьих или разрабатывать новые.

В настоящее время все чаще говорят о педагогической технологии. Педа­гогическая технология создается всей системой проектирования в единстве всех трех его этапов. Педагогическое проектирование есть механизм разра­ботки технологии в педагогической теории и практики. Этапы проектирова­ния педагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения. В ходе проек­тирования целевые идеи могут так значительно перерабатываться, прибли­жаясь к конкретным условиям, что конечные конструкты начинают сильно отличаться от первоначальной модели. Между краской на палитре художни­ка и законченным художественным произведением Пикассо, думается, суще­ствует такая же разница, как между нашими педагогическими теориями и концепциями и их реальным воплощением, но, к сожалению, чаще с обрат­ным значением. Между тем, все должно быть совсем наоборот, ведь жизнь богаче всяких теорий.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сравните перечисленные этапы (ступени) педагогического проектиро­вания с теми, которые выделены в техническом проектировании. Что общего и различного в педагогическом и техническом проектировании?

2. Составьте словесный портрет своего будущего учащегося, т. е. разрабо­тайте целевой идеал.

3. Посетите профтехучилище, побеседуйте с педагогами и составьте пол­ный перечень форм проектирования их деятельности в соответствии с табл. 4.

4. Осуществите рефлексию: выделите и проанализируйте этапы и формы проектирования вами личной жизни и деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.